МЕТОДИКА:                                  
           Диагностика социально-психологической адаптации личности         
                                   (СПА)                                    
                         (К. Роджерс, Р. Даймонд).                          
 
      Методика предназначена для диагностики приспособленности  человека  к 
 условиям взаимодействия с окружающими его людьми в  системе  межличностных 
 отношений. Социально-психологическая адаптация зависит от умения  личности 
 ориентироваться в социальных ситуациях,  правильно  определять  личностные 
 особенности и эмоциональные состояния других  людей,  выбирать  адекватные 
 способы обращения с ними и реализовывать эти способы в процессе взаимодей- 
 ствия. Адаптивность означает соответствие целей  и  ценностных  ориентаций 
 личности результатам, достигаемым в процессе деятельности. Намерения чело- 
 века, как правило, совпадают с поступками, замыслы - с воплощением, побуж- 
 дения к действию - с его итогами. Следует отметить, что неадаптивность мо- 
 жет иметь не только негативный, но и, возможно позитивный характер. Сущес- 
 твование противоречивых отношений между целью и результатом может быть ис- 
 точником динамики деятельности, ее реализации и развития.                  
      Результаты тестирования оцениваются по 13 первичным и 6  интегральным 
 показателям. Каждая первичная шкала разбивается на три зоны: низких, сред- 
 них и высоких оценок. Интегральные показатели отражают процентное  соотно- 
 шение противоположных тенденций (например, адаптивность - неадаптивность). 
 Среднее значение интегральных оценок - 50. В  данной  компьютерной  версии 
 приняты следующие критерии интерпретации: до 40 - низкие значение, 40 - 60 
 средние, более 60 - высокие. Текст  автоматической  интерпретации  требует 
 уточнения с учетом значений первичных шкал, так как одни и  теже  значения 
 интегральных показателей могут быть получены при различных значениях  пер- 
 вичных показателей (низких, средних и высоких) и показывают только  преоб- 
 ладание той или иной тенденции.                                            
 
      Опросник состоит из 101 утверждения.                                  
      Примерное время тестирования 30 минут.                                
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Диагностика социально-психологической адаптации личности.        
 Ф.И.О: ______________________________                                      
 Доп. данные: ________________________                                      
 
 
                               Диаграмма.                                   
 
                          *                                                 
                      100 ┼                                                 
                       90 ┼                                                 
                       80 ┼    ▄▄                                           
                       70 ┼    ██       ██                                  
                       60 ┼─▄▄─██───────██────                              
                       50 ┼ ██ ██ ██    ██ ██                               
                       40 ┼─██─██─██────██─██─                              
                       30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██                               
                       20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██                               
                       10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██                               
                        0 ┼─+──+──+──+──+──+──*                             
                            A  S  L  E  I  D                                
 
                            ОСНОВНЫЕ ШКАЛЫ:                                 
             Неискренность               N  =   9    0%  н                  
             Адаптивность                A+ = 128   55%  с                  
             Неадаптивность              A- =  86   31%  с                  
             Приятие себя                S+ =  49   69%  с                  
             Неприятие себя              S- =  12   14%  н                  
             Приятие других              L+ =  25   63%  с                  
             Неприятие других            L- =  26   54%  с                  
             Эмоциональный комфорт       E+ =  14   20%  с                  
             Эмоциональный дискомфорт    E- =  23   46%  с                  
             Внутренний контроль         I+ =  56   60%  с                  
             Внешний контроль            I- =  16   20%  н                  
             Доминирование               D+ =   9   40%  с                  
             Ведомость                   D- =  17   37%  с                  
             Эскапизм (уход от проблем)  Es =  16   44%  с                  
             ---------------------------------------------                  
                      ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ:                              
                 Адаптация                   А  =  60                       
                 Самоприятие                 S  =  80                       
                 Приятие других              L  =  54                       
                 Эмоциональная комфортность  E  =  38                       
                 Интернальность              I  =  71                       
                 Стремление к доминированию  D  =  51                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Отношение к тестированию: повышенная открытость и откровенность в     
 раскрытии своих проблем, отсутствие сознательного  намерения  приукра-     
 сить свой характер.                                                        
 
      Адаптация. Средний тестовый показатель.                               
      Умеренная приспособленность человека к условиям  взаимодействия c     
 окружающими его людьми в системе межличностных отношений. Тенденция  к     
 совпадению целей и ценностных ориентаций личности результатам,  дости-     
 гаемым в процессе общения. Намерения, в основном, совпадают с  поступ-     
 ками, замыслы - с воплощением, побуждения к действию - с его итогами.      
 
      Самоприятие. Высокий тестовый показатель.                             
      Положительная самооценка своих личностных качеств.  Удовлетворен-     
 ность собой. Уверенность, что может нравиться окружающим, интересен  и     
 привлекателен для других как личность.                                     
 
      Приятие других. Средний тестовый показатель.                          
      Умеренная терпимость к другим людям, к их слабостям  и  недостат-     
 кам. Критичность к окружающим. Склонность  давать  как  положительные,     
 так и отрицательные  оценки  их  личности  и  особенностей  поведения.     
 Стремление к сохранению некоторой дистанции в общении с ними.              
 
      Эмоциональная комфортность. Низкий тестовый показатель.               
      Тревожность, обеспокоенность,  напряженность.  Некоторая  эмоцио-     
 нальная неуравновешенность.  Неудовлетворенность  окружающей  действи-     
 тельностью. Пессимистичность.                                              
 
      Интернальность. Высокий тестовый показатель.                          
      Преобладание внутренней мотивации над внешней. Требовательность к     
 себе. Умение управлять собой и собственными  поступками.  Тенденция  к     
 предварительному продумыванию своих поступков. Самокритичность, склон-     
 ность искать причины своих неудач в самом себе. Стремление  полагаться     
 на свои силы не рассчитывая на чью-то помощь.                              
 
      Доминирование. Средний тестовый показатель.                           
      Умеренное стремление влиять на других, убеждать их в  своем  мне-     
 нии, отстаивать свои позиции - в ряде случаев может сочетаться с опре-     
 деленной уступчивостью, податливостью внешнему влиянию.