МЕТОДИКА:
Самооценочный тест "Характеристики эмоциональности"
(Е.П. Ильин).
Тест предназначен для самооценки тoгo, насколько выражены различные
характеристики эмоций:
эмоциональная возбудимость,
эмоциональная реактивность (интенсивность, длительность),
эмоциональная устойчивость (влияние эмоций на эффективность деятель-
ности).
Диагностические шкалы:
1. Эмоциональная возбудимость.
2. Интенсивность эмоций.
3. Длительность эмоций.
Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения.
ЭМОЦИИ (от лат. emovere - волновать, возбуждать) - особый класс пси-
хических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинк-
тами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного пере-
живания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих
на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Простейшая форма эмоций - эмоциональный тон ощущений - врожденные ге-
донические переживания (от греч. hedone - наслаждение), сопровождающие от-
дельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, боле-
вые). Уже на этом уровне эмцоции дифференцируются на 2 полярных класса.
Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъ-
екта к их достижению и сохранению; отрицательные эмоции стимулируют актив-
ность, направленную на избежание вредных воздействий.
В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей
ситуацией, развиваются т.н. аффекты - особый вид эмоциональных явлений,
отличающихся большой силой, способностью тормозить другие психические про-
цессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ "аварийно-
го" разрешения ситуации (например, бегство, агрессию).
Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции
способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и внешней дея-
тельности; в т.ч. они влияют на содержание и динамику познавательных пси-
хических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления
(например, страх перед учителем не способствует достижениям ученика). Одна
из регулятивных функций эмоций, состоящая в регуляции уровня энергетичес-
кой мобилизации (активации) или демобилизации организма, осуществляется
через активность вегетативной н. с. и ретикулярной формации, которые нахо-
дятся во взаимодействии с лимбическими структурами, составляющими цен-
тральный нервный субстрат эмоций.
Сопровождающие эмоции физиологические процессы (вегетативные, биохи-
мические, электромиографические, электроэнцефалографические) выступают
(наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми показателями) в психо-
логических экспериментах в качестве объективных индикаторов эмоциональных
состояний.
Сами эмоциональные явления включают компоненты разного рода (как
субъективные, так и объективные; первичные и вторичные):
1) эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание);
2) экспрессивный компонент (выразительные движения: мимика, жесты,
пантомимика, голосовые реакции и др.);
3) когнитивный, в т. ч. рефлексивный, компонент (анализ и понимание
воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что, собственно,
придает эмоциональным явлениям предметную направленность, интенциональ-
ность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компо-
нентов эмоций);
4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент
(включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т. ч. эндокринные,
изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся
в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т. д.);
5) поведенческий компонент.
Обработка данных опроса.
За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется по 1 баллу. Под-
считывается сумма баллов по каждой из четырех шкал.
Примечание к компьютерной версии.
Автоматическая интерпретация результатов тестирования построена на
следующих условных количественных критериях:
0-2 балла - низкий тестовый показатель;
3 балла - пониженный тестовый показатель;
4-5 баллов - средний тестовый показатель;
6 баллов - повышенный тестовый показатель;
7-8 баллов - высокий тестовый показатель.
Опросник состоит из 32 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: "Характеристики эмоциональности".
Ф.И.О:_____________________
Доп. данные:_______________
Диаграмма:
ЭВ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────╢>
ИЭ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────╢>
ДЭ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────╢>
ОВ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────╢>
<───[-]────><─[==]─><────[+]───>
Tестовые показатели:
1. Эмоциональная возбудимость - ЭВ = 7
2. Интенсивность эмоций - ИЭ = 6
3. Длительность эмоций - ДЭ = 5
4. Отрицательное влияние эмоций - ОВ = 2
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень эмоциональной возбудимости: выраженная чув-
ствительность, легкость и быстрота возникновения различных эмоцио-
нальных переживаний.
Повышенный уровень интенсивности эмоций: тенденция к сильным
и глубоким эмоциональным переживаниям и проявлениям чувств.
Средний уровень длительности эмоций.
Низкий уровень отрицательного влияния эмоций на эффективность
деятельности и общения.
|