МЕТОДИКА:
Склонность к определенному стилю руководства
(Е.П. Ильин).
Методика предназначена для диагностики преобладающего стиля руковод-
ства коллективом по трем измерительным шкалам:
1. Автократический стиль управления.
2. Демократический стиль управления.
3. Либеральный стиль управления.
Методика проверена на надежность и валидность в диссертации Hгyeн Ки
Tыонга (2000) и представляет собой опросник, с помощью котоpoгo можно уз-
нать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. При этом
надо, однако, учитывать, что в реальном руководстве человек может исполь-
зовать другой стиль.
АВТОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.
Стремление максимально подчинить своему влиянию коллектив, единолично
вырабатывать решения, координировать и контролировать деятельность подчи-
ненных. Ориентация исключительно на собственное мнение и оценки. Склон-
ность к автократическому давлению на подчиненных, непреклонность и реши-
тельность в суждениях, чрезмерная резкость в критике и предвзятость в
оценках, нежелание признавать свои ошибки. Большая дистанция с подчинен-
ными. Честолюбие, низкая совместимость с заместителями, игнорирование об-
щественным мнением. Устранение других людей от участия в решении важнейших
вопросов, как стратегических, так и тактических. Четкое распределение обя-
занностей, строгий контроль выполнения любой задачи, злоупотребление нака-
заниями. Жесткое пресечение чьей-либо инициативы, которая воспринимается
как акт своеволия и посягательства на авторитет и достоинство руководите-
ля. Все руководящие указания имеют форму приказов, ультимативных требова-
ний и распоряжений. Малейшие отклонения от его указаний вызывают гнев,
возмущение и следующие за ними жесткие административные санкции: выговоры,
взыскания, лишения льгот и т.п. Отрицательное отношение к самостоятельным
подчиненным; склонность относится с симпатией только к тем, кто ни в чем
ему не перечит и поддерживает все его предложения.
"Авторитарная" модель управления (теория "X").
1. Представления о человеке.
По своей природе человек не склонен к труду. Предоставленный самому
себе, он старается не работать или работать как можно меньше. Это означа-
ет, во-первых, что он избегает ответственности, не стремится сделать кол-
лективные интересы собственной моделью и, во-вторых, что труд для человека
является лишь неприятной обязанностью. Его отношение к труду, таким обра-
зом, может быть только пассивным.
2. Стратегия руководства.
Мотивация: эффективна лишь внешняя мотивация, положительная или отри-
цательная.
Практика руководства: пассивное отношение к труду требует авторитар-
ного стиля руководства. В условиях, когда люди делают лишь то, что им по-
ручают, одному руководителю приходится принимать решения, организовывать и
планировать работу, распределять задачи, указывая каждому четко обозначен-
ный вид работы.
Контроль: руководитель осуществляет постоянный и скрупулезный конт-
роль за выполнением работы. В противном случае люди отлынивают от работы.
Информация: руководитель собирает информацию для личного пользования.
Оценка: руководитель оценивает сам или прибегает к помощи экспертов.
Решение: руководитель вырабатывает решение один или с помощью своего
начальства.
Ясность: приказы или распоряжения ясные, четкие, краткие.
Принятие: применение санкций, авторитет, компетентность, пример руко-
водителя, убеждение.
Взаимодействие: разделение труда. Общий план имеется только у руково-
дителя. Арбитраж пограничных конфликтов.
---
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.
Ориентация на инициативу сотрудников, творческий подход к выполняемой
работе, сознательное соблюдение дисциплины. Стремление предоставлять само-
стоятельность наиболее способным подчиненным, делегировать полномочия и
разделять ответственность. Умение координировать и направлять деятельность
коллектива, убеждать и оказывать моральную поддержку, быть справедливым и
тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности и социально-
психологические процессы коллектива. Ориентация в своих решениях на мнение
и пожелания коллектива, которые его действительно интересуют, и поэтому
подчиненные чувствуют себя с ним свободно, охотно общаются, доверяют свои
личные заботы и проблемы. Хорошая осведомленность о внутренней жизни кол-
лектива, знание всех основных забот и тревог своих подчиненных. Мягкость,
тактичность и коллегиальность - главные достоинства руководителя данного
стиля управления.
"Демократичская" модель управления (теория "Y").
1. Представления о человеке.
По своей природе человек склонен к труду. Он не избегает ответствен-
ности, ориентирован на общественную полезность труда, находит в труде
удовлетворение, вырабатывает у себя активное отношение к труду.
2. Стратегия руководства.
Мотивация: действие внутренней мотивации достаточно эффективно. Зара-
боток воспринимается больше как компенсация, нежели как средство стимули-
рования труда.
Практика руководства: коллективный, демократический стиль руководст-
ва, ориентированный на участие членов коллектива. Руководитель своим пове-
дением должен стимулировать такое участие.
Контроль: решающую роль играет самоконтроль, дополняемый временами
контролем со стороны руководителя и коллектива.
Информация: руководитель информирует подчиненных и получает информа-
цию.
Оценка: руководитель узнает мнение подчиненных и обменивается с ними
точками зрения.
Решение: руководитель вырабатывает решения совместно с подчиненными.
Ясность: обсуждение, разрешаются замечания. Ясность является резуль-
татом общего обсуждения.
