МЕТОДИКА:
Шкала психологического благополучия
(К. Рифф)
(Ryff's Scales of Psychological Well-being)
(Ryff C.D.)
(адаптация Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко).
Методика предназначена для диагностики актуального психологичского
благополучия человека на данном жизненном этапе.
Установлено, что психологическое благополучие тесно связано с осмыс-
ленностью жизни, ценностно-смысловой сферой и мотивацией.
Под "психологическим благополучием", в отличие от психического здоро-
вья, подразумевается субъективное самоощущение целостности и осмысленности
индивидом своего бытия. Данное понятие относится к категории понятий эк-
зистенциально-гуманистической психологии.
Данное понятие характеризует область переживаний и состояний, свой-
ственных здоровой личности.
Среди всего разнообразия подходов к пониманию психологического благо-
получия как зарубежными, так и отечественными психологами выделяются два
основных - гедонистический (от греч. hedone - "наслаждение") и эвдемонис-
тический (от греч. eudaimonia - "счастье, блаженство").
В рамках гедонистического подхода психологическое благополучие опре-
деляется через достижение удовольствия и избегание неудовольствия, при
этом удовольствие - это не только телесное удовольствие, но и удовлетворе-
ние от достижения значимых целей. В качестве наиболее общего индикатора
психологического благополучия сторонниками данного подхода принимается
"переживание счастья" или "субъективное благополучие" человека, что близко
с когнитивной теории психики.
Эвдемонистический подход разрабатывается преимущественно в рамках гу-
манистической психологии. С позиции данного подхода психологическое благо-
получие рассматривается как "полнота самореализации человека в конкретных
жизненных условиях и обстоятельствах, нахождение "творческого синтеза"
между соответствием запросам социального окружения и развитием собственной
индивидуальности".
В рамках эвдемонистического подхода на основе более ранних исследова-
ний М. Ягоды, К. Рифф разработала многомерную модель психологического бла-
гополучия. Она включает шесть основных составляющих психологического бла-
гополучия:
наличие цели в жизни;
положительные отношения с другими;
личностный рост;
управление окружением;
самопринятие и автономия.
В соответствии с данной моделью разработан инструментарий для прове-
дения исследований, который получил широкое распространение за рубежом под
названием "Шкалы психологического благополучия К. Рифф". Данный опросник -
теоретически обоснованный инструмент, который предназначен для измерения
выраженности основных составляющих психологического благополучия.
Данная методика измеряет актуальное психологическое благополучие, в
отличие от благополучия потенциального, понятие которого выводимо из гума-
нистической парадигмы, но не операционализируется в настоящее время ни од-
ним опросником.
Существует несколько вариантов методики: из 120, 84, 54 и 18 пунктов.
Наиболее распространенной является версия из 84 пунктов, в которой на каж-
дую из 6 шкал приходится по 14 утверждений.
Вариант из 84 пунктов послужил основой для двух русскоязычных версий:
в 2005 году опроснк был адаптирован и валидизирован Т.Д. Шевеленковой и
Т.П. Фесенко, в 2007 году - Н.Н. Лепешинским.
Обе русскоязычные версии состоят из 84 пунктов.
6 шкал и интегральный показатель, выделенные авторами методики, нашли
свое подтверждение в обеих валидизациях, каждая из этих шкал содержит 14
пунктов - как прямых, так и обратных.
В версии Шевеленковой и Фесенко были выделены 4 фактора путем фактор-
ного анализа. Один из них - "Автономия - совпадает с ранее выделенным фак-
тором с тем же названием. Три остальных фактора также подсчитываются от-
дельно.
Версия Шевеленковой - Фесенко.
За основу валидизации был принят 84-пунктный вариант шкалы, переве-
денный А.М. Абдразяковой. В текст опросника были внесены изменения, важные
с точки зрения авторов. Адаптация была проведена на выборке 272 человек -
жителей Москвы и Мурманска. В выборку вхоили студенты и работники промыш-
ленных предприятий. Все испытуемые имели образование не ниже среднего спе-
циального. В выборку входило 110 мужчин и 162 женщины, в возрасте от 18 до
59 лет, средний возраст - 29 лет.
Проводился факторный анализ с методом извлечения главных компонент.
Было выделено 4 фактора, включавшихх в общем 79 пунктов и объясняющих 73%
дисперсии. Внутренняя согласованность каждого из факторов была выше 0,6.
Каждый фактор был подвергнут содержательному анализу и выделен в шкалу,
которой было дано соответствующее название.
