МЕТОДИКА:                                  
                 Cтиль руководства трудовым коллективом                     
                       (В.П.Захаров, А.Л.Журавлева).                        
 
      Методика предназначена для диагностики преобладающего стиля руководс- 
 тва коллективом по трем измерительным шкалам:                              
      1. Директивный стиль управления.                                      
      2. Коллегиальный стиль управления.                                    
      3. Попустительский стиль управления.                                  
 
                          ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ.                            
      Стремление максимально подчинить своему влиянию коллектив, единолично 
 вырабатывать решения, координировать и контролировать деятельность  подчи- 
 ненных. Ориентация исключительно на собственное мнение  и  оценки.  Склон- 
 ность к автократическому давлению на подчиненных,  непреклонность и  реши- 
 тельность  в  суждениях,  чрезмерная  резкость в критике и предвзятость  в 
 оценках, нежелание признавать свои ошибки.  Большая дистанция с  подчинен- 
 ными. Честолюбие, низкая совместимость с заместителями, игнорирование  об- 
 щественным мнением. Устранение других людей от участия в решении важнейших 
 вопросов, как стратегических, так и тактических. Четкое распределение обя- 
 занностей, строгий контроль выполнения любой задачи, злоупотребление нака- 
 заниями. Жесткое пресечение чьей-либо инициативы,  которая  воспринимается 
 как акт своеволия и посягательства на авторитет и достоинство  руководите- 
 ля. Все руководящие указания имеют форму приказов, ультимативных  требова- 
 ний и распоряжений. Малейшие отклонения от  его  указаний  вызывают  гнев, 
 возмущение и следующие за ними жесткие административные санкции: выговоры, 
 взыскания, лишения льгот и т.п. Отрицательное отношение к  самостоятельным 
 подчиненным; склонность относится с симпатией только к тем,  кто ни в  чем 
 ему не перечит и поддерживает все его предложения.                         
 
                "Директивная" модель управления (теория "X").               
      1. Представления о человеке.                                          
      По своей природе человек не склонен к труду.  Предоставленный  самому 
 себе, он старается не работать или работать как можно меньше. Это  означа- 
 ет, во-первых, что он избегает ответственности, не стремится сделать  кол- 
 лективные интересы собственной моделью и, во-вторых, что труд для человека 
 является лишь неприятной обязанностью. Его отношение к труду, таким  обра- 
 зом, может быть только пассивным.                                          
      2. Стратегия руководства.                                             
      Мотивация: эффективна лишь внешняя мотивация, положительная или отри- 
 цательная.                                                                 
      Практика руководства: пассивное отношение к труду требует  авторитар- 
 ного стиля руководства. В условиях, когда люди делают лишь то, что им  по- 
 ручают, одному руководителю приходится принимать решения, организовывать и 
 планировать работу, распределять задачи, указывая каждому четко обозначен- 
 ный вид работы.                                                            
      Контроль: руководитель осуществляет постоянный и  скрупулезный  конт- 
 роль за выполнением работы. В противном случае люди отлынивают от работы.  
      Информация: руководитель собирает информацию для личного пользования. 
      Оценка: руководитель оценивает сам или прибегает к помощи экспертов.  
      Решение: руководитель вырабатывает решение один или с помощью  своего 
 начальства.                                                                
      Ясность: приказы или распоряжения ясные, четкие, краткие.             
      Принятие: применение санкций, авторитет, компетентность, пример руко- 
 водителя, убеждение.                                                       
      Взаимодействие: разделение труда. Общий план имеется только у руково- 
 дителя. Арбитраж пограничных конфликтов.                                   
 
