МЕТОДИКА:
Карта экспертной оценки социально-психологической адаптации
(Карта наблюдения Д. Стотта).
Карта наблюдения Стотта предназначена для изучения особенностей уче-
ников, дезадаптированных к условиям школы. Может использоваться для испы-
туемых разного возраста.
Дезадаптация предполагает невыполнение школьных требований вследствие
нежелания, неумения, или неспособности ученика. Среди дезадаптированных
выделяют два основных типа учащихся. Во-первых, это те ученики, которые
создают серьезные проблемы для окружающих (педагогов, других детей, тех-
персонала) - так называемые трудные. Во-вторых, это ученики, которые сами
страдают от трудностей, но не доставляют окружающим особых неприятностей -
"страдающие" ученики.
Можно выделить три формы школьной дезадаптации:
1) преимущественно внешнюю - поведенческую;
2) преимущественно внутреннюю - психологическую:
3) смешанную.
Карта наблюдения Стотта, оценивающая степень и характер дезадаптации
школьника, состоит из 16 комплексов-симптомов - образцов поведения, или
симптомокомплексов (СК). СК представлены в виде перечней - и пронумерованы
I - XVI. В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При заполне-
нии карты наблюдения наличие каждого из указанных в ней образцов поведения
у обследуемого отмечается знаком "+", а отсутствие знаком "-". Эти данные
заносятся в специальную таблицу.
Заполняющий карту наблюдения, сделав заключение о наличии или отсут-
ствии очередного образца поведения, вписывает в столбец соответствующего
СК номер образца поведения и справа от номера ставит знак "+" или знак
"-". Образец поведения обладает неодинаковым информативным удельным весом.
Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей (+, -) в "сырые"
оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие - 2 балла. Для
этого пользуются таблицей перевода первичных эмпирических показателей в
"сырые" оценки. В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются. Затем
суммы "сырых" оценок по каждому СК переводятся в процентные показатели,
которые указывают на выраженность каждого из СК у обследуемого от макси-
мально возможной. Таблица строится следующим способом:
1. Суммируются все баллы по каждому СК из таблицы первичных показате-
лей.
2. Каждая из возможных "сырых" оценок делится на максимально возмож-
ную сумму и умножается на 100 %.
Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют ориентиро-
вочное значение. Поэтому при интерпретации обращаться с ними нужно осто-
рожно. Кроме того, методика не стандартизирована. Целесообразно использо-
вать ее результаты как ориентиры в индивидуальном подходе, но не как ос-
нования для диагноза.
С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100 %) разбиты для каждо-
го СК на пять интервалов.
Интервал от 0 до 20 % говорит о настолько слабой выраженности качест-
ва, что оно практически не присуще данному СК.
Интервал от 80 до 100% свидетельствует о том, что здесь качество СК
"переросло себя" и мы имеем дело с другим качеством.
Для правильной интерпретации крайних интервалов особенно важно прив-
лечение дополнительных сведений.
Интервал 20%-40% - заметная выраженность качества;
Интервал 40%-60% - сильная выраженность качества;
Интервал 60%-80% - очень сильная выраженность качества.
Содержание симптомокомплексов.
I-НД - Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям.
СК НД положительно коррелирует с сенситивностью по ПДО Личко. Любые
достижения стоят ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симпто-
мы, от 12 до 17 - симптомы явного нарушения.
II-O - Ослабленность (астения).
Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости
состояния, а о проявлениях апатии, пониженного настроения, своего рода
нейро-физиологической истощаемости. В более легкой форме спады энергии че-
редуются с проявлениями энергичности и активности. СК "О" говорит о дефи-
ците энергетических ресурсов организма ребенка. Симптомы 9-20 говорят о
более выраженной депрессии. Пунктам синдрома "О" обычно сопутствуют выра-
женные синдромы НВ и ТВ, особенно в ее крайних формах. По всей вероятности
они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.
III-У - Уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение.
Защитная установка по отношению к контактам с любыми людьми, неприя-
тие проявляемого к нему чувства любви.
IV-ТВ - Тревога за "принятие" взрослыми и интерес с их стороны.
Беспокойство и неуверенность относительно того, интересуются ли им
взрослые, любят ли его. СК ТВ выражает тревожные надежды, стремления, по-
пытки ребенка к установлению и сохранению хороших отношений со взрослыми.
Симптомы 1-6 - ребенок старается убедиться, что его "принимают" и любят
взрослые. Симптомы 7-10 - ребенок обращает на себя внимание и преувеличен-
но добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 - ребенок проявляет большое
беспокойство о том, "принимают" ли его взрослые.
V-НВ - Неприятие взрослых.
Проявления различных форм неприятия взрослых, от избегания учителя,
подозрительности до неконтролируемой враждебности. Симптомы 1-4 - ребенок
проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом
враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 - ребенок то относится ко взрос-
лым враждебно, то старается добиться их хорошего отношения. Симптомы
10-17 - открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Сим-
птомы 18-24 - полная, неуправляемая, привычная враждебность.
