МЕТОДИКА:                                  
                      Cамооценка психических состояний                      
                                (Г. Айзенк).                                
 
      Методика самооценки психических состояний является одним из  личност- 
 ных опросников, разработанных Г. Айзенком (60-80-е годы XX века). Опросни- 
 ки Г. Айзенка создавались на основе разработки автором нового типологичес- 
 кого подхода к изучению личности. При этом использовались как  теоретичес- 
 кие подходы К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмера и других  из- 
 вестных психологов, психиатров и физиологов, так и данные обширных  экспе- 
 риментальных исследований самого Г. Айзенка. Личностные  опросники  Г. Ай- 
 зенка имеют достаточно высокие коэффициенты валидности и надежности и  ши- 
 роко используются в практической психодиагностике.                         
      Опросник самооценки психических состояний предназначен для диагности- 
 ки уровня выраженности таких состояний как тревожность, фрустрация, агрес- 
 сивность, ригидность. Опросник представляет собой перечень из 40 утвержде- 
 ний, которые испытуемый должен оценить относительно себя по  трихотомичес- 
 кой шкале (варианты ответов: "подходит", "подходит, но не очень", "не под- 
 ходит"). При этом утверждения сгруппированы в 4 шкалы: тревожность,  фрус- 
 трация, агрессивность, ригидность.                                         
 
      Обработка результатов осуществляется путем подсчета суммы  баллов  по 
 каждой шкале. Полученный результат говорит об уровне выраженности выделен- 
 ных четырех состояний.                                                     
 
                               1. Тревожность.                              
      Низкие показатели:                                                    
      Эмоциональная уравновешенность, спокойствие, раскованность, непринуж- 
 денность. Уверенность в себе и в своих способностях решать жизненные проб- 
 лемы. Низкая чувствительность в отношении тех негативных событий или  неу- 
 дач, которые предположительно могут случиться или произойти.               
      Высокие показатели:                                                   
      Эмоциональная  неустойчивость,  отрицательно  окрашенное  переживание 
 внутреннего беспокойства и озабоченности,  неудовлетворенность,  напряжен- 
 ность, чувство необходимости каких-то поисков. Высокая чувствительность  в 
 отношении тех негативных событий или неудач,  которые  только  предположи- 
 тельно могут случиться или  произойти.  Выраженная  предрасположенность  к 
 восприятию широкого круга ситуаций как угрожающих своей самооценке,  прес- 
 тижу, самоуважению или жизнедеятельности.                                  
 
                              2. Фрустрация.                                
      Низкие показатели:                                                    
      Психологическая устойчивость к стрессовым  ситуациям.  Направленность 
 на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению  цели,  удов- 
 летворению какой-нибудь жизненной потребности или к решению задачи.        
      Высокие показатели:                                                   
      Психологический  стресс,  вызванный  объективно  непреодолимыми  (или 
 субъективно так понимаемыми) препятствиями, возникшими на пути к  достиже- 
 нию цели, удовлетворению какой-нибудь жизненной потребности или к  решению 
 задачи. Внутренний конфликт личности между ее  направленностью  (влечения, 
 желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения) и объек- 
 тивными возможностями, с которыми личность не согласна. Доминирование  от- 
 рицательных эмоций, связанных с разрушением планов,  переживанием  неудач. 
 Чувство незащищенности, отчаяния, расте рянность перед трудностями. Ощуще- 
 ние безвыходности ситуации, склонность винить себя в случившихся  неприят- 
 ностях. Убежденность в неисправимости недостатков  своего  характера.  На- 
 правленность на отказ от борьбы, убежденность в ее бесполезности.          
 
                            3. Агрессивность.                               
      Низкие показатели:                                                    
      Высокий самоконтроль над проявлением агрессивных реакций в межличнос- 
 тных отношениях.  Выраженное  стремление  избегать  проявления  негативных 
 чувств по отношению к окружающим. Выдержанность, спокойствие.              
      Высокие показатели:                                                   
      Низкий самоконтроль над агрессивностью и сдерживании агрессивных  ак- 
 тов. Невыдержанность, вспыльчивость, раздражительность. Выраженная  готов- 
 ность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (гнев, враж- 
 дебность, ненависть).                                                      
 
                            4. Ригидность.                                  
      Низкие показатели:                                                    
      Гибкость в изменении намеченной программы  деятельности  и  характера 
 поведения при внезапно меняющихся обстоятельствах. Быстрая смена доминиру- 
 ющей концепции, готовность в любой момент отказаться от своей  точки  зре- 
 ния. Подвижность эмоциональных реакций.  Легкость  переключения  внимания, 
 перестройки восприятия, представлений и мышления в изменившейся ситуации.  
      Высокие показатели:                                                   
      Выраженные трудности в изменении намеченной программы деятельности, в 
 обстоятельствах, требующих от личности гибкости и изменения характера  по- 
 ведения. Cклонность к "застреванию" на эмоционально значимых переживаниях. 
 Упорство и бескомпромиссность в отстаивании своей позиции,  приверженность 
 определенной идее. Тенденция к негативным переживаниям в случаях нарушения 
 намеченного плана или отклонения от принятого режима.                      
 
      Опросник состоит из 49 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                     ---                                    
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Cамооценка психических состояний.                                
 Ф.И.О: _______________________                                             
 Доп. данные: _________________                                             
 
 
                        Шкала неискренности:                                
 
                0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────╢> L                        
 
                    <──[-]──><─[?]─><───[+]───>                             
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                          *                                                 
                       20 ┼                                                 
                       18 ┼                                                 
                       16 ┼─────────────                                    
                       14 ┼                                                 
                       12 ┼─────────────                                    
                       10 ┼                                                 
                        8 ┼─██───────▄▄─                                    
                        6 ┼ ██    ▄▄ ██                                     
                        4 ┼─██─▄▄─██─██─                                    
                        2 ┼ ██ ██ ██ ██                                     
                        0 ┼─+──+──+──+──*                                   
                            Тр Фр Аг Рг                                     
 
 
                       Тестовые показатели:                                 
 
                      Неискренность - L  =  3                               
                      Тревожность   - Тр =  9                               
                      Фрустрация    - Фр =  4                               
                      Агрессивность - Аг =  6                               
                      Ригидность    - Рг =  8                               
 ^^^                                                                        
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Отношение к тестированию: открытость и откровенность  в  рас-         
 крытии особенностей своего характера и поведения.                          
 
      Некоторая эмоциональная напряженность, внутреннее беспокойст-         
 во, озабоченность. Чувствительность в отношении тех негативных со-         
 бытий или неудач которые предположительно могут случиться или про-         
 изойти. Предрасположенность к восприятию  широкого  круга ситуаций         
 как угрожающих своей самооценке, престижу, самоуважению или жизне-         
 деятельности.                                                              
 
      Психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям.  Направ-         
 ленность на преодоление препятствий, возникающих на пути к  дости-         
 жению цели, удовлетворению какой-нибудь жизненной потребности  или         
 к решению задачи.                                                          
 
      Повышенный самоконтроль над проявлением агрессивных реакций в         
 межличностных отношениях. Стремление избегать проявления  негатив-         
 ных чувств по отношению к окружающим. Выдержанность, спокойствие.          
 
      Гибкость в изменении намеченной программы деятельности и  ха-         
 рактера поведения при  меняющихся  обстоятельствах.  Склонность  к         
 быстрой смене доминирующей  концепции,  готовность  отказаться  от         
 своей точки зрения. Легкость  переключения  внимания,  перестройки         
 восприятия, представлений и мышления в изменившейся ситуации.