МЕТОДИКА:                                  
                Шкала для исследования детской "Я"-концепции                
                          (Е. Пирс, Д. Харрис)                              
                (Piers-Harris children's Self-Concept Scale)                
                        (E.V. Piers, D.M. Harris)                           
                 (адаптация и нормирование А.М. Прихожан).                  
 
      Построение шкалы для исследования  детской  "Я"-концепции  базируется 
 на теоретических позициях авторов  (Э. Пирс,  Д. Харрис),  рассматривающих 
 "Я-концепцию" как сложное  многоструктурное  психологическое  образование, 
 включающее в себя систему самооценок и отношений личности, связанных с по- 
 ведением личности в различных сферах деятельности и активности, а также  с 
 системой ее социальных отношений.                                          
      Шкала детской "Я"-концепции Пирс-Харриса позволяет оценить уровень  и 
 характер развития "Я"-концепции по следующим субшкалам:                    
      1) шкала отношения к своему физическому облику;                       
      2) шкала интеллектуального и школьного статуса;                       
      3) шкала счастья и удовлетворенности собой;                           
      4) шкала отсутствия тревожности;                                      
      5) шкала адаптированности поведения;                                  
      6) шкала популярности.                                                
      Шкала детской "Я"-концепции Пирс-Харриса также включает в себя и  две 
 шкалы валидности, позволяющие идентифицировать уровень  искажений  ответов 
 детей в позитивную или негативную стороны и выявить у респондентов наличие 
 тенденции давать случайные необоснованные ответы.                          
      Вариант этой методики адаптированный  и  нормированный  А.М. Прихожан 
 дополнен контрольной шкалой - шкалой социальной желательности. Внесены из- 
 менения в текст методики, проведена новая факторизация, в результате кото- 
 рой были выделены 3 новых фактора и уточнено содержание старых. Существен- 
 но дополнена интерпретация.                                                
      Применяются два варианта бланков - для мальчиков и для девочек.       
      Методика проводится фронтально - с целым классом или группой  учащих- 
 ся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, за- 
 тем психолог должен ответить на все задаваемые ими  вопросы.  После  этого 
 учащимся предлагается выполнить тренировочные задания. Затем следует  про- 
 верить, как каждый из учащихся выполнил задание, точное понимание инструк- 
 ции, вновь ответить на вопросы. После этого  учащиеся  работают  самостоя- 
 тельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вмес- 
 те с чтением инструкции - 25-30 мин.                                       
 
      Обработка и интерпретация результатов.                                
      1. Объединяются ответы "верно" и "скорее верно, чем неверно"  и  рас- 
 сматриваются вместе. Ответы "скорее неверно, чем верно" и "неверно"  также 
 объединяются.                                                              
      2. Выявляется тенденции к социальной желательности ответов.           
      В тех случаях, когда по этой шкале получено 7 и более баллов, резуль- 
 таты испытуемого могут быть искажены под влиянием сильной тенденции давать 
 социально желательные ответы. В этом случае к результатам,  полученным  по 
 шкале следует подходить с осторожностью и использовать их только как  ори- 
 ентировочные.                                                              
      Необходимо провести дополнительное исследование с использованием дру- 
 гого способа получения данных (проективная методика, беседа, наблюдение  и 
 т.п.).                                                                     
      3. Подсчитывается суммарный балл, характеризующий общую удовлетворен- 
 ность собой, позитивность самоотношения. С этой целью результаты  испытуе- 
 мого сопоставляются с ключом. Совпадение с ключом - один балл.             
      Данные переводятся в стенайны (стандартную девятку), в соответствии с 
 которым определяется уровень самоотношения, выделяется 5 уровней самоотно- 
 шения.                                                                     
     Значение уровней самоотношения:                                        
      I  уровень - очень высокий уровень самоотношения;                     
      II уровень - высокий уровень, соответствующий социальному нормативу;  
      III уровень - средний уровень самоотношения;                          
      IV уровень - низкий уровень, неблагоприятный вариант самоотношения;   
      V  уровень - предельно высокий уровень (может свидетельствовать о за- 
 щитно-высоком отношении к себе) или предельно низкий  уровень  самоотноше- 
 ния. Группа риска.                                                         
      4. Подcчитываются баллы по отдельным факторам. Совпадение с  ключом - 
 один балл.                                                                 
 
