МЕТОДИКА:
Шкала религиозной ориентации
(Г. Олпорт, Д. Росс)
(Religions Orientation Scale - ROS)
(Allport G. W., Ross, J. M.).
Опросник предназначен для выявления типа религиозной ориентации лич-
ности: внутренней и внешней религиозности.
Для измерения религиозного чувства/религиозности Г. Оллпорт предлага-
ет континуум на одном полюсе которого - религиозность, представляющая
только инструментальную или внешнюю значимость, а на другом - чувство, са-
мо по себе являющееся базовым мотивом, имеющее внутреннюю ценность, являю-
щееся первичным и не подчиненным другому мотиву.
Г. Оллпорт выделил следующие особенности этих типов:
Внешняя религиозность.
Люди с этой ориентацией склонны использовать религию в собственных
целях. Этот термин обозначает ценность, которая играет второстепенную роль
и служит достижению других, более значимых ценностей. Люди с такой ориен-
тацией могут находить разные причины, чтобы считать религию полезной: она
обеспечивает уверенность и утешение, социальные контакты и развлечения,
статус и самооправдание. Посещение церкви, участие в религиозных обрядах,
деятельности религиозных организаций, внешнее благочестие являются для них
средствами доказать свою социальную респектабельность, лояльность по отно-
шению к общепринятому образу жизни. Это нечто, нужное для того, чтобы его
использовать, а не для того, чтобы ради него жить. В теологических терми-
нах личность с внешней ориентацией обращена к Богу, но не отстранена от
себя. По этой причине религия главным образом служит щитом для центриро-
ванности на себе. С точки зрения психологии развития, это незрелое образо-
вание. Как и все прочие защиты, внешняя религиозность подвержена риску
разрушения в том случае, если жизненные обстоятельства станут чересчур
противоречивыми.
Олпорт считал, что корни подобной "внешней" ориентации зарождаются
еще в детские годы, когда в ребенке есть огромная потребность в доверии,
но отношения с семьей, наоборот, формируют чувство тревоги, неполноценнос-
ти, подозрительности и недоверия. В результате формируется личность с мощ-
ными защитными механизмами, отгороженная от мира, наполненная скрытой
враждебностью и неприязнью к людям. Люди с такой "внешней" религиозностью
могут использовать религиозное чувство и причастность к Церкви для обеспе-
чения безопасности, комфорта, статуса или социального одобрения, предрас-
судок станет их жизненной опорой, а нетерпимость - способом разрешения лю-
бых конфликтов.
Внутренняя религиозность.
Для людей с такой ориентацией, религия является главенствующим моти-
вом. Другие потребности, какими бы сильными они не были, имеют менее прин-
ципиальное значение и, насколько это возможно, находятся в гармонии с ре-
лигиозными убеждениями и предписаниями. Человек с такой системой взглядов,
старается интериоризировать ее и всецело следовать ей. Это сильное желание
достичь идеального жизненного единства, которое всегда определяется целос-
тной концепцией природы всего сущего. Для религиозных личностей данного
типа религия представляет самостоятельную и конечную ценность. Они мотиви-
руют свою деятельность в разных социальных сферах религиозной верой, свое
поведение стараются подчинить религиозным нормам и предписаниям. Этот вид
религиозного чувства действительно дает всеохватывающее решение загадке
жизни. Религиозный поиск рассматривается как самоцель, как ценность, лежа-
щая в основе всех вещей и желаемая ради ее самой. Когда человек предается
этой цели, религия становится внутренней ценностью индивида и в этом ка-
честве выступает как всеобъемлющая, интегративная и мотивирующая. У верую-
щих, ориентированных на внутренние религиозные переживания, будут в боль-
шей степени преобладать такие чувства, как терпимость, милосердие, эмпа-
тия, связанное с этим принятие людей с отличным религиозным мировоззрени-
ем, другой системой ценностей.
Начала этой ориентации также имеют истоки своего формирования в дет-
стве. Если у ребенка сформировано базовое доверие к миру, чувство безопас-
ности, то в подростковом возрасте ребенок в состоянии принять и уважать
убеждения и предпочтения других, в том числе и религиозные. Это не значит,
что такой ребенок не тревожится, не боится, но он в состоянии рассматри-
вать эти переживания как болезненные и в себе самом, и в других людях. У
такого человека религиозное чувство и вера пронизаны чувством смирения и
принятия, сострадания и любви к ближнему. В такой жизни нет места отверже-
нию, презрению, пренебрежению к окружающим.
Шкалы методики.
Шкала внешней (экстринсивной) религиозной ориентации.
Шкала внутренней (интринсивной) религиозной ориентации.
Опросник состоит из 20 суждений, 9 из них представляют собой субшкалу
внутренней религиозной ориентации [I], а 11 включены в субшкалу внешней
религиозной ориентации [E].
На каждое из суждений предложено 4 варианта ответов, выражающих раз-
личную степень согласия с суждением. Каждому ответу присваивается опреде-
ленное количество баллов.
При обработке баллы по субшкалам внутренней и внешенй религиозности
суммируются. Величина индекса религиозности позволяет разделить обследуе-
мых на группы внешне и внутренне религиозных людей, а также определить
группу непоследовательно религиозных и нерелигиозных.
Интерпретация.
При интерпретации учитывается, что опросник обладает высокой чувстви-
тельностью к измерению религиозной ориентации, несмотря на концептуальные
различия конфессий. В рамках любой конфессии соотношение типов будет при-
мерно одинаковым [Олпорт, 1998].
