МЕТОДИКА:
Опросник чувствительности к наказанию и вознаграждению
у детей по данным родителей
(Колдер К.Р., О'Коннор Р.М.)
(SPSR scales)
(Colder C.R., O'Connor R.M.)
(адаптация В.Б. Кузнецовой, Е.Р. Слободской).
Методика предназначена для изучения индивидуальной чувствительности
к подкреплению по данным родителей в диапазоне от дошкольного до старшего
подросткового возраста.
Теория чувствительности к подкреплению - одна из наиболее влиятельных
в сфере изучения биологических основ индивидуальных особенностей; ее по-
явление произвело революцию в психологии личности. В этой теории, разрабо-
танной Дж. Греем и его учениками, выделены три нейропсихологические моти-
вационные системы, регулирующие эмоции и поведение.
Система поведенческого приближения (СПП) реагирует на стимулы возна-
граждения и связана с импульсивностью; система борьбы/бегства/замирания
(СББЗ) реагирует на стимулы наказания и связана со страхом; система тормо-
жения поведения (СТП) отвечает за разрешение конфликта между приближением
и избеганием, являясь основой тревоги. СТП/тревога рассматривается так же,
как чувствительность к наказанию, в то время как СПП/импульсивность опре-
деляют как чувствительность к вознаграждению.
Опросник чувствительности к наказанию и вознаграждению у детей по
данным родителей (SPSR scales) разработан на основе соответствующего "Оп-
росника" для самоотчета взрослых (SPSRQ). Первоначальный опросник чувстви-
тельности к наказанию и вознаграждению (SPSRQ) состоял из 48 вопросов,
группирующихся в две шкалы для оценивания СТП и СПП. В ряде исследований
показано, что эти шкалы независимы по отношению друг к другу и имеют удов-
летворительную внутреннюю согласованность и устойчивость результатов при
повторном оценивании.
Шкала чувствительности к наказанию была разработана в соответствии с
понятием тревожности в теории Грея и предназначена для измерения индивиду-
альных различий в торможении поведения в ситуациях, включающих новизну или
возможность неприятных последствий, а также беспокойство или когнитивные
процессы, вызванные угрозой наказания или неудачей.
Шкала чувствительности к вознаграждению была создана для оценки раз-
личий в импульсивности - личностного свойства, согласно теории Грея, лежа-
щего в основе СПП, и включала вопросы, касающиеся денег, социальных собы-
тий, власти и поиска новых ощущений, т.е. ситуаций, в которых нужно что-то
делать для получения вознаграждения.
Колдер и О'Коннор адаптировали и валидизировали родительскую версию
SRSPQ для оценивания систем подкрепления у детей и подростков. Они удалили
вопросы, имевшие слабую факторную нагрузку или одинаковые нагрузки на два
фактора. Кроме того, были удалены неуместные для детей вопросы; некоторые
вопросы были переформулированы, чтобы соответствовать поведению детей. В
результате был создан опросник, включавший 34 вопроса: 16 вопросов отно-
сятся к шкале чувствительности к наказанию, 18 - к шкале чувствительности
к вознаграждению.
Колдер и О'Коннор изучили структуру опросника с помощью эксплоратор-
ного факторного анализа методом главных осей с вращением варимакс и про-
макс. Анализ показал, что наиболее адекватным является четырехфакторное
решение, включающее шкалу чувствительности к наказанию (15 вопросов) и три
шкалы чувствительности к вознаграждению: импульсивность/поиск развлечений
(7 вопросов), драйв (4 вопроса) и чувствительность к вознаграждению (7 во-
просов).
Один из вопросов имел очень слабую нагрузку и был удален, поэтому
окончательная версия опросника состоит из 33 вопросов, ответы на которые
распределяются по пятибалльной шкале:
1 - полностью не согласен,
2 - не согласен,
3 - ни согласен, ни не согласен,
4 - согласен,
5 - полностью согласен.
В исследовании авторов русскоязычной версии методики В.Б. Кузнецовй,
и Е.Р. Слободской было установлено:
1. Опросник чувствительности к наказанию и вознаграждению у детей мо-
жет использоваться для изучения индивидуальной чувствительности к подкреп-
лению по данным родителей в диапазоне от дошкольного до старшего подрост-
кового возраста.
2. Подтверждена двухфакторная структура опросника; установлено, что
шкалы чувствительности к наказанию и чувствительности к вознаграждению об-
ладают удовлетворительной внутренней согласованностью.
3. Обнаружены межполовые различия по шкале чувствительности к возна-
граждению: родители оценивали мальчиков выше, чем девочек. По шкале чув-
ствительности к наказанию межполовых различий не найдено.
4. Установлены возрастные особенности чувствительности к подкрепле-
нию: чувствительность к вознаграждению с возрастом снижалась; чувствитель-
ность к наказанию от дошкольного до младшего подросткового возраста увели-
чивалась, а затем снижалась.
5. Чувствительность к наказанию была положительно связана с нейротиз-
мом и отрицательно - с экстраверсией и открытостью. Чувствительность к
вознаграждению была положительно связана с экстраверсией и неуступчивостью
и отрицательно - с сознательностью. Обе шкалы положительно коррелировали с
отрицательными эмоциями и отвлекаемостью.
6. Установлена связь систем подкрепления поведения с поведенческими и
эмоциональными проблемами: чувствительность к вознаграждению являлась фак-
тором риска экстернальных проблем (проблем с поведением и гиперактивнос-
ти), а чувствительность к наказанию была фактором риска интернальных проб-
лем (эмоциональных симптомов и проблем со сверстниками).
Средние (М) и среднеквадратичные отклонения (S) шкал
чувствительности к наказанию и чувствительности к вознаграждению:
Чувствительность Чувствительность
к наказанию к вознаграждению
(SP) (SR)
Общая выборка 40.1 8.6 57.0 8.9
Девочки 40.2 9.0 55.9 9.0
Мальчики 40.0 8.3 58.1 8.7
Дошкольники (3-6 лет) 41.4 9.7 60.6 9.0
Младшие школьники (7-10 лет) 40.5 8.4 58.3 8.4
Младшие подростки (11-13 лет) 41.1 8.3 56.6 9.0
Старшие подростки (14-18 лет) 37.7 8.7 55.3 8.9
Примечание.
Общая выборка, n = 459; девочки, n = 232; мальчики, n = 227; дошколь-
ники, n = 30; младшие школьники, n = 128; младшие подростки, n = 182;
старшие подростки, n = 119.
Опросник состоит из 33 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма и интерпретация результатов тестирова-
ния основана на числовых значениях выраженных в процентах с нулевой точкой
отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник чувствительности к наказанию и вознаграждению
у детей по данным родителей.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма.
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢> SP
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████──────────╢> SR
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Чувствительность к наказанию - SP = 36 35%
2. Чувствительность к вознаграждению - SR = 77 82%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Пониженный уровень чувствительности к наказанию.
2. Высокий уровень чувствительности к вознаграждению.
|