МЕТОДИКА:                                  
                Шкала степени отверженности ребенка в семье                 
                               (А. Баркан).                                 
 
      Методика предназначена для определения степени отверженности  ребенка 
 в семье, а также причины, вызвавшие отверженность ребенка в семье.         
 
      Тестирование.                                                         
      Родителям предлагается шкала,  которая  содержит  перечень  некоторых 
 черт характера и особенностей ребенка. Во время знакомства с этим перечнем 
 родители отмечают номера тех черт характера и особенностей ребенка, о  ко- 
 торых они мечтали, чтобы они были у ребенка, еще до его рождения, а  также 
 номера тех черт характера и особенностей ребенка, которые, по  их  мнению,  
 имеются у ребенка в настоящее время.                                       
 
      Анализ и интерпретация результатов.                                   
      После подсчета общего количества черт характера и особенностей ребен- 
 ка со знаком (+), совпавших в двух графах, вычисляется  процент  совпавших 
 черт характера и особенностей ребенка.                                     
      Для вычисления процента составляется пропорция: где общее  количество 
 черт характера и особенностей ребенка со знаком (+) в I графе  берется  за 
 100%, а общее количество черт характера и особенностей ребенка  со  знаком 
 (+), совпавших в двух графах, за х.                                        
      Чем выше процент совпавших черт характера и особенностей ребенка, тем 
 менее отвержен ребенок родителями в семье.                                 
      Когда этот процент варьируется от 0 до 20, ребенок практически отвер- 
 жен родителями, и ситуация для него в семье крайне неблагоприятная.        
      Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок  чаще  всего  чув- 
 ствует себя отвергнутым, и ситуация для него в семье неблагоприятная.      
      Когда этот процент варьируется от 41 до 70, ребенок  может  временами  
 периодически немного раздражать родителей, но ситуация для  него  в  семье  
 среднеблагоприятная.                                                       
      Когда этот процент колеблется от 71 до 100,  ребенок  чувствует  себя 
 любимым, нужным и необходимым, и ситуация для него в семье благоприятная.  
 
      Для более детальной оценки степени отверженности ребенка в семье под- 
 считывается общее количество знаков (+) во II графе, если они стояли перед 
 следующими порядковыми номерами: 6,7,14,15,16,17,23,24,25,26,27,33,34, 35, 
 36,37,44,45,47,54,58,59,67,68, 69,70,71,72,73,74,75,76,77,78,81,82,83, 84, 
 95,96.                                                                     
      Данные порядковые номера соответствуют нежелательным и  отрицательным 
 чертам характера ребенка. Если некоторые из этих порядковых номеров совпа- 
 дают в I и во II графе, их в расчет не принимают.                          
      После окончания подсчета вычисляется процент отрицательных и  нежела- 
 тельных черт характера и особенностей ребенка, которые беспокоят родителей 
 в настоящее время. Для этого составляется пропорция: где общее  количество 
 черт характера и особенностей ребенка со знаком  (+)  во  II  графе  равно 
 100%, общее количество нежелательных и отрицательных черт характера и осо- 
 бенностей ребенка во II графе - х.                                         
      Чем выше процент нежелательных и отрицательных черт характера и  осо- 
 бенностей ребенка, по мнению родителей, тем  более  отверженным  он  будет 
 чувствовать себя в семье.                                                  
      Когда этот процент варьируется от 0 до 20, у ребенка, в глазах  роди- 
 телей, практически не имеется нежелательных и отрицательных черт  характе- 
 ра, которые бы раздражали их, и ситуация для него в семье очень  благопри- 
 ятная.                                                                     
      Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок также не чувствует 
 себя отвергнутым, и ситуация для него в семье благоприятная.               
      Когда этот процент варьируется от 41 до 70, у ребенка  имеется  целый 
 ряд нежелательных для родителей качеств, за  которые  они  нередко  ругают 
 его, но тем не менее ситуация для ребенка в семье среднеблагоприятная.     
      И лишь когда этот процент превышает 70, ребенок не только ощущает се- 
 бя ненужным, но и действительно отвергнут родителями.                      
 
      Чаще всего результаты данных процента совпавших черт характера в двух 
 графах и процента нежелательных и отрицательных черт характера во II графе 
 коррелируют друг с другом.                                                 
      Если корреляции нет то о степени отверженности  ребенка  более  точно 
 можно судить по результатам второй пропорции (нежелательные и  отрицатель- 
 ные черты).                                                                
      Чтобы уточнить, почему ребенок отвержен, психологу необходимо собрать  
 дополнительные сведения, задав следующие вопросы родителям:                
      1. Ваш ребенок был долгожданным? (да, нет)                            
      2. Ваш ребенок не был долгожданным? (да, нет)                         
      После ответа на эти вопросы, следует попросить родителей сообщить до- 
 полнительную информацию для I и во II граф основной шкалы.                 
      I. Каким я мечтал (а) видеть своего ребенка.                          
      II. Какой он в настоящее время.                                       
      1. Мальчиком        -  1. мальчик.                                    
      2. Девочкой         -  2. девочка.                                    
      3. Похожим на маму  -  3. похож на маму.                              
      4. Похожим на папу  -  4. похож на папу.                              
 
      Иногда несоответствие между ожидаемым будущим ребенком и  ребенком  в 
 настоящее время именно по этим ответам и является главным  пусковым  меха- 
 низмом к неприятию родителем своего ребенка и его отверженностью в семье.  
      Особенно большое значение для выявления причины неприятия  имеет  тот 
 факт, что родитель очень сильно желал ребенка одного пола, а родился ребе- 
 нок другого пола или когда ребенок похож на родителя другого пола  и  взял 
 от него те черты характера, которые не приемлет данный родитель.           
      Примеры типичных высказываний и жалоб  родителей  при  неприятии  ими 
 своего ребенка.                                                            
      Мой ребенок разочаровал меня с самого рождения. Я  хотел(а)  мальчика 
 (девочку).                                                                 
      Если б мой ребенок был другого пола, я был (а) бы счастлив (а).       
      Мой ребенок - вылитая копия жены: перенял все худшие черты ее  харак- 
 тера.                                                                      
      Мой ребенок точно такой эгоист, как его отец.                         
      Мой ребенок был нежданным.                                            
      Я не раз жалел (а), что имею этого ребенка.                           
      Из-за своего ребенка я лишился (ась) очень многого, что радовало меня 
 в жизни.                                                                   
      Мой ребенок хуже, чем другие дети.                                    
      Мой ребенок для меня - обуза.                                         
 
      Опросник состоит из 97 пунктов оценки.                                
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала степени отверженности ребенка в семье.                     
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
    + ╟─░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████─────────╢>               
 
    - ╟─░░░░░░─────────────────────────────────────────────╢>               
 
        <──[--]──><──[-]──><─────[=]──────><─────[+]─────>                  
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
        1. Соответствие черт храктера (I+)=(II+) "+" =  84%                 
        2. Отрицательные черты характера (II+)   "-" =  11%                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенная тенденция к приятию  ребенка  родителями.  Ребенок         
 чувствует себя любимым, нужным и необходимым, и ситуация для  него         
 в семье благоприятная.                                                     
 
      Низкий показатель отрицательных и нежелательных черт характе-         
 ра и особенностей ребенка, которые беспокоят родителей в настоящее         
 время.