МЕТОДИКА:                                  
                           Шкала позиции власти	                            
                               (F. Fiedler).                                
 
      Методика предназначена для диагностики уровня формальной  должностной 
 власти лидера, получаемой им на основе занимаемой в организации позиции, в 
 частности, достаточность формальной власти для того, чтобы адекватно  воз- 
 награждать или, наказывать подчиненных, повышать их в должности или уволь- 
 нять.                                                                      
 
      Модель эффективного лидерства строится на том, что лидерство ситуаци- 
 онно. Благоприятность ситуации по отношению  к  конкретному  используемому 
 стилю определяется через три рассмотренные переменные: уровень  отношений, 
 структурированность работы и лидерская власть. Это означает, что эффектив- 
 ность лидерства зависит от того, насколько ситуация  дает  лидеру  возмож- 
 ность влиять на других людей.                                              
 
      Три ситуационные переменные в сочетании с  двумя  лидерскими  стилями 
 дают восемь типов ситуаций, наглядно описывающих модель Ф. Фидлера.        
 
        Отношения            Структура задачи   Должностная    Наиболее     
  "лидер-последователь"                           власть     эффективный    
                                                             руководитель   
 1.     Хорошие             Структурированная     Сильная     Низкий LPC    
 2.     Хорошие             Структурированная     Слабая      Низкий LPC    
 3.     Хорошие             Неструктурированная   Сильная     Низкий LPC    
 4.     Хорошие             Неструктурированная   Слабая      Высокая LPC   
 5.     Плохие              Структурированная     Сильная     Высокая LPC   
 6.     Плохие              Структурированная     Слабая      Высокая LPC   
 7.     Плохие              Неструктурированная   Сильная     Высокая LPC   
 8.     Плохие              Неструктурированная   Слабая      Низкий LPC    
 
      Анализ показал, что в ситуациях 4-7  (условия  умеренной  благоприят- 
 ности) лучших результатов добиваются лидеры с высоким НПР.                 
      В ситуациях 1, 2, 3 (условия наиболее благоприятные) и 8 (условия на- 
 именее благоприятные) добиваются лидеры с низким НПР.                      
 
      Использование рассматриваемой модели ведется  по  следующим  основным 
 направлениям. Модель позволяет подбирать руководителя  в  соответствии  со 
 сложившейся в организации или группе ситуацией. Модель также  подсказывает 
 путь изменения ситуации, если нельзя по каким-то причинам сменить  руково- 
 дителя. В конце концов руководитель сам может сделать что-нибудь для изме- 
 нения ситуации в свою пользу. Подобные меры рассмотрены ниже:              
 
      I. Изменение уровня отношений с подчиненными.                         
      1. Больше (или меньше) тратить свое неформальное время на  общение  с 
 подчиненными (обед, спорт и т.д.).                                         
      2. Подобрать нужных себе людей.                                       
      3. Выявить наставников к тем, в ком не уверен.                        
      4. Поднять мораль у подчиненных, добившись осязаемых результатов.     
 
      II. Изменение уровня структурированности работы.                      
      В случае желания иметь менее структурированную работу:                
      1. Напроситься на трудное и необычное задание.                        
      2. Передать часть решений по работе подчиненным.                      
      В случае желания иметь более структурированную работу:                
      1. Заручиться инструкциями свыше.                                     
      2. Разделить работу на более мелкие  и  структурированные  части  или 
 этапы.                                                                     
 
      III. Изменение уровня позиционной власти в организации.               
      В сторону повышения:                                                  
      1. Используя всю имеющуюся власть,  показать  подчиненным,  кто  есть 
 кто.                                                                       
      2. Обеспечить получение информации последователями только через него. 
      В сторону понижения:                                                  
      1. Призвать подчиненных к участию в управлении.                       
      2. Делегировать часть власти заместителям и помощникам.               
 
 
      Примечания к компьютерной версии.                                     
      В данной программе автоматическая интерпретация результато тестирова- 
 ния по интегральному показателю позиции власти основана на  следующих  ус- 
 ловных критериях:                                                          
      0 -  2  низкий показатель;                                            
      3 -  4  пониженный показатель;                                        
      5 -  6  средний показатель;                                           
      7 -  8  повышенный показатель;                                        
      9 - 10  высокий показатель.                                           
 
      Опросник состоит из 5 вопросов.                                       
      Примерное время тестирования 2-3 минутs.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала позиции власти.                                            
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
          0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓████████████─────╢>                   
 
              <─[--]─><─[-]──><─[==]─><──[+]─><─[++]─>                      
 
 
                  Тестовый показатель - "ПВ" =  9                           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Лидер может непосредственно или посредством рекомендаций  на-         
 верх поощрять или (и) наказывать своих подчиненных с полным  успе-         
 хом.                                                                       
 
      Лидер может непосредственно или обращаясь  наверх  влиять  на         
 продвижение или понижение  в  должности,  принимать  на  работу  и         
 увольнять своих подчиненных, но с неоднозначным исходом.                   
 
      Руководитель обладает знаниями, необходимыми для того,  чтобы         
 ставить задачи подчиненным и может давать инструкции по их  выпол-         
 нению.                                                                     
 
      В обязанности руководителя входит  оценка  успешности  работы         
 подчиненных.                                                               
 
      Руководитель обладает официальным титулом власти в  организа-         
 ции (директор, начальник отдела, бригадир и т.п.).                         
 
               Интегральный показатель позиции власти.                      
      Высокий уровень формальной должностной власти лидера, получа-         
 емой им на основе занимаемой в организации позиции.