МЕТОДИКА:
Cамооценка психических состояний
(Г. Айзенк).
Методика самооценки психических состояний является одним из личност-
ных опросников, разработанных Г. Айзенком (60-80-е годы XX века). Опросни-
ки Г. Айзенка создавались на основе разработки автором нового типологичес-
кого подхода к изучению личности. При этом использовались как теоретичес-
кие подходы К. Юнга, Р. Вудвортса, И.П. Павлова, Э. Кречмера и других из-
вестных психологов, психиатров и физиологов, так и данные обширных экспе-
риментальных исследований самого Г. Айзенка. Личностные опросники Г. Ай-
зенка имеют достаточно высокие коэффициенты валидности и надежности и ши-
роко используются в практической психодиагностике.
Опросник самооценки психических состояний предназначен для диагности-
ки уровня выраженности таких состояний как тревожность, фрустрация, агрес-
сивность, ригидность. Опросник представляет собой перечень из 40 утвержде-
ний, которые испытуемый должен оценить относительно себя по трихотомичес-
кой шкале (варианты ответов: "подходит", "подходит, но не очень", "не под-
ходит"). При этом утверждения сгруппированы в 4 шкалы: тревожность, фрус-
трация, агрессивность, ригидность.
Обработка результатов осуществляется путем подсчета суммы баллов по
каждой шкале. Полученный результат говорит об уровне выраженности выделен-
ных четырех состояний.
1. Тревожность.
Низкие показатели:
Эмоциональная уравновешенность, спокойствие, раскованность, непринуж-
денность. Уверенность в себе и в своих способностях решать жизненные проб-
лемы. Низкая чувствительность в отношении тех негативных событий или неу-
дач, которые предположительно могут случиться или произойти.
Высокие показатели:
Эмоциональная неустойчивость, отрицательно окрашенное переживание
внутреннего беспокойства и озабоченности, неудовлетворенность, напряжен-
ность, чувство необходимости каких-то поисков. Высокая чувствительность в
отношении тех негативных событий или неудач, которые только предположи-
тельно могут случиться или произойти. Выраженная предрасположенность к
восприятию широкого круга ситуаций как угрожающих своей самооценке, прес-
тижу, самоуважению или жизнедеятельности.
2. Фрустрация.
Низкие показатели:
Психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Направленность
на преодоление препятствий, возникающих на пути к достижению цели, удов-
летворению какой-нибудь жизненной потребности или к решению задачи.
Высокие показатели:
Психологический стресс, вызванный объективно непреодолимыми (или
субъективно так понимаемыми) препятствиями, возникшими на пути к достиже-
нию цели, удовлетворению какой-нибудь жизненной потребности или к решению
задачи. Внутренний конфликт личности между ее направленностью (влечения,
желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения) и объек-
тивными возможностями, с которыми личность не согласна. Доминирование от-
рицательных эмоций, связанных с разрушением планов, переживанием неудач.
Чувство незащищенности, отчаяния, расте рянность перед трудностями. Ощуще-
ние безвыходности ситуации, склонность винить себя в случившихся неприят-
ностях. Убежденность в неисправимости недостатков своего характера. На-
правленность на отказ от борьбы, убежденность в ее бесполезности.
3. Агрессивность.
Низкие показатели:
Высокий самоконтроль над проявлением агрессивных реакций в межличнос-
тных отношениях. Выраженное стремление избегать проявления негативных
чувств по отношению к окружающим. Выдержанность, спокойствие.
Высокие показатели:
Низкий самоконтроль над агрессивностью и сдерживании агрессивных ак-
тов. Невыдержанность, вспыльчивость, раздражительность. Выраженная готов-
ность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (гнев, враж-
дебность, ненависть).
4. Ригидность.
Низкие показатели:
Гибкость в изменении намеченной программы деятельности и характера
поведения при внезапно меняющихся обстоятельствах. Быстрая смена доминиру-
ющей концепции, готовность в любой момент отказаться от своей точки зре-
ния. Подвижность эмоциональных реакций. Легкость переключения внимания,
перестройки восприятия, представлений и мышления в изменившейся ситуации.
Высокие показатели:
Выраженные трудности в изменении намеченной программы деятельности, в
обстоятельствах, требующих от личности гибкости и изменения характера по-
ведения. Cклонность к "застреванию" на эмоционально значимых переживаниях.
Упорство и бескомпромиссность в отстаивании своей позиции, приверженность
определенной идее. Тенденция к негативным переживаниям в случаях нарушения
намеченного плана или отклонения от принятого режима.
Опросник состоит из 49 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Cамооценка психических состояний.
Ф.И.О: _______________________
Доп. данные: _________________
Шкала неискренности:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────╢> L
<──[-]──><─[?]─><───[+]───>
Диаграмма:
*
20 ┼
18 ┼
16 ┼─────────────
14 ┼
12 ┼─────────────
10 ┼
8 ┼─██───────▄▄─
6 ┼ ██ ▄▄ ██
4 ┼─██─▄▄─██─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──*
Тр Фр Аг Рг
Тестовые показатели:
Неискренность - L = 3
Тревожность - Тр = 9
Фрустрация - Фр = 4
Агрессивность - Аг = 6
Ригидность - Рг = 8
^^^
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отношение к тестированию: открытость и откровенность в рас-
крытии особенностей своего характера и поведения.
Некоторая эмоциональная напряженность, внутреннее беспокойст-
во, озабоченность. Чувствительность в отношении тех негативных со-
бытий или неудач которые предположительно могут случиться или про-
изойти. Предрасположенность к восприятию широкого круга ситуаций
как угрожающих своей самооценке, престижу, самоуважению или жизне-
деятельности.
Психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Направ-
ленность на преодоление препятствий, возникающих на пути к дости-
жению цели, удовлетворению какой-нибудь жизненной потребности или
к решению задачи.
Повышенный самоконтроль над проявлением агрессивных реакций в
межличностных отношениях. Стремление избегать проявления негатив-
ных чувств по отношению к окружающим. Выдержанность, спокойствие.
Гибкость в изменении намеченной программы деятельности и ха-
рактера поведения при меняющихся обстоятельствах. Склонность к
быстрой смене доминирующей концепции, готовность отказаться от
своей точки зрения. Легкость переключения внимания, перестройки
восприятия, представлений и мышления в изменившейся ситуации.
|