МЕТОДИКА:                                  
           Опросник чувствительности к наказанию и вознаграждению           
                       у детей по данным родителей                          
                       (Колдер К.Р., О'Коннор Р.М.)                         
                              (SPSR scales)                                 
                      (Colder C.R., O'Connor R.M.)                          
                (адаптация В.Б. Кузнецовой, Е.Р. Слободской).               
 
      Методика предназначена для изучения  индивидуальной  чувствительности 
 к подкреплению по данным родителей в диапазоне от дошкольного до  старшего 
 подросткового возраста.                                                    
 
      Теория чувствительности к подкреплению - одна из наиболее влиятельных 
 в сфере изучения биологических основ индивидуальных особенностей;  ее  по- 
 явление произвело революцию в психологии личности. В этой теории, разрабо- 
 танной Дж. Греем и его учениками, выделены три нейропсихологические  моти- 
 вационные системы, регулирующие эмоции и поведение.                        
      Система поведенческого приближения (СПП) реагирует на стимулы  возна- 
 граждения и связана с  импульсивностью;  система  борьбы/бегства/замирания 
 (СББЗ) реагирует на стимулы наказания и связана со страхом; система тормо- 
 жения поведения (СТП) отвечает за разрешение конфликта между  приближением 
 и избеганием, являясь основой тревоги. СТП/тревога рассматривается так же, 
 как чувствительность к наказанию, в то время как СПП/импульсивность  опре- 
 деляют как чувствительность к вознаграждению.                              
 
      Опросник чувствительности к наказанию и  вознаграждению  у  детей  по 
 данным родителей (SPSR scales) разработан на основе соответствующего  "Оп- 
 росника" для самоотчета взрослых (SPSRQ). Первоначальный опросник чувстви- 
 тельности к наказанию и вознаграждению (SPSRQ)  состоял  из  48  вопросов, 
 группирующихся в две шкалы для оценивания СТП и СПП. В  ряде  исследований 
 показано, что эти шкалы независимы по отношению друг к другу и имеют удов- 
 летворительную внутреннюю согласованность и устойчивость  результатов  при 
 повторном оценивании.                                                      
      Шкала чувствительности к наказанию была разработана в соответствии  с 
 понятием тревожности в теории Грея и предназначена для измерения индивиду- 
 альных различий в торможении поведения в ситуациях, включающих новизну или 
 возможность неприятных последствий, а также беспокойство  или  когнитивные 
 процессы, вызванные угрозой наказания или неудачей.                        
      Шкала чувствительности к вознаграждению была создана для оценки  раз- 
 личий в импульсивности - личностного свойства, согласно теории Грея, лежа- 
 щего в основе СПП, и включала вопросы, касающиеся денег, социальных  собы- 
 тий, власти и поиска новых ощущений, т.е. ситуаций, в которых нужно что-то 
 делать для получения вознаграждения.                                       
 
      Колдер и О'Коннор адаптировали и валидизировали  родительскую  версию 
 SRSPQ для оценивания систем подкрепления у детей и подростков. Они удалили 
 вопросы, имевшие слабую факторную нагрузку или одинаковые нагрузки на  два 
 фактора. Кроме того, были удалены неуместные для детей вопросы;  некоторые 
 вопросы были переформулированы, чтобы соответствовать поведению  детей.  В 
 результате был создан опросник, включавший 34 вопроса: 16  вопросов  отно- 
 сятся к шкале чувствительности к наказанию, 18 - к шкале  чувствительности 
 к вознаграждению.                                                          
      Колдер и О'Коннор изучили структуру опросника с помощью  эксплоратор- 
 ного факторного анализа методом главных осей с вращением варимакс  и  про- 
 макс. Анализ показал, что наиболее  адекватным  является  четырехфакторное 
 решение, включающее шкалу чувствительности к наказанию (15 вопросов) и три 
 шкалы чувствительности к вознаграждению: импульсивность/поиск  развлечений 
 (7 вопросов), драйв (4 вопроса) и чувствительность к вознаграждению (7 во- 
 просов).                                                                   
      Один из вопросов имел очень слабую нагрузку  и  был  удален,  поэтому 
 окончательная версия опросника состоит из 33 вопросов, ответы  на  которые 
 распределяются по пятибалльной шкале:                                      
      1 - полностью не согласен,                                            
      2 - не согласен,                                                      
      3 - ни согласен, ни не согласен,                                      
      4 - согласен,                                                         
      5 - полностью согласен.                                               
 
