МЕТОДИКА:                                  
          Социально-психологические характеристики субъекта общения         
                             (Лабунская В.А.).                              
 
      В опроснике представлены пять  групп  характеристик  общения.  Каждая 
 группа включает как позитивные, так и негативные черты,  определяющие  его 
 эффективность. Суммарная оценка степени влияния различных  групп  характе- 
 ристик позволяет выявить степень индивидуальной или групповой чувствитель- 
 ности к определенным сторонам общения ("Профиль психологических трудностей 
 общения"), установить степень сензитивности к позитивным и негативным чер- 
 там общения, создать "портрет" оптимального или трудного партнера с  точки 
 зрения субъекта или группы.                                                
      Максимальная оценка каждой группы психологических трудностей  общения 
 равна 75 баллам.                                                           
      Первая группа  (I)  включает  экспрессивно-речевые  (ЭР)  особенности 
 партнеров.                                                                 
      Вторая группа (II) характеристик отражает социально-перцептивные (СП) 
 особенности партнеров.                                                     
      Третья группа (III) включает суждения, описывающие отношения -  обра- 
 щения (ОО) партнеров друг к другу.                                         
      Четвертая группа (IV) состоит из суждений, раскрывающих умения и  на- 
 выки организации взаимодействия (НВ).                                      
      Отдельная группа характеристик (V) дает представление  о  влиянии  на 
 возникновение трудностей общения таких параметров, как интенсивность обще- 
 ния, количество партнеров, наличие свидетелей общения, возраст, пол,  ста- 
 тус (УО).                                                                  
 
      Первичная обработка данных состоит из суммирования баллов внутри каж- 
 дой группы характеристик. Затем полученный показатель по каждой группе пе- 
 реводится в 20 балльную шкалу. Коэффициент перевода для I-IV групп призна- 
 ков равен 0,27, для V группы - 0,53. Перевод в  20-балльную  систему  осу- 
 ществляется умножением суммарного показателя  на  соответствующий  индекс. 
 Результаты переносятся на график. Он имеет следующий вид: на  вертикальной 
 прямой располагаются показатели в 20-балльной системе, на горизонтальной - 
 наименование групп характеристик трудностей общения (ЭР, СП, ОО, НВ,  УО). 
 График представляет собой  "Профиль  психологических  трудностей  общения" 
 каждого из участников исследования или группы в целом. На основе соотноше- 
 ния степени оценки каждой группы характеристик определяется  тип  "Профиля 
 психологических трудностей общения". Суждения, получившие оценку 4-5  бал- 
 лов, выписываются отдельно, затем подсчитывается их частота в данном  диа- 
 пазоне. Те суждения, которые 50% - 75% участников исследования оценивались 
 как очень сильно (5 баллов) или сильно (4 балла) затрудняющие процесс  об- 
 щения, включаются в "портрет трудного партнера общения". Так  составляется 
 групповое представление о субъекте затрудненного общения. На основе анали- 
 за этих представлений определяются характеристики общения партнера, по от- 
 ношению к которым наблюдается повышенная чувствительность, и  устанавлива- 
 ются количественные и качественные различия "портретов" в  зависимости  от 
 изучаемых детерминант затрудненного общения.                               
 
      Сравнением содержания и объема представлений о трудном партнере в со- 
 ответствии с различными ролевыми позициями выявляются устойчивые, типичные 
 психологические трудности общения и соответственно представления о субъек- 
 те затрудненного общения и вариативные, появляющиеся в связи с  изменением 
 ролевой позиции партнера.                                                  
 
