МЕТОДИКА:                                  
             Самооценочный тест "Характеристики эмоциональности"            
                               (Е.П. Ильин).                                
 
      Тест предназначен для самооценки тoгo, насколько  выражены  различные 
 характеристики эмоций:                                                     
      эмоциональная возбудимость,                                           
      эмоциональная реактивность (интенсивность, длительность),             
      эмоциональная устойчивость (влияние эмоций на эффективность  деятель- 
 ности).                                                                    
 
                             Диагностические шкалы:                         
      1. Эмоциональная возбудимость.                                        
      2. Интенсивность эмоций.                                              
      3. Длительность эмоций.                                               
      Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения. 
 
      ЭМОЦИИ (от лат. emovere - волновать, возбуждать) - особый класс  пси- 
 хических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинк- 
 тами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного пере- 
 живания (удовлетворения, радости, страха и т. д.)  значимость  действующих 
 на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.    
      Простейшая форма эмоций - эмоциональный тон ощущений - врожденные ге- 
 донические переживания (от греч. hedone - наслаждение), сопровождающие от- 
 дельные жизненно важные воздействия (напр., вкусовые, температурные, боле- 
 вые). Уже на этом уровне эмцоции дифференцируются на  2  полярных  класса. 
 Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают  субъ- 
 екта к их достижению и сохранению; отрицательные эмоции стимулируют актив- 
 ность, направленную на избежание вредных воздействий.                      
      В экстремальных условиях, когда субъект не  справляется  с  возникшей 
 ситуацией, развиваются т.н. аффекты - особый  вид  эмоциональных  явлений, 
 отличающихся большой силой, способностью тормозить другие психические про- 
 цессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ "аварийно- 
 го" разрешения ситуации (например, бегство, агрессию).                     
      Проявляясь в ответ на воздействие жизненно значимых  событий,  эмоции 
 способствуют либо мобилизации, либо торможению внутренней и  внешней  дея- 
 тельности; в т.ч. они влияют на содержание и динамику познавательных  пси- 
 хических процессов: восприятия, внимания,  воображения,  памяти,  мышления 
 (например, страх перед учителем не способствует достижениям ученика). Одна 
 из регулятивных функций эмоций, состоящая в регуляции уровня  энергетичес- 
 кой мобилизации (активации) или  демобилизации  организма,  осуществляется 
 через активность вегетативной н. с. и ретикулярной формации, которые нахо- 
 дятся во взаимодействии с  лимбическими  структурами,  составляющими  цен- 
 тральный нервный субстрат эмоций.                                          
      Сопровождающие эмоции физиологические процессы (вегетативные,  биохи- 
 мические,  электромиографические,  электроэнцефалографические)   выступают 
 (наряду с мимическими, пантомимическими и речевыми показателями) в  психо- 
 логических экспериментах в качестве объективных индикаторов  эмоциональных 
 состояний.                                                                 
      Сами эмоциональные явления  включают  компоненты  разного  рода  (как 
 субъективные, так и объективные; первичные и вторичные):                   
      1) эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание);      
      2) экспрессивный компонент (выразительные  движения:  мимика,  жесты, 
 пантомимика, голосовые реакции и др.);                                     
      3) когнитивный, в т. ч. рефлексивный, компонент (анализ  и  понимание 
 воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что,  собственно, 
 придает эмоциональным явлениям  предметную  направленность,  интенциональ- 
 ность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных  компо- 
 нентов эмоций);                                                            
      4) физиологический, как центральный, так и периферический,  компонент 
 (включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т. ч. эндокринные, 
 изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся 
 в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т. д.);                         
      5) поведенческий компонент.                                           
 
      Обработка данных опроса.                                              
      За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется по 1 баллу.  Под- 
 считывается сумма баллов по каждой из четырех шкал.                        
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Автоматическая интерпретация результатов  тестирования  построена  на 
 следующих условных количественных критериях:                               
      0-2 балла  - низкий тестовый показатель;                              
        3 балла  - пониженный тестовый показатель;                          
      4-5 баллов - средний тестовый показатель;                             
        6 баллов - повышенный тестовый показатель;                          
      7-8 баллов - высокий тестовый показатель.                             
 
      Опросник состоит из 32 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: "Характеристики эмоциональности".                                
 Ф.И.О:_____________________                                                
 Доп. данные:_______________                                                
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
             ЭВ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────╢>                       
 
             ИЭ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────╢>                       
 
             ДЭ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────╢>                       
 
             ОВ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────╢>                       
 
                  <───[-]────><─[==]─><────[+]───>                          
 
 
                       Tестовые показатели:                                 
 
            1. Эмоциональная возбудимость    -  ЭВ =  7                     
            2. Интенсивность эмоций          -  ИЭ =  6                     
            3. Длительность эмоций           -  ДЭ =  5                     
            4. Отрицательное влияние эмоций  -  ОВ =  2                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень эмоциональной возбудимости:  выраженная  чув-         
 ствительность, легкость и быстрота возникновения различных эмоцио-         
 нальных переживаний.                                                       
 
      Повышенный уровень интенсивности эмоций: тенденция к  сильным         
 и глубоким эмоциональным переживаниям и проявлениям чувств.                
 
      Средний уровень длительности эмоций.                                  
 
      Низкий уровень отрицательного влияния эмоций на эффективность         
 деятельности и общения.