МЕТОДИКА:
Шкала степени отверженности ребенка в семье
(А. Баркан).
Методика предназначена для определения степени отверженности ребенка
в семье, а также причины, вызвавшие отверженность ребенка в семье.
Тестирование.
Родителям предлагается шкала, которая содержит перечень некоторых
черт характера и особенностей ребенка. Во время знакомства с этим перечнем
родители отмечают номера тех черт характера и особенностей ребенка, о ко-
торых они мечтали, чтобы они были у ребенка, еще до его рождения, а также
номера тех черт характера и особенностей ребенка, которые, по их мнению,
имеются у ребенка в настоящее время.
Анализ и интерпретация результатов.
После подсчета общего количества черт характера и особенностей ребен-
ка со знаком (+), совпавших в двух графах, вычисляется процент совпавших
черт характера и особенностей ребенка.
Для вычисления процента составляется пропорция: где общее количество
черт характера и особенностей ребенка со знаком (+) в I графе берется за
100%, а общее количество черт характера и особенностей ребенка со знаком
(+), совпавших в двух графах, за х.
Чем выше процент совпавших черт характера и особенностей ребенка, тем
менее отвержен ребенок родителями в семье.
Когда этот процент варьируется от 0 до 20, ребенок практически отвер-
жен родителями, и ситуация для него в семье крайне неблагоприятная.
Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок чаще всего чув-
ствует себя отвергнутым, и ситуация для него в семье неблагоприятная.
Когда этот процент варьируется от 41 до 70, ребенок может временами
периодически немного раздражать родителей, но ситуация для него в семье
среднеблагоприятная.
Когда этот процент колеблется от 71 до 100, ребенок чувствует себя
любимым, нужным и необходимым, и ситуация для него в семье благоприятная.
Для более детальной оценки степени отверженности ребенка в семье под-
считывается общее количество знаков (+) во II графе, если они стояли перед
следующими порядковыми номерами: 6,7,14,15,16,17,23,24,25,26,27,33,34, 35,
36,37,44,45,47,54,58,59,67,68, 69,70,71,72,73,74,75,76,77,78,81,82,83, 84,
95,96.
Данные порядковые номера соответствуют нежелательным и отрицательным
чертам характера ребенка. Если некоторые из этих порядковых номеров совпа-
дают в I и во II графе, их в расчет не принимают.
После окончания подсчета вычисляется процент отрицательных и нежела-
тельных черт характера и особенностей ребенка, которые беспокоят родителей
в настоящее время. Для этого составляется пропорция: где общее количество
черт характера и особенностей ребенка со знаком (+) во II графе равно
100%, общее количество нежелательных и отрицательных черт характера и осо-
бенностей ребенка во II графе - х.
Чем выше процент нежелательных и отрицательных черт характера и осо-
бенностей ребенка, по мнению родителей, тем более отверженным он будет
чувствовать себя в семье.
Когда этот процент варьируется от 0 до 20, у ребенка, в глазах роди-
телей, практически не имеется нежелательных и отрицательных черт характе-
ра, которые бы раздражали их, и ситуация для него в семье очень благопри-
ятная.
Когда этот процент колеблется от 21 до 40, ребенок также не чувствует
себя отвергнутым, и ситуация для него в семье благоприятная.
Когда этот процент варьируется от 41 до 70, у ребенка имеется целый
ряд нежелательных для родителей качеств, за которые они нередко ругают
его, но тем не менее ситуация для ребенка в семье среднеблагоприятная.
И лишь когда этот процент превышает 70, ребенок не только ощущает се-
бя ненужным, но и действительно отвергнут родителями.
Чаще всего результаты данных процента совпавших черт характера в двух
графах и процента нежелательных и отрицательных черт характера во II графе
коррелируют друг с другом.
Если корреляции нет то о степени отверженности ребенка более точно
можно судить по результатам второй пропорции (нежелательные и отрицатель-
ные черты).
Чтобы уточнить, почему ребенок отвержен, психологу необходимо собрать
дополнительные сведения, задав следующие вопросы родителям:
1. Ваш ребенок был долгожданным? (да, нет)
2. Ваш ребенок не был долгожданным? (да, нет)
После ответа на эти вопросы, следует попросить родителей сообщить до-
полнительную информацию для I и во II граф основной шкалы.
I. Каким я мечтал (а) видеть своего ребенка.
II. Какой он в настоящее время.
1. Мальчиком - 1. мальчик.
2. Девочкой - 2. девочка.
3. Похожим на маму - 3. похож на маму.
4. Похожим на папу - 4. похож на папу.
Иногда несоответствие между ожидаемым будущим ребенком и ребенком в
настоящее время именно по этим ответам и является главным пусковым меха-
низмом к неприятию родителем своего ребенка и его отверженностью в семье.
Особенно большое значение для выявления причины неприятия имеет тот
факт, что родитель очень сильно желал ребенка одного пола, а родился ребе-
нок другого пола или когда ребенок похож на родителя другого пола и взял
от него те черты характера, которые не приемлет данный родитель.
Примеры типичных высказываний и жалоб родителей при неприятии ими
своего ребенка.
Мой ребенок разочаровал меня с самого рождения. Я хотел(а) мальчика
(девочку).
Если б мой ребенок был другого пола, я был (а) бы счастлив (а).
Мой ребенок - вылитая копия жены: перенял все худшие черты ее харак-
тера.
Мой ребенок точно такой эгоист, как его отец.
Мой ребенок был нежданным.
Я не раз жалел (а), что имею этого ребенка.
Из-за своего ребенка я лишился (ась) очень многого, что радовало меня
в жизни.
Мой ребенок хуже, чем другие дети.
Мой ребенок для меня - обуза.
Опросник состоит из 97 пунктов оценки.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала степени отверженности ребенка в семье.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
+ ╟─░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████─────────╢>
- ╟─░░░░░░─────────────────────────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]──><─────[=]──────><─────[+]─────>
Тестовые показатели:
1. Соответствие черт храктера (I+)=(II+) "+" = 84%
2. Отрицательные черты характера (II+) "-" = 11%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенная тенденция к приятию ребенка родителями. Ребенок
чувствует себя любимым, нужным и необходимым, и ситуация для него
в семье благоприятная.
Низкий показатель отрицательных и нежелательных черт характе-
ра и особенностей ребенка, которые беспокоят родителей в настоящее
время.
|