МЕТОДИКА:                                  
                    Шкала психологического благополучия                     
                                (К. Рифф)                                   
                 (Ryff's Scales of Psychological Well-being)                
                               (Ryff C.D.)                                  
                (адаптация Т.Д. Шевеленковой, Т.П. Фесенко).                
 
      Методика предназначена для  диагностики  актуального  психологичского 
 благополучия человека на данном жизненном этапе.                           
      Установлено, что психологическое благополучие тесно связано с осмыс-  
 ленностью жизни, ценностно-смысловой сферой и мотивацией.                  
 
      Под "психологическим благополучием", в отличие от психического здоро- 
 вья, подразумевается субъективное самоощущение целостности и осмысленности 
 индивидом своего бытия. Данное понятие относится к категории  понятий  эк- 
 зистенциально-гуманистической психологии.                                  
      Данное понятие характеризует область переживаний и  состояний,  свой- 
 ственных здоровой личности.                                                
      Среди всего разнообразия подходов к пониманию психологического благо- 
 получия как зарубежными, так и отечественными психологами  выделяются  два 
 основных - гедонистический (от греч. hedone - "наслаждение") и  эвдемонис- 
 тический (от греч. eudaimonia - "счастье, блаженство").                    
      В рамках гедонистического подхода психологическое благополучие  опре- 
 деляется через достижение удовольствия  и  избегание  неудовольствия,  при 
 этом удовольствие - это не только телесное удовольствие, но и удовлетворе- 
 ние от достижения значимых целей. В качестве  наиболее  общего  индикатора 
 психологического благополучия  сторонниками  данного  подхода  принимается 
 "переживание счастья" или "субъективное благополучие" человека, что близко 
 с когнитивной теории психики.                                              
      Эвдемонистический подход разрабатывается преимущественно в рамках гу- 
 манистической психологии. С позиции данного подхода психологическое благо- 
 получие рассматривается как "полнота самореализации человека в  конкретных 
 жизненных условиях и  обстоятельствах,  нахождение  "творческого  синтеза" 
 между соответствием запросам социального окружения и развитием собственной 
 индивидуальности".                                                         
      В рамках эвдемонистического подхода на основе более ранних исследова- 
 ний М. Ягоды, К. Рифф разработала многомерную модель психологического бла- 
 гополучия. Она включает шесть основных составляющих психологического  бла- 
 гополучия:                                                                 
      наличие цели в жизни;                                                 
      положительные отношения с другими;                                    
      личностный рост;                                                      
      управление окружением;                                                
      самопринятие и автономия.                                             
      В соответствии с данной моделью разработан инструментарий для  прове- 
 дения исследований, который получил широкое распространение за рубежом под  
 названием "Шкалы психологического благополучия К. Рифф". Данный опросник - 
 теоретически обоснованный инструмент, который предназначен  для  измерения 
 выраженности основных составляющих психологического благополучия.          
      Данная методика измеряет актуальное психологическое  благополучие,  в 
 отличие от благополучия потенциального, понятие которого выводимо из гума- 
 нистической парадигмы, но не операционализируется в настоящее время ни од- 
 ним опросником.                                                            
 
      Существует несколько вариантов методики: из 120, 84, 54 и 18 пунктов. 
 Наиболее распространенной является версия из 84 пунктов, в которой на каж- 
 дую из 6 шкал приходится по 14 утверждений.                                
      Вариант из 84 пунктов послужил основой для двух русскоязычных версий: 
 в 2005 году опроснк был адаптирован и  валидизирован  Т.Д. Шевеленковой  и 
 Т.П. Фесенко, в 2007 году - Н.Н. Лепешинским.                              
      Обе русскоязычные версии состоят из 84 пунктов.                       
      6 шкал и интегральный показатель, выделенные авторами методики, нашли 
 свое подтверждение в обеих валидизациях, каждая из этих шкал  содержит  14 
 пунктов - как прямых, так и обратных.                                      
      В версии Шевеленковой и Фесенко были выделены 4 фактора путем фактор- 
 ного анализа. Один из них - "Автономия - совпадает с ранее выделенным фак- 
 тором с тем же названием. Три остальных фактора также подсчитываются   от- 
 дельно.                                                                    
 