      В исследовании авторов русскоязычной версии методики  В.Б. Кузнецовй, 
 и Е.Р. Слободской было установлено:                                        
      1. Опросник чувствительности к наказанию и вознаграждению у детей мо- 
 жет использоваться для изучения индивидуальной чувствительности к подкреп- 
 лению по данным родителей в диапазоне от дошкольного до старшего  подрост- 
 кового возраста.                                                           
      2. Подтверждена двухфакторная структура опросника;  установлено,  что 
 шкалы чувствительности к наказанию и чувствительности к вознаграждению об- 
 ладают удовлетворительной внутренней согласованностью.                     
      3. Обнаружены межполовые различия по шкале чувствительности к  возна- 
 граждению: родители оценивали мальчиков выше, чем девочек. По  шкале  чув- 
 ствительности к наказанию межполовых различий не найдено.                  
      4. Установлены возрастные особенности чувствительности  к  подкрепле- 
 нию: чувствительность к вознаграждению с возрастом снижалась; чувствитель- 
 ность к наказанию от дошкольного до младшего подросткового возраста увели- 
 чивалась, а затем снижалась.                                               
      5. Чувствительность к наказанию была положительно связана с нейротиз- 
 мом и отрицательно - с экстраверсией  и  открытостью.  Чувствительность  к 
 вознаграждению была положительно связана с экстраверсией и неуступчивостью 
 и отрицательно - с сознательностью. Обе шкалы положительно коррелировали с 
 отрицательными эмоциями и отвлекаемостью.                                  
      6. Установлена связь систем подкрепления поведения с поведенческими и 
 эмоциональными проблемами: чувствительность к вознаграждению являлась фак- 
 тором риска экстернальных проблем (проблем с поведением  и  гиперактивнос- 
 ти), а чувствительность к наказанию была фактором риска интернальных проб- 
 лем (эмоциональных симптомов и проблем со сверстниками).                   
 
           Средние (М) и среднеквадратичные отклонения (S) шкал             
     чувствительности к наказанию и чувствительности к вознаграждению:      
 
                                 Чувствительность     Чувствительность      
                                   к наказанию        к вознаграждению      
                                       (SP)                (SR)             
      Общая выборка                  40.1  8.6          57.0  8.9           
      Девочки                        40.2  9.0          55.9  9.0           
      Мальчики                       40.0  8.3          58.1  8.7           
      Дошкольники       (3-6 лет)    41.4  9.7          60.6  9.0           
      Младшие школьники (7-10 лет)   40.5  8.4          58.3  8.4           
      Младшие подростки (11-13 лет)  41.1  8.3          56.6  9.0           
      Старшие подростки (14-18 лет)  37.7  8.7          55.3  8.9           
 
      Примечание.                                                           
      Общая выборка, n = 459; девочки, n = 232; мальчики, n = 227; дошколь- 
 ники, n = 30; младшие  школьники,  n = 128;  младшие  подростки,  n = 182; 
 старшие подростки, n = 119.                                                
 
      Опросник состоит из 33 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма и интерпретация  результатов  тестирова- 
 ния основана на числовых значениях выраженных в процентах с нулевой точкой 
 отсчета.                                                                   
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Опросник чувствительности к наказанию и вознаграждению           
           у детей по данным родителей.                                     
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢> SP           
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████──────────╢> SR           
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
        1. Чувствительность к наказанию      - SP = 36  35%                 
        2. Чувствительность к вознаграждению - SR = 77  82%                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Пониженный уровень чувствительности к наказанию.                   
 
      2. Высокий уровень чувствительности к вознаграждению.