МЕТОДИКА:                                  
                      Шкала персональной религиозности                      
                                  (ШПР)                                     
                              (Р. Яворски)                                  
                              (R. Jaworski).                                
 
      Методика предназначена для выделения типов персональной  религиознос- 
 ти.                                                                        
      Автор методики: Ромуальд Яворски, Польша. Доктор наук, психолог, пси- 
 хотерапевт, супервизор, католический священник, профессор, президент Ассо- 
 циации Христианских Психологов  Польши  и  директор  Психотерапевтического 
 курса АХП.                                                                 
 
      Психология религии обращается ко многим важным вопросам о происхожде- 
 нии, структуре и функциях религии в жизни человека и общества. Какова роль 
 религии в жизни человека? Каким образом можно измерить религиозность?  Ка- 
 ковы показатели хорошей, здоровой и зрелой религиозности? Препятствует или 
 способствует религия развитию и интеграции личности? Эти  вопросы  до  сих 
 пор остаются открытыми и востребованными, а ответы, которые  дают  на  них 
 психологи, представляющие различные методогические подходы и  антропологи- 
 ческие принципы, спорны и неоднозначны.                                    
 
      Христианство - это личные отношения между Богом и человеком (даже ес- 
 ли иногда они искажаются и принимают форму  инструментальных),  в  которых 
 предполагается сосуществование трех элементов:                             
      а) субъект религиозного опыта - это человек  как  личность  со  всеми 
 присущими ей чертами и особенностями;                                      
      б) объект и адресат этого опыта - Бог как Личность;                   
      в) между Личностью Бога и человеком существует особый вид связи.      
 
      Теоретическая модель персональной религиозности Р. Яворского.         
      Автор считает, что люди, в чьей религиозности преобладает межличност- 
 ный контакт с Богом, обладают личностной религиозностью. С другой стороны, 
 люди, воспринимающие Бога инструментально (или как объект, вещь), проявля- 
 ют безличную религиозность.                                                
      Личностный и безличный типы религиозности разделены  с  точки  зрения 
 понимания человеком его религиозной жизни в терминах философии, теологии и 
 психологии религии и особенно психологических знаний о межличностных отно- 
 шениях. Характеристики межличностных связей, отношений и позиций перенесе- 
 ны на отношения между человеком и Богом как Личностью.                     
      Ниже представлены различия между двумя типами религиозности в  харак- 
 теристиках субъекта и объекта религиозного опыта и типах религиозных отно- 
 шений.                                                                     
 
                     Характеристики религиозности.                          
 
      Личная религиозность                Безличная религиозность           
 
                       Характеристики субъекта:                             
 
      Активность                      Пассивность                           
      Вовлеченность                   Безразличие                           
      Спонтанность                    Отсутствие спонтанности               
      Креативность                    Имитация                              
      Открытость                      Изолящия                              
      Терпимость                      Нетерпимость                          
      Автономия                       Гетерономия                           
      Ощущение свободы действий       Отсутствие ощущения свободы действий  
      Чувство ответственности         Отсутствие чувства ответственности    
      Понимание целесообразности      Экзистенциальная дезориентация        
      Аллоцентризм и альтруизм        Эгоцентризм и эгоизм                  
      Стабильность                    Непостоянство                         
 
                       Характеристики объекта:                              
 
                             Бог как                                        
 
             Личность                          Объект                       
 
      Безусловная ценность            Инструментальная ценность             
      Главная ценность                Второстепенная ценность               
      Интериоризированная ценность    Неинтериоризированная ценность        
 
                   Характеристики взаимоотношений:                          
 
      Диалогические                   Монологические                        
      Взаимные                        Односторонние                         
      Прямые                          Непрямые                              
      Действеные                      Недейственные                         
 