      Версия Шевеленковой - Фесенко.                                        
      За основу валидизации был принят 84-пунктный вариант  шкалы,  переве- 
 денный А.М. Абдразяковой. В текст опросника были внесены изменения, важные 
 с точки зрения авторов. Адаптация была проведена на выборке 272  человек - 
 жителей Москвы и Мурманска. В выборку вхоили студенты и работники  промыш- 
 ленных предприятий. Все испытуемые имели образование не ниже среднего спе- 
 циального. В выборку входило 110 мужчин и 162 женщины, в возрасте от 18 до 
 59 лет, средний возраст - 29 лет.                                          
      Проводился факторный анализ с методом извлечения  главных  компонент. 
 Было выделено 4 фактора, включавшихх в общем 79 пунктов и объясняющих  73% 
 дисперсии. Внутренняя согласованность каждого из факторов была  выше  0,6. 
 Каждый фактор был подвергнут содержательному анализу и  выделен  в  шкалу, 
 которой было дано соответствующее название.                                
      1. Первый фактор содержит 30 пунктов. По данным авторов  валидизации, 
 все пункты так или иначе связаны с негативной оценкой себя, своих  качеств 
 и жизни в целом. Соответственно, первый фактор  (и  первая  дополнительная 
 шкала) получили название "Баланс аффекта".                                 
      2. Второй фактор включал в себя 22 пункта. Содержательный анализ выя- 
 вил, что большая часть из них относятся к целеполаганию и  реализации  це- 
 лей. Соответственно, название было дано "Осмысленность жизни".             
      3. Третий фактор включал в себя 14 пунктов. Подавлябщее число пунктов 
 качались открытости в контактах с окружающими и открытости в  приобретении 
 нового опыта. Соответственно, фактору было присвоено название "Человек как 
 открытая система".                                                         
      4. Четвертый фактор включал в себя 13 пунктов, из которых 12  принад- 
 лежали шкале "Автономия", поэтому название фактора было дано то же  самое. 
 Тем самым подтвердилась авторская валидность оргиниальной шкалы.           
      Таким образом, было выявлено 3 новых шкалы, и одна шкала на  русскоя- 
 зычной выборке подтвердила свою валидность.                                
 
      В результате валидизации были получены отдельные данные по  норматив- 
 ным показателям для мужчин и женщин, и разных возрастных групп.            
 
      Интерпретация.                                                        
      Утверждениям приписывается значение в баллах, равное числовому значе- 
 нию ответа в бланке ответов. Часть  пунктов  интерпретируются  в  обратных 
 значениях.                                                                 
      "Сырые" баллы переводятся в стандартных оценки - стены.               
 
      Критерии интерпретации:                                               
      1-3  стена  - низкий показатель;                                      
      4-7  стенов - средний показатель;                                     
      8-10 стенов - высокий показатель.                                     
 
      1. Шкала "Положительные отношения с другими".                         
      Респондент, набравший наименьший балл, имеет лишь ограниченное  коли- 
 чество доверительных отношений с окружающими: ему  сложно  быть  открытым, 
 проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных взаимоотношениях, 
 как правило, он изолирован и фрустрирован; не желает идти  на  компромиссы 
 для поддержания важных связей с окружающими.                               
      Респондент, набравший наибольший балл, имеет удовлетворительные,  до- 
 верительные отношения с окружающими; заботится о благополучии других; спо- 
 собен сопереживать, допускает привязанности и близкие отношения; понимает, 
 что человеческие отношения строятся на взаимных уступках.                  
 
      2. Шкала "Автономия".                                                 
      Высокий балл по данной шкале характеризует респондента как  самостоя- 
 тельного и независимого, способного противостоять попыткам общества заста- 
 вить думать и действовать определенным образом; самостоятельно  регулирует 
 собственное поведение; оценивает себя в соответствии с личными критериями. 
      Респондент с наименьшим баллом - зависит от мнения и оценки  окружаю- 
 щих; в принятии важных решений полагается на мнение других; поддается  по- 
 пыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.       
 