      Опросник состоит из 90 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма результатов тестирования по 9  субшкалам 
 методики основана на числовых значениях выраженных в процентах.            
      Диаграмма общего самоотношения основана на числовых  значениях  выра- 
 женных в стенайнах (стандартная девятка).                                  
      Интерпретация основана на критериях предложенных А.М. Прихожан.       
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Шкала для исследования детской "Я"-концепции.                    
 Ф.И.О:______________                                                       
 Доп. данные:________                                                       
 
 
                        Шкала неискренности:                                
 
               0 ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────╢> L                      
 
                   <──────[-]───────><────[+]───>                           
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                  % *                                                       
                100 ┼─▄▄────────────────▄▄─▄▄────                           
                 90 ┼ ██                ██ ██                               
                 80 ┼─██────██──────────██─██─██─                           
                 70 ┼ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██                            
                 60 ┼─██─██─██─██────██─██─██─██─                           
                 50 ┼ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██                            
                 40 ┼─██─██─██─██────██─██─██─██─                           
                 30 ┼ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██                            
                 20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─                           
                 10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                            
                  0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                          
                      П  И  Ш  В  Т  О  У  С  Р                             
 
 
                  Интегральный тестовый показатель:                         
 
         ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████───────────╢>                 
 
           <─1─><─2─><─3─><─4─><─5─><─6─><─7─><─8─><─9─>                    
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
          1. Поведение                       - П = 13 100%                  
          2. Интеллект                       - И = 11  73%                  
          3. Ситуация в школе                - Ш =  6  86%                  
          4. Внешность                       - В =  8  73%                  
          5. Тревожность                     - Т =  3  27%                  
          6. Общение                         - О = 15  79%                  
          7. Счастье и удовлетворенность     - У =  9 100%                  
          8. Положение в семье               - С =  8 100%                  
          9. Уверенность в себе              - Р = 15  83%                  
         10. Фактор социальной желательности - L =  4  40%                  
         -------------------------------------------------                  
                 Общее самоотношение - ОС = 68  7                           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Достоверность информации:  откровенность,  отсутствие  созна-         
 тельного намерения приукрасить свой  характер,  подчеркнуть  "пра-         
 вильность" своего поведения.                                               
 
      1. Поведение.                                                         
      Подросток оценивает свое поведение как соответствующее требо-         
 ваниям взрослых.                                                           
 
      2. Интеллект, положение в школе.                                      
      Высокая самооценка.                                                   
 
      3. Ситуация в школе.                                                  
      Позитивное восприятие школьной ситуации.                              
 
      4. Внешность, физическая привлекательность, физическое разви-         
 тие как свойства, связанные с популярностью среди сверстников.             
      Высокая самооценка.                                                   
 
      5. Тревожность.                                                       
      Высокий уровень тревожности.                                          
 
      6. Общение. Популярность среди сверстников, умение общаться.          
      Высокая самооценка  в  общении,  характеризующая  переживание         
 удовлетворенности в этой сфере.                                            
 
      7. Счастье и удовлетворенность.                                       
      Полное ощущение удовлетворенности жизнью.                             
 
      8. Положение в семье.                                                 
      Высокая степень удовлетворенности.                                    
 
      9. Уверенность в себе.                                                
      Чрезмерно высокий уровень уверенности в себе, чаще всего  но-         
 сит компенсаторно-защитный характер.  Вместе  с  тем,  особенно  у         
 младших подростков может свидетельствовать об инфантильном  харак-         
 тере отношения к своим возможностям, недостаточной критичности.            
 
            Интегральная оценка общего самоотношения:                       
                 повышенный тестовый показатель.