      Личностная религиозность - это форма переживания контакта с Богом как 
 Личностью, в котором человек участвует всем своим существом. Личность  как 
 субъект религиозных отношений в партнерском диалоге с Богом вовлекает  все 
 свое "Я" в непосредственную и действительную встречу с Божественным  "Ты". 
 В своих действиях такой человек чувствует свою  свободу  и  способность  к 
 творчеству, он знает о своих целях и испытывает гордость, будучи  христиа- 
 нином. Он осознает, что сам формирует свои отношения с Богом  и  чувствует 
 свою ответственность в этом процессе. Личный Бог интегрирует систему  цен- 
 ностей  человека. Отношения человека с Богом характеризуются взаимным, ак- 
 тивным присутствием и любовью. Для человека это главная, вечная и непрехо- 
 дящая ценность, которая, однако, не противодействует его открытости к  но- 
 вым знаниям и опыту.                                                       
 
      Безличная религиозность - это такой тип отношений человека  с  Богом, 
 где Бог воспринимается как объект или инструмент  удовлетворения  эгоисти- 
 ческих нужд человека. Такие отношения обычно  имеют  форму  одностороннего 
 монолога. Безличная религиозность основана на имитации  и  может  обладать 
 признаками суеверия (магии). Здесь контакт с Богом подчиняется другим  це- 
 лям и направлен на  достижение иных ценностей, а не  Самого Бога. В подоб- 
 ных отношениях личность часто чувствует внешнее принуждение либо  остается 
 пассивной и безразличной. Отсутствие чувства  ответственности  освобождает 
 человека от необходимости углублять эти отношения или  творческого  поиска 
 новых форм выражения. Таким образом, религия и Бог становятся второстепен- 
 ными, внешними ценностями, изолированными от других сфер жизни. Принадлеж- 
 ность к религии не является поводом для гордости (чувства самоуважения)  у 
 людей с безличностной религиозностью.  Религиозные  действия  используются 
 как инструмент для достижения других целей. Обычно в них отсутствует  вни- 
 мание к действительным и непосредственным отношениям с Богом.              
 
      Данная теоретическая модель личностной религиозности потребовала  на- 
 учной разработки метода, позволяющего разделить  группы  с  экстремальными 
 (высокими и низкими) уровнями личностной религиозности и  соответствующего 
 всем методическим стандартам.                                              
      Для этих целей была создана Шкала персональной религиозности (ШПР).   
 
      Шкала состоит из инструкции и 30-ти  утверждений,  отобранных  компе- 
 тентными лицами. Достоверность шкалы была проверена методом ретестирования 
 и составляет (r - Спирмана) от 0,69 до 0,85. В ШПР выделены четыре подшка- 
 лы:                                                                        
      "Вера" (FA),                                                          
      "Моральность" (MO),                                                   
      "Религиозные практики" (RP),                                          
      "Религиозное "Я" (RS) - самоидентификация.                            
      Конструирование метода началось с выстраивания широкого  спектра  ут- 
 верждений, которые бы указали на персональные характеристики религиозности 
 или выявилиее отсутствие. После вступительного отбора и передачи  вопросов 
 специалистам, которые оценили их диагностическую ценность,  был  составлен 
 тест, состоящий из 100 утверждений. В  результате  дальнейшей  работы  над 
 шкалой были определены вопросы с самой большой дискриминационной силой, то 
 есть наиболее диагностические. Так была создана окончательная версия  ШПР, 
 состоящая из инструкции и 30 вопросов.                                     
      Исследуемые определяли степень соответствия своих убеждений и поведе- 
 ния содержанию отдельных утверждений по шкале: от 7  (решительно  соглаша- 
 юсь) до 1 (решительно не соглашаюсь). К ответам на вопросы номер 2, 6, 10, 
 14, 18, 19, 25, 28 и 30 - противоположный подход: самый  высокий  выбор  в 
 шкале оценки (7) обозначает самое низкое число баллов (1). Исследуемое ли- 
 цо может получить по ШПР максимально 210 баллов, минимально - 30.          
 
