МЕТОДИКА:                                  
             Опросник для оценки уровня социально-психологической           
                       адаптации учителя средней школы                      
                             (М.А. Дмитриева).                              
 
      Профессиональную адаптацию определяют  как  многоуровневый,  функцио- 
 нально детерминированный процесс адаптации к труду с включением в него фи- 
 зиологических, личностно-психологических, поведенческих и социальных  ком- 
 понентов.                                                                  
 
      Опросник состоит из 54 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма и интерпретация  результатов  тестирова- 
 ния основана на числовых значениях выраженных в процентах.                 
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Опросник для оценки уровня социально-психологической             
           адаптации учителя средней школы.                                 
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                         Шкала неискренности:                               
 
             0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────╢> L                  
 
                 <────[-]───><────[=]───><────[+]───>                       
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                   % *                                                      
                 100 ┼─────────────────────────                             
                  90 ┼                                                      
                  80 ┼────────────────██───────                             
                  70 ┼          ██    ██                                    
                  60 ┼───────██─██────██───────                             
                  50 ┼       ██ ██    ██    ▄▄                              
                  40 ┼────██─██─██────██────██─                             
                  30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██    ██                              
                  20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─                             
                  10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                              
                   0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*                            
                       ОЗ ОП УУ УП ОР ОУ ОД ОК                              
 
 
                  Интегральный тестовый показатель:                         
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
  Шкала неискренности                                - L  =  2  33%         
  1. Отношение к учебному заведению                  - ОЗ =  4  33%         
  2. Отношения между педагогами                      - ОП =  5  42%         
  3. Удовлетворенность условиями труда               - УУ =  8  67%         
  4. Удовлетворенность своим положением в коллективе - УП =  9  75%         
  5. Отношение к работе                              - ОР =  4  33%         
  6. Отношение к ученикам                            - ОУ = 10  83%         
  7. Отношение к руководителю                        - ОД =  3  25%         
  8. Отношение к коллективу                          - ОК =  6  50%         
  -----------------------------------------------------------------         
               Интегральный показатель - СПА =  49  51%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Отношение к тестированию:  откровенность,  отсутствие  созна-         
 тельного намерения приукрасить свой  характер,  подчеркнуть  "пра-         
 вильность своего поведения.                                                
 
      1. Отношение к учебному заведению.                                    
      Пониженный уровень позитивного отношения  к  образовательному         
 учреждению. Слабо выраженная  тенденция  связывать  решение  своих         
 жизненных планов, а также осуществления своих жизненных проблем  с         
 работой в данной школе.                                                    
 
      2. Отношения между педагогами.                                        
      Средняя оценка взаимоотношений между сотрудниками  коллектива         
 как дружеских, основанных на взаимопонимании и взаимопомощи,  спо-         
 собствующих проявлению личной инициативы и развитию способностей.          
 
      3. Удовлетворенность условиями труда.                                 
      Повышенный уровень удовлетворенности производственными  усло-         
 виями, организацией, содержанием и условиями труда на своем  рабо-         
 чем месте.                                                                 
 
      4. Удовлетворенность своим положением в коллективе.                   
      Повышенный показатель удовлетворенности своей работой в  кол-         
 лективе, отношениями с коллегами и непосредственным руководителем.         
 Склонность оценивать свое положение в  коллективе  как  приносящее         
 удовлетворение, а свою работу как имеющую большое значение.                
 
      5. Отношение к работе.                                                
      Пониженный уровень удовлетворенности от работы в  данном  уч-         
 реждении по своей специальности. Склонность оценивать свою  работу         
 как в слабой степени  интересную,  разнообразную,  соответствующую         
 своим интересам и склонностям, имеющую возможность для  творчества         
 и использования полученных знаний.                                         
 
      6. Отношение к ученикам.                                              
      Высокий уровень позитивного отношения к ученикам.  Общение  с         
 учащимися приносит удовлетворение.                                         
 
      7. Отношение к руководителю.                                          
      Пониженная оценка взаимоотношений между членами  педагогичес-         
 кого коллектива и непосредственным руководителем, которые характе-         
 ризуются как в слабой степени основанные на понимании, интересе  к         
 мнению подчиненных, эмоциональной поддержке, помощи  в  личных  де-        
 лах, участии в проведении культурно-массовых мероприятиях  со  сто-        
 роны руководителя.                                                         
 
      8. Отношение к коллективу.                                            
      Средний уровень удовлетворенности взаимоотношениями в коллек-         
 тиве. Умеренно выраженное стремление вернуться  в  свой  коллектив         
 после долгого отсутствия на работе.                                        
 
      Средний интегральный показатель  уровня  социально-психологи-         
 ческой адаптации учителя средней школы.