МЕТОДИКА:
Уровень школьной тревожности
(Б.Н. Филлипс)
(School Stress and Anxiety)
(B.N. Phillips).
Методика предназначена для диагностики уровня и характера тревожнос-
ти, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста и
позволяет выявить следующие тревожные синдромы (факторы):
1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребен-
ка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребен-
ка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего -
со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный пси-
хологический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в ус-
пехе, достижении высокого результата и т.д.
4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуа-
ций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим,
демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и пережива-
ние тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достиже-
ний, возможностей.
6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на зна-
чимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по
поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности
психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к
ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного,
деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный
эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность
обучения ребенка.
При обработке результатов подсчитывается общий процент совпадений от-
ветов испытуемого с ключом методики по всему тесту, а также по каждому из
8 факторов тревожности.
Критерии оценки результатов тестирования:
0% - 49% умеренный или низкий показатель тревожности;
50% - 74% повышенный показатель тревожности;
75% - 100% высокий показатель тревожности.
Компьютерная версия дополнена шкалой достоверности информации.
Опросник состоит из 67 (58+9) утверждений.
Примерное время тестирования 20-30 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Уровень школьной тревожности.
Ф.И.О: _____________________
Доп. данные: _______________
Шкала неискренности:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────╢> L
<──[-]──><─[?]─><───[+]───>
Диаграмма:
% *
100 ┼ ▄▄ ▄▄
90 ┼ ██ ██
80 ┼ ██ ██
70 ┼ ██ ██ ██
60 ┼ ██ ██ ▄▄ ██
50 ┼──────────▄▄─██─██─██─██─
40 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*
01 02 03 04 05 06 07 08
Тестовые показатели:
Неискренность - L = 3 33%
Общая тревожность в школе - 01 = 8 36%
Переживание социального стресса - 02 = 4 36%
Фрустрация потребности в достижении успеха - 03 = 3 23%
Страх самовыражения - 04 = 3 50%
Страх ситуации проверки знаний - 05 = 6 100%
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - 06 = 5 100%
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - 07 = 3 60%
Проблемы и страхи в отношениях с учителями - 08 = 6 75%
-----------------------------------------------------------------
Общий тестовый показатель - Sm = 4 7%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отношение к тестированию: открытость и откровенность в рас-
крытии особенностей своего характера и поведения.
Преобладание негативных эмоциональных переживаний ситуаций,
сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя дру-
гим, демонстрации своих возможностей.
Склонность к сильным волнениям, беспокойству, переживанию
тревоги или страха в ситуациях проверки (особенно - публичной)
знаний, достижений, возможностей. Негативное отношение к подобным
ситуациям.
Выраженная тревога по поводу оценок, даваемых окружающими,
страх несоответствовать их ожиданиям, ожидание негативных оценок.
Ориентация на значимость других в оценке своих результатов, пос-
тупков и мыслей.
Пониженная физиологическая сопротивляемость стрессу, снижаю-
щая приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера
и повышающая вероятность неадекватного, деструктивного реагирова-
ния на тревожный фактор среды.
Выраженные проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий
негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, сни-
жающий успешность обучения ребенка.
|