МЕТОДИКА:                                  
              Экспертная диагностика социально-педагогической               
                            запущенности детей                              
                              (Р.В. Овчарова).                              
 
      В основе метода лежат независимые характеристики ребенка педагогом  и 
 психологом. Метод определяет наличие или  отсутствие  состояния,  выявляет 
 картину основных отклонений и недостатков, вызванных  этим  состоянием,  и 
 примерный уровень этих отклонений.                                         
 
                 Обработка и интерпретация результатов.                     
 
      Шкала I ("СС") показывает уровень развитости свойств субъектного  са- 
 мосознания.                                                                
      1-4 суждения свидетельствуют о неприятии физического "Я";             
      5-6 указывают на отсутствие идентификации с именем и полом;           
      7, 8, 9, 12, 14-е характеризуют его социальную неприспособленность;   
      остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притяза- 
 ний.                                                                       
      Общее количество совпадений ответов по шкале притязаний указывает  на 
 уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.           
 
      Шкала II ("CО") определяет уровень сформированности свойств  субъекта 
 общения.                                                                   
      Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании;         
      утверждения 3, 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активнос- 
      ти ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении,             
      в утверждениях 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий  социальный 
      статус ребенка и его отвержение окружающими.                          
      Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности    
      ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией,                   
      а остальные (9,10,11,12,17,18) демонстрируют способы защитно-компен-  
      саторного поведения социально отверженного ребенка.                   
 
      Шкала III ("СУД") показывает уровень развития свойств  субъекта  дея- 
 тельности.                                                                 
      1-9    - дисгармония мотивации учения;                                
      10-16  - нарушения в учебно-познавательной активности ребенка;        
      17-22  - несформированность осознанности и целенаправленности  обуче- 
 ния, опирающуюся на психические новообразования младшего школьного возрас- 
 та (рефлексия, внутренний план действий, произвольность  психических  про- 
 цессов).                                                                   
 
      Шкала IV ("ОТ") содержит 22 суждения, 10 из них характеризуют  семей- 
 ную тревожность ребенка - ОТС; 12 суждений содержат характеристики тревож- 
 ности ребенка в школе - ОТУ.                                               
      Чем выше балл общей тревожности, тем больше  указаний  на  отвержение 
 запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию.  
 Этот показатель в большей степени характерен для младших школьников.       
 
      Шкала V- имеет два варианта: "ВМС" - воспитательный микросоциум семьи 
 (15 суждений) и "ВМУ" - воспитательный микросоциум учреждений  (10  сужде- 
 ний).                                                                      
      В этих суждениях отражаются неблагоприятная семейная и  школьная  ат- 
 мосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и  родителями,  автори- 
 тарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его ак- 
 тивность и самовыражение.                                                  
      Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует  неблагоприят- 
 ность социально-педагогической ситуации развития ребенка.                  
 
      Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ребенка), которая в  оп- 
 роснике не зашифрована. Эта шкала содержит четыре вопроса о ребенке, кото- 
 рые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают  ли  родители  и 
 педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет и какой он.             
      Незаполненность этой шкалы свидетельствует  о  незнании,  отторжении, 
 неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или роди-  
 телей.                                                                     
 
      Противоречивые данные могут уточняться путем непосредственного наблю- 
 дения за ребенком. Полученные сведения о ребенке обобщаются.               
 
      Социально-педагогическая  запущенность  диагностируется  при  наличии 
 совпадений по I, IV, V и одной из оставшихся шкал (II, III) либо  по  всем 
 шкалам.                                                                    
      При легкой степени запущенности число совпадений составляет 10-25%,   
      при выраженной степени - 26-50%,                                      
      при высокой - 50% и более.                                            
      При легкой степени запущенности совпадения суждений опросника и отве- 
 тов респондента группируются в первой трети утверждений.                   
 
                Примечание к компьютерной версии методики.                  
      Содержание некоторых утверждений методики было уточнено  и  изменено, 
 так как в случае совпадения с "ключом" они не точно отражали признаки  со- 
 циально-педагогической запущенности. Например, утверждение "Нравится иметь 
 школьные принадлежности и быть учеником", было заменено на "Ему  не  очень 
 нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником".                   
      Данный опросник не является строго  стандартизированной  методикой  и 
 поэтому к количественным оценкам тех или иных параметров следует относить- 
 ся с некоторой осторожностью и искать подтверждение своим выводам в фактах 
 реального поведения ребенка. В ряде случаев следует  прибегать  к  оценкам 
 нескольких специалистов хорошо знающих этого ребенка.                      
 
