МЕТОДИКА:                                  
                    Шкала психологического благополучия                     
                                 (К. Рифф)                                  
                 (Ryff's Scales of Psychological Well-being)                
                                (Ryff C.D.)                                 
                       (адаптация Н.Н. Лепешинского).                       
 
      Опросник предназначен для измерения субъективной и объективной сторо- 
 ны психологического благополучия.                                          
      Установлено, что психологическое благополучие тесно связано с  осмыс- 
 ленностью жизни, ценностно-смысловой сферой и мотивацией.                  
 
      Под "психологическим благополучием", в отличие от психического здоро- 
 вья, подразумевается субъективное самоощущение целостности и осмысленности 
 индивидом своего бытия. Данное понятие относится к категории  понятий  эк- 
 зистенциально-гуманистической психологии.                                  
      Данное понятие характеризует область переживаний и  состояний,  свой- 
 ственных здоровой личности.                                                
      Среди всего разнообразия подходов к пониманию психологического благо- 
 получия как зарубежными, так и отечественными психологами  выделяются  два 
 основных - гедонистический (от греч. hedone - "наслаждение") и  эвдемонис- 
 тический (от греч. eudaimonia - "счастье, блаженство").                    
      В рамках гедонистического подхода психологическое благополучие  опре- 
 деляется через достижение удовольствия  и  избегание  неудовольствия,  при 
 этом удовольствие - это не только телесное удовольствие, но и удовлетворе- 
 ние от достижения значимых целей. В качестве  наиболее  общего  индикатора 
 психологического благополучия  сторонниками  данного  подхода  принимается 
 "переживание счастья" или "субъективное благополучие" человека, что близко 
 с когнитивной теории психики.                                              
      Эвдемонистический подход разрабатывается преимущественно в рамках гу- 
 манистической психологии. С позиции данного подхода психологическое благо- 
 получие рассматривается как "полнота самореализации человека в  конкретных 
 жизненных условиях и  обстоятельствах,  нахождение  "творческого  синтеза" 
 между соответствием запросам социального окружения и развитием собственной 
 индивидуальности".                                                         
      В рамках эвдемонистического подхода на основе более ранних исследова- 
 ний М. Ягоды, К. Рифф разработала многомерную модель психологического бла- 
 гополучия. Она включает шесть основных составляющих психологического  бла- 
 гополучия:                                                                 
      наличие цели в жизни;                                                 
      положительные отношения с другими;                                    
      личностный рост;                                                      
      управление окружением;                                                
      самопринятие и автономия.                                             
      В соответствии с данной моделью разработан инструментарий для  прове- 
 дения исследований, который получил широкое распространение за рубежом под  
 названием "Шкалы психологического благополучия К. Рифф". Данный опросник - 
 теоретически обоснованный инструмент, который предназначен  для  измерения 
 выраженности основных составляющих психологического благополучия.          
      Данная методика измеряет актуальное психологическое  благополучие,  в 
 отличие от благополучия потенциального, понятие которого выводимо из гума- 
 нистической парадигмы, но не операционализируется в настоящее время ни од- 
 ним опросником.                                                            
 
      Существует несколько вариантов методики: из 120, 84, 54 и 18 пунктов. 
 Наиболее распространенной является версия из 84 пунктов, в которой на каж- 
 дую из 6 шкал приходится по 14 утверждений.                                
      Вариант из 84 пунктов послужил основой для двух русскоязычных версий: 
 в 2005 году опроснк был адаптирован и  валидизирован  Т.Д. Шевеленковой  и 
 Т.П. Фесенко, в 2007 году - Н.Н. Лепешинским.                              
      Обе русскоязычные версии состоят из 84 пунктов.                       
      6 шкал и интегральный показатель, выделенные авторами методики, нашли 
 свое подтверждение в обеих валидизациях, каждая из этих шкал  содержит  14 
 пунктов - как прямых, так и обратных.                                      
      В версии Шевеленковой и Фесенко были выделены 4 фактора путем фактор- 
 ного анализа. Один из них - "Автономия - совпадает с ранее выделенным фак- 
 тором с тем же названием. Три остальных фактора также подсчитываются   от- 
 дельно.                                                                    
 
