МЕТОДИКА:                                  
             Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению              
                                (А.Н. Орел).                                
 
       Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся  пове- 
 дению (СОП) является стандартизированным тест-опросником,  предназначенным 
 для измерения готовности (склонности) подростков  к  реализации  различных 
 форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специали- 
 зированных психодиагностических  шкал, направленных на измерение готовнос- 
 ти (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.      
       Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально  жела- 
 тельные ответы испытуемых. Шкалы опросника  делятся  на  содержательные  и 
 служебную. Содержательные шкалы направлены на  измерение  психологического 
 содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения,  то 
 есть социальных и личностных установок, стоящих  за  этими  поведенческими 
 проявлениями. Служебная шкала предназначена для измерения  предрасположен- 
 ности испытуемого давать о себе  социально-одобряемую  информацию,  оценки 
 достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции резуль- 
 татов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки ис- 
 пытуемого на социально-желательные ответы.                                 
 
                   Тестовые шкалы методики СОП.                             
 1. Шкала установки на социально-желательные ответы.                        
 2. Шкала склонности к преодолению норм и правил.                           
 3. Шкала склонности к аддиктивному поведению.                              
 4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.      
 5. Шкала склонности к агрессии и насилию.                                  
 6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.                          
 7. Шкала склонности к деликвентному поведению.                             
 8. Шкала принятия женской социальной роли (только для женского варианта)   
 
                    Область применения методики.                            
       Опросник ООП может быть использован как  самостоятельная  психодиаг- 
 ностическая методика, так и в комплексе с другими  методиками,  направлен- 
 ными на изучение личности подростка. Опросник  предназначен  прежде  всего 
 для решения практических задач в области психодиагностики, в ситуации пси- 
 хологического консультирования, а также для исследовательских целей.       
       Содержательная сторона исследуемых психологических феноменов такова, 
 что, если мы рассчитываем обеспечить выполнение  соответствующих  психоме- 
 трических требований, то методику целесообразно в данном ее варианте  при- 
 менять для психодиагностики лиц ограниченного возрастного диапазона:  под- 
 росткового и младшего юношеского возраста (выборка  стандартизации - 14-17 
 лет).                                                                      
       В перспективе возможно расширить возрастной диапазон валидного  при- 
 менения методики "вверх" включив в выборку стандартизации старший  юношес- 
 кий возраст, но не "вниз", так как в более младшем возрасте  принципиально 
 меняется структура девиантного поведения и соответственно структура  моти- 
 вов личности ребенка и младшего подростка.                                 
 
       На первоначальном этапе работы был разработан вариант методики  ООП, 
 ориентированный на мужскую часть подростковой популяции. Затем была разра- 
 ботана методика, учитывающая особенности структуры и содержания девиантно- 
 го поведения девушек-подростков. Таким образом, оба варианта методики  ох- 
 ватывают всю подростковую популяцию в целом.                               
       Предполагалось, что такая методика могла бы быть использована психо- 
 логами-практиками и квалифицированными специалистами смежных  специальнос- 
 тей, занимающихся психодиагностической, психокоррекционной, социо- и  пси- 
 хотерапевтической работой.                                                 
       Эти условия требовали, чтобы  методика  была  достаточно  компактна, 
 умеренно трудоемка для испытуемых и чтобы результаты могли быть  представ- 
 лены в очевидной и легко интерпретирующейся форме.                         
       Таким требованиям с точки зрения разработчиков отвечает стандартизи- 
 рованный тест-опросник.                                                    
 
       Под отклоняющимся (девиантным) поведением принято понимать  деятель- 
 ность человека, систему поступков,  не  соответствующих  установившимся  в 
 данном обществе стереотипам, образцам.                                     
       Психологический подход к анализу феномена девиантного поведения сла- 
 бо разработан, хотя проблема ставилась как на теоретическом, так и на  эм- 
 пирическом уровнях.                                                        
       Обратившись к попыткам классификации разнообразных форм  отклоняюще- 
 гося поведения, авторы обнаружили, что в рамках психиатрического и  клини- 
 ко-психологического подходов наиболее полно, с их точки зрения, очерчивают 
 данный феномен классификации, предложенные А. Е. Личко и Т.  В. Кондрашен- 
 ко. В своей работе авторы опираются в основном на них,  учитывая,  естест- 
 венно, особенную текучесть понятия "нормы" в этой области и ее зависимость 
 от конкретной социокультурной ситуации.                                    
