МЕТОДИКА:
Опросник "Способность самоуправления"
(Н.М. Пейсахов)
(лаборатории психологических проблем высшей школы
Казанского государственного университета).
Методика предназначена для диагностики сформированности отдельных
этапов системы самоуправления, а также оценки общей способность самоуправ-
ления личности.
Тестовые шкалы:
1. Анализ противоречий - АП.
2. Прогнозирование - Пр.
3. Целеполагание - Ц/п.
4. Планирование - Пл.
5. Критерии оценки качества - КО.
6. Принятие решения - ПР.
7. Самоконтроль - С/к.
8. Коррекция - Кор.
Общая способность самоуправления - ОСС.
Интерпретация.
Все восемь звеньев процесса самоуправления оцениваются по одной шкале
от 0 до 6 баллов.
Показатели уровня этапов самоуправления:
0-1 - низкий;
2 - ниже среднего;
3-4 - средний;
5 - выше среднего;
6 - высокий.
Общая способность к самоуправлению:
мужчины женщины
0-13 0-11 - низкий;
14-22 12-21 - ниже среднего;
23-31 22-30 - средний;
32-40 31-39 - выше среднего;
41-48 40-48 - высокий.
Если результаты анкетирования лежат в правой части шкалы, то в целом
система самоуправления у данного человека имеется, однако в этом случае
существует опасность того, что данный человек слишком расчетлив и рациона-
лен, что ему не хватает эмоций. В данном случае тестируемому рекомендуется
понаблюдать за собой, проанализировать свои поступки и действия с точки
зрения уравновешивания рационального и эмоционального.
Если результаты анкетирования легли в зоне низких оценок, то у данно-
го человека еще нет целостной системы самоуправления, а сформированы лишь
отдельные звенья. Скорей всего такой человек сильно переживает свои неуда-
чи, но дальше этого не идет. У него эмоциональная оценка преобладает над
рациональным анализом, т.е. полноценный цикл самоуправления в этом случае
даже не начинается, а поэтому и не формируется.
Опросник состоит из 48 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник "Способность самоуправления".
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
*
6 ┼──────▄▄─────────────────────────
│ ██
5 ┼──▄▄──██──────────────────▄▄─────
│ ██ ██ ██
4 ┼──██──██──────▄▄──────────██─────
│ ██ ██ ██ ██
3 ┼──██──██──────██──▄▄──────██──▄▄─
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼──██──██──▄▄──██──██──▄▄──██──██─
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼──██──██──██──██──██──██──██──██─
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼──+───+───+───+───+───+───+───+───*
АП Пр Ц/п Пл КО ПР С/к Кор
Общая способность самоуправления:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────╢> ОСС
<───[--]────><──[-]──><──[=]──><──[+]──><─[++]─>
Тестовые показатели:
1. Анализ противоречий - АП = 5
2. Прогнозирование - Пр = 6
3. Целеполагание - Ц/п = 2
4. Планирование - Пл = 4
5. Критерии оценки качества - КО = 3
6. Принятие решения - ПР = 2
7. Самоконтроль - С/к = 5
8. Коррекция - Кор = 3
-------------------------------------------
Общая способность самоуправления - ОСС = 30
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I.
УРОВНИ ЭТАПОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ:
Повышенный уровень склонности к анализу противоречий. Ориен-
тированность на практическое определение верности своих возможнос-
тей в любой деятельности. Тенденция проявлять терпение при необхо-
димости долго разбираться в том, что не решается сразу. Прилив
энергии и сил в ситуациях, когда нужно разбираться в сложной об-
становке. Умение выделить главное в сложившейся ситуации. Предмет
частых раздумий - "Что я хочу и что должен делать".
Высокий уровень склонности к прогнозированию. Предусмотри-
тельность. В своих поступках и делах любит заглядывать далеко впе-
ред. Четко представляет свои жизненные перспективы. Его прогнозы
часто сбываются. Заранее знает, каких поступков можно ожидать от
людей. Считает, что в своей жизни необходимо предвосхищать даль-
нейший ход событий.
Пониженный уровень склонности к целеполаганию. Часто берется
за то, что не сможет довести до конца. Редко задумывается о глав-
ных целях своей жизни. Не всегда умеет отказываться от всего, что
отвлекает его от цели. Люди, которые всегда четко знают, чего хо-
тят, представляются ему слишком рациональными. Обычно с самого на-
чала не достаточно хорошо представляет будущий результат. Считает,
что следование однажды поставленной цели обедняет жизнь.
Средний уровень сформированности осознанного планирования де-
ятельности.
Средний уровень склонности к оценке критериев качества своей
деятельности.
Пониженный уровень склонности к принятию решений. Прежде чем
сделать окончательный шаг, редко взвешивает все "за" и "против".
Когда у него портятся отношения с людьми, не всегда может их изме-
нить. Его часто угнетает необходимость принимать срочные решения.
Не достаточно хорошо учитывает последствия принимаемых им решений.
Ему редко удается найти правильное решение из большого количества
возможных вариантов.
Повышенный уровень склонности к самоконтролю. В большинстве
ситуаций отдает себе отчет в том, что с ним происходит. Способен
контролировать течение времени своей жизни. Часто испытывает необ-
ходимость проверять самого себя. Обычно следит за своей речью.
Внимательно следит за тем, понимают ли его во время споров. В ссо-
рах внимательно замечает, когда он "выходит из себя".
Средний уровень склонности к коррекции своего поведения.
II.
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ТЕСТОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
УРОВНЯ СПОСОБНОСТИ САМОУПРАВЛЕНИЯ:
Средний общий уровень сформированности индивидуальной целост-
ной системы самоуправления. Уравновешенность рационального анализа
и эмоциональной оценки.
|