      Версия Лепешинского.                                                  
      Валидизация опросника проводилась на русском языке на белорусской вы- 
 борке.                                                                     
      Выборка для стандартизации русскоязычного варианта включала 575 испы- 
 туемых, при этом все они были мужского пола (343 курсанта военного учебно- 
 го заведения и 232 военнослужащих срочной службы в возрасте от  17  до  26 
 лет; средний возраст испытуемых 20 лет).                                   
      Перевод методики с английского языка на русский  выполнялся  психоло- 
 гом, владеющим языком оригинала, и профессиональным переводчиком. При этом 
 в процессе перевода основное внимание уделялось  не  только  максимальному 
 сохранению психологического смысла, но и сохранению  грамматической  формы 
 каждого утверждения, поскольку "даже незначительные на первый взгляд изме- 
 нения в содержании и форме суждений нередко сушественно влияют на характер 
 ответов опрашиваемых".                                                     
      На основании полученных результатов исследований авторами был  сделан 
 вывод об эквивалентности русскоязычного варианта методики и оригинала.     
 
      Интерпретация.                                                        
      Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значе- 
 нию ответа в бланке ответов. Часть  пунктов  интерпретируются  в  обратных 
 значениях.                                                                 
      "Сырые" баллы переводятся в стандартных оценки - стены.               
 
      Критерии интерпретации:                                               
      1-3  стена  - низкий показатель;                                      
      4-7  стенов - средний показатель;                                     
      8-10 стенов - высокий показатель.                                     
 
      1. Шкала "Положительные отношения с другими".                         
      Респондент, набравший наименьший балл, имеет лишь ограниченное  коли- 
 чество доверительных отношений с окружающими: ему  сложно  быть  открытым, 
 проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных взаимоотношениях, 
 как правило, он изолирован и фрустрирован; не желает идти  на  компромиссы 
 для поддержания важных связей с окружающими.                               
      Респондент, набравший наибольший балл, имеет удовлетворительные,  до- 
 верительные отношения с окружающими; заботится о благополучии других; спо- 
 собен сопереживать, допускает привязанности и близкие отношения; понимает, 
 что человеческие отношения строятся на взаимных уступках.                  
 
      2. Шкала "Автономия".                                                 
      Высокий балл по данной шкале характеризует респондента как  самостоя- 
 тельного и независимого, способного противостоять попыткам общества заста- 
 вить думать и действовать определенным образом; самостоятельно  регулирует 
 собственное поведение; оценивает себя в соответствии с личными критериями. 
      Респондент с наименьшим баллом - зависит от мнения и оценки  окружаю- 
 щих; в принятии важных решений полагается на мнение других; поддается  по- 
 пыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.       
 
      3. Шкала "Управление окружением".                                     
      Высокий балл - респондент обладает властью и компетенцией в  управле- 
 нии окружением, контролирует всю внешнюю деятельность, эффективно  исполь- 
 зует предоставляющиеся возможности, способен улавливать или создавать  ус- 
 ловия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных  потребностей 
 и достижения целей.                                                        
      Низкий балл характеризует респондента как человека, который испытыва- 
 ет сложности в организации повседневной деятельности, чувствует  себя  не- 
 способным изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно 
 относится к предоставляющимся возможностям,  лишен  чувства  контроля  над 
 происходящим вокруг.                                                       
 
      4. Шкала "Личностный рост".                                           
      Респондент с наибольшим баллом - обладает чувством  непрекращающегося 
 развития, воспринимает себя "растущим" и самореализовывающимся, открыт но- 
 вому опыту, испытывает чувство  реализации  своего  потенциала,  наблюдает 
 улучшения в себе и своих действиях с течением времени; изменяется в  соот- 
 ветствии с собственными познаниями и достижениями.                         
      Респондент с  наименьшим  баллом - осознает  отсутствие  собственного 
 развития, не испытывает чувства улучшения или  самореализации,  испытывает 
 скуку и не имеет интереса к жизни, ощущает неспособность устанавливать но- 
 вые отношения или изменить свое поведение.                                 
 
