МЕТОДИКА:                                  
                Склонность к определенному стилю руководства                
                               (Е.П. Ильин).                                
 
      Методика предназначена для диагностики преобладающего стиля  руковод- 
 ства коллективом по трем измерительным шкалам:                             
      1. Автократический стиль управления.                                  
      2. Демократический стиль управления.                                  
      3. Либеральный стиль управления.                                      
      Методика проверена на надежность и валидность в диссертации Hгyeн  Ки 
 Tыонга (2000) и представляет собой опросник, с помощью котоpoгo можно  уз- 
 нать о склонности субъекта к тому или иному стилю  руководства.  При  этом 
 надо, однако, учитывать, что в реальном руководстве человек может  исполь- 
 зовать другой стиль.                                                       
 
                      АВТОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.                    
      Стремление максимально подчинить своему влиянию коллектив, единолично 
 вырабатывать решения, координировать и контролировать деятельность  подчи- 
 ненных. Ориентация исключительно на собственное мнение  и  оценки.  Склон- 
 ность к автократическому давлению на подчиненных,  непреклонность и  реши- 
 тельность  в  суждениях,  чрезмерная  резкость в критике и предвзятость  в 
 оценках, нежелание признавать свои ошибки.  Большая дистанция с  подчинен- 
 ными. Честолюбие, низкая совместимость с заместителями, игнорирование  об- 
 щественным мнением. Устранение других людей от участия в решении важнейших 
 вопросов, как стратегических, так и тактических. Четкое распределение обя- 
 занностей, строгий контроль выполнения любой задачи, злоупотребление нака- 
 заниями. Жесткое пресечение чьей-либо инициативы,  которая  воспринимается 
 как акт своеволия и посягательства на авторитет и достоинство  руководите- 
 ля. Все руководящие указания имеют форму приказов, ультимативных  требова- 
 ний и распоряжений. Малейшие отклонения от  его  указаний  вызывают  гнев, 
 возмущение и следующие за ними жесткие административные санкции: выговоры, 
 взыскания, лишения льгот и т.п. Отрицательное отношение к  самостоятельным 
 подчиненным; склонность относится с симпатией только к тем,  кто ни в  чем 
 ему не перечит и поддерживает все его предложения.                         
 
                "Авторитарная" модель управления (теория "X").              
      1. Представления о человеке.                                          
      По своей природе человек не склонен к труду.  Предоставленный  самому 
 себе, он старается не работать или работать как можно меньше. Это  означа- 
 ет, во-первых, что он избегает ответственности, не стремится сделать  кол- 
 лективные интересы собственной моделью и, во-вторых, что труд для человека 
 является лишь неприятной обязанностью. Его отношение к труду, таким  обра- 
 зом, может быть только пассивным.                                          
      2. Стратегия руководства.                                             
      Мотивация: эффективна лишь внешняя мотивация, положительная или отри- 
 цательная.                                                                 
      Практика руководства: пассивное отношение к труду требует  авторитар- 
 ного стиля руководства. В условиях, когда люди делают лишь то, что им  по- 
 ручают, одному руководителю приходится принимать решения, организовывать и 
 планировать работу, распределять задачи, указывая каждому четко обозначен- 
 ный вид работы.                                                            
      Контроль: руководитель осуществляет постоянный и  скрупулезный  конт- 
 роль за выполнением работы. В противном случае люди отлынивают от работы.  
      Информация: руководитель собирает информацию для личного пользования. 
      Оценка: руководитель оценивает сам или прибегает к помощи экспертов.  
      Решение: руководитель вырабатывает решение один или с помощью  своего 
 начальства.                                                                
      Ясность: приказы или распоряжения ясные, четкие, краткие.             
      Принятие: применение санкций, авторитет, компетентность, пример руко- 
 водителя, убеждение.                                                       
      Взаимодействие: разделение труда. Общий план имеется только у руково- 
 дителя. Арбитраж пограничных конфликтов.                                   
                                   ---                                      
 
