МЕТОДИКА:
Стратегии семейного воспитания
(Н.М. Рухленко).
Методика предназначена для оценки стратегии семейного воспитания
(стиля): авторитетного, авторитарного, либерального и индифферентного.
Авторитетный стиль (в терминологии других авторов - "демократичес-
кий", "сотрудничество").
Осознание своей важной роли в становлении личности ребенка, но и за
ним самим признается право на саморазвитие. Понимание того, какие требова-
ния необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах отмечается
готовность пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответ-
ственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными
возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют
в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Ро-
дители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чут-
ко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботят-
ся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формиру-
ет правильное, ответственное социальное поведение.
Авторитарный стиль (в терминологии других авторов - "автократичес-
кий", "диктат", "доминирование").
Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и при-
лагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень
категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под
их контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоя-
тельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования,
сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физи-
ческими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей по-
рождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки со-
противляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко поки-
дают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуве-
ренные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая по-
пыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подрост-
кам матери склонны реализовывать более "разрешающее" поведение, то автори-
тарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При
таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, ос-
нованный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза
наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально ан-
тиобщественным.
Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому
между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к
подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружа-
ющим.
Либеральный стиль (в терминологии других авторов - "попустительский",
"снисходительный", "гипоопека"). Родители высоко ценят своего ребенка,
считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему,
не склонны к запретам и ограничениям. Становясь более взрослыми, такие
подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать
интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не гото-
вы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недос-
таток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоцио-
нального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность
семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в
асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для
самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформиро-
вались.
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для родителей
первостепенными, поскольку у много других забот. Свои проблемы ребенку в
основном приходится решать самому.
Обработка и интерпретация результатов.
Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в
семье определенный стиль воспитания. Если среди ответов не преобладает ка-
кая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле вос-
питания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктует-
ся сиюминутным настроением.
Вопросник состоит из 10 утверждений.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Стратегии семейного воспитания.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢> Ав
0 ╟─▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────────────╢> Ар
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢> Лб
0 ╟────────────────────────────────────────────────────╢> Ин
<──[--]──><──[-]───><──[==]──><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Авторитетный - Ав = 7
2. Авторитарный - Ар = 1
3. Либеральный - Лб = 2
4. Индифферентный - Ин = 0
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. АВТОРИТЕТНЫЙ СТИЛЬ.
Описание стратегии воспитания:
Осознание своей важной роли в становлении личности ребенка,
но и за ним самим признается право на саморазвитие. Понимание то-
го, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В ра-
зумных пределах отмечается готовность пересматривать свои позиции.
Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих
детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки
включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии реше-
ний, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители
требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им,
чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твер-
дость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении
дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное по-
ведение.
Тестовый показатель: повышенный.
2. АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ.
Описание стратегии воспитания:
Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребе-
нок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они,
вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ре-
бенку порой неуютно под их контролем. Родители с таким стилем вос-
питания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным
как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким конт-
ролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В
подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты
и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляют-
ся и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают
родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, не-
уверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не со-
вершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к
старшим подросткам матери склонны реализовывать более "разрешаю-
щее" поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избран-
ного типа родительской власти. При таком воспитании у детей форми-
руется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины
или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне
исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщест-
венным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с деть-
ми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привя-
занности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности
и даже враждебности к окружающим.
Тестовый показатель: низкий.
3. ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ.
Описание стратегии воспитания:
Родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными
его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к за-
претам и ограничениям. Становясь более взрослыми, такие подростки
конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать ин-
тересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не
готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспри-
нимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление
равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и не-
уверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подрост-
ка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку
психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, от-
ветственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Тестовый показатель: низкий.
4. ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ СТИЛЬ.
Описание стратегии воспитания:
Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенны-
ми, поскольку у много других забот. Свои проблемы ребенку в основ-
ном приходится решать самому.
Тестовый показатель: низкий.
|