1. Первый фактор содержит 30 пунктов. По данным авторов валидизации,
все пункты так или иначе связаны с негативной оценкой себя, своих качеств
и жизни в целом. Соответственно, первый фактор (и первая дополнительная
шкала) получили название "Баланс аффекта".
2. Второй фактор включал в себя 22 пункта. Содержательный анализ выя-
вил, что большая часть из них относятся к целеполаганию и реализации це-
лей. Соответственно, название было дано "Осмысленность жизни".
3. Третий фактор включал в себя 14 пунктов. Подавлябщее число пунктов
качались открытости в контактах с окружающими и открытости в приобретении
нового опыта. Соответственно, фактору было присвоено название "Человек как
открытая система".
4. Четвертый фактор включал в себя 13 пунктов, из которых 12 принад-
лежали шкале "Автономия", поэтому название фактора было дано то же самое.
Тем самым подтвердилась авторская валидность оргиниальной шкалы.
Таким образом, было выявлено 3 новых шкалы, и одна шкала на русскоя-
зычной выборке подтвердила свою валидность.
В результате валидизации были получены отдельные данные по норматив-
ным показателям для мужчин и женщин, и разных возрастных групп.
Интерпретация.
Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значе-
нию ответа в бланке ответов. Часть пунктов интерпретируются в обратных
значениях.
"Сырые" баллы переводятся в стандартных оценки - стены.
Критерии интерпретации:
1-3 стена - низкий показатель;
4-7 стенов - средний показатель;
8-10 стенов - высокий показатель.
1. Шкала "Положительные отношения с другими".
Респондент, набравший наименьший балл, имеет лишь ограниченное коли-
чество доверительных отношений с окружающими: ему сложно быть открытым,
проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных взаимоотношениях,
как правило, он изолирован и фрустрирован; не желает идти на компромиссы
для поддержания важных связей с окружающими.
Респондент, набравший наибольший балл, имеет удовлетворительные, до-
верительные отношения с окружающими; заботится о благополучии других; спо-
собен сопереживать, допускает привязанности и близкие отношения; понимает,
что человеческие отношения строятся на взаимных уступках.
2. Шкала "Автономия".
Высокий балл по данной шкале характеризует респондента как самостоя-
тельного и независимого, способного противостоять попыткам общества заста-
вить думать и действовать определенным образом; самостоятельно регулирует
собственное поведение; оценивает себя в соответствии с личными критериями.
Респондент с наименьшим баллом - зависит от мнения и оценки окружаю-
щих; в принятии важных решений полагается на мнение других; поддается по-
пыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.
3. Шкала "Управление окружением".
Высокий балл - респондент обладает властью и компетенцией в управле-
нии окружением, контролирует всю внешнюю деятельность, эффективно исполь-
зует предоставляющиеся возможности, способен улавливать или создавать ус-
ловия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей
и достижения целей.
Низкий балл характеризует респондента как человека, который испытыва-
ет сложности в организации повседневной деятельности, чувствует себя не-
способным изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно
относится к предоставляющимся возможностям, лишен чувства контроля над
происходящим вокруг.
4. Шкала "Личностный рост".
Респондент с наибольшим баллом - обладает чувством непрекращающегося
развития, воспринимает себя "растущим" и самореализовывающимся, открыт но-
вому опыту, испытывает чувство реализации своего потенциала, наблюдает
улучшения в себе и своих действиях с течением времени; изменяется в соот-
ветствии с собственными познаниями и достижениями.
Респондент с наименьшим баллом - осознает отсутствие собственного
развития, не испытывает чувства улучшения или самореализации, испытывает
скуку и не имеет интереса к жизни, ощущает неспособность устанавливать но-
вые отношения или изменить свое поведение.
5. Шкала "Цель в жизни".
Испытуемый с высоким баллом по данной шкале имеет цель в жизни и чув-
ство направленности; считает, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл;
придерживается убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеет
намерения и цели на всю жизнь.
Испытуемый с низким баллом - лишен смысла в жизни; имеет мало целей
или намерений; отсутствует чувство направленности, не находит цели в своей
прошлой жизни; не имеет перспектив или убеждений, определяющих смысл жиз-
ни.
6. Шкала "Самопринятие".
Наибольший балл характеризует респондента как человека, который пози-
тивно относиться к себе, знает и принимает различные свои стороны, включая
хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое.
Респондент с наименьшим баллом - не доволен собой, разочарован собы-
тиями своего прошлого, испытывает беспокойство по поводу некоторых личных
качеств, желает быть не тем, кем он или она является.
Дополнительные шкалы.
1. Баланс аффекта.