 
                          КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.                          
      Ориентация на инициативу сотрудников, творческий подход к выполняемой 
 работе, сознательное соблюдение дисциплины. Стремление предоставлять само- 
 стоятельность наиболее способным подчиненным,  делегировать  полномочия  и 
 разделять ответственность. Умение координировать и направлять деятельность 
 коллектива, убеждать и оказывать моральную поддержку,  быть справедливым и 
 тактичным в споре, изучать индивидуальные качества личности  и  социально- 
 психологические процессы коллектива. Ориентация в своих решениях на мнение 
 и пожелания коллектива, которые его действительно  интересуют,  и  поэтому 
 подчиненные чувствуют себя с ним свободно, охотно общаются, доверяют  свои 
 личные заботы и проблемы. Хорошая осведомленность о внутренней жизни  кол- 
 лектива, знание всех основных забот и тревог своих подчиненных.  Мягкость, 
 тактичность и коллегиальность - главные достоинства  руководителя  данного 
 стиля управления.                                                          
 
            "Коллегиальная" модель управления (теория "Y").                 
      1. Представления о человеке.                                          
      По своей природе человек склонен к труду. Он не избегает  ответствен- 
 ности, ориентирован на общественную  полезность  труда,  находит  в  труде 
 удовлетворение, вырабатывает у себя активное отношение к труду.            
      2. Стратегия руководства.                                             
      Мотивация: действие внутренней мотивации достаточно эффективно. Зара- 
 боток воспринимается больше как компенсация, нежели как средство  стимули- 
 рования труда.                                                             
      Практика руководства: коллективный, демократический стиль  руководст- 
 ва, ориентированный на участие членов коллектива. Руководитель своим пове- 
 дением должен стимулировать такое участие.                                 
      Контроль: решающую роль играет  самоконтроль,  дополняемый  временами 
 контролем со стороны руководителя и коллектива.                            
      Информация: руководитель информирует подчиненных и получает  информа- 
 цию.                                                                       
      Оценка: руководитель узнает мнение подчиненных и обменивается  с ними 
 точками зрения.                                                            
      Решение: руководитель вырабатывает решения совместно с подчиненными.  
      Ясность: обсуждение, разрешаются замечания. Ясность является  резуль- 
 татом общего обсуждения.                                                   
      Принятие: принятие обеспечивается участием в информации, консультации 
 и обсуждении решения.                                                      
      Взаимодействие: общая цель. Каждый знает свою работу и работу других. 
 
 
                         ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ.                         
      Незначительность  участия  руководителя  в  управлении   коллективом, 
 стремление как можно меньше вмешиваться в его дела,  предоставлять  подчи- 
 ненным слишком большую свободу действий и поведения. Тенденция к  проявле- 
 нию безразличия к интересам сотрудников, нежелание брать на себя  ответст- 
 венность и принимать сложные решения, нетребовательность и  самоустранение 
 от управления. Недостаточная принципиальность и неумение  отстаивать  свою 
 точку зрения, отсутствие целей деятельности и конкретных планов.  Выражен- 
 ная снисходительность к работникам, попустительство, либеральность,  пани- 
 братство с подчиненными. Контроль за деятельностью сотрудников осуществля- 
 ется эпизодически. Непоследовательность в  своих  требованиях.  Склонность 
 основной своей функцией считать снабжение подчиненных информацией и  сове- 
 тами, но и это делать преимущественно в тех случаях,  когда они сами обра- 
 щаются за помощью и какими-нибудь сведениями. Замечания, порицания, похва- 
 ла руководителя в большинстве случаев  носят  формальный  характер;  любые 
 объяснения по поводу невыполненных заданий  или  нарушений  дисциплины  он 
 принимает на веру, без критического к ним отношения. В коллективе, в кото- 
 ром руководитель придерживается либерального стиля управления, подчиненные 
 в основном предоставлены самим себе. Поэтому ожидать  высоких  результатов 
 можно только от очень самостоятельных и волевых сотрудников.               
 
