МЕТОДИКА:
Шкала психологического благополучия
(К. Рифф)
(Ryff's Scales of Psychological Well-being)
(Ryff C.D.)
(адаптация Н.Н. Лепешинского).
Опросник предназначен для измерения субъективной и объективной сторо-
ны психологического благополучия.
Установлено, что психологическое благополучие тесно связано с осмыс-
ленностью жизни, ценностно-смысловой сферой и мотивацией.
Под "психологическим благополучием", в отличие от психического здоро-
вья, подразумевается субъективное самоощущение целостности и осмысленности
индивидом своего бытия. Данное понятие относится к категории понятий эк-
зистенциально-гуманистической психологии.
Данное понятие характеризует область переживаний и состояний, свой-
ственных здоровой личности.
Среди всего разнообразия подходов к пониманию психологического благо-
получия как зарубежными, так и отечественными психологами выделяются два
основных - гедонистический (от греч. hedone - "наслаждение") и эвдемонис-
тический (от греч. eudaimonia - "счастье, блаженство").
В рамках гедонистического подхода психологическое благополучие опре-
деляется через достижение удовольствия и избегание неудовольствия, при
этом удовольствие - это не только телесное удовольствие, но и удовлетворе-
ние от достижения значимых целей. В качестве наиболее общего индикатора
психологического благополучия сторонниками данного подхода принимается
"переживание счастья" или "субъективное благополучие" человека, что близко
с когнитивной теории психики.
Эвдемонистический подход разрабатывается преимущественно в рамках гу-
манистической психологии. С позиции данного подхода психологическое благо-
получие рассматривается как "полнота самореализации человека в конкретных
жизненных условиях и обстоятельствах, нахождение "творческого синтеза"
между соответствием запросам социального окружения и развитием собственной
индивидуальности".
В рамках эвдемонистического подхода на основе более ранних исследова-
ний М. Ягоды, К. Рифф разработала многомерную модель психологического бла-
гополучия. Она включает шесть основных составляющих психологического бла-
гополучия:
наличие цели в жизни;
положительные отношения с другими;
личностный рост;
управление окружением;
самопринятие и автономия.
В соответствии с данной моделью разработан инструментарий для прове-
дения исследований, который получил широкое распространение за рубежом под
названием "Шкалы психологического благополучия К. Рифф". Данный опросник -
теоретически обоснованный инструмент, который предназначен для измерения
выраженности основных составляющих психологического благополучия.
Данная методика измеряет актуальное психологическое благополучие, в
отличие от благополучия потенциального, понятие которого выводимо из гума-
нистической парадигмы, но не операционализируется в настоящее время ни од-
ним опросником.
Существует несколько вариантов методики: из 120, 84, 54 и 18 пунктов.
Наиболее распространенной является версия из 84 пунктов, в которой на каж-
дую из 6 шкал приходится по 14 утверждений.
Вариант из 84 пунктов послужил основой для двух русскоязычных версий:
в 2005 году опроснк был адаптирован и валидизирован Т.Д. Шевеленковой и
Т.П. Фесенко, в 2007 году - Н.Н. Лепешинским.
Обе русскоязычные версии состоят из 84 пунктов.
6 шкал и интегральный показатель, выделенные авторами методики, нашли
свое подтверждение в обеих валидизациях, каждая из этих шкал содержит 14
пунктов - как прямых, так и обратных.
В версии Шевеленковой и Фесенко были выделены 4 фактора путем фактор-
ного анализа. Один из них - "Автономия - совпадает с ранее выделенным фак-
тором с тем же названием. Три остальных фактора также подсчитываются от-
дельно.
Версия Лепешинского.
Валидизация опросника проводилась на русском языке на белорусской вы-
борке.
Выборка для стандартизации русскоязычного варианта включала 575 испы-
туемых, при этом все они были мужского пола (343 курсанта военного учебно-
го заведения и 232 военнослужащих срочной службы в возрасте от 17 до 26
лет; средний возраст испытуемых 20 лет).
Перевод методики с английского языка на русский выполнялся психоло-
гом, владеющим языком оригинала, и профессиональным переводчиком. При этом
в процессе перевода основное внимание уделялось не только максимальному
сохранению психологического смысла, но и сохранению грамматической формы
каждого утверждения, поскольку "даже незначительные на первый взгляд изме-
нения в содержании и форме суждений нередко сушественно влияют на характер
ответов опрашиваемых".
На основании полученных результатов исследований авторами был сделан
вывод об эквивалентности русскоязычного варианта методики и оригинала.
Интерпретация.
Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значе-
нию ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных
значениях.
"Сырые" баллы переводятся в стандартных оценки - стены.
Критерии интерпретации:
1-3 стена - низкий показатель;
4-7 стенов - средний показатель;
8-10 стенов - высокий показатель.
1. Шкала "Положительные отношения с другими".
