МЕТОДИКА:                                  
                  Опросник "Способность самоуправления"                     
                              (Н.М. Пейсахов)                               
             (лаборатории психологических проблем высшей школы              
                 Казанского государственного университета).                 
 
      Методика предназначена  для  диагностики  сформированности  отдельных 
 этапов системы самоуправления, а также оценки общей способность самоуправ- 
 ления личности.                                                            
 
      Тестовые шкалы:                                                       
      1. Анализ противоречий           - АП.                                
      2. Прогнозирование               - Пр.                                
      3. Целеполагание                 - Ц/п.                               
      4. Планирование                  - Пл.                                
      5. Критерии оценки качества      - КО.                                
      6. Принятие решения              - ПР.                                
      7. Самоконтроль                  - С/к.                               
      8. Коррекция                     - Кор.                               
      Общая способность самоуправления - ОСС.                               
 
      Интерпретация.                                                        
      Все восемь звеньев процесса самоуправления оцениваются по одной шкале 
 от 0 до 6 баллов.                                                          
 
      Показатели уровня этапов самоуправления:                              
      0-1  - низкий;                                                        
      2    - ниже среднего;                                                 
      3-4  - средний;                                                       
      5    - выше среднего;                                                 
      6    - высокий.                                                       
 
      Общая способность к самоуправлению:                                   
      мужчины  женщины                                                      
       0-13      0-11      - низкий;                                        
      14-22     12-21      - ниже среднего;                                 
      23-31     22-30      - средний;                                       
      32-40     31-39      - выше среднего;                                 
      41-48     40-48      - высокий.                                       
 
      Если результаты анкетирования лежат в правой части шкалы, то в  целом 
 система самоуправления у данного человека имеется, однако  в  этом  случае 
 существует опасность того, что данный человек слишком расчетлив и рациона- 
 лен, что ему не хватает эмоций. В данном случае тестируемому рекомендуется 
 понаблюдать за собой, проанализировать свои поступки и  действия  с  точки 
 зрения уравновешивания рационального и эмоционального.                     
      Если результаты анкетирования легли в зоне низких оценок, то у данно- 
 го человека еще нет целостной системы самоуправления, а сформированы  лишь 
 отдельные звенья. Скорей всего такой человек сильно переживает свои неуда- 
 чи, но дальше этого не идет. У него эмоциональная оценка  преобладает  над 
 рациональным анализом, т.е. полноценный цикл самоуправления в этом  случае 
 даже не начинается, а поэтому и не формируется.                            
 
      Опросник состоит из 48 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Опросник "Способность самоуправления".                           
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                 *                                                          
               6 ┼──────▄▄─────────────────────────                         
                 │      ██                                                  
               5 ┼──▄▄──██──────────────────▄▄─────                         
                 │  ██  ██                  ██                              
               4 ┼──██──██──────▄▄──────────██─────                         
                 │  ██  ██      ██          ██                              
               3 ┼──██──██──────██──▄▄──────██──▄▄─                         
                 │  ██  ██      ██  ██      ██  ██                          
               2 ┼──██──██──▄▄──██──██──▄▄──██──██─                         
                 │  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██                          
               1 ┼──██──██──██──██──██──██──██──██─                         
                 │  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██                          
               0 ┼──+───+───+───+───+───+───+───+───*                       
                    АП  Пр  Ц/п Пл  КО  ПР  С/к Кор                         
 
 
                 Общая способность самоуправления:                          
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────╢> ОСС             
 
        <───[--]────><──[-]──><──[=]──><──[+]──><─[++]─>                    
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
            1. Анализ противоречий           - АП  =  5                     
            2. Прогнозирование               - Пр  =  6                     
            3. Целеполагание                 - Ц/п =  2                     
            4. Планирование                  - Пл  =  4                     
            5. Критерии оценки качества      - КО  =  3                     
            6. Принятие решения              - ПР  =  2                     
            7. Самоконтроль                  - С/к =  5                     
            8. Коррекция                     - Кор =  3                     
            -------------------------------------------                     
            Общая способность самоуправления - ОСС = 30                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                                I.                                          
                   УРОВНИ ЭТАПОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ:                            
 
      Повышенный уровень склонности к анализу противоречий.  Ориен-         
 тированность на практическое определение верности своих возможнос-         
 тей в любой деятельности. Тенденция проявлять терпение при необхо-         
 димости долго разбираться в том, что  не  решается  сразу.  Прилив         
 энергии и сил в ситуациях, когда нужно разбираться в  сложной  об-         
 становке. Умение выделить главное в сложившейся ситуации.  Предмет         
 частых раздумий - "Что я хочу и что должен делать".                        
 
      Высокий уровень склонности  к  прогнозированию.  Предусмотри-         
 тельность. В своих поступках и делах любит заглядывать далеко впе-         
 ред. Четко представляет свои жизненные перспективы.  Его  прогнозы         
 часто сбываются. Заранее знает, каких поступков можно  ожидать  от         
 людей. Считает, что в своей жизни необходимо  предвосхищать  даль-         
 нейший ход событий.                                                        
 
      Пониженный уровень склонности к целеполаганию. Часто  берется         
 за то, что не сможет довести до конца. Редко задумывается о  глав-         
 ных целях своей жизни. Не всегда умеет отказываться от всего,  что         
 отвлекает его от цели. Люди, которые всегда четко знают, чего  хо-         
 тят, представляются ему слишком рациональными. Обычно с самого на-         
 чала не достаточно хорошо представляет будущий результат. Считает,         
 что следование однажды поставленной цели обедняет жизнь.                   
 
      Средний уровень сформированности осознанного планирования де-         
 ятельности.                                                                
 
      Средний уровень склонности к оценке критериев качества  своей         
 деятельности.                                                              
 
      Пониженный уровень склонности к принятию решений. Прежде  чем         
 сделать окончательный шаг, редко взвешивает все "за"  и  "против".         
 Когда у него портятся отношения с людьми, не всегда может их изме-         
 нить. Его часто угнетает необходимость принимать срочные  решения.         
 Не достаточно хорошо учитывает последствия принимаемых им решений.         
 Ему редко удается найти правильное решение из большого  количества         
 возможных вариантов.                                                       
 
      Повышенный уровень склонности к самоконтролю.  В  большинстве         
 ситуаций отдает себе отчет в том, что с ним  происходит.  Способен         
 контролировать течение времени своей жизни. Часто испытывает необ-         
 ходимость проверять самого себя. Обычно  следит  за  своей  речью.         
 Внимательно следит за тем, понимают ли его во время споров. В ссо-         
 рах внимательно замечает, когда он "выходит из себя".                      
 
      Средний уровень склонности к коррекции своего поведения.              
 
 
                               II.                                          
                  ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ТЕСТОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ                          
                 УРОВНЯ СПОСОБНОСТИ САМОУПРАВЛЕНИЯ:                         
 
      Средний общий уровень сформированности индивидуальной целост-         
 ной системы самоуправления. Уравновешенность рационального анализа         
 и эмоциональной оценки.