МЕТОДИКА:
Диагностика социально-психологической адаптации личности
(СПА)
(К. Роджерс, Р. Даймонд).
Методика предназначена для диагностики приспособленности человека к
условиям взаимодействия с окружающими его людьми в системе межличностных
отношений. Социально-психологическая адаптация зависит от умения личности
ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные
особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные
способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодей-
ствия. Адаптивность означает соответствие целей и ценностных ориентаций
личности результатам, достигаемым в процессе деятельности. Намерения чело-
века, как правило, совпадают с поступками, замыслы - с воплощением, побуж-
дения к действию - с его итогами. Следует отметить, что неадаптивность мо-
жет иметь не только негативный, но и, возможно позитивный характер. Сущес-
твование противоречивых отношений между целью и результатом может быть ис-
точником динамики деятельности, ее реализации и развития.
Результаты тестирования оцениваются по 13 первичным и 6 интегральным
показателям. Каждая первичная шкала разбивается на три зоны: низких, сред-
них и высоких оценок. Интегральные показатели отражают процентное соотно-
шение противоположных тенденций (например, адаптивность - неадаптивность).
Среднее значение интегральных оценок - 50. В данной компьютерной версии
приняты следующие критерии интерпретации: до 40 - низкие значение, 40 - 60
средние, более 60 - высокие. Текст автоматической интерпретации требует
уточнения с учетом значений первичных шкал, так как одни и теже значения
интегральных показателей могут быть получены при различных значениях пер-
вичных показателей (низких, средних и высоких) и показывают только преоб-
ладание той или иной тенденции.
Опросник состоит из 101 утверждения.
Примерное время тестирования 30 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностика социально-психологической адаптации личности.
Ф.И.О: ______________________________
Доп. данные: ________________________
Диаграмма.
*
100 ┼
90 ┼
80 ┼ ▄▄
70 ┼ ██ ██
60 ┼─▄▄─██───────██────
50 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
40 ┼─██─██─██────██─██─
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──*
A S L E I D
ОСНОВНЫЕ ШКАЛЫ:
Неискренность N = 9 0% н
Адаптивность A+ = 128 55% с
Неадаптивность A- = 86 31% с
Приятие себя S+ = 49 69% с
Неприятие себя S- = 12 14% н
Приятие других L+ = 25 63% с
Неприятие других L- = 26 54% с
Эмоциональный комфорт E+ = 14 20% с
Эмоциональный дискомфорт E- = 23 46% с
Внутренний контроль I+ = 56 60% с
Внешний контроль I- = 16 20% н
Доминирование D+ = 9 40% с
Ведомость D- = 17 37% с
Эскапизм (уход от проблем) Es = 16 44% с
---------------------------------------------
ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:
Адаптация А = 60
Самоприятие S = 80
Приятие других L = 54
Эмоциональная комфортность E = 38
Интернальность I = 71
Стремление к доминированию D = 51
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отношение к тестированию: повышенная открытость и откровенность в
раскрытии своих проблем, отсутствие сознательного намерения приукра-
сить свой характер.
Адаптация. Средний тестовый показатель.
Умеренная приспособленность человека к условиям взаимодействия c
окружающими его людьми в системе межличностных отношений. Тенденция к
совпадению целей и ценностных ориентаций личности результатам, дости-
гаемым в процессе общения. Намерения, в основном, совпадают с поступ-
ками, замыслы - с воплощением, побуждения к действию - с его итогами.
Самоприятие. Высокий тестовый показатель.
Положительная самооценка своих личностных качеств. Удовлетворен-
ность собой. Уверенность, что может нравиться окружающим, интересен и
привлекателен для других как личность.
Приятие других. Средний тестовый показатель.
Умеренная терпимость к другим людям, к их слабостям и недостат-
кам. Критичность к окружающим. Склонность давать как положительные,
так и отрицательные оценки их личности и особенностей поведения.
Стремление к сохранению некоторой дистанции в общении с ними.
Эмоциональная комфортность. Низкий тестовый показатель.
Тревожность, обеспокоенность, напряженность. Некоторая эмоцио-
нальная неуравновешенность. Неудовлетворенность окружающей действи-
тельностью. Пессимистичность.
Интернальность. Высокий тестовый показатель.
Преобладание внутренней мотивации над внешней. Требовательность к
себе. Умение управлять собой и собственными поступками. Тенденция к
предварительному продумыванию своих поступков. Самокритичность, склон-
ность искать причины своих неудач в самом себе. Стремление полагаться
на свои силы не рассчитывая на чью-то помощь.
Доминирование. Средний тестовый показатель.
Умеренное стремление влиять на других, убеждать их в своем мне-
нии, отстаивать свои позиции - в ряде случаев может сочетаться с опре-
деленной уступчивостью, податливостью внешнему влиянию.
|