      Анкета состоит из 16 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны 
 три варианта ответов, соответствующие трем стилям руководства коллективом. 
 Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выража- 
 ет его мнение по поводу оценки  особенностей  поведения  руководителя  его 
 коллектива. Баллы, набранные по всем 16 пунктам,  суммируются  для  каждой 
 шкалы отдельно.                                                            
      В практике редко встречаются руководители, деятельность  которых  ха- 
рактеризуется одним определенным стилем управления  коллективом.  Обычно  в 
работе каждого руводителя просматриваются все три типа руководства, но  ин- 
тенсивность и частота их применения у разных руководителей различна. Устой- 
чивое сочетание стилей руководства определяет индивидуальный  стиль  работы 
руководителя.                                                               
 
      Примерное время тестирования - 20-30 мин.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Стиль руководства трудовым коллективом.                          
 Ф.И.О: ___________________                                                 
 Доп. данные: _____________                                                 
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████─────────────╢> Др           
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────╢> Кл           
 
     0 ╟-▒▒▒────────────────────────────────────────────────╢> Пс           
 
         <───────[-]───────><────[=]────><──────[+]───────>                 
 
 
                         Тестовые показатели:                               
 
               1. Директивный компонент      -  Др = 12                     
               2. Коллегиальный компонент    -  Кл =  4                     
               3. Попустительский компонент  -  Пс =  1                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ. Повышенный тестовый показатель.                
      Ориентация в основном на собственное мнение и оценки.  Стрем-         
 ление к единоличной власти, уверенность и решительность в суждени-         
 ях. Склонность к жесткой формальной дисциплине, дистанция с подчи-         
 ненными. Тенденция к игнорированию инициативы, творческой   актив-         
 ности людей, неумение предоставлять им самостоятельность. Повышен-         
 ный контроль за действиями подчиненных.                                    
 
 Приложение.                                                                
                    "Директивная" модель управления                         
                           (теория "X").                                    
      1. Представления о человеке.                                          
      По своей природе человек не склонен к труду.  Предоставленный         
 самому себе, он старается не работать или работать как можно мень-         
 ше. Это означает, во-первых, что он избегает  ответственности,  не         
 стремится сделать коллективные интересы собственной моделью и, во-         
 вторых, что труд для человека является лишь неприятной  обязаннос-         
 тью. Его отношение к труду, таким образом, может быть только  пас-         
 сивным.                                                                    
      2. Стратегия руководства.                                             
      Мотивация: эффективна лишь  внешняя  мотивация, положительная         
 или отрицательная.                                                         
      Практика руководства: пассивное отношение к труду требует ав-         
 торитарного стиля руководства. В условиях, когда люди делают  лишь         
 то, что им поручают, одному руководителю приходится принимать  ре-         
 шения, организовывать и планировать работу,  распределять  задачи,         
 указывая каждому четко обозначенный вид работы.                            
      Контроль: руководитель осуществляет постоянный и скрупулезный         
 контроль за выполнением работы. В противном случае люди отлынивают         
 от работы.                                                                 
      Информация:  руководитель  собирает  информацию  для  личного         
 пользования.                                                               
      Оценка: руководитель оценивает сам или прибегает к помощи эк-         
 спертов.                                                                   
      Решение: руководитель вырабатывает решение один или с помощью         
 своего начальства.                                                         
      Ясность: приказы или распоряжения ясные, четкие, краткие.             
      Принятие: применение санкций, авторитет, компетентность, при-         
 мер руководителя, убеждение.                                               
      Взаимодействие: разделение труда. Общий план имеется только у         
 руководителя. Арбитраж пограничных конфликтов.                             
                               -----                                        
 
      КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ. Пониженный тестовый показатель.              
      Тенденция к требовательности и контролю  может  сочетается  с         
 предоставлением  возможности  проявления  некоторой  инициативы  и         
 творческого подхода к выполняемой работе, сознательного соблюдения         
 дисциплины со стороны подчиненных. Склонность к ограниченному  де-         
 легированию полномочий и разделению  ответственности.                      
                               -----                                        
 
      ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ. Низкий тестовый показатель.                
      Стремление ставить перед  подчиненными  задачи,  распределять         
 обязанности и контролировать их выполнение. Требовательность,  от-         
 ветственность. Склонность избегать проявления либеральности и  па-         
 нибратства с подчиненными.                                                 
                               -----