МЕТОДИКА:
Шкала для исследования детской "Я"-концепции
(Е. Пирс, Д. Харрис)
(Piers-Harris children's Self-Concept Scale)
(E.V. Piers, D.M. Harris)
(адаптация и нормирование А.М. Прихожан).
Построение шкалы для исследования детской "Я"-концепции базируется
на теоретических позициях авторов (Э. Пирс, Д. Харрис), рассматривающих
"Я-концепцию" как сложное многоструктурное психологическое образование,
включающее в себя систему самооценок и отношений личности, связанных с по-
ведением личности в различных сферах деятельности и активности, а также с
системой ее социальных отношений.
Шкала детской "Я"-концепции Пирс-Харриса позволяет оценить уровень и
характер развития "Я"-концепции по следующим субшкалам:
1) шкала отношения к своему физическому облику;
2) шкала интеллектуального и школьного статуса;
3) шкала счастья и удовлетворенности собой;
4) шкала отсутствия тревожности;
5) шкала адаптированности поведения;
6) шкала популярности.
Шкала детской "Я"-концепции Пирс-Харриса также включает в себя и две
шкалы валидности, позволяющие идентифицировать уровень искажений ответов
детей в позитивную или негативную стороны и выявить у респондентов наличие
тенденции давать случайные необоснованные ответы.
Вариант этой методики адаптированный и нормированный А.М. Прихожан
дополнен контрольной шкалой - шкалой социальной желательности. Внесены из-
менения в текст методики, проведена новая факторизация, в результате кото-
рой были выделены 3 новых фактора и уточнено содержание старых. Существен-
но дополнена интерпретация.
Применяются два варианта бланков - для мальчиков и для девочек.
Методика проводится фронтально - с целым классом или группой учащих-
ся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, за-
тем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. После этого
учащимся предлагается выполнить тренировочные задания. Затем следует про-
верить, как каждый из учащихся выполнил задание, точное понимание инструк-
ции, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоя-
тельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вмес-
те с чтением инструкции - 25-30 мин.
Обработка и интерпретация результатов.
1. Объединяются ответы "верно" и "скорее верно, чем неверно" и рас-
сматриваются вместе. Ответы "скорее неверно, чем верно" и "неверно" также
объединяются.
2. Выявляется тенденции к социальной желательности ответов.
В тех случаях, когда по этой шкале получено 7 и более баллов, резуль-
таты испытуемого могут быть искажены под влиянием сильной тенденции давать
социально желательные ответы. В этом случае к результатам, полученным по
шкале следует подходить с осторожностью и использовать их только как ори-
ентировочные.
Необходимо провести дополнительное исследование с использованием дру-
гого способа получения данных (проективная методика, беседа, наблюдение и
т.п.).
3. Подсчитывается суммарный балл, характеризующий общую удовлетворен-
ность собой, позитивность самоотношения. С этой целью результаты испытуе-
мого сопоставляются с ключом. Совпадение с ключом - один балл.
Данные переводятся в стенайны (стандартную девятку), в соответствии с
которым определяется уровень самоотношения, выделяется 5 уровней самоотно-
шения.
Значение уровней самоотношения:
I уровень - очень высокий уровень самоотношения;
II уровень - высокий уровень, соответствующий социальному нормативу;
III уровень - средний уровень самоотношения;
IV уровень - низкий уровень, неблагоприятный вариант самоотношения;
V уровень - предельно высокий уровень (может свидетельствовать о за-
щитно-высоком отношении к себе) или предельно низкий уровень самоотноше-
ния. Группа риска.
4. Подcчитываются баллы по отдельным факторам. Совпадение с ключом -
один балл.
Опросник состоит из 90 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма результатов тестирования по 9 субшкалам
методики основана на числовых значениях выраженных в процентах.
Диаграмма общего самоотношения основана на числовых значениях выра-
женных в стенайнах (стандартная девятка).
Интерпретация основана на критериях предложенных А.М. Прихожан.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала для исследования детской "Я"-концепции.
Ф.И.О:______________
Доп. данные:________
Шкала неискренности:
0 ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────╢> L
<──────[-]───────><────[+]───>
Диаграмма:
% *
100 ┼─▄▄────────────────▄▄─▄▄────
90 ┼ ██ ██ ██
80 ┼─██────██──────────██─██─██─
70 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
60 ┼─██─██─██─██────██─██─██─██─
50 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
40 ┼─██─██─██─██────██─██─██─██─
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
П И Ш В Т О У С Р
Интегральный тестовый показатель:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████───────────╢>
<─1─><─2─><─3─><─4─><─5─><─6─><─7─><─8─><─9─>
Тестовые показатели:
1. Поведение - П = 13 100%
2. Интеллект - И = 11 73%
3. Ситуация в школе - Ш = 6 86%
4. Внешность - В = 8 73%
5. Тревожность - Т = 3 27%
6. Общение - О = 15 79%
7. Счастье и удовлетворенность - У = 9 100%
8. Положение в семье - С = 8 100%
9. Уверенность в себе - Р = 15 83%
10. Фактор социальной желательности - L = 4 40%
-------------------------------------------------
Общее самоотношение - ОС = 68 7
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Достоверность информации: откровенность, отсутствие созна-
тельного намерения приукрасить свой характер, подчеркнуть "пра-
вильность" своего поведения.
1. Поведение.
Подросток оценивает свое поведение как соответствующее требо-
ваниям взрослых.
2. Интеллект, положение в школе.
Высокая самооценка.
3. Ситуация в школе.
Позитивное восприятие школьной ситуации.
4. Внешность, физическая привлекательность, физическое разви-
тие как свойства, связанные с популярностью среди сверстников.
Высокая самооценка.
5. Тревожность.
Высокий уровень тревожности.
6. Общение. Популярность среди сверстников, умение общаться.
Высокая самооценка в общении, характеризующая переживание
удовлетворенности в этой сфере.
7. Счастье и удовлетворенность.
Полное ощущение удовлетворенности жизнью.
8. Положение в семье.
Высокая степень удовлетворенности.
9. Уверенность в себе.
Чрезмерно высокий уровень уверенности в себе, чаще всего но-
сит компенсаторно-защитный характер. Вместе с тем, особенно у
младших подростков может свидетельствовать об инфантильном харак-
тере отношения к своим возможностям, недостаточной критичности.
Интегральная оценка общего самоотношения:
повышенный тестовый показатель.
|