Высокие баллы свидетельствуют о негативной самооценке респонден-
та, неудовлетворенностью обстоятельствами собственной жизни, ощущении
собственной никчемности и бессилия. Недостаточна способность поддер-
живать позтивные отношения с окружающими, неверие в собственные силы,
недооценка соственных способностей преодолевать жизненные препят-
ствия, усваивать новые умения и навыки.
Низкие и нормальные баллы свидетельствуют о преобладании пози-
тивной самооценки, принятии себя со всеми достоинствами и недостатка-
ми. Позитивная оценка всех сторон собственной личности, особенно спо-
собности приобретать и поддерживать контакты с окружающими. Уверен-
ность в себе и собственных силах, высокое мнение о собственных воз-
можностях, чувство компетентности в управлении повседневными делами.
Общая удовлетворенность собственной жизнью.
2. Осмысленность жизни.
Низкие значения определяют недостаток или полное отсутствие ос-
мысленности жизни. Прошлое и настоящее воспринимаются как бессмыслен-
ные. Преобладает чувство скуки и бесцельности существования. Отсут-
ствие видимых жизненных перспектив, которые бы обладали достаточной
привлекательностью для испытуемого.
Высокие и нормативные значения связаны с наличием жизненных це-
лей и присутствия смысла жизни. Настоящее и прошое воспринимаются,
как осмысленные. Имеются убеждения, придающие жизни смысл. Оценка се-
бя как человека целеустремленного.
3. Человек как открытая система.
Низкие баллы означают неспособность достаточно интегрировать от-
дельные аспекты своего жизненного опыта. Формируется фрагментарное,
недостаточно реалистичное восприятие различных аспектов жизни.
Высокие и нормативные баллы отражают высокую способность усваи-
вать новую информацию. Формируется целостный, реалистичный взгляд на
жизнь, открытость новому опыту, непосредственность и естественность
переживаний.
Опросник состоит из 84 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала психологического благополучия.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
*
10 ┼ ▄▄ ▄▄
9 ┼ ██ ▄▄ ▄▄ ██
8 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄
7 ┼────██────██─██───────██─██─
6 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██
5 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
ПО Ав УС ЛР ЦЖ Сп БА ОЖ ОС
Интегральный тестовый показатель:
ПБ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████───────────╢>
<──────[-]────><───────[=]────────><─────[+]─────>
Тестовые показатели:
1. Позитивные отношения - ПО = 63 6
2. Автономия - Ав = 71 10
3. Управление средой - УС = 55 9
4. Личностный рост - ЛР = 74 9
5. Цели в жизни - ЦЖ = 71 9
6. Самопринятие - Сп = 58 5
Дополнительные шкалы:
1. Баланс аффекта - БА = 93 6
2. Осмысленность жизни - ОЖ = 119 10
3. Человек как открытая система - ОС = 72 8
Интегральная оценка:
Психологическое благополучие - ПБ = 392 8
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Средний показатель позитивных отношений с другими.
Самоопределение и независимость; способен противостоять соци-
альному давлению, мыслить и вести себя независимо; саморегулирует
свое поведение; оценивает себя, исходя из личных стандартов.
Средний показатель управления окружением.
Обладает чувством продолжающегося развития и реализации свое-
го потенциала; видит свой рост и экспансию; открыт новому опыту;
наблюдает все большее совершенствование себя и своего поведения с
течением времени; изменения отражают все большее познание себя и
эффективность.
Имеет цели в жизни и чувство направленности; чувство осмыс-
ленности своего прошлого и настоящего; имеет убеждения, придающие
жизни цель; у него есть основания и причины для того, чтобы жить
Средний показатель самопринятия.
Средне выраженная тенденция к позитивной самооценке, принятию
себя со всеми достоинствами и недостатками. Склонность к умеренно
позитивной оценке собственной личности, особенно способности прио-
бретать и поддерживать контакты с окружающими. Средняя уверенность
в себе, собственных силах и возможностях. Общая средняя удовлетво-
ренность собственной жизнью.
Наличие жизненных целей и присутствие смысла жизни. Настоящее
и прошлое воспринимаются, как осмысленные. Имеются убеждения, при-
дающие жизни смысл. Оценка себя как человека целеустремленного.
Высокая способность усваивать новую информацию. Формируется
целостный, реалистичный взгляд на жизнь, открытость новому опыту,
непосредственность и естественность переживаний.
Интегральный тестовый показатель:
Высокий уровень актуального психологического благополучия -
субъективного самоощущения целостности и осмысленности личностью
своей жизни.
|