      3. Шкала "Управление окружением".                                     
      Высокий балл - респондент обладает властью и компетенцией в  управле- 
 нии окружением, контролирует всю внешнюю деятельность, эффективно  исполь- 
 зует предоставляющиеся возможности, способен улавливать или создавать  ус- 
 ловия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных  потребностей 
 и достижения целей.                                                        
      Низкий балл характеризует респондента как человека, который испытыва- 
 ет сложности в организации повседневной деятельности, чувствует  себя  не- 
 способным изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно 
 относится к предоставляющимся возможностям,  лишен  чувства  контроля  над 
 происходящим вокруг.                                                       
 
      4. Шкала "Личностный рост".                                           
      Респондент с наибольшим баллом - обладает чувством  непрекращающегося 
 развития, воспринимает себя "растущим" и самореализовывающимся, открыт но- 
 вому опыту, испытывает чувство  реализации  своего  потенциала,  наблюдает 
 улучшения в себе и своих действиях с течением времени; изменяется в  соот- 
 ветствии с собственными познаниями и достижениями.                         
      Респондент с  наименьшим  баллом - осознает  отсутствие  собственного 
 развития, не испытывает чувства улучшения или  самореализации,  испытывает 
 скуку и не имеет интереса к жизни, ощущает неспособность устанавливать но- 
 вые отношения или изменить свое поведение.                                 
 
      5. Шкала "Цель в жизни".                                              
      Испытуемый с высоким баллом по данной шкале имеет цель в жизни и чув- 
 ство направленности; считает, что прошлая и настоящая жизнь  имеет  смысл;  
 придерживается убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеет  
 намерения и цели на всю жизнь.                                             
      Испытуемый с низким баллом - лишен смысла в жизни; имеет  мало  целей 
 или намерений; отсутствует чувство направленности, не находит цели в своей 
 прошлой жизни; не имеет перспектив или убеждений, определяющих смысл  жиз- 
 ни.                                                                        
 
      6. Шкала "Самопринятие".                                              
      Наибольший балл характеризует респондента как человека, который пози- 
 тивно относиться к себе, знает и принимает различные свои стороны, включая 
 хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое.            
      Респондент с наименьшим баллом - не доволен собой, разочарован  собы- 
 тиями своего прошлого, испытывает беспокойство по поводу некоторых  личных 
 качеств, желает быть не тем, кем он или она является.                      
 
                           Дополнительные шкалы.                            
 
      1. Баланс аффекта.                                                    
      Высокие баллы свидетельствуют о негативной самооценке респонден-      
 та, неудовлетворенностью обстоятельствами собственной жизни, ощущении      
 собственной никчемности и бессилия. Недостаточна способность  поддер-      
 живать позтивные отношения с окружающими, неверие в собственные силы,      
 недооценка соственных  способностей  преодолевать  жизненные  препят-      
 ствия, усваивать новые умения и навыки.                                    
      Низкие и нормальные баллы свидетельствуют о  преобладании  пози-      
 тивной самооценки, принятии себя со всеми достоинствами и недостатка-      
 ми. Позитивная оценка всех сторон собственной личности, особенно спо-      
 собности приобретать и поддерживать контакты с  окружающими.  Уверен-      
 ность в себе и собственных силах, высокое мнение о  собственных  воз-      
 можностях, чувство компетентности в управлении повседневными  делами.      
 Общая удовлетворенность собственной жизнью.                                
 
