МЕТОДИКА:
Социально-психологические характеристики субъекта общения
(Лабунская В.А.).
В опроснике представлены пять групп характеристик общения. Каждая
группа включает как позитивные, так и негативные черты, определяющие его
эффективность. Суммарная оценка степени влияния различных групп характе-
ристик позволяет выявить степень индивидуальной или групповой чувствитель-
ности к определенным сторонам общения ("Профиль психологических трудностей
общения"), установить степень сензитивности к позитивным и негативным чер-
там общения, создать "портрет" оптимального или трудного партнера с точки
зрения субъекта или группы.
Максимальная оценка каждой группы психологических трудностей общения
равна 75 баллам.
Первая группа (I) включает экспрессивно-речевые (ЭР) особенности
партнеров.
Вторая группа (II) характеристик отражает социально-перцептивные (СП)
особенности партнеров.
Третья группа (III) включает суждения, описывающие отношения - обра-
щения (ОО) партнеров друг к другу.
Четвертая группа (IV) состоит из суждений, раскрывающих умения и на-
выки организации взаимодействия (НВ).
Отдельная группа характеристик (V) дает представление о влиянии на
возникновение трудностей общения таких параметров, как интенсивность обще-
ния, количество партнеров, наличие свидетелей общения, возраст, пол, ста-
тус (УО).
Первичная обработка данных состоит из суммирования баллов внутри каж-
дой группы характеристик. Затем полученный показатель по каждой группе пе-
реводится в 20 балльную шкалу. Коэффициент перевода для I-IV групп призна-
ков равен 0,27, для V группы - 0,53. Перевод в 20-балльную систему осу-
ществляется умножением суммарного показателя на соответствующий индекс.
Результаты переносятся на график. Он имеет следующий вид: на вертикальной
прямой располагаются показатели в 20-балльной системе, на горизонтальной -
наименование групп характеристик трудностей общения (ЭР, СП, ОО, НВ, УО).
График представляет собой "Профиль психологических трудностей общения"
каждого из участников исследования или группы в целом. На основе соотноше-
ния степени оценки каждой группы характеристик определяется тип "Профиля
психологических трудностей общения". Суждения, получившие оценку 4-5 бал-
лов, выписываются отдельно, затем подсчитывается их частота в данном диа-
пазоне. Те суждения, которые 50% - 75% участников исследования оценивались
как очень сильно (5 баллов) или сильно (4 балла) затрудняющие процесс об-
щения, включаются в "портрет трудного партнера общения". Так составляется
групповое представление о субъекте затрудненного общения. На основе анали-
за этих представлений определяются характеристики общения партнера, по от-
ношению к которым наблюдается повышенная чувствительность, и устанавлива-
ются количественные и качественные различия "портретов" в зависимости от
изучаемых детерминант затрудненного общения.
Сравнением содержания и объема представлений о трудном партнере в со-
ответствии с различными ролевыми позициями выявляются устойчивые, типичные
психологические трудности общения и соответственно представления о субъек-
те затрудненного общения и вариативные, появляющиеся в связи с изменением
ролевой позиции партнера.
Примечания к компьютерной версии:
1. В данной программе автоматическая интерпретация теста основана на
следующих условных числовых показателях выраженных в процентах:
0% - психологические трудности общения отсутствуют;
1%-20% - низкий тестовый показатель;
21%-40% - пониженный тестовый показатель;
41%-60% - средний тестовый показатель;
61%-80% - повышенный тестовый показатель;
81%-100% - высокий тестовый показатель.
При этом следует иметь в виду следующие особенности данной методики.
Часть утверждений опросника содержит негативные черты, часть - те же
черты, но имеющие уже позитивный смысл. Например:
6. Неумение поставить себя на место другого человека.
34. Умение поставить себя на место другого человека.
Логично предположить, что испытуемые будут выбирать противоположные
ответы в подобных парах утверждений. В результате общий суммарный показа-
тель шкалы будет редко превышать средние значения. Поэтому интерпретацию
шкал необходимо корректировать в сторону повышения полученных результатов.
2. Портрет трудного партнера общения включает в себя отдельные харак-
теристики на которые обследуемый давал ответы "Очень сильно затрудняет" и
"Сильно затрудняет".
3. Коэффициент перевода в 20-балльную систему для V шкалы принят за
0.50, так как при коэффициенте 0.53 максимальное значение шкалы будет рав-
но 21 баллу, а не 20 баллам (40 х 0.50 = 20).
Опросник состоит из 31 утверждения.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
----
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Социально-психологические характеристики субъекта
общения.
Ф.И.О:_____________________
Доп. данные:_______________
Диаграмма:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢> ЭР
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢> СП
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────────────╢> ОО
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢> НВ
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢> УО
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовые показатели:
1. Экспрессивно-речевые особенности партнеров - ЭР = 7 35%
2. Социально-перцептивные особенности партнеров - СП = 7 35%
3. Отношения - обращения партнеров друг к другу - ОО = 9 45%
4. Умения и навыки организации взаимодействия - НВ = 8 40%
5. Отдельная группа характеристик - УО = 6 30%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Экспрессивно-речевые особенности партнеров:
Темп и громкость речи, длительность пауз в речи, выразитель-
ность мимики, интенсивность жестикуляции, подвижность, способность
поддерживать зрительный контакт, психологическая дистанция, сте-
пень внешней привлекательности.
Индекс психологических трудностей общения: пониженный.
2. Социально-перцептивные особенности партнеров:
Способность оценивать чувства, настроения и намерения другого
человека, видеть в другом его индивидуальные особенности и черты
характера, умение ставить себя на место другого человека, демон-
стрировать свое понимание его особенностей, проницательность.
Индекс психологических трудностей общения: пониженный.
3. Отношения - обращения партнеров друг к другу:
Уровень дружеского отношения к другим людям, его заинтересо-
ности, доверительности, почтительности, добродушия, стремления
произвести приятное впечатление.
Индекс психологических трудностей общения: средний.
4. Умения и навыки организации взаимодействия.
Способность слушать, вести диалог, беседовать, объяснять, ар-
гументировать свои предложения и замечания, принимать точку зрения
другого человека, вовремя прекращать общение.
Индекс психологических трудностей общения: пониженный.
5. Отдельная группа характеристик:
Интенсивность общения, количество партнеров, наличие свидете-
лей общения, возраст, пол, статус.
Индекс психологических трудностей общения: пониженный.
ПОРТРЕТ ТРУДНОГО ПАРТНЕРА ОБЩЕНИЯ:
Безразличное отношение к другому человеку (ко мне).
Желание больше говорить, чем слушать.
Подозрительное отношение к другим людям (ко мне).
Неприязненное (враждебное) отношение к другим людям (ко мне).
Высокомерное отношение к другим людям (ко мне).
Желание навязать свою точку зрения.
|