МЕТОДИКА:
Опросник для оценки социально-психологической
профессиональной адаптации
(Дмитриева М.А.).
Опросник предназначен для оценки уровня социально-психологической
адаптации.
Профессиональная психологическая адаптация представляет собой един-
ство адаптации индивида к физическим условиям профессиональной среды (пси-
хофизиологический аспект), адаптации субъекта деятельности к профессио-
нальным задачам, орудиям труда, выполняемым операциям и т.д. (собственно
профессиональный аспект) и адаптации личности к социальным компонентам
профессиональной среды (социально-психологический аспект).
Критериями социально-психологической адаптации могут служить отноше-
ние к производственному предприятию, организации (большая группа), отноше-
ние к малой группе, отношение к руководителю, удовлетворенность отношения-
ми с сотрудниками.
Общими показателями адаптированности являются удовлетворенность со-
держанием и условиями труда.
Сначала необходимо выбрать специалиста, уровень социально-психологи-
ческой адаптации которого будет оцениваться. В зависимости от особенностей
его профессии вносятся коррективы в предложенный опросник. Уточнения долж-
ны касаться вопросов № 3 и 30, а также вопросов, относящихся к объекту де-
ятельности (шкала 6). После этого испытуемому дается опросник и бланк для
ответов. Последний включает в себя сведения об испытуемом и номера утверж-
дений из опросника. Испытуемый должен поставить букву, соответствующую вы-
бранному ответу, возле номера вопроса.
Опросник состоит из 59 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
1. В данной программе были переформулированы несколько утверждений
вопросника и добавлено одно новое утверждение таким образом, чтобы в каж-
дой шкале было по 6 пунктов. Модифицированный вопросник состоит из 60 ут-
верждений, диапазон возможных значений по каждой шкале 0 - 12 баллов.
2. Диаграмма и интерпретация результатов тестирования основана на
числовых значениях выраженных в процентах.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник для оценки социально-психологической
профессиональной адаптации.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Шкала неискренности:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────╢> L
<────[-]───><────[=]───><────[+]───>
Диаграмма:
% *
100 ┼─────────────▄▄─────────────
90 ┼ ██ ██
80 ┼────██─██────██─────────────
70 ┼ ██ ██ ██ ██
60 ┼────██─██─██─██──────────██─
50 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██
40 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
ОО ОР УП ОК ОТ УУ ОМ УС ОР
Интегральный тестовый показатель:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовые показатели:
Шкала неискренности - L = 3 50%
1. Отношение к объединению (большая группа) - ОО = 7 58%
2. Отношения между рабочими - ОР = 11 92%
3. Удовлетворенность своим положением в коллективе - УП = 10 83%
4. Оценка коллективизма - ОК = 8 67%
5. Отношение к труду (удовлетворенность работой) - ОТ = 12 100%
6. Удовлетворенность условиями труда - УУ = 6 50%
7. Отношение к малой группе - ОМ = 6 50%
8. Удовлетворенность собой на работе - УС = 7 58%
9. Отношение к руководителю - ОП = 9 75%
-----------------------------------------------------------------
Интегральный показатель - ПА = 76 70%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отношение к тестированию: откровенность, отсутствие созна-
тельного намерения приукрасить свой характер, подчеркнуть "пра-
вильность своего поведения.
1. Отношение к объединению (большая группа).
Средний уровень позитивного отношения к предприятию. Умеренно
выраженная тенденция связывать решение своих жизненных планов, а
также осуществления своих жизненных проблем с работой на данном
предприятии.
2. Отношения между рабочими.
Высокая оценка взаимоотношений между рабочими коллектива как
дружеских, основанных на взаимопонимании и взаимопомощи, способ-
ствующих проявлению личной инициативы и развивитию своих способ-
ностей.
3. Удовлетворенность своим положением в коллективе.
Высокий показатель удовлетворенности своей работой в коллек-
тиве, отношениями с коллегами и непосредственным руководителем.
Склонность оценивать свое положение в коллективе как приносящее
удовлетворение, а свою работу как имеющую большое значение.
4. Оценка коллективизма.
Повышенный уровень удовлетворенности взаимоотношениями в кол-
лективе. Стремление вернуться в свой коллектив после долгого от-
сутствия на работе. Отсутствие особого желания сменить место рабо-
ты и перейти в другой коллектив.
5. Отношение к труду (удовлетворенность работой).
Высокий уровень удовлетворенности от работы на данном пред-
приятии по своей специальности. Склонность оценивать свою работу
как интересную, разнообразную, соответствующую своим интересам и
склонностям, имеющую возможность для творчества и использования
полученных знаний.
6. Удовлетворенность условиями труда.
Средний уровень удовлетворенности производственными условия-
ми, организацией, содержанием и условиями труда на своем рабочем
месте.
7. Отношение к малой группе.
Средний показатель позитивного отношения к малой группе.
Склонность в ориентироваться как на интересы коллектива, так и на
интересы личного характера. Умеренно выраженные ответственность
перед коллективом и внимание к заботам и делам товарищей.
8. Удовлетворенность собой на работе.
Средний уровень удовлетворенности своим самочувствием и на-
строением во время работы. Средний показатель увлеченности при
выполнении производственных заданий.
9. Отношение к руководителю.
Повышенная оценка взаимоотношений между непосредственным ру-
ководителем и рабочими, которые характеризуются как основанные на
понимании, интересе к мнению рабочих, эмоциональной поддержке, по-
мощи в личных делах, участии в проведении культурно-массовых ме-
роприятиях со стороны руководителя.
Повышенный интегральный показатель социально-психологической
профессиональной адаптации.
|