МЕТОДИКА:
Шкала структурированности задачи
(F. Fiedler).
Эта переменная отражает уровень структурированности решаемых группой
проблем или выполняемых ею заданий и измеряется посредством следующих сос-
тавляющих:
ясность цели - степень, с которой проблема или задание четко сформу-
лированы или поставлены и знакомы исполнителям;
множественность средств по достижению цели, степень возможности ис-
пользования различных способов и путей достижения цели;
обоснованность решения - степень "правильности" решения, подтверждае-
мая уровнем его принятия, его логикой или результатами;
специфичность решения - степень возможности принятия альтернативных
решений.
Поскольку высокоструктурированная работа сама по себе содержит указа-
ния, что и как делать, то лидер получает в данной ситуации больший кон-
троль над исполнителями.
Модель эффективного лидерства строится на том, что лидерство ситуаци-
онно. Благоприятность ситуации по отношению к конкретному используемому
стилю определяется через три рассмотренные переменные: уровень отношений,
структурированность работы и лидерская власть. Это означает, что эффектив-
ность лидерства зависит от того, насколько ситуация дает лидеру возмож-
ность влиять на других людей.
Три ситуационные переменные в сочетании с двумя лидерскими стилями
дают восемь типов ситуаций, наглядно описывающих модель Ф. Фидлера.
Отношения Структура задачи Должностная Наиболее
"лидер-последователь" власть эффективный
руководитель
1. Хорошие Структурированная Сильная Низкий LPC
2. Хорошие Структурированная Слабая Низкий LPC
3. Хорошие Неструктурированная Сильная Низкий LPC
4. Хорошие Неструктурированная Слабая Высокая LPC
5. Плохие Структурированная Сильная Высокая LPC
6. Плохие Структурированная Слабая Высокая LPC
7. Плохие Неструктурированная Сильная Высокая LPC
8. Плохие Неструктурированная Слабая Низкий LPC
Анализ показал, что в ситуациях 4-7 (условия умеренной благоприят-
ности) лучших результатов добиваются лидеры с высоким НПР.
В ситуациях 1, 2, 3 (условия наиболее благоприятные) и 8 (условия на-
именее благоприятные) добиваются лидеры с низким НПР.
Использование рассматриваемой модели ведется по следующим основным
направлениям. Модель позволяет подбирать руководителя в соответствии со
сложившейся в организации или группе ситуацией. Модель также подсказывает
путь изменения ситуации, если нельзя по каким-то причинам сменить руково-
дителя. В конце концов руководитель сам может сделать что-нибудь для изме-
нения ситуации в свою пользу. Подобные меры рассмотрены ниже:
I. Изменение уровня отношений с подчиненными.
1. Больше (или меньше) тратить свое неформальное время на общение с
подчиненными (обед, спорт и т.д.).
2. Подобрать нужных себе людей.
3. Выявить наставников к тем, в ком не уверен.
4. Поднять мораль у подчиненных, добившись осязаемых результатов.
II. Изменение уровня структурированности работы.
В случае желания иметь менее структурированную работу:
1. Напроситься на трудное и необычное задание.
2. Передать часть решений по работе подчиненным.
В случае желания иметь более структурированную работу:
1. Заручиться инструкциями свыше.
2. Разделить работу на более мелкие и структурированные части или
этапы.
III. Изменение уровня позиционной власти в организации.
В сторону повышения:
1. Используя всю имеющуюся власть, показать подчиненным, кто есть
кто.
2. Обеспечить получение информации последователями только через него.
В сторону понижения:
1. Призвать подчиненных к участию в управлении.
2. Делегировать часть власти заместителям и помощникам.
Примечания к компьютерной версии.
В данной программе автоматическая интерпретация интегрального показа-
теля структурированности задачи основана на следующих условных критериях:
0 - 4 низкий показатель;
5 - 8 пониженный показатель;
9 - 12 средний показатель;
13 - 16 повышенный показатель;
17 - 20 высокий показатель.
Опросник состоит из 10 вопросов.
Примерное время тестирования 3-5 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала структурированности задачи.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────╢>
<─[--]─><─[-]──><─[==]─><──[+]─><─[++]─>
Тестовый показатель - "СЗ" = 16
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ЯСНА ЛИ ЦЕЛЬ?
Как правило, существует образец, рисунок, модель или деталь-
ное описание конечного продукта, изделия или устройства.
Как правило, есть человек, который может дать совет или опи-
сание конечного продукта или изделия или как должна быть выполнена
работа.
МОЖЕТ ЛИ РАБОТА БЫТЬ ВЫПОЛНЕНА ЕДИНСТВЕННЫМ СПОСОБОМ?
Иногда есть конкретная последовательная процедура, которая в
деталях описывает процесс работы.
Как правило, есть определенный способ разбить задачу на части
или шаги.
Как правило, существуют способы, которые явно лучше других
при выполнении задания.
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНОЕ РЕШЕНИЕ?
Как правило, очевидно, что результат получен и он правилен.
Иногда существует руководство, инструкция или описание, опре-
деляющее лучшее решение или лучшее выполнение работы.
ЛЕГКО ЛИ ОПРЕДЕЛИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ?
Иногда есть общепринятый способ оценки качества продукта.
Иногда проводится оценка на количественной основе.
Как правило, лидер и группа могут определить, насколько хоро-
шо выполняется работа тогда, когда еще можно внести коррективы.
Интегральный показатель структурированности задачи.
Повышенный уровень структурированности решаемых группой проб-
лем или выполняемых ею заданий.
Приложение.
Cтруктурированность задачи измеряется посредством следующих
составляющих:
ясность цели - степень, с которой проблема или задание четко
сформулированы или поставлены и знакомы исполнителям;
множественность средств по достижению цели, степень возмож-
ности использования различных способов и путей достижения цели;
обоснованность решения - степень "правильности" решения, под-
тверждаемая уровнем его принятия, его логикой или результатами;
специфичность решения - степень возможности принятия альтер-
нативных решений.
|