      Примечания к компьютерной версии:                                     
      1. В данной программе автоматическая интерпретация теста основана  на 
 следующих условных числовых показателях выраженных в процентах:            
        0%      - психологические трудности общения отсутствуют;            
        1%-20%  - низкий тестовый показатель;                               
       21%-40%  - пониженный тестовый показатель;                           
       41%-60%  - средний тестовый показатель;                              
       61%-80%  - повышенный тестовый показатель;                           
       81%-100% - высокий тестовый показатель.                              
      При этом следует иметь в виду следующие особенности данной методики.  
      Часть утверждений опросника содержит негативные черты, часть - те  же 
 черты, но имеющие уже позитивный смысл. Например:                          
      6. Неумение поставить себя на место другого человека.                 
      34. Умение поставить себя на место другого человека.                  
      Логично предположить, что испытуемые будут  выбирать  противоположные 
 ответы в подобных парах утверждений. В результате общий суммарный  показа- 
 тель шкалы будет редко превышать средние значения.  Поэтому  интерпретацию 
 шкал необходимо корректировать в сторону повышения полученных результатов. 
      2. Портрет трудного партнера общения включает в себя отдельные харак- 
 теристики на которые обследуемый давал ответы "Очень сильно затрудняет"  и 
 "Сильно затрудняет".                                                       
      3. Коэффициент перевода в 20-балльную систему для V шкалы  принят  за 
 0.50, так как при коэффициенте 0.53 максимальное значение шкалы будет рав- 
 но 21 баллу, а не 20 баллам (40 х 0.50 = 20).                              
 
 
      Опросник состоит из 31 утверждения.                                   
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ----                                     
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Социально-психологические характеристики субъекта                
           общения.                                                         
 Ф.И.О:_____________________                                                
 Доп. данные:_______________                                                
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢> ЭР            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────╢> СП            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────────────╢> ОО            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢> НВ            
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢> УО            
 
        <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
   1. Экспрессивно-речевые особенности партнеров   - ЭР =  7  35%           
   2. Социально-перцептивные особенности партнеров - СП =  7  35%           
   3. Отношения - обращения партнеров друг к другу - ОО =  9  45%           
   4. Умения и навыки организации взаимодействия   - НВ =  8  40%           
   5. Отдельная группа характеристик               - УО =  6  30%           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
            1. Экспрессивно-речевые особенности партнеров:                  
      Темп и громкость речи, длительность пауз в речи,  выразитель-         
 ность мимики, интенсивность жестикуляции, подвижность, способность         
 поддерживать зрительный контакт, психологическая  дистанция,  сте-         
 пень внешней привлекательности.                                            
      Индекс психологических трудностей общения: пониженный.                
 
           2. Социально-перцептивные особенности партнеров:                 
      Способность оценивать чувства, настроения и намерения другого         
 человека, видеть в другом его индивидуальные особенности  и  черты         
 характера, умение ставить себя на место другого  человека,  демон-         
 стрировать свое понимание его особенностей, проницательность.              
      Индекс психологических трудностей общения: пониженный.                
 
           3. Отношения - обращения партнеров друг к другу:                 
      Уровень дружеского отношения к другим людям, его  заинтересо-         
 ности,  доверительности,  почтительности,  добродушия,  стремления         
 произвести приятное впечатление.                                           
      Индекс психологических трудностей общения: средний.                   
 
            4. Умения и навыки организации взаимодействия.                  
      Способность слушать, вести диалог, беседовать, объяснять, ар-         
 гументировать свои предложения и замечания, принимать точку зрения         
 другого человека, вовремя прекращать общение.                              
      Индекс психологических трудностей общения: пониженный.                
 
                 5. Отдельная группа характеристик:                         
      Интенсивность общения, количество партнеров, наличие свидете-         
 лей общения, возраст, пол, статус.                                         
      Индекс психологических трудностей общения: пониженный.                
 
                 ПОРТРЕТ ТРУДНОГО ПАРТНЕРА ОБЩЕНИЯ:                         
      Безразличное отношение к другому человеку (ко мне).                   
      Желание больше говорить, чем слушать.                                 
      Подозрительное отношение к другим людям (ко мне).                     
      Неприязненное (враждебное) отношение к другим людям (ко мне).         
      Высокомерное отношение к другим людям (ко мне).                       
      Желание навязать свою точку зрения.