МЕТОДИКА:
Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей
State Trait Personal Inventory
(STPI)
(C. D. Spielberger)
(Адаптация А.Д. Андреевой).
Для исследования тревожности у старших подростков и юношей А.Д. Анд-
реевой в 1988 г. был модифицирован опросник Ч.Д.Спилбергера (STPI - State
Trait Personal Inventory). Он позволяет выявить уровень познавательной ак-
тивности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личнос-
ти. Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку лю-
бознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосред-
ственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную дея-
тельность субъекта. Гнев и тревога - базальные эмоции, зависящие от иерар-
хически организованных структур мозга, они усиливают действие эмоциогенных
стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспо-
собления субъекта к жизненно значимым ситуациям.
Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую,
эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся
неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет
собой реакцию на вполне определенную опасность. Тревога характеризуется
различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличием осознаваемых
неприятных перживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасе-
ний, выраженной активацией деятельности вегетативной нервной системы. Воз-
никает тревога как реакция человека на различные стрессы, чаще психогенно-
го, социально-психологического характера.
Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в
повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуа-
циях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не
предрасполагают. Тревожность является конститунциональным признаком, отно-
сится к предрасположенности, облегчающей возникновение реакций тревоги.
Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими поло-
жениями:
1. Ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или лич-
ностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога пе-
реживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности.
2. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы
или значимой причины переживаний. От этих факторов зависит длительность
переживания тревоги.
3. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства,
которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интен-
сивно.
4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мо-
билизует защитные механизмы личности. Часто повторяющиеся стрессовые ситу-
ации приводят к выработке типичных механизмов защиты.
Описание.
Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы познавательной
активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний, характери-
зующие личностные свойства субъекта, а в другую - эти же шкалы, но в отно-
шении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей ди-
агностики эмоционального отношения к учению была модифицирована направлен-
ность входящих в методику высказываний и инструкции испытуемому таким об-
разом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке в
ходе учебной работы в классе. Такое построение методики позволяет сопоста-
вить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятель-
ности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на осо-
бенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть оп-
росника может быть использована и для изучения эмоционального отношения
учащихся к тому или иному учебному предмету; в этом случае текст инструк-
ции конкретизируется применительно к данному предмету. Указанный вариант
опросника наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы
с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного мате-
риала.
Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций вхо-
дят в обе части опросника, причем каждая шкала состоит из 10 пунктов, рас-
положенных в определенном порядке.
При ответе испытуемые пользуются четырехбалльной шкалой оценок:
"Почти никогда" (1 балл),
"Иногда" (2 балла),
"Часто" (3 балла),
"Почти всегда" (4 балла).
Инструкция к 1-й части.
Прочти внимательно каждое предложение и обведи кружком одну из цифр,
расположенных справа, в зависимости от того, как ты обычно себя чувству-
ешь, каково твое обычное состояние.
Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.
Инструкция ко 2-й части.
А теперь постарайся оценить, как ты себя чувствуешь на уроках в шко-
ле.
Кроме того, дополнительно к каждой части опросника авторы ввели по
десять "свободных" пунктов, попросив учащихся заполнить их ответами на
вопросы: "Какие еще чувства ты обычно испытываешь?" (после 1-й части оп-
росника) и "Какие еще чувства ты испытываешь на уроке?" (после 2-й части).
При апробации методики предполагалось, что, ответив на эти вопросы, школь-
ники оценят и степень проявления этих чувств в баллах, подобно тому как
это делалось с основной частью опросника. Однако большинство учащихся от-
неслось к данному заданию как к возможности свободно высказаться о наибо-
лее значимых для себя переживаниях, и необходимость в их балльной оценке
отпала. Здесь следует отметить, что более содержательные ответы обычно да-
ются на второй дополнительный вопрос - о чувствах, переживаемых на уроке,
и именно они предоставляют наиболее интересный материал для анализа. В то
же время учащиеся нередко затрудняются при ответе на первый вопрос и за-
частую просто опускают его. Тем не менее, авторы считают целесообразным
включение этого вопроса в методику для получения более объективной карти-
ны. В целом дополнительные пункты опросника позволяют получить данные,
оказывающие существенную помощь при интерпретации основных результатов.
Эмоция Пункт шкалы, номер
Тревожность 1 4 7 10 13 16 19 22 25 28
Познавательная
активность 2 5 8 11 14 17 20 23 26 29
Негативные переживания
эмоциональные 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30
Методика используется как при проведении фронтального обследования с
целью выявления детей, испытывающих в школе различного рода эмоциональные
проблемы или занимающих неблагополучное положение в классе в целом, так и
при индивидуальной работе с учащимися, требующими помощи со стороны школь-
ного психолога для нормализации учебной деятельности.
Обработка и интерпретация данных.
Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что
оценка "4" отражает высокий уровень тревожности, познавательной активности
или негативных эмоциональных переживаний (например, "Я сержусь"). Другие
(например, "Я спокоен", "Мне скучно") сформулированы таким образом, что
высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной актив-
ности; в шкалах негативных эмоциональных переживаний подобных пунктов нет.
Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие
высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они отме-
чены на бланке. Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсут-
ствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке отмечено 1234 - вес для подсчета: 4321.
Такими пунктами являются:
1-я часть.
По шкале тревожности: 1, 4, 19.
По шкале познавательной активности: 23, 29.
2-я часть.
По шкале тревожности: 1, 7, 19, 25.
По шкале познавательной активности: 23, 29.
Для получения балла какого-либо состояния или свойства подсчитывается
сумма весов по всем 10 пунктам соответствующей шкалы. Минимальная оценка
по каждой шкале - 10 баллов, максимальная - 40 баллов. Если пропущен 1
пункт из 10, можно подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые
испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; балл будет выражаться
следующим за этим результатом средним числом. При пропуске двух и более
баллов надежность и валидность шкалы будет считаться относительной.
Таким образом, для каждого индивида получают данные об общем уровне
основных эмоциональных процессов: тревожности, познавательной активности и
негативных эмоциональных переживаний и характере их проявления в ходе
учебной деятельности. На основании индивидуальных данных можно подсчитать
средние значения тревожности, познавательной активности и негативных эмо-
ций для определенной группы учащихся (например, класса, половозрастной
группы), а также показатель разброса данных - среднее квадратическое от-
клонение результатов группы. Это позволяет определить показатели уровней
познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных пережи-
ваний в обычном состоянии и на уроке в различных возрастных группах. Дан-
ные для VII - X классов приведены ниже.
Средние данные, полученные по методике Спилбергера:
---------------------------------------------------------------------------
Уровень Класс Тревожность Познавательная Негативные
эмоции активность эмоциональные
переживания
---------------------------------------------------------------------------
обычно на уроке обычно на уроке обычно на уроке
Низкий VII 10-17 10-18 10-21 10-20 10-14 10
VIII 10-16 10-18 10-22 10-20 10-16 10-11
IX 10-17 10-17 10-23 10-17 10-16 10-11
X 10-17 10-17 10-23 10-20 10-16 10-11
---------------------------------------------------------------------------
Средний VII 18-23 19-24 22-29 21-27 15-22 11-17
VIII 17-24 19-25 23-28 21-28 17-25 12-19
IX 18-24 18-26 24-30 18-28 17-27 12-21
X 18-25 18-23 24-31 21-29 17-25 12-18
---------------------------------------------------------------------------
Высокий VII 24-40 25-40 30-40 28-40 23-40 18-40
VIII 25-40 26-40 29-40 29-40 26-40 20-40
IX 25-40 27-40 31-40 29-40 28-40 22-40
X 26-40 24-40 32-40 30-40 26-40 19-40
---------------------------------------------------------------------------
По каждой шкале во всех возрастных группах обнаруживается значитель-
ный разброс индивидуальных данных, что свидетельствует о высокой чувстви-
тельности описываемой методики к индивидуальным различиям, об ее пригод-
ности для изучения эмоциональных компонентов учебной деятельности отдель-
ного ученика в ходе работы школьного психолога.
Данные, приведенные в этой таблице, могут быть использованы для оп-
ределения уровня познавательной активности, тревожности и негативных эмо-
циональных переживаний отдельного школьника.
Опросник состоит из 60 утверждений.
Примерное время тестирования 20-30 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
----
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник исследования тревожности у старших подростков и
юношей (STPI).
Ф.И.О: ______________________________
Доп. данные: ________________________
Диаграмма №1:
Т ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓───────────────────╢>
П ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓──────────╢>
Н ╟─▒▒▒▒▒▒▒▓▓───────────────────────╢>
Диаграмма №2:
Т ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓─────────────────────╢>
П ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓██──────────╢>
Н ╟─▒▒▓─────────────────────────────╢>
Тестовые показатели:
№1 №2
1. Тревожность: Т = 22 20
2. Познавательная активность: П = 31 31
3. Негативные эмоциональные переживания: Н = 18 12
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Умеренный уровень личностной тревожности. Предрасположенность
к восприятию широкого круга ситуаций как угрожающих своей само-
оценке, престижу, самоуважению или жизнедеятельности. Склонность
реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Чувствительность
в отношении тех негативных событий или неудач которые предположи-
тельно могут случиться или произойти.
Средний уровень познавательной активности как свойства лич-
ности, умеренная любознательность и интерес к окружающему миру.
Средний уровень личностно обусловленной склонности к негатив-
ным эмоциональным переживаниям. В стрессовых ситуациях возможно
проявление некоторой раздражительности, несдержанности, вспыльчи-
вости.
Умеренный уровень ситуативной тревожности. Некоторая эмоцио-
нальная неуравновешенность, напряженность, внутреннее беспокойст-
во, озабоченность.
Высокий уровень ситуационной познавательной активности, любо-
знательности, непосредственного интереса к окружающему миру, акти-
визирующих познавательную деятельность школьника.
Средний уровень ситуационно-обусловленных негативных эмоцио-
нальных переживаний. В некоторых сложных стрессовых ситуациях воз-
можно проявление некоторой несдержанности, вспыльчивости, раздра-
жительности, гневливости, повышенной чувствительности к критичес-
ким замечаниям.
|