       Упомянутые исследователи выделяют следующие формы отклоняющегося по- 
 ведения подростков.                                                        
       1. Делинквентное поведение, которое включает широкий спектр правона- 
 рушений, как правило, не доходящих в своих проявлениях до уголовно наказу- 
 емых деяний. Содержание этой области отклоняющегося поведения особенно те- 
 куче и зависит от социально-правовой ситуации в обществе.                  
       2. Побеги из дома и бродяжничество. Эта область отклоняющегося пове- 
 дения часто пересекается с предыдущей.                                     
       3. Ранняя алкоголизация, различные формы наркотизации и токсикологи- 
 ческого поведения.                                                         
       4. Девиации сексуального поведения. Понятие  нормы  в  этой  области 
 также продолжает стремительно смещаться.                                   
       5. Суициидальное поведение.                                          
       Авторы методики считают  правомерным  выделить  как  самостоятельную 
 сферу отклоняющегося поведения - аддиктивное поведение.  Оно  определяется 
 как одна из форм деструктивного поведения, направленного на уход от реаль- 
 ности посредством изменения своего психического состояния с помощью фарма- 
 кологических и иных средств.                                               
       Очевидно, что алкоголизация, наркотизация и потребление других  пси- 
 хоактивных веществ имеют общее потребностно-мотивационное ядро и относятся 
 к сфере вышеупомянутого аддиктивного поведения.                            
       Аналогичным интегральным понятием  является  агрессивное  поведение. 
 Несмотря на многообразие подходов к определению понятия агрессии, устойчи- 
 вой психологической сущностью агрессивного поведения принято  считать  го- 
 товность к непровоцируемому нападению,  проявляющуюся  в  непосредственной 
 или опосредованной форме.                                                  
       Еще более противоречивым и размытым является феномен саморазрушающе- 
 го поведения. Вероятно, что на психологическом уровне от связан с  феноме- 
 ном агрессии и аутоагрессии, аддиктивным поведением,  а  на  социальном  и 
 нормативном - с делинквентным и криминальным поведением.                   
       Очевидно, что феноменология девиантного поведения крайне запутана  и 
 слабо систематизирована. Примером чего, в частности, являются вышеупомяну- 
 тые классификации, которые основаны в значительной мере на поведенческих и 
 описательных критериях, тесно переплетающихся с клиническими и социальными 
 характеристиками.                                                          
 
                             КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДИКИ                             
       Учитывая огромную сложность и разнообразие форм проявлений  девиант- 
 ного поведения, а также практическую направленность своей  работы,  авторы 
 попытались вычленить в качестве объекта приложения диагностических возмож- 
 ностей методики СОП некую относительно законченную часть всей сферы откло- 
 няющегося поведения. Не последнюю роль в этом выборе сыграли как техничес- 
 кие ограничения, так и представления авторов о важности для  диагностичес- 
 кой и коррекционной работы отдельных видов девиантного поведения.          
       В результате из сферы внимания разработчиков  в данной методике ока- 
 зались исключенными собственно криминальное поведение, большая часть  суи- 
 циидального поведения, весь комплекс сексуальных девиаций, дромоманическое 
 поведение. По мнению авторов, это слишком объемные, многоплановые явления, 
 требующие специальных психодиагностических инструментов для их изучения.   
       Также даная методика специально не ориентирована на  так  называемые 
 патологические формы девиантного  поведения,  которые,  как  правило,  не- 
 посредственно связаны с нервно-психическими расстройствами.                
       Таким образом, предлагаемая методика направлена на диагностику  сле- 
 дующих взаимосвязанных форм девиантного поведения.                         
       -яагрессивное поведение;                                             
       -ясаморазрушающее и самоповреждающее поведение;                      
       - аддиктивное поведение;                                             
       - делинквентное поведение.                                           
       В сферу анализа авторы также  включили  поведение,  направленное  на 
 преодоление каких-либо норм и правил, считая его важной поведенческой  ха- 
 рактеристикой более обобщенного уровня.                                    