Респондент, набравший наименьший балл, имеет лишь ограниченное коли-
чество доверительных отношений с окружающими: ему сложно быть открытым,
проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных взаимоотношениях,
как правило, он изолирован и фрустрирован; не желает идти на компромиссы
для поддержания важных связей с окружающими.
Респондент, набравший наибольший балл, имеет удовлетворительные, до-
верительные отношения с окружающими; заботится о благополучии других; спо-
собен сопереживать, допускает привязанности и близкие отношения; понимает,
что человеческие отношения строятся на взаимных уступках.
2. Шкала "Автономия".
Высокий балл по данной шкале характеризует респондента как самостоя-
тельного и независимого, способного противостоять попыткам общества заста-
вить думать и действовать определенным образом; самостоятельно регулирует
собственное поведение; оценивает себя в соответствии с личными критериями.
Респондент с наименьшим баллом - зависит от мнения и оценки окружаю-
щих; в принятии важных решений полагается на мнение других; поддается по-
пыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.
3. Шкала "Управление окружением".
Высокий балл - респондент обладает властью и компетенцией в управле-
нии окружением, контролирует всю внешнюю деятельность, эффективно исполь-
зует предоставляющиеся возможности, способен улавливать или создавать ус-
ловия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей
и достижения целей.
Низкий балл характеризует респондента как человека, который испытыва-
ет сложности в организации повседневной деятельности, чувствует себя не-
способным изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно
относится к предоставляющимся возможностям, лишен чувства контроля над
происходящим вокруг.
4. Шкала "Личностный рост".
Респондент с наибольшим баллом - обладает чувством непрекращающегося
развития, воспринимает себя "растущим" и самореализовывающимся, открыт но-
вому опыту, испытывает чувство реализации своего потенциала, наблюдает
улучшения в себе и своих действиях с течением времени; изменяется в соот-
ветствии с собственными познаниями и достижениями.
Респондент с наименьшим баллом - осознает отсутствие собственного
развития, не испытывает чувства улучшения или самореализации, испытывает
скуку и не имеет интереса к жизни, ощущает неспособность устанавливать но-
вые отношения или изменить свое поведение.
5. Шкала "Цель в жизни".
Испытуемый с высоким баллом по данной шкале имеет цель в жизни и чув-
ство направленности; считает, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл;
придерживается убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеет
намерения и цели на всю жизнь.
Испытуемый с низким баллом - лишен смысла в жизни; имеет мало целей
или намерений; отсутствует чувство направленности, не находит цели в своей
прошлой жизни; не имеет перспектив или убеждений, определяющих смысл жиз-
ни.
6. Шкала "Самопринятие".
Наибольший балл характеризует респондента как человека, который пози-
тивно относиться к себе, знает и принимает различные свои стороны, включая
хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое.
Респондент с наименьшим баллом - не доволен собой, разочарован собы-
тиями своего прошлого, испытывает беспокойство по поводу некоторых личных
качеств, желает быть не тем, кем он или она является.
Опросник состоит из 84 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала психологического благополучия.
Ф.И.О:_______________
Доп. данные:_________
Диаграмма:
*
10 ┼ ▄▄
9 ┼ ██ ▄▄
8 ┼────██────██─▄▄────
7 ┼ ██ ██ ██
6 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ▄▄
5 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██
3 ┼─██─██─██─██─██─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──*
ПО Ав УС ЛР ЦЖ Сп
Интегральный тестовый показатель:
ПБ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████───────────╢>
<──────[-]────><───────[=]────────><─────[+]─────>
Тестовые показатели:
1. Позитивные отношения - ПО = 69 6
2. Автономия - Ав = 75 10
3. Управление средой - УС = 54 9
4. Личностный рост - ЛР = 75 9
5. Цели в жизни - ЦЖ = 79 8
6. Самопринятие - Сп = 66 6
---------------------------------------
Интегральный показатель - ПБ = 418 8
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Средний показатель позитивных отношений с другими.
Самоопределение и независимость; способен противостоять соци-
альному давлению, мыслить и вести себя независимо; саморегулирует
свое поведение; оценивает себя, исходя из личных стандартов.
Средний показатель управления окружением.
Обладает чувством продолжающегося развития и реализации свое-
го потенциала; видит свой рост и экспансию; открыт новому опыту;
наблюдает все большее совершенствование себя и своего поведения с
течением времени; изменения отражают все большее познание себя и
эффективность.
Имеет цели в жизни и чувство направленности; чувство осмыс-
ленности своего прошлого и настоящего; имеет убеждения, придающие
жизни цель; у него есть основания и причины для того, чтобы жить
Средний показатель самопринятия.
Интегральный тестовый показатель:
Высокий уровень актуального психологического благополучия -
субъективного самоощущения целостности и осмысленности личностью
своей жизни.
|