МЕТОДИКА:                                  
                       Уровень школьной тревожности                         
                               (Б.Н. Филлипс)                               
                       (School Stress and Anxiety)                          
                             (B.N. Phillips).                               
 
      Методика предназначена для диагностики уровня и характера  тревожнос- 
 ти, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного  возраста  и 
 позволяет выявить следующие тревожные синдромы (факторы):                  
       1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние  ребен- 
 ка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.            
       2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние  ребен- 
 ка,  на  фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - 
 со сверстниками).                                                          
       3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный пси- 
 хологический фон,  не позволяющий ребенку развивать свои потребности в ус- 
 пехе, достижении высокого результата и т.д.                                
       4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуа- 
 ций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, 
 демонстрации своих возможностей.                                           
       5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и пережива- 
 ние тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной)  знаний,  достиже- 
 ний, возможностей.                                                         
       6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на зна- 
 чимость других в оценке своих результатов,  поступков и мыслей, тревога по 
 поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.           
       7. Низкая  физиологическая  сопротивляемость  стрессу  - особенности 
 психофизиологической организации,  снижающие приспособляемость  ребенка  к 
 ситуациям стрессогенного характера,  повышающие вероятность неадекватного, 
 деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.                     
       8. Проблемы  и  страхи  в  отношениях с учителями - общий негативный 
 эмоциональный фон отношений со взрослыми  в  школе,  снижающий  успешность 
 обучения ребенка.                                                          
 
      При обработке результатов подсчитывается общий процент совпадений от- 
 ветов испытуемого с ключом методики по всему тесту,  а также по каждому из 
 8 факторов тревожности.                                                    
      Критерии оценки результатов тестирования:                             
       0% -  49%   умеренный или низкий показатель тревожности;             
      50% -  74%   повышенный показатель тревожности;                       
      75% - 100%   высокий показатель тревожности.                          
 
      Компьютерная версия дополнена шкалой достоверности информации.        
      Опросник состоит из 67 (58+9) утверждений.                            
      Примерное время тестирования 20-30 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                     ---                                    
 
                         ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                      
 
 Методика: Уровень школьной тревожности.                                    
 Ф.И.О: _____________________                                               
 Доп. данные: _______________                                               
 
 
                         Шкала неискренности:                               
 
                 0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────╢> L                       
 
                     <──[-]──><─[?]─><───[+]───>                            
 
 
                              Диаграмма:                                    
 
                    % *                                                     
                  100 ┼             ▄▄ ▄▄                                   
                   90 ┼             ██ ██                                   
                   80 ┼             ██ ██                                   
                   70 ┼             ██ ██    ██                             
                   60 ┼             ██ ██ ▄▄ ██                             
                   50 ┼──────────▄▄─██─██─██─██─                            
                   40 ┼          ██ ██ ██ ██ ██                             
                   30 ┼ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██                             
                   20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                             
                   10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                             
                    0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*                           
                        01 02 03 04 05 06 07 08                             
 
 
                         Тестовые показатели:                               
 
 Неискренность                                    - L  =   3   33%          
 Общая тревожность в школе                        - 01 =   8   36%          
 Переживание социального стресса                  - 02 =   4   36%          
 Фрустрация потребности в достижении успеха       - 03 =   3   23%          
 Страх самовыражения                              - 04 =   3   50%          
 Страх ситуации проверки знаний                   - 05 =   6  100%          
 Страх несоответствовать ожиданиям окружающих     - 06 =   5  100%          
 Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу  - 07 =   3   60%          
 Проблемы и страхи в отношениях с учителями       - 08 =   6   75%          
 -----------------------------------------------------------------          
 Общий тестовый показатель                        - Sm =   4    7%          
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Отношение к тестированию: открытость и откровенность  в  рас-         
 крытии особенностей своего характера и поведения.                          
 
      Преобладание негативных эмоциональных  переживаний  ситуаций,         
 сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя дру-         
 гим, демонстрации своих возможностей.                                      
 
      Склонность к  сильным  волнениям,  беспокойству,  переживанию         
 тревоги или страха  в  ситуациях  проверки  (особенно - публичной)         
 знаний, достижений, возможностей. Негативное отношение к  подобным         
 ситуациям.                                                                 
 
      Выраженная тревога по поводу  оценок,  даваемых  окружающими,         
 страх несоответствовать их ожиданиям, ожидание негативных  оценок.         
 Ориентация на значимость других в оценке своих  результатов,  пос-         
 тупков и мыслей.                                                           
 
      Пониженная физиологическая сопротивляемость стрессу,  снижаю-         
 щая приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера         
 и повышающая вероятность неадекватного,  деструктивного реагирова-         
 ния на тревожный фактор среды.                                             
 
      Выраженные проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий         
 негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в  школе, сни-         
 жающий успешность обучения ребенка.