       Кроме того, в число измеряемых характеристик они  посчитали  целесо- 
 образным включить такую характеристику, как волевой контроль поведенческих 
 проявлений эмоциональных реакций. Так как контроль поведенческих  проявле- 
 ний эмоциональных реакций, в значительной мере  является  характеристикой, 
 определяющей формы и способы проявления девиантных установок.              
       Учитывая очевидную для испытуемого нормальную и оценочную  нагружен- 
 ность большинства шкал и общую направленность методики,  авторы  посчитали 
 необходимым включить в состав методики шкалу,  направленную  на  изменение 
 готовности испытуемого давать о себе по преимуществу  социально-одобряемую 
 информацию.                                                                
       Тенденция испытуемого давать в этой сфере социально желательные  от- 
 веты особенно велика. Поэтому данные, полученные по шкале социальной жела- 
 тельности используются для коррекции результатов по содержательным  шкалам 
 методики, что позволяет повысить достоверность результатов по содержатель- 
 ным шкалам методики.                                                       
       Кроме того, для женской части подростковой популяции на характер де- 
 виантного поведения существенно влияет такая характеристика, как  принятие 
 своей женской социальной роли и весь комплекс ожиданий, установок и  пове- 
 денческих стереотипов, связанных с этим. Это побудило авторов  включить  в 
 женский вариант методики шкалу, направленную на измерение степени принятия 
 женской социальной роли.                                                   
       Что же касается собственно психологического  феномена,  на  изучение 
 которого направлена методика, то авторам представляется продуктивной идея, 
 предложенная В.Н. Иванченко, А. Г. Асмоловым, С.Н. Ениколоповым, ввести  в 
 контекст анализа противоправного поведения понятие "установка" в его  соб- 
 ственно психологическом смысле. В контексте данной  работы  целесообразно, 
 на взгляд авторов, использовать понятие социальной установки  и  смысловой 
 установки личности.                                                        
       Установка понимается авторами как готовность (склонность) к  опреде- 
 ленным образом направленной деятельности, то есть в данном случае к совер- 
 шению действий, поступков, имеющих девиантный характер.                    
       Наконец, необходимо обсудить  соотношение  разработанного  психодиа- 
 гностического инструмента с уже существующими методиками на изучение  лич- 
 ности девиантного подростка.                                               
       Для взрослой популяции разработаны индивидуализированные проективные 
 методики, тест-опросники и другие психодиагностические инструменты, позво- 
 ляющие хотя бы косвенно изучать различные  психологические  характеристики 
 отклоняющегося поведения.                                                  
       В то же время известен дефицит психодиагностических методик, направ- 
 ленных на анализ психологического содержания девиантного поведения подрос- 
 тков. Из методик, направленных на детско-подростковую  популяцию  возможно 
 упомянуть детский вариант ТАТ, детский  вариант  теста  Кеттелла,  детский 
 вариант теста фрустрации Розенцвейга,  патохарактерологический  диагности- 
 ческий опросник (ПДО) для подростков, карта личности  подростка,  опросник 
 для определения акцентуации характера у подростков, шкалы оценки морально- 
 волевых качеств личности.                                                  
       Главной проблемой является то, что ниже перечисленные методики  поз- 
 воляют лишь косвенно изучать  психологические  характеристики  девиантного 
 поведения.                                                                 
       Для диагностики отдельных аспектов отклоняющегося поведения, правда, 
 существуют специализированные психодиагностические  методики.  Такие  как, 
 например, опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкого- 
 ля подростками (модификация методики МПА  В.Д. Завьялова)  или  показатель 
 делинквентности из ПДО.  Патохарактерологический  опросник,  разработанный 
 А.Е. Личко, наиболее полно отвечает необходимым требованиям, но он  ориен- 
 тирован на клиническую область применения, клинические феномены, и направ- 
 лен, в первую очередь, на изучение характерологических черт личности, а не 
 непосредственно той психологической реальности, которая стоит за феноменом 
 отклоняющегося поведения. Кроме того, по ряду психометрических характерис- 
 тик он не соответствует требованиям, предъявляемым к  психодиагностическим 
 методикам этого класса в настоящее время.                                  