VI-ТД - Тревога за "принятие" детьми.
Беспокойство и неуверенность в том, любят ли его другие дети и пред-
ставляет ли он для них интерес. СК ТД выражает те же тенденции что и СК
ТВ, но в отношении сверстников. Временами принимает форму открытой враж-
дебности. Все симптомы одинаково важны.
VII-А - Асоциальность.
Недостаток стремления следовать социальным - морально-нравственным -
нормам. Ребенок не стремится получить одобрение взрослого. Однако термин
"асоциальное" поведение не является синонимом термина "антисоциальное" -
преступно-криминальное - поведение. Хотя при сильной выраженности СК (82 %
и более) последнее может иметь место. Слабая выраженность СК А (14 % и ме-
нее) может быть и в случае, если нравственные ценности ученика выше, чем
предъявляемые ему школой моральные требования (что не обязательно, но
встречается). СК А связан с неуверенностью в одобрении взрослых, которая
выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 - отсутствие ста-
рания понравиться взрослым, безразличие и отсутствие заинтересованности в
хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 - у более старших детей могут ука-
зывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 - отсутствие
моральной чувствительности.
VIII-КД - Конфликтность с детьми.
Враждебное отношение к другим детям - от ревнивого соперничества до
открытой враждебности. Надо отметить, что слабая выраженность СК НВ и КД
может говорить о попытках установления или сохранения хороших отношений,
но не нормальными, а ошибочными способами. Это может быть сигналом о на-
чавшемся переходе "от любви к ненависти", когда проявления плохого еще че-
редуются с проявлениями хорошего.
IX-Н - Неусидчивость, или неугомонность.
Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей усидчивости,
концентрации внимания или размышления, избегание долговременных усилий.
Х-ЭН - Эмоциональные напряжения, или эмоциональная незрелость.
Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего в условиях
школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявляется в инфантиль-
ности речи, тревожности, склонности к слезам. Симптомы 1-5 свидетельствуют
об эмоциональной незрелости, 6 и 7 - о серьезных трудностях, 8-10 - о про-
гулах и непунктуальности.
XI-НС - Невротические симптомы.
Включают в себя признаки невроза, преимущественно невроза навязчивых
состояний: частое моргание, грызение ногтей, сосание пальца и т.д., отчас-
ти невроза страхов.
XII-С - Среда.
Содержит несколько внешних признаков - сигналов того, что ребенок
растет в неблагополучной среде, прежде всего, неблагоприятном семейном
кругу.
XIII-УР - Умственное развитие.
Констатирует уровень отставания в предметных знаниях и навыках, а
также предполагает оценку общего впечатления, производимого уровнем умст-
венного развития ребенка.
XIV-СР - Сексуальное развитие.
Фиксирует общую оценку, даваемую учителем темпам и направленности по-
лового развития.
XV-Б - Болезнь.
Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание у
ребенка, но, конечно, не позволяет поставить точный диагноз.
XVI-Ф - Физическое развитие.
Обращает внимание на ненормальность телосложения. Слабость зрения и
слуха.
К группе СК, связанным с конституцией нервной системы, относятся О,
Н, ЭН, НС, а также отчасти НД и У.
Группа СК С, УР, СР, а также отчасти Б и ФР имеет важное значение для
понимания личности учащегося. Однако необходимо учитывать, что в силу раз-
личных причин в карте наблюдения эти СК недостаточно информативны. Чтобы
интерпретация числовой выраженности была адекватной, необходимо:
1) анализировать не только итоговую выраженность СК, но и отмеченные
образцы поведения;
2) привлечь дополнительные данные об ученике, которые нужно получить
от учителя в беседе или из составленной учителем характеристики.
Примечания к компьютерной версии.
Условные критерии оценки тестовых показателей:
0% - тенденция отсутствует;
1% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Автоматическая интерпретация результатов заполнения карты экспертом
построена на следующих принципах:
1. В файл отчета включаются все симптомы, которые были отмечены экс-
пертом знаком "+". При этом симптомы неприспособленности отмечены знаком
"*". Симтомы нарушений не имеют этого знака.
2. После описания симптомов каждого симпомокомплекса выводится общая
оценка суммарного показателя выраженного в процентах.
3. В режиме ввода суммарных показателей выводится только общая оцен-
ка суммарного показателя выраженного в процентах.
Таким образом, файл отчета представляет собой своеобразную характе-
ристику ученика, дезадаптированного к условиям школы. Окончательное за-
ключение должно быть сделано психологом с привлечением всей имеющейся до-
полнительной информации о данном конкретном ученике.
Карта наблюдения состоит из 16 тем (197 пунктов оценки).
Примерное время заполнения карты 30-40 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Карта экспертной оценки социально-психологической
адаптации.