      5. Шкала "Цель в жизни".                                              
      Испытуемый с высоким баллом по данной шкале имеет цель в жизни и чув- 
 ство направленности; считает, что прошлая и настоящая жизнь  имеет  смысл;  
 придерживается убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеет  
 намерения и цели на всю жизнь.                                             
      Испытуемый с низким баллом - лишен смысла в жизни; имеет  мало  целей 
 или намерений; отсутствует чувство направленности, не находит цели в своей 
 прошлой жизни; не имеет перспектив или убеждений, определяющих смысл  жиз- 
 ни.                                                                        
 
      6. Шкала "Самопринятие".                                              
      Наибольший балл характеризует респондента как человека, который пози- 
 тивно относиться к себе, знает и принимает различные свои стороны, включая 
 хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое.            
      Респондент с наименьшим баллом - не доволен собой, разочарован  собы- 
 тиями своего прошлого, испытывает беспокойство по поводу некоторых  личных 
 качеств, желает быть не тем, кем он или она является.                      
 
      Опросник состоит из 84 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                          ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                              
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала психологического благополучия.                             
 Ф.И.О:_______________                                                      
 Доп. данные:_________                                                      
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                        *                                                   
                     10 ┼    ▄▄                                             
                      9 ┼    ██    ▄▄                                       
                      8 ┼────██────██─▄▄────                                
                      7 ┼    ██    ██ ██                                    
                      6 ┼ ▄▄ ██    ██ ██ ▄▄                                 
                      5 ┼ ██ ██    ██ ██ ██                                 
                      4 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██                                 
                      3 ┼─██─██─██─██─██─██─                                
                      2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██                                 
                      1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██                                 
                      0 ┼─+──+──+──+──+──+──*                               
                          ПО Ав УС ЛР ЦЖ Сп                                 
 
 
                  Интегральный тестовый показатель:                         
 
     ПБ  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████───────────╢>            
 
           <──────[-]────><───────[=]────────><─────[+]─────>               
 
 
                          Тестовые показатели:                              
 
                1. Позитивные отношения  - ПО =  69   6                     
                2. Автономия             - Ав =  75  10                     
                3. Управление средой     - УС =  54   9                     
                4. Личностный рост       - ЛР =  75   9                     
                5. Цели в жизни          - ЦЖ =  79   8                     
                6. Самопринятие          - Сп =  66   6                     
                ---------------------------------------                     
                Интегральный показатель  - ПБ = 418   8                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Средний показатель позитивных отношений с другими.                    
 
      Самоопределение и независимость; способен противостоять соци-         
 альному давлению, мыслить и вести себя независимо;  саморегулирует         
 свое поведение; оценивает себя, исходя из личных стандартов.               
 
      Средний показатель управления окружением.                             
 
      Обладает чувством продолжающегося развития и реализации свое-         
 го потенциала; видит свой рост и экспансию; открыт  новому  опыту;         
 наблюдает все большее совершенствование себя и своего поведения  с         
 течением времени; изменения отражают все большее познание  себя  и         
 эффективность.                                                             
 
      Имеет цели в жизни и чувство направленности;  чувство  осмыс-         
 ленности своего прошлого и настоящего; имеет убеждения,  придающие         
 жизни цель; у него есть основания и причины для того,  чтобы  жить         
 
      Средний показатель самопринятия.                                      
 
                 Интегральный тестовый показатель:                          
      Высокий уровень актуального  психологического  благополучия -         
 субъективного самоощущения целостности и  осмысленности  личностью         
 своей жизни.