             Состав и содержание отдельных подшкал в ШПР.                   
 
      1. Вера (FA).                                                         
      (+) Персональная религиозность.                                       
      Лица с персональным типом религиозности имеют чувство внутренней свя- 
 зи с Богом, который активен по отношению к человеку.  Они  доверяют  Богу, 
 которого воспринимают как любящего Отца, акцептируют планы Бога  в  собст- 
 венной жизни. В переживании несчастья выражают смирение. Верят в  милосер- 
 дие Бога. События интерпретируют как Божью волю.                           
      (-) Антиперсональная религиозность.                                   
      Лица с антиперсональным типом религиозности доверяют Богу, но  у  них 
 нет чувства внутренней связи с Ним, они не верят в Божьи планы, касающиеся 
 их личной жизни. События интерпретируют как "предначертание судьбы".  Ино- 
 гда переживают бунт против Бога по поводу несчастья. Не верят в Божье про- 
 видение (считая, что Бог безучастен). Сомневаются в Его  милосердии,  вос- 
 принимая Его больше Судьей, чем Отцом.                                     
 
      2. Моральность (MO).                                                  
      (+) Персональная религиозность.                                       
      У лиц с персональной религиозностью моральное поведение  мотивируется 
 религиозными убеждениями. Религия управляет  их  повседневными  решениями, 
 так как они готовы к пониманию и осуществлению Божьей воли. Отсюда для них 
 чем-то обыкновенным является согласование личного жизненного плана с Божь- 
 им планом. Чувство ответственности перед Богом за мысли и поступки связано 
 больше с желанием каждым действием выразить Богу любовь, нежели со страхом 
 перед Божьим наказанием.                                                   
      (-) Антиперсональная религиозность.                                   
      У лиц с антиперсональной религиозностью моральное поведение не  моти- 
 вируется религиозными убеждениями. Религия не влияет  на  их  повседневные 
 решения. В жизненных планах они также не учитывают Божьей воли. Чаще всего 
 им не хватает чувства ответственности перед Богом за мысли и поступки. Од- 
 нако если они и избегают плохих поступков, принимая во внимание  Бога,  то 
 делают это скорее всего от страха перед наказанием, чем из-за любви к  Бо- 
 гу.                                                                        
 
      3. Религиозные практики (RP).                                         
      (+) Персональная религиозность.                                       
      Лица с персональной религиозностью придают большое значение религиоз- 
 ным практикам; исполняют их независимо от общественного мнения.  Стараются 
 углублять религиозные знания. Часто их практикой являются благодарственные 
 молитвы и молитвы о заступничестве. Они способны к  созерцанию  и  находят 
 радость в частых размышлениях о религиозных вопросах. Активное  участие  в 
 жизни церкви является для них источником удовлетворения.                   
      (-) Антиперсональная религиозность.                                   
      Для лиц с антиперсональной  религиозностью  религиозные  практики  не 
 имеют большого значения. Их соблюдение часто обусловлено общественным мне- 
 нием. Редко молятся за других. Благодарственная молитва также не  является 
 частой практикой. У них отсутствует способность к созерцанию, они не стре- 
 мятся к углублению религиозных знаний. Редко размышляют о религии и не на- 
 ходят в этом радости. Не участвуют в жизни церкви.                         
 
      4. Религиозное "Я" (RS) (самоидентификация).                          
      (+) Персональная религиозность.                                       
      У лиц с персональной религиозностью  сильно  чувство  близости  Бога, 
 идентификации с Богом. Они постоянно убеждены в перманентной связи с  Ним, 
 даже в повседневных делах, гордятся тем, что  они  христиане  и  благодаря 
 этому всегда готовы углублять религиозную жизнь.                           
      (-) Антиперсональная религиозность.                                   
      У лиц с антиперсональной религиозностью отсутствует чувство  близости 
 Бога и отожествления с Ним. У них нет чувства связи с Богом в повседневных 
 делах. Они не чувствуют гордости и удовлетворения от того, что они христи- 
 ане. Им постоянно не хватает времени на углубление религиозной жизни.      
 