К людям с последовательной внутренней религиозностью относятся те,
кто соглашается с утверждениями - индикаторами внутренней ориентации, вхо-
дящими в субшкалу внутренней ориентации, и не соглашается с утверждения-
ми - индикаторами внешней ориентации из соответствующей субшкалы. Эти об-
следуемые получают низкие показатели по обеим субшкалам.
К людям с последовательной внешней религиозностью относятся те, кто
соглашается с утверждениями - индикаторами внешней ориентации, входящими в
субшкалу внешней ориентации, и не соглашается с утверждениями - индикато-
рами внутренней ориентации из соответствующей субшкалы. Эти обследуемые
получают высокие показатели по обеим субшкалам.
Непоследовательно религиозные будут набирать по субшкале внутренней
ориентации как минимум на 12 баллов меньше, чем по субшкале внешней ориен-
тации.
Нерелигиозные люди будут демонстрировать устойчивую тенденцию не сог-
лашаться с утверждениями из обеих субшкал, что будет проявляться в низких
показателях по субшкале внешней религиозности и очень высоких оценках по
субшкале внутренней религиозной ориентации.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма, а также интерпретация результатов тес-
тирования основаны на показателях выраженных в процентах с нулевой точкой
отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий числовой показатель;
21% - 40% пониженный числовой показатель;
41% - 60% средний числовой показатель;
61% - 80% повышенный числовой показатель;
81% - 100% высокий числовой показатель.
При анализе числовой и графической информации следует иметь в ввиду,
что по шкале внутренней (интринсивной) религиозной ориентации низким чис-
ловым значениям будет соответствовать высокая религиозность, а высоким
значениям - низкая религиозность.
Высокий интегральный числовой индекс религиозности будет при высокой
экстринсивной + низкой интринсивной религиозности, т.е. соответствовать
последовательной внешней религиозности.
Низкий интегральный числовой индекс религиозности будет при низкой
экстринсивной + высокой интринсивной религиозности, т.е. соответствовать
последовательной внутренней религиозности.
Для приведения числовых показателей шкалы внутренней религиозной ори-
ентации в соответствие в ее реальной степенью выраженности для интерпрета-
ции результатов тестирования в данной программе производится инверсия
(лат. invercio - переворачивание, перестановка) - замена числовых значений
на противоположные.
Опросник состоит из 20 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала религиозной ориентации.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████████────╢> Э
0 <╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████───────────╢ И
<──[<<]──><──[<]──><───[=]──><───[>]──><──[>>]───>
___
I <╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████───────╢> E
<──[<<]──><──[<]──><───[=]──><───[>]──><──[>>]───>
Tестовые показатели:
1. Внешняя (экстринсивная)
религиозная ориентация - E = 42 94%
2. Внутренняя (интринсивная)
религиозная ориентация - I = 31 81%
инверcия направленности - I = 5 19%
-----------------------------------------------
Индекс религиозности - IR = 73 88%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень внешней религиозности.
Выраженная склонность использовать религию в собственных це-
лях. Религия как ценность играет второстепенную роль и служит дос-
тижению других, более значимых ценностей. Люди с такой ориентацией
могут находить разные причины, чтобы считать религию полезной: она
обеспечивает уверенность и утешение, социальные контакты и развле-
чения, статус и самооправдание. Посещение церкви, участие в рели-
гиозных обрядах, деятельности религиозных организаций, внешнее
благочестие являются для них средствами доказать свою социальную
респектабельность, лояльность по отношению к общепринятому образу
жизни. Религия необходима для того, чтобы ее использовать, а не
для того, чтобы ради нее жить. В теологических терминах личность с
внешней ориентацией обращена к Богу, но не отстранена от себя. По
этой причине религия главным образом служит щитом для центрирован-
ности на себе. Внешняя религиозность подвержена риску разрушения в
том случае, если жизненные обстоятельства станут чересчур противо-
речивыми.
Внешняя религиозная ориентация зарождаются еще в детские го-
ды, когда в ребенке есть огромная потребность в доверии, но отно-
шения с семьей, наоборот, формируют чувство тревоги, неполноцен-
ности, подозрительности и недоверия. В результате формируется лич-
ность с мощными защитными механизмами, отгороженная от мира, на-
полненная скрытой враждебностью и неприязнью к людям. Люди с такой
религиозностью могут использовать религиозное чувство и причаст-
ность к Церкви для обеспечения безопасности, комфорта, статуса или
социального одобрения, предрассудок станет их жизненной опорой, а
нетерпимость - способом разрешения любых конфликтов.
Пониженный уровень внутренней религиозности.
Слабо выраженная тенденция к главенствующей роли религии, как
мотивации поведения личности. Другие потребности имеют более прин-
ципиальное значение и находятся в противоречии с религиозными
предписаниями. Религиозные личности данного типа в слабой степени
мотивируют свою деятельность в разных социальных сферах религиоз-
ной верой и не стараются подчинить свое поведение религиозным нор-
мам и предписаниям. Верующие, слабо ориентированные на внутренние
религиозные переживания, будут в незначительной степени испытывать
такие чувства, как терпимость, милосердие, эмпатия, связанное с
этим принятие людей с отличным религиозным мировоззрением, другой
системой ценностей.
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ТЕСТОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:
последовательная внешняя религиозность.
|