МЕТОДИКА:
Субъективный уровень возрастной дискриминированности
(Микляева А.В).
Методика предназначена для оценки субъективного уровня возрастной ди-
скриминированности человека.
В оригинальной версии методики "Опросник эйджизма" (E. Palmore) вни-
манию испытуемых предлагается 20 ситуаций, отражающих наиболее распростра-
ненные в обществе практики эйджизма (они названы автором "видами эйджиз-
ма").
Опросник переведен на русский язык и апробирован в пилотажном иссле-
довании.
Авторами модифированной методики предполагалось, что опросник будет
применяться не только при работе с выборкой пожилых людей, для которой он
был предназначен по задумке автора оригинальной версии, но и в выборках
подростков и взрослых. На этапе пилотажного исследования была проведена
экспертная оценка пунктов опросника. Цель экспертной оценки состояла в
том, чтобы выявить те пункты опросника, которые не могут быть распростра-
нены за пределы проблематики пожилого возраста. В качестве экспертов выс-
тупили 43 студента первых курсов, которым предлагалось оценить вероятность
события, описанного в каждом пункте, в жизни подростка с помощью дихотоми-
ческой шкалы "да-нет". На основе экспертной оценки из опросника были ис-
ключены 6 пунктов, которые, по мнению экспертов, не отвечают требованию
универсальности для всех возрастных групп.
Окончательный вариант опросника включает в себя 14 утверждений, опи-
сывающих различные ситуации возрастной дискриминации. Первые 9 ситуаций
при этом являются "открытыми", поскольку в них не задаются субъект и ситу-
ация дискриминации. Оставшиеся 5 вопросов затрагивают опыт переживания эй-
джизма в конкретных ситуациях социального взаимодействия, которые, по мне-
нию E. Palmore, являются наиболее типичными для функционирования возраст-
но-дискриминирующих практик в социуме. "Открытые" вопросы предлагаются ис-
пытуемым первыми для того, чтобы ответы в максимальной степени отражали
именно личный опыт переживания эйджизма.
Суммируя баллы, можно получить показатель субъективно-переживаемой
возрастной дискриминированности человека.
Кроме того, как указывает автор методики, данный опросник позволяет
выявить распространение тех или иных эйджистских практик в различных соци-
альных группах, и, шире, в различных обществах (Palmore E.. 2001).
Примечание к компьютерной версии.
яя В данной компьютерной программе интерпретация результатов тестирова-
ния основана на следующих условных критериях выраженных в процентах с ну-
вой точкой отсчета:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Опросник состоит из 14 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минутsы.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Субъективный уровень возрастной дискриминированности.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовый показатель - "ВД" = 21 75%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный показатель субъективно-переживаемой возрастной
дискриминированности человека основанной на том, что окружающие
проявляют готовность адекватно воспринимать и сотрудничать лишь с
теми людьми, кто соответствует некоему заранее установленному кри-
терию возраста.
|