         Различия в отдельных аспектах религиозности между группами         
            с персональной и антиперсональной религиозностью                
                (по данным исследования Р. Яворского)                       
 
 Религиозность                                                              
 и подшкалы                                                                 
 религиозности   Типы религиозности   N     M       SD  t-стьюдента   p.i.  
 
 Религиозность    персональная        33  186,75   7,34    22,43     <0,001 
                  антиперсональная    34  122,79  14,64                     
 
 Вера             персональная        33  50,57    4,61    12,92     <0,001 
                  антиперсональная    34  34,97    5,24                     
 
 Моральность      персональная        33  41,81    3,17                     
                  антиперсональная    34  30,94    4,39    11,59     <0,001 
 
 Религиозные      персональная        33  54,72    3,52                     
 практики         антиперсональная    34  32,76    5,67    18,97     <0,001 
 
 Религиозное "Я"  персональная        33  31,93    2,10                     
                  антиперсональная    34  20,26    3,80    15,46     <0,001 
 Примечания:                                                                
 N - число случаев;                                                         
 M - средние результаты;                                                    
 SD - стандартное отклонение;                                               
 p.i. - уровень доверчивости.                                               
 Статистические данные были получены автором на польской выборке, где  пре- 
 обладают католики христианского вероисповедания.                           
 
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма, а также интерпретация результатов  тес- 
 тирования основаны на показателях выраженных в процентах с нулевой  точкой 
 отсчета.                                                                   
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 30 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала персональной религиозности.                                
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                      Структура религиозности:                              
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████──────╢> FA            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████─────────╢> MO            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████─────────╢> RP            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢> RS            
 
        <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                      Интергральный показатель:                             
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████─────────╢> RG            
 
        <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
      1. "Вера"                                - FA =  51  90%              
      2. "Моральность"                         - MO =  42  83%              
      3. "Религиозные практики"                - RP =  55  85%              
      4. "Религиозное "Я" - самоидентификация  - RS =  32  72%              
      --------------------------------------------------------              
      Интегральный показатель религиозности    - RG = 180  83%              
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Вера.                                                              
      Выраженное чувство внутренней связи с Богом, который  активен         
 по отношению к человеку. Доверяет Богу, которого воспринимает  как         
 любящего Отца, акцептирует планы Бога в собственной жизни. В пере-         
 живании несчастья выражает смирение. Верит в милосердие Бога.  Со-         
 бытия интерпретирует как Божью волю.                                       
 
      2. Моральность.                                                       
      Моральное поведение  мотивируется  религиозными  убеждениями.         
 Религия управляет его повседневными решениями, так как он готов  к         
 пониманию и осуществлению Божьей  воли.  Отсюда  для  него  чем-то         
 обыкновенным является  согласование  личного  жизненного  плана  с         
 Божьим планом. Чувство ответственности перед Богом за мысли и пос-         
 тупки связано больше с желанием каждым действием выразить Богу лю-         
 бовь, нежели со страхом перед Божьим наказанием.                           
 
      3. Религиозные практики.                                              
      Придает большое значение религиозным практикам; исполняет  их         
 независимо от общественного мнения. Старается углублять  религиоз-         
 ные знания. Часто его практикой является благодарственные  молитвы         
 и молитвы о заступничестве. Он способен к созерцанию и находят ра-         
 дость в частых размышлениях о религиозных вопросах. Активное учас-         
 тие в жизни церкви является для него источником удовлетворения.            
 
      4. Религиозное "Я" (самоидентификация).                               
      Чувство близости Бога, идентификации с Богом.  Он  убежден  в         
 перманентной связи с Ним, даже в повседневных делах, гордится тем,         
 что он христианин и благодаря этому  готов  углублять  религиозную         
 жизнь.