Ф.И.О: __________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
*
100 ┼
90 ┼
80 ┼─────────────────────────────────────────────────
70 ┼
60 ┼
50 ┼ ▄▄ ▄▄
40 ┼ ▄▄ ██ ▄▄ ██
30 ┼─██─▄▄────██─▄▄─██─▄▄────▄▄─██───────────────────
20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
10 ┼ ██ ██ __ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
НД О У ТВ НВ ТД А КД Н ЭН НС С УР СР Б Ф
Симптомокомплексы:
I. Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям НД = 39%
II. Ослабленность (астения) О = 32%
III. Уход в себя У = 5%
IV. Тревога за "принятие" взрослыми
и интерес с их стороны ТВ = 48%
V. Неприятие взрослых НВ = 26%
VI. Тревога за "принятие" детьми ТД = 43%
VII. Асоциальность (недостаток социальной нормативности) А = 32%
VIII. Конфликтность с детьми КД = 0%
IX. Неусидчивость (неугомонность) Н = 25%
X. Эмоциональные напряжения (эмоциональная незрелость) ЭН = 47%
XI. Невротические симптомы НС = 0%
XII. Среда (неблагоприятные условия среды) С = 14%
XIII. Умственное развитие УР = 11%
XIV. Сексуальное развитие СР = 0%
XV. Болезнь Б = 0%
XVI. Физические развитие Ф = 0%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям.
Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказы-
вает ее, если его об этом попросят.
Любит, если ему оказывают симпатию, но не просит о ней.
Никогда не приносит учителю цветов или других подарков.
Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им ве-
щей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.
Хочет быть замеченным прежде, чем поздоровается с учителем.
*Не приближается к учителю по собственной инициативе.
*Легко устраняется из активного участия в игре.
---
Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:
Заметная выраженность качества.
II. Ослабленность (астения).
В играх иногда активен, иногда апатичен.
Иногда проявляет отсутствие интереса во время свободных заня-
тий.
При выполнении ручной работы иногда очень старателен, иногда
совсем нет.
Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.
*Вял, безынициативен в классе.
*Апатичен, пассивен, невнимателен.
*Проявляет внезапные спады энергии.
---
Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:
Заметная выраженность качества.
III. Уход в себя.
Не проявляет интереса к коллективным играм.
---
Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:
Слабая выраженность качества.
IV. Тревога за "принятие" взрослыми и интерес с их стороны.
Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).
Всегда находит предлог занять учителя своей особой.
*Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.
*Пытается "монополизировать" учителя (занимать его исключи-
исключительно своей особой).
Рассказывает фантастические, вымышленные истории.
*Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилага-
ет со своей стороны никаких стараний в этом направлении.
Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и
приобрести их симпатии.
---
Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:
Сильная выраженность качества.
V. Неприятие взрослых.
Переменчив в настроениях.
Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится
в хорошем настроении.
*Очень переменчив в поведении, иногда производит впечатление
человека, умышленно плохо выполняющего работу.
*Негативная позиция, если ему делают замечания.
*Всегда на что-то претендует и всегда считает, что справедливо
наказан.
*Очень непослушный, не соблюдает дисциплину.
---
Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:
Заметная выраженность качества.
VI. Тревога за "принятие" детьми.
*"Играет героя", особенно когда ему делают замечания.
Не может удержаться, чтобы не играть перед окружающими.
Проявляет наклонность прикидываться дурачком.
Слишком смел (рискует без надобности).
Любит быть в центре внимания.
Хвастается перед другими детьми.
*Шумно ведет себя, когда учителя нет в классе.
---
Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:
Сильная выраженность качества.
VII. Асоциальность (недостаток социальной нормативности).
Не заинтересован в учебе.
Работает в школе только тогда, когда над ним "стоят" или ког-
да его заставляют работать.
Работает вне школы только тогда, когда его контролируют или
заставляют работать.
Проявляет безразличие при ответе на вопросы учителя.
Не будучи застенчивым, никогда не просит о помощи.
Никогда добровольно не берется ни за какую работу.
Списывает домашние задания у других.
---
Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:
Заметная выраженность качества.
IX. Неусидчивость (неугомонность).
Нестарателен в школьных занятиях.
Не может в классе быть внимательным или длительно на чем-то
сосредоточиться.
Слишком беспокойный, чтобы запоминать замечания или указания,
полученные от взрослых.
---
Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:
Заметная выраженность качества.
X. Эмоциональные напряжения (эмоциональная незрелость).
*Раз или два пытался прогуливать уроки.
Часто опаздывает.
Уходит с отдельных уроков.
*Неорганизован, разболтан, несобран.
*Ведет себя в группе как отверженный.
---
Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:
Сильная выраженность качества.
XII. Среда (неблагоприятные условия среды).
Часто отсутствует в школе - полдня или целый день.
---
Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:
Слабая выраженность качества.
XIII. Умственное развитие.
Очень отстает в учебе.
---
Оценка суммарного показателя симптомокомплекса:
Слабая выраженность качества.
|