МЕТОДИКА:
Диагностика суицидального риска у детей
(А.А. Кучер, В.П. Костюкевич).
Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значе-
ние имеют:
учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;
влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнитель-
ного стресс-фактора;
анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлитель-
ности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличе-
ния своих недостатков, принижения успехов и достоинств.
В целях определения социально-психологического отношения к суицидаль-
ным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на воп-
росы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и
смерти.
Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым
говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных
позиций:
можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, мо-
жет быть оправдан;
я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные
и близкие.
Инструкция:
Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалирует-
ся как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачиты-
ваются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками за-
ранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего
смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд.
Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он
его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чте-
нию высказываний.
Бланк ответов.
Поставьте "+" в графу с темой услышанного высказывания.
Темы:
1. Алкоголь, наркотики.
2. Несчастная любовь.
3. Противоправные действия.
4. Деньги и проблемы с ними.
5. Добровольный уход из жизни.
6. Семейные неурядицы.
7. Потеря смысла жизни.
8. Чувство неполноценности, ущербности, уродливости.
9. Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути.
10. Отношения с окружающими.
Обработка результатов.
После заполнения бланка подсчитывается количество отметок в каждой
колонке. Ответы интерпретируются на основе 6 таблиц (мальчики и девочки 5,
б, 7 класс). О наличии суицидального риска свидетельствует результат, по-
лученный в колонке "Добровольный уход из жизни". Результаты, полученные по
остальным показателям, дают информацию о других факторах суицидального
риска как о стрессогенных проблемах, влияющих на состояние психологическо-
го комфорта подростка.
Если результат колонки "Добровольный уход из жизни" меньше представ-
ленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск
суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факто-
рах, представленных в остальных колонках, как о стрессогенных проблемах,
влияющих на состояние психологического комфорта подростка.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностика суицидального риска у детей.
Ф.И.О: ___________________
Доп. данные:______________
Диаграмма:
1. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓───────────────────────────────────╢>
2. ╟─▒▒▒───────────────────────────────────────────╢>
3. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────╢>
4. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────╢>
5. ╟─▒─────────────────────────────────────────────╢>
6. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢>
7. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓███───────────────────────────────╢>
8. ╟─▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────────╢>
9. ╟─▒─────────────────────────────────────────────╢>
10. ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓██─────────────────────╢>
[0] ├────────[10]──────[20]──────[30]──────[40]──>>> [85]
Тестовые показатели:
1. Алкоголь, наркотики - АН = 11 +
2. Несчастная любовь - НЛ = 3
3. Противоправные действия - ПД = 8
4. Деньги и проблемы с ними - ДП = 14
5. Добровольный уход из жизни - ДУ = 1
6. Семейные неурядицы - СН = 9
7. Потеря смысла жизни - ПС = 15 !
8. Чувство неполноценности,
ущербности, уродливости - ЧН = 6
9. Школьные проблемы,
проблема выбора жизненного пути - ШП = 1
10. Отношения с окружающими - ОО = 25 !
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Алкоголь, наркотики:
требуется особое внимание.
Несчастная любовь:
низкий уровень или отсутствие стрессогенной проблемы.
Противоправные действия:
низкий уровень или отсутствие стрессогенной проблемы.
Деньги и проблемы с ними:
низкий уровень или отсутствие стрессогенной проблемы.
Добровольный уход из жизни:
низкий уровень или отсутствие стрессогенной проблемы.
Семейные неурядицы:
низкий уровень или отсутствие стрессогенной проблемы.
Потеря смысла жизни:
требуется формирование антисуицидальных факторов.
Чувство неполноценности, ущербности, уродливости:
низкий уровень или отсутствие стрессогенной проблемы.
Школьные проблемы, проблема выбора жизненного пути:
низкий уровень или отсутствие стрессогенной проблемы.
Отношения с окружающими:
требуется формирование антисуицидальных факторов.
---
Оценка cуицидального риска по фактору
"Добровольный уход из жизни":
низкий или отстутствует.
|