      2. Осмысленность жизни.                                               
      Низкие значения определяют недостаток или полное отсутствие  ос-      
 мысленности жизни. Прошлое и настоящее воспринимаются как бессмыслен-      
 ные. Преобладает чувство скуки и бесцельности  существования.  Отсут-      
 ствие видимых жизненных перспектив, которые бы  обладали  достаточной      
 привлекательностью для испытуемого.                                        
      Высокие и нормативные значения связаны с наличием жизненных  це-      
 лей и присутствия смысла жизни. Настоящее  и  прошое  воспринимаются,      
 как осмысленные. Имеются убеждения, придающие жизни смысл. Оценка се-      
 бя как человека целеустремленного.                                         
 
      3. Человек как открытая система.                                      
      Низкие баллы означают неспособность достаточно интегрировать от-      
 дельные аспекты своего жизненного опыта.  Формируется  фрагментарное,      
 недостаточно реалистичное восприятие различных аспектов жизни.             
      Высокие и нормативные баллы отражают высокую способность  усваи-      
 вать новую информацию. Формируется целостный, реалистичный взгляд  на      
 жизнь, открытость новому опыту, непосредственность  и  естественность      
 переживаний.                                                               
 
 
      Опросник состоит из 84 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала психологического благополучия.                             
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                    *                                                       
                 10 ┼    ▄▄                ▄▄                               
                  9 ┼    ██    ▄▄ ▄▄       ██                               
                  8 ┼    ██    ██ ██       ██ ▄▄                            
                  7 ┼────██────██─██───────██─██─                           
                  6 ┼ ▄▄ ██    ██ ██    ▄▄ ██ ██                            
                  5 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██                            
                  4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                            
                  3 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─                           
                  2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                            
                  1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                            
                  0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                          
                      ПО Ав УС ЛР ЦЖ Сп БА ОЖ ОС                            
 
 
                  Интегральный тестовый показатель:                         
 
    ПБ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████───────────╢>              
 
         <──────[-]────><───────[=]────────><─────[+]─────>                 
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
           1. Позитивные отношения         - ПО =  63  6                    
           2. Автономия                    - Ав =  71 10                    
           3. Управление средой            - УС =  55  9                    
           4. Личностный рост              - ЛР =  74  9                    
           5. Цели в жизни                 - ЦЖ =  71  9                    
           6. Самопринятие                 - Сп =  58  5                    
 
                        Дополнительные шкалы:                               
 
           1. Баланс аффекта               - БА =  93  6                    
           2. Осмысленность жизни          - ОЖ = 119 10                    
           3. Человек как открытая система - ОС =  72  8                    
 
                        Интегральная оценка:                                
 
           Психологическое благополучие    - ПБ = 392  8                    
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Средний показатель позитивных отношений с другими.                    
 
      Самоопределение и независимость; способен противостоять соци-         
 альному давлению, мыслить и вести себя независимо;  саморегулирует         
 свое поведение; оценивает себя, исходя из личных стандартов.               
 
      Средний показатель управления окружением.                             
 
      Обладает чувством продолжающегося развития и реализации свое-         
 го потенциала; видит свой рост и экспансию; открыт  новому  опыту;         
 наблюдает все большее совершенствование себя и своего поведения  с         
 течением времени; изменения отражают все большее познание  себя  и         
 эффективность.                                                             
 
      Имеет цели в жизни и чувство направленности;  чувство  осмыс-         
 ленности своего прошлого и настоящего; имеет убеждения,  придающие         
 жизни цель; у него есть основания и причины для того,  чтобы  жить         
 
      Средний показатель самопринятия.                                      
 
      Средне выраженная тенденция к позитивной самооценке, принятию         
 себя со всеми достоинствами и недостатками. Склонность к  умеренно         
 позитивной оценке собственной личности, особенно способности прио-         
 бретать и поддерживать контакты с окружающими. Средняя уверенность         
 в себе, собственных силах и возможностях. Общая средняя удовлетво-         
 ренность собственной жизнью.                                               
 
      Наличие жизненных целей и присутствие смысла жизни. Настоящее         
 и прошлое воспринимаются, как осмысленные. Имеются убеждения, при-         
 дающие жизни смысл. Оценка себя как человека целеустремленного.            
 
      Высокая способность усваивать новую  информацию.  Формируется         
 целостный, реалистичный взгляд на жизнь, открытость новому  опыту,         
 непосредственность и естественность переживаний.                           
 
                 Интегральный тестовый показатель:                          
      Высокий уровень актуального  психологического  благополучия -         
 субъективного самоощущения целостности и  осмысленности  личностью         
 своей жизни.