МЕТОДИКА:                                  
                 Шкала самооценки метакогнитивного поведения                
                            (Д. ЛаКоста, 1998)                              
                         (адаптация А.В. Карпова).                          
 
      Методика предназначена для самооценки метакогнитивного поведения.     
      Центральным конструктом метакогнитизма выступает  понятие  метакогни- 
 тивных процессов, основной отличительной чертой которых (то есть их  атри- 
 бутивной характеристикой) является то, что они направлены не на  внешнюю - 
 объективную, а на внутреннюю - субъективную реальность;  они  имеют  своим 
 "материалом" собственное содержание психики. Поэтому  они  обозначаются  в 
 метакогнитивизме как "вторичные" процессы, в отличие от традиционно  выде- 
 ляемых когнитивных процессов, обозначаемых как "первичные" процессы.       
     Наиболее известными и широко изучаемыми среди них являются, например, 
 такие процессы, как метапамять ("память о памяти"), метамышление  ("мышле- 
 ние о мышлении"), "метакогнитивный мониторинг", совокупность  рефлексивных 
 процессов и др. Эти, а также аналогичные им процессы  и составляют предмет 
 изучения в метакогнитивизме.                                               
      В общем плане предметом исследования в метакогнитивизме является  вся 
 сфера метапознания, в которую, наряду с собственно  метакогнитивными  про- 
 цессами, включаются и метакогнитивные качества  личности,  метакогнитивные 
 знания, умения, навыки и др.                                               
 
      Испытуемые должны оценить используемые ими мыслительные стратегии  по 
 следующей шкале: 5 - очень часто; 4 - часто; 3 - иногда;  2 -  редко;  1 - 
 очень редко.                                                               
      Результатом по данному опроснику является простая сумма баллов.       
      Данную шкалу целесообразно использовать  как индикатор уровня сформи- 
рованности метакогнитивных стратегий в ситуации целенаправленного обучения 
 или для диагностики "профиля" метакогнитивных  стратегий  у  специалистов, 
 использующих их в профессиональной деятельности.                           
 
      Опросник состоит из 12 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
     В данной компьютерной программе диаграмма интегрального показателя, а 
 также автоматическая интерпретация результатов  тестирования  основана  на 
 следующих условных критериях выраженных в процентах c нулевой  точкой  от- 
 счета:                                                                     
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Шкала самооценки метакогнитивного поведения.                     
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                        Диагностическая шкала.                              
 
        ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────────╢>             
 
          <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                
 
 
                      Структура оценочных шкал.                             
 
                      *                                                     
                    5 ┼ ▄         ▄ ▄                                       
                      │ █         █ █                                       
                    4 ┼ █ ▄ ▄   ▄ █ █   ▄                                   
                      │ █ █ █   █ █ █   █                                   
                    3 ┼ █ █ █ ▄ █ █ █ ▄ █ ▄   ▄                             
                      │ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █   █                             
                    2 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █                             
                      │ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █                             
                    1 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █                             
                      │ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █                             
                    0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*                           
                        A B C D E F G H I J K L                             
 
 
                       Оценочные показатели:                                
 
  1. Стратегическое планирование                            - A = 5         
  2. Формулировка вопросов                                  - B = 4         
  3. Осознанное принятие решений                            - C = 4         
  4. Дифференцированная оценка                              - D = 3         
  5. Осмысление достижений                                  - E = 4         
  6. Преодоление субъективных ограничений                   - F = 5         
  7. Перефразирование и резюмирование получаемой информации - G = 5         
  8. Обозначение когнитивного поведения                     - H = 3         
  9. Определение терминологии                               - I = 4         
 10. Ролевые игры                                           - J = 3         
 11. Ведение дневников                                      - K = 2         
 12. Моделирование                                          - L = 3         
 ------------------------------------------------------------------         
               Интегральный показатель - МП = 45  69%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Стратегическое планирование  (планирование,  мониторинг  и         
 оценка деятельности).                                                      
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      2. Формулировка вопросов (сознательная формулировка вопросов,         
 обращенных к пробелам в той или иной области знания).                      
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      3. Осознанное принятие решений  (прогнозирование  эффекта   и         
 последствий каждого варианта выбора).                                      
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      4. Дифференцированная оценка (рефлексивная оценка собственных         
 действий по различным критериям).                                          
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      5. Осмысление достижений (соотнесение субъективно оцениваемых         
 достижений с объективной обратной связью).                                 
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      6. Преодоление субъективных ограничений (осознание возможнос-         
 тей  решения сложных задач и настойчивый сознательный поиск  реше-         
 ний).                                                                      
      Тестовый показатель: высокий.                                         
      7. Перефразирование  и  резюмирование  получаемой  информации         
 (переосмысление поступающих идей).                                         
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      8. Обозначение когнитивного поведения (определение используе-         
 мых когнитивных стратегий и их значимости для решения задачи).             
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      9. Определение терминологии (формулировка точных  определений         
 первоначально размытых, многозначных или плохо понятных терминов).         
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
     10. Ролевые игры (проигрывание позиции  партнера  по  общению,         
 мысленный диалог с ним).                                                   
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
     11. Ведение дневников (письменная  фиксация  собственных  мыс-         
 лей).                                                                      
      Тестовый показатель: поиженный.                                       
 
     12. Моделирование (построение ментальных репрезентаций опыта).         
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      Повышенная интегральная  самооценка  уровня  сформированности         
 метакогнитивных стратегий.