       Таким образом, разработчиками методики СОП предпринята попытка  кон- 
 струирования психодиагностической методики, охватывающей комплекс  взаимо- 
 связанных проявлений отклоняющегося поведения подростков, направленной не- 
 посредственно на анализ психологической реальности, скрывающейся за  деви- 
 антным поведенческими проявлениями, в частности, такого аспекта  как  лич- 
 ностные и социальные установки подростков в сфере отклоняющегося поведе-   
 ния.                                                                       
 
              КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПСИХОМЕТРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.              
       На первом этапе разработки методики утверждения, включенные в  шкалы 
 ООП, подбирались исходя из концепции методики, с учетом мнения экспертов - 
 клинических психологов, исходя из представлений о специфических особеннос- 
 тях структуры девиантного поведения подростков.  При  формировании  списка 
 утверждений базовым являлся вариант методики, ориентированный  на  мужскую 
 популяцию.                                                                 
       При создании варианта опросника, ориентированного на  женскую  часть 
 популяции, часть этих утверждений переформулировалась с учетом  особеннос- 
 тей женской популяции, также были добавлены новые утверждения.             
       Пункты, вошедшие в состав шкал методики подбирались как из  уже  су- 
 ществующих психодиагностических методик, так и формулировались самими раз- 
 работчиками опросника.                                                     
       При отборе утверждений особое внимание обращалось на смысловую одно- 
 значность формулировок и доступность их пониманию подростков. В силу  это- 
 го, значительная часть утверждений, отобранная из уже существующих  психо- 
 диагностических методик, была переформулирована таким образом, чтобы обес- 
 печить их ясное понимание испытуемыми-подростками.                         
       Для формирования шкал методики ООП использовались утверждения,  взя- 
 тые из следующих психодиагностических методик:  шкала  лжи  тест-опросника 
 Айзенка (форма А, адаптация А.Г. Шмелева, шкалы лжи и  коррекции  ММРI,  а 
 также утверждения из общего  массива  пунктов  ММРI,  психодиагностический 
 тест В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского, опросник "импульсивность" Айзенка 
 (адаптация А.Г. Шмелева), опросник РЗК склонности  к  риску  Шуберта,  ПДО 
 А.Е. Личко, адаптированный вариант Мичиганского алкогольного скрининг-тес- 
 та, шкала суицидальности А.А. Куракина, опросник Басса-Дарки, направленный 
 на изучение агрессии,  опросник  волевого  самоконтроля  А. Г. Зверкова  и 
 Е.В. Эйдмана, шкала импульсивности В.А. Лосенкова.                         
       Шкала склонности к делинквентному поведению формировалась уже  после 
 пилотажного исследования посредством отбора пунктов наилучшим образом диф- 
 ференцирующих "обычных" подростков и испытуемых с выраженным делинквентным 
 поведением.                                                                
       Психометрическое исследование проводилось отдельно как для  мужского 
 варианта методики, так и для женского.                                     
       Более углубленное психометрическое исследование проводилось для муж- 
 ского варианта методики, так как он являлся базовым при разработке методи- 
 ки ООП.                                                                    
       На этапе пилотажного исследования была проведена апробация  методики 
 на нескольких подвыборках испытуемых. Разработчики предполагали,  что  го- 
 товность к реализации девиантного поведения выражена в различной степени у 
 относительно "социально благополучных" школьников, учащихся ПТУ и  у  под- 
 ростков с выраженными проявлениями отклоняющегося поведения,  находящимися 
 в учебно-воспитательных учреждениях для детей, нуждающихся в особых  усло- 
 виях воспитания (спецшколы и спец ПТУ), находящихся на учете  в  инспекции 
 по делам несовершеннолетних. Исходя из этой гипотезы  и  строилась  логика 
 исследования.                                                              
 
       Вариант, ориентированный на мужскую часть подростковой популяции.    
       Первоначально были сформированы две подвыборки. В первую вошли обыч- 
 ные школьники и учащиеся ПТУ. Во вторую - воспитанники школы для  подрост- 
 ков, нуждающиеся в особых условиях воспитания, воспитанники спецПТУ и под- 
 ростки, находящиеся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.      
