МЕТОДИКА:
Опросник для оценки уровня социально-психологической
адаптации учителя средней школы
(М.А. Дмитриева).
Профессиональную адаптацию определяют как многоуровневый, функцио-
нально детерминированный процесс адаптации к труду с включением в него фи-
зиологических, личностно-психологических, поведенческих и социальных ком-
понентов.
Опросник состоит из 54 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма и интерпретация результатов тестирова-
ния основана на числовых значениях выраженных в процентах.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник для оценки уровня социально-психологической
адаптации учителя средней школы.
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Шкала неискренности:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────╢> L
<────[-]───><────[=]───><────[+]───>
Диаграмма:
% *
100 ┼─────────────────────────
90 ┼
80 ┼────────────────██───────
70 ┼ ██ ██
60 ┼───────██─██────██───────
50 ┼ ██ ██ ██ ▄▄
40 ┼────██─██─██────██────██─
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*
ОЗ ОП УУ УП ОР ОУ ОД ОК
Интегральный тестовый показатель:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовые показатели:
Шкала неискренности - L = 2 33%
1. Отношение к учебному заведению - ОЗ = 4 33%
2. Отношения между педагогами - ОП = 5 42%
3. Удовлетворенность условиями труда - УУ = 8 67%
4. Удовлетворенность своим положением в коллективе - УП = 9 75%
5. Отношение к работе - ОР = 4 33%
6. Отношение к ученикам - ОУ = 10 83%
7. Отношение к руководителю - ОД = 3 25%
8. Отношение к коллективу - ОК = 6 50%
-----------------------------------------------------------------
Интегральный показатель - СПА = 49 51%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отношение к тестированию: откровенность, отсутствие созна-
тельного намерения приукрасить свой характер, подчеркнуть "пра-
вильность своего поведения.
1. Отношение к учебному заведению.
Пониженный уровень позитивного отношения к образовательному
учреждению. Слабо выраженная тенденция связывать решение своих
жизненных планов, а также осуществления своих жизненных проблем с
работой в данной школе.
2. Отношения между педагогами.
Средняя оценка взаимоотношений между сотрудниками коллектива
как дружеских, основанных на взаимопонимании и взаимопомощи, спо-
собствующих проявлению личной инициативы и развитию способностей.
3. Удовлетворенность условиями труда.
Повышенный уровень удовлетворенности производственными усло-
виями, организацией, содержанием и условиями труда на своем рабо-
чем месте.
4. Удовлетворенность своим положением в коллективе.
Повышенный показатель удовлетворенности своей работой в кол-
лективе, отношениями с коллегами и непосредственным руководителем.
Склонность оценивать свое положение в коллективе как приносящее
удовлетворение, а свою работу как имеющую большое значение.
5. Отношение к работе.
Пониженный уровень удовлетворенности от работы в данном уч-
реждении по своей специальности. Склонность оценивать свою работу
как в слабой степени интересную, разнообразную, соответствующую
своим интересам и склонностям, имеющую возможность для творчества
и использования полученных знаний.
6. Отношение к ученикам.
Высокий уровень позитивного отношения к ученикам. Общение с
учащимися приносит удовлетворение.
7. Отношение к руководителю.
Пониженная оценка взаимоотношений между членами педагогичес-
кого коллектива и непосредственным руководителем, которые характе-
ризуются как в слабой степени основанные на понимании, интересе к
мнению подчиненных, эмоциональной поддержке, помощи в личных де-
лах, участии в проведении культурно-массовых мероприятиях со сто-
роны руководителя.
8. Отношение к коллективу.
Средний уровень удовлетворенности взаимоотношениями в коллек-
тиве. Умеренно выраженное стремление вернуться в свой коллектив
после долгого отсутствия на работе.
Средний интегральный показатель уровня социально-психологи-
ческой адаптации учителя средней школы.
|