                      ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.                    
      Ориентация на инициативу сотрудников, творческий подход к выполняемой 
 работе, сознательное соблюдение дисциплины. Стремление предоставлять само- 
 стоятельность наиболее способным подчиненным,  делегировать  полномочия  и 
 разделять ответственность. Умение координировать и направлять деятельность 
 коллектива, убеждать и оказывать моральную поддержку,  быть справедливым и 
 тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности  и  социально- 
 психологические процессы коллектива. Ориентация в своих решениях на мнение 
 и пожелания коллектива, которые его действительно  интересуют,  и  поэтому 
 подчиненные чувствуют себя с ним свободно, охотно общаются, доверяют  свои 
 личные заботы и проблемы. Хорошая осведомленность о внутренней жизни  кол- 
 лектива, знание всех основных забот и тревог своих подчиненных.  Мягкость, 
 тактичность и коллегиальность - главные достоинства  руководителя  данного 
 стиля управления.                                                          
 
              "Демократичская" модель управления (теория "Y").              
      1. Представления о человеке.                                          
      По своей природе человек склонен к труду. Он не избегает  ответствен- 
 ности, ориентирован на общественную  полезность  труда,  находит  в  труде 
 удовлетворение, вырабатывает у себя активное отношение к труду.            
      2. Стратегия руководства.                                             
      Мотивация: действие внутренней мотивации достаточно эффективно. Зара- 
 боток воспринимается больше как компенсация, нежели как средство  стимули- 
 рования труда.                                                             
      Практика руководства: коллективный, демократический стиль  руководст- 
 ва, ориентированный на участие членов коллектива. Руководитель своим пове- 
 дением должен стимулировать такое участие.                                 
      Контроль: решающую роль играет  самоконтроль,  дополняемый  временами 
 контролем со стороны руководителя и коллектива.                            
      Информация: руководитель информирует подчиненных и получает  информа- 
 цию.                                                                       
      Оценка: руководитель узнает мнение подчиненных и обменивается  с ними 
 точками зрения.                                                            
      Решение: руководитель вырабатывает решения совместно с подчиненными.  
      Ясность: обсуждение, разрешаются замечания. Ясность является  резуль- 
 татом общего обсуждения.                                                   
      Принятие: принятие обеспечивается участием в информации, консультации 
 и обсуждении решения.                                                      
      Взаимодействие: общая цель. Каждый знает свою работу и работу других. 
                                  ---                                       
 
                     ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.                         
      Незначительность  участия  руководителя  в  управлении   коллективом, 
 стремление как можно меньше вмешиваться в его дела,  предоставлять  подчи- 
 ненным слишком большую свободу действий и поведения. Тенденция к  проявле- 
 нию безразличия к интересам сотрудников, нежелание брать на себя  ответст- 
 венность и принимать сложные решения, нетребовательность и  самоустранение 
 от управления. Недостаточная принципиальность и неумение  отстаивать  свою 
 точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов.  Выражен- 
 ная снисходительность к работникам, попустительство, либеральность,  пани- 
 братство с подчиненными. Контроль за деятельностью сотрудников осуществля- 
 ется эпизодически. Непоследовательность в  своих  требованиях.  Склонность 
 основной своей функцией считать снабжение подчиненных информацией и  сове- 
 тами, но и это делать преимущественно в тех случаях,  когда они сами обра- 
 щаются за помощью и какими-нибудь сведениями. Замечания, порицания, похва- 
 ла руководителя в большинстве случаев  носят  формальный  характер;  любые 
 объяснения по поводу невыполненных заданий  или  нарушений  дисциплины  он 
 принимает на веру, без критического к ним отношения. В коллективе, в кото- 
 ром руководитель придерживается либерального стиля управления, подчиненные 
 в основном предоставлены самим себе. Поэтому ожидать  высоких  результатов 
 можно только от очень самостоятельных и волевых сотрудников.               
 
      Обработка результатов.                                                
      За каждый сделанный выбор проставляется по 1 баллу. Баллы суммируются 
 отдельно по каждому стилю (А, Д, Л) руководства.                           
 
      Интерпретация.                                                        
      Поскольку в чистом виде склонность к  одному  из  стилей  руководства 
 практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства 
 при тенденции быть склонным к одному из них. Опрашиваемые чаще вceгo выби- 
 рают ответы, характеризующие демократический стиль  руководства.  Если  их 
 больше 12, можно говорить  о  склонности к  демократическому  стилю;  если 
 меньше и при этом выборы "А" превалируют на 3 очка над "Л", можно говорить 
 о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирова- 
 ния на 3 очка выборов "Л" над "А" - о склонности  к  либерально-демократи- 
 ческому стилю.                                                             
 
      Опросник состоит из 18 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Автоматическая интерпретация результатов  тестирования  построена  на 
 анализе степени выраженности каждого стиля управления. При этом были  при- 
 няты следующие условные количественные критерии интерпретации:             
        0-3 балла  - низкий тестовый показатель;                            
        4-6 баллов - пониженный тестовый показатель;                        
       7-12 баллов - средний тестовый показатель;                           
      13-15 баллов - повышенный тестовый показатель;                        
      16-18 баллов - высокий тестовый показатель.                           
 
 
                          ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                              
 
                                  ---                                       
 
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Склонность к определенному стилю руководства.                    
 Ф.И.О: ________________________                                            
 Доп. данные: __________________                                            
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
            А ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────╢>                     
 
            Д ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██───────────╢>                     
 
            Л ╟-▒▒───────────────────────────────────╢>                     
 
                <[--]><[-]─><────[=]───><─[+]><[++]>                        
 
 
                       Тестовые показатели:                                 
 
          1. Автократический стиль руководства  -  А =  4                   
          2. Демократический стиль руководства  -  Д = 13                   
          3. Либеральный стиль руководства      -  Л =  1                   
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      АВТОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Пониженный тестовый показатель.                
      Направленность на принятие решений с учетом мнения  коллекти-         
 ва.  Отсутствие жесткого контроля за действиями подчиненных.  Ори-         
 ентация в большей степени на убеждение, чем на силу приказа и при-         
 нуждение.                                                                  
                               -----                                        
 
      ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Повышенный тестовый показатель.                
      Стремление к поощрению инициативы и творческого подхода к вы-         
 полняемой  работе,  сознательного соблюдения дисциплины со стороны         
 подчиненных.  Склонность делегировать полномочия и  разделять  от-         
 ветственность.  Преобладание  демократичности  в принятии решений.         
 Умение убеждать и разъяснять приказы, сочетать поощрение и принуж-         
 дение, прислушиваться к предложениям подчиненных.                          
               "Демократическая" модель управления                          
                           (теория "Y").                                    
      1. Представления о человеке.                                          
      По своей природе человек склонен к труду. Он не избегает  от-         
 ветственности, ориентирован на общественную полезность труда,  на-         
 ходит в труде удовлетворение, вырабатывает у себя  активное  отно-         
 шение к труду.                                                             
      2. Стратегия руководства.                                             
      Мотивация: действие внутренней мотивации достаточно эффектив-         
 но. Заработок воспринимается больше как  компенсация,  нежели  как         
 средство стимулирования труда.                                             
      Практика  руководства:  коллективный,  демократический  стиль         
 руководства, ориентированный на участие членов коллектива. Руково-         
 дитель своим поведением должен стимулировать такое участие.                
      Контроль: решающую роль играет самоконтроль, дополняемый вре-         
 менами контролем со стороны руководителя и коллектива.                     
      Информация: руководитель информирует подчиненных  и  получает         
 информацию.                                                                
      Оценка: руководитель узнает мнение подчиненных и обменивается         
 с ними точками зрения.                                                     
      Решение: руководитель вырабатывает решения совместно с подчи-         
 ненными.                                                                   
      Ясность: обсуждение, разрешаются замечания. Ясность  является         
 результатом общего обсуждения.                                             
      Принятие: принятие обеспечивается участием в информации, кон-         
 сультации и обсуждении решения.                                            
      Взаимодействие: общая цель. Каждый знает свою работу и работу         
 других.                                                                    
                               -----                                        
 
      ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ. Низкий тестовый показатель.                        
      Стремление ставить перед  подчиненными  задачи,  распределять         
 обязанности и контролировать их выполнение. Требовательность,  от-         
 ветственность. Склонность избегать проявления либеральности и  па-         
 нибратства с подчиненными.                                                 
                               -----