       В результате анализа различий ответов по каждому пункту между  "нор- 
 мальной" и девиантной выборками были отобраны пункты, по которым выявились 
 статистически значимые различия по критерию Стьюдента. Эти пункты состави- 
 ли шкалу 7, которую мы условно назвали шкалой склонности к  делинквентному 
 поведению, так как анализируемые подвыборки можно рассматривать в качестве 
 контрастных групп по критерию делинквентности.                             
       Кроме того, на этапе пилотажного исследования  проводился  первичный 
 психометрический анализ пунктов, включенных в первоначальный  вариант  оп- 
 росника. Из содержательных шкал опросника были исключены как неинформатив- 
 ные слишком "сильные" и слишком "слабые" пункты. Из состава служебной шка- 
 лы были исключены пункты, плохо  дифференцирующие  подвыборки  испытуемых, 
 заполнявших опросник с обычной  инструкцией  и  испытуемых,  работавших  с 
 фальсифицирующей инструкцией - демонстрировать выраженную тенденцию давать 
 социально одобряемые ответы.                                               
       В дальнейшем, при углубленном психометрическом исследовании  анализу 
 были подвернуты результаты 470 испытуемых из "обычной" и 363 испытуемых из 
 девиантной выборок, на основе которых затем строилась выборка стандартиза- 
 ции и вычислялись уточненные тестовые нормы.                               
       На основе объединенной выборки испытуемых (n = 375), в которую  вхо- 
 дили как "обычные", так и девиантные подростки, отобранные из  расширенной 
 выборки стандартизации была рассчитана таблица пересчета первичных  баллов 
 в стандартные Т-баллы.                                                     
       Выяснилось, что распределения  суммарных  баллов  по  содержательным 
 шкалам на объединенной выборке в целом  удовлетворительно  следуют  закону 
 нормального распределения, в то время, как распределение частот  первичных 
 суммарных баллов по шкале социальной желательности ответов носит  выражен- 
 ный асимметричный характер и по своим характеристикам не является нормаль- 
 ным. Более 90% накопленных частот ограничиваются пределом в 6 баллов,  при 
 максимально возможном суммарном балле - 15. Эти данные, на взгляд авторов, 
 свидетельствуют о подростковых особенностях реакции на  психодиагностичес- 
 кое обследование, проявляющихся в готовности демонстрировать,  а  часто  и 
 противопоставлять собственные и присущие подростковой субкультуре нормы  и 
 поведенческие стереотипы "взрослым" нормам.                                
       По результатам психометрического исследования выяснилось, что выбор- 
 ка стандартизации является достаточно однородной и  устойчивой.  Структура 
 распределения частот в "обычной" и девиантной выборках  является  сходной, 
 но при этом отмечается статистически  значимое  различие  (сдвиг)  средних 
 значений суммарных баллов по шкалам склонности к  аддиктивному  поведению, 
 шкале склонности к агрессивному поведению по  шкале  склонности  в  делин- 
 квентному поведению.                                                       
       По результатам психометрического исследования была  проведена  стан- 
 дартизация шкал опросника. Так как для основных диагностических  шкал  ме- 
 тодики была доказана нормальность распределения частот, то по отношению  к 
 ним проводилась процедура линейной трансформации "сырых" баллов в стандар- 
 тные Т-баллы. Для шкалы склонности к социально-одобряемым ответам осущест- 
 влялась процедура нормализации шкалы посредством нелинейной трансформации. 
 Производился переход от распределения частот к процентильной шкале,  затем 
 к шкале z-оценок, которая уже затем преобразовывалась в шкалу Т-баллов.    
       Помимо этого, исследовалась ретестовая надежность шкал методики ООП. 
 Все шкалы методики являются вполне надежными (устойчивыми  к  ретестирова- 
 нию) на "нормальной" и девиантной  выборках.  Коэффициент  надежности  для 
 "нормальной" выборки варьирует в пределах от 0.84 до 0.93, а для  девиант- 
 ной - от 0.53 до 0.89.                                                     
       Исследовалась также валидность как методики в целом, так и отдельных 
 шкал опросника методом контрастных групