МЕТОДИКА:
Экспертная диагностика социально-педагогической
запущенности детей
(Р.В. Овчарова).
В основе метода лежат независимые характеристики ребенка педагогом и
психологом. Метод определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет
картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и
примерный уровень этих отклонений.
Обработка и интерпретация результатов.
Шкала I ("СС") показывает уровень развитости свойств субъектного са-
мосознания.
1-4 суждения свидетельствуют о неприятии физического "Я";
5-6 указывают на отсутствие идентификации с именем и полом;
7, 8, 9, 12, 14-е характеризуют его социальную неприспособленность;
остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притяза-
ний.
Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает на
уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.
Шкала II ("CО") определяет уровень сформированности свойств субъекта
общения.
Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании;
утверждения 3, 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активнос-
ти ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении,
в утверждениях 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий социальный
статус ребенка и его отвержение окружающими.
Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности
ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией,
а остальные (9,10,11,12,17,18) демонстрируют способы защитно-компен-
саторного поведения социально отверженного ребенка.
Шкала III ("СУД") показывает уровень развития свойств субъекта дея-
тельности.
1-9 - дисгармония мотивации учения;
10-16 - нарушения в учебно-познавательной активности ребенка;
17-22 - несформированность осознанности и целенаправленности обуче-
ния, опирающуюся на психические новообразования младшего школьного возрас-
та (рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических про-
цессов).
Шкала IV ("ОТ") содержит 22 суждения, 10 из них характеризуют семей-
ную тревожность ребенка - ОТС; 12 суждений содержат характеристики тревож-
ности ребенка в школе - ОТУ.
Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение
запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию.
Этот показатель в большей степени характерен для младших школьников.
Шкала V- имеет два варианта: "ВМС" - воспитательный микросоциум семьи
(15 суждений) и "ВМУ" - воспитательный микросоциум учреждений (10 сужде-
ний).
В этих суждениях отражаются неблагоприятная семейная и школьная ат-
мосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, автори-
тарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его ак-
тивность и самовыражение.
Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприят-
ность социально-педагогической ситуации развития ребенка.
Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), которая в оп-
роснике не зашифрована. Эта шкала содержит четыре вопроса о ребенке, кото-
рые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители и
педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он.
Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отторжении,
неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или роди-
телей.
Противоречивые данные могут уточняться путем непосредственного наблю-
дения за ребенком. Полученные сведения о ребенке обобщаются.
Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии
совпадений по I, IV, V и одной из оставшихся шкал (II, III) либо по всем
шкалам.
При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25%,
при выраженной степени - 26-50%,
при высокой - 50% и более.
При легкой степени запущенности совпадения суждений опросника и отве-
тов респондента группируются в первой трети утверждений.
Примечание к компьютерной версии методики.
Содержание некоторых утверждений методики было уточнено и изменено,
так как в случае совпадения с "ключом" они не точно отражали признаки со-
циально-педагогической запущенности. Например, утверждение "Нравится иметь
школьные принадлежности и быть учеником", было заменено на "Ему не очень
нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником".
Данный опросник не является строго стандартизированной методикой и
поэтому к количественным оценкам тех или иных параметров следует относить-
ся с некоторой осторожностью и искать подтверждение своим выводам в фактах
реального поведения ребенка. В ряде случаев следует прибегать к оценкам
нескольких специалистов хорошо знающих этого ребенка.
Опросник состоит из 107 утверждений.
Примерное время тестирования 20-30 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Социально-педагогическая запущенность детей.
Ф.И.О: ___________________
Доп. данные: _____________
Диаграмма:
% *
100 ┼
90 ┼
80 ┼
70 ┼
60 ┼
50 ┼─────────────────────
40 ┼
30 ┼ ██ ██
20 ┼ ██ ██ ▄▄
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼──+───+───+───+───+───*
СС СО СУД ОТ ВМ
Шкала социально-педагогической запушенности:
╟-░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────╢>
0 <[-]><─[+]──><───[++]───><─────────[+++]─────────> 100%
Тестовые показатели:
1. Свойства субъектного самосознания - СС = 3 18%
2. Свойства субъекта общения - СО = 7 33%
3. Свойства субъекта деятельности - СУД = 7 32%
дисгармония мотивации учения - СУДа = 1 11%
нарушения в учебно-познавательной
активности - СУДб = 4 57%
несформированность осознанности
и целенаправленности обучечения - СУДв = 2 33%
4. Тревожность - ОТ = 3 14%
семейная тревожность - ОТС = 2 20%
школьная тревожность - ОТУ = 1 8%
5. Воспитательный микросоциум - ВМ = 5 20%
воспитательный микросоциум семьи - ВМС = 3 23%
воспитательный микросоциум учреждений - ВМУ = 2 17%
---------------------------------------------------------------
Социально-педагогическая запущенность - СПЗ = 25 23%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Пониженный уровень развитости свойств субъектного самосозна-
ния личности ребенка, который может проявляться в некотором непри-
ятии своего физического "Я", неполной идентификации с именем и по-
лом, неадекватной самооценке и уровне притязаний.
Низкий уровень сформированности свойств субъекта общения.
Недостаточная коммуникативная активность, неудовлетворенность пот-
ребности в общении, низкий социальный статус. Социальная неадек-
ватность ребенка, связанная с социальной рефлексией. Тенденция к
формированию различных способов защитно-компенсаторного поведения.
Низкий уровень сформированности свойств субъекта деятельнос-
ти. Пониженнный интерес к учению. Противоречивость мотивации идти
в школу. Учебно-познавательная пассивность. Недостаточная осознан-
ность и целенаправленность обучения, опирающиеся на психические
новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний
план действий, произвольность психических процессов).
Повышенный уровень семейной и школьной тревожности. Тенденция
в некоторых сложных и эмоционально значимых ситуациях испытывать
психическое и соматического напряжение, тревогу и беспокойтво в
отношении тех негативных событий или неудач, которые только пред-
положительно могут случиться или произойти.
Несколько неблагоприятный воспитательный микросоциум семьи и
учебного учреждения. Критическое отношение родителей и педагогов к
некоторым личностным качествам ребенка, его воспитанности, дисци-
плнированности. Наличие сомнений в его достоинствах и интеллекту-
альных способностях. Данный тип отношения к ребенку может в опре-
деленной мере сдерживать его активность и самовыражение.
Общий тестовый показатель: умеренный.
Легкая степень социально-педагогической запущенности ребенка.
|