Принятие: принятие обеспечивается участием в информации, консультации
и обсуждении решения.
Взаимодействие: общая цель. Каждый знает свою работу и работу других.
---
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА.
Незначительность участия руководителя в управлении коллективом,
стремление как можно меньше вмешиваться в его дела, предоставлять подчи-
ненным слишком большую свободу действий и поведения. Тенденция к проявле-
нию безразличия к интересам сотрудников, нежелание брать на себя ответст-
венность и принимать сложные решения, нетребовательность и самоустранение
от управления. Недостаточная принципиальность и неумение отстаивать свою
точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов. Выражен-
ная снисходительность к работникам, попустительство, либеральность, пани-
братство с подчиненными. Контроль за деятельностью сотрудников осуществля-
ется эпизодически. Непоследовательность в своих требованиях. Склонность
основной своей функцией считать снабжение подчиненных информацией и сове-
тами, но и это делать преимущественно в тех случаях, когда они сами обра-
щаются за помощью и какими-нибудь сведениями. Замечания, порицания, похва-
ла руководителя в большинстве случаев носят формальный характер; любые
объяснения по поводу невыполненных заданий или нарушений дисциплины он
принимает на веру, без критического к ним отношения. В коллективе, в кото-
ром руководитель придерживается либерального стиля управления, подчиненные
в основном предоставлены самим себе. Поэтому ожидать высоких результатов
можно только от очень самостоятельных и волевых сотрудников.
Обработка результатов.
За каждый сделанный выбор проставляется по 1 баллу. Баллы суммируются
отдельно по каждому стилю (А, Д, Л) руководства.
Интерпретация.
Поскольку в чистом виде склонность к одному из стилей руководства
практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях руководства
при тенденции быть склонным к одному из них. Опрашиваемые чаще вceгo выби-
рают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если их
больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если
меньше и при этом выборы "А" превалируют на 3 очка над "Л", можно говорить
о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирова-
ния на 3 очка выборов "Л" над "А" - о склонности к либерально-демократи-
ческому стилю.
Опросник состоит из 18 утверждений.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
Примечание к компьютерной версии.
Автоматическая интерпретация результатов тестирования построена на
анализе степени выраженности каждого стиля управления. При этом были при-
няты следующие условные количественные критерии интерпретации:
0-3 балла - низкий тестовый показатель;
4-6 баллов - пониженный тестовый показатель;
7-12 баллов - средний тестовый показатель;
13-15 баллов - повышенный тестовый показатель;
16-18 баллов - высокий тестовый показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Склонность к определенному стилю руководства.
Ф.И.О: ________________________
Доп. данные: __________________
Диаграмма:
А ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────╢>
Д ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██───────────╢>
Л ╟-▒▒───────────────────────────────────╢>
<[--]><[-]─><────[=]───><─[+]><[++]>
Тестовые показатели:
1. Автократический стиль руководства - А = 4
2. Демократический стиль руководства - Д = 13
3. Либеральный стиль руководства - Л = 1
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
АВТОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Пониженный тестовый показатель.
Направленность на принятие решений с учетом мнения коллекти-
ва. Отсутствие жесткого контроля за действиями подчиненных. Ори-
ентация в большей степени на убеждение, чем на силу приказа и при-
нуждение.
-----
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Повышенный тестовый показатель.
Стремление к поощрению инициативы и творческого подхода к вы-
полняемой работе, сознательного соблюдения дисциплины со стороны
подчиненных. Склонность делегировать полномочия и разделять от-
ветственность. Преобладание демократичности в принятии решений.
Умение убеждать и разъяснять приказы, сочетать поощрение и принуж-
дение, прислушиваться к предложениям подчиненных.
"Демократическая" модель управления
(теория "Y").
1. Представления о человеке.
По своей природе человек склонен к труду. Он не избегает от-
ветственности, ориентирован на общественную полезность труда, на-
ходит в труде удовлетворение, вырабатывает у себя активное отно-
шение к труду.
2. Стратегия руководства.
Мотивация: действие внутренней мотивации достаточно эффектив-
но. Заработок воспринимается больше как компенсация, нежели как
средство стимулирования труда.
Практика руководства: коллективный, демократический стиль
руководства, ориентированный на участие членов коллектива. Руково-
дитель своим поведением должен стимулировать такое участие.
Контроль: решающую роль играет самоконтроль, дополняемый вре-
менами контролем со стороны руководителя и коллектива.
Информация: руководитель информирует подчиненных и получает
информацию.
Оценка: руководитель узнает мнение подчиненных и обменивается
с ними точками зрения.
Решение: руководитель вырабатывает решения совместно с подчи-
ненными.
Ясность: обсуждение, разрешаются замечания. Ясность является
результатом общего обсуждения.
Принятие: принятие обеспечивается участием в информации, кон-
сультации и обсуждении решения.
Взаимодействие: общая цель. Каждый знает свою работу и работу
других.
-----
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ. Низкий тестовый показатель.
Стремление ставить перед подчиненными задачи, распределять
обязанности и контролировать их выполнение. Требовательность, от-
ветственность. Склонность избегать проявления либеральности и па-
нибратства с подчиненными.
-----
|