      Опросник состоит из 107 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 20-30 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Социально-педагогическая запущенность детей.                     
 Ф.И.О: ___________________                                                 
 Доп. данные: _____________                                                 
 
 
                              Диаграмма:                                    
 
                      % *                                                   
                    100 ┼                                                   
                     90 ┼                                                   
                     80 ┼                                                   
                     70 ┼                                                   
                     60 ┼                                                   
                     50 ┼─────────────────────                              
                     40 ┼                                                   
                     30 ┼      ██  ██                                       
                     20 ┼      ██  ██      ▄▄                               
                     10 ┼  ██  ██  ██  ██  ██                               
                      0 ┼──+───+───+───+───+───*                            
                           СС  СО  СУД ОТ  ВМ                               
 
 
            Шкала социально-педагогической запушенности:                    
 
      ╟-░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────╢>               
 
      0 <[-]><─[+]──><───[++]───><─────────[+++]─────────> 100%             
 
 
                         Тестовые показатели:                               
 
  1. Свойства субъектного самосознания         - СС   =   3   18%           
  2. Свойства субъекта общения                 - СО   =   7   33%           
  3. Свойства субъекта деятельности            - СУД  =   7   32%           
        дисгармония мотивации учения           - СУДа =   1   11%           
        нарушения в учебно-познавательной                                   
                                    активности - СУДб =   4   57%           
        несформированность осознанности                                     
               и целенаправленности обучечения - СУДв =   2   33%           
  4. Тревожность                               - ОТ   =   3   14%           
        семейная тревожность                   - ОТС  =   2   20%           
        школьная тревожность                   - ОТУ  =   1    8%           
  5. Воспитательный микросоциум                - ВМ   =   5   20%           
        воспитательный микросоциум семьи       - ВМС  =   3   23%           
        воспитательный микросоциум учреждений  - ВМУ  =   2   17%           
  ---------------------------------------------------------------           
  Социально-педагогическая запущенность        - СПЗ  =  25   23%           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Пониженный уровень развитости свойств субъектного  самосозна-         
 ния личности ребенка, который может проявляться в некотором непри-         
 ятии своего физического "Я", неполной идентификации с именем и по-         
 лом, неадекватной самооценке и уровне притязаний.                          
 
      Низкий уровень  сформированности  свойств  субъекта  общения.         
 Недостаточная коммуникативная активность, неудовлетворенность пот-         
 ребности в общении, низкий социальный статус.  Социальная  неадек-         
 ватность ребенка, связанная с социальной  рефлексией. Тенденция  к         
 формированию различных способов защитно-компенсаторного поведения.         
 
      Низкий уровень сформированности свойств субъекта  деятельнос-         
 ти. Пониженнный интерес к учению. Противоречивость мотивации  идти         
 в школу. Учебно-познавательная пассивность. Недостаточная осознан-         
 ность и целенаправленность обучения,  опирающиеся  на  психические         
 новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний         
 план действий, произвольность психических процессов).                      
 
      Повышенный уровень семейной и школьной тревожности. Тенденция         
 в некоторых сложных и эмоционально значимых  ситуациях  испытывать         
 психическое и соматического напряжение, тревогу  и  беспокойтво  в         
 отношении тех негативных событий или неудач, которые только  пред-         
 положительно могут случиться или произойти.                                
 
      Несколько неблагоприятный воспитательный микросоциум семьи  и         
 учебного учреждения. Критическое отношение родителей и педагогов к         
 некоторым личностным качествам ребенка, его воспитанности,  дисци-         
 плнированности. Наличие сомнений в его достоинствах и  интеллекту-         
 альных способностях. Данный тип отношения к ребенку может в  опре-         
 деленной мере сдерживать его активность и самовыражение.                   
 
               Общий тестовый показатель: умеренный.                        
    Легкая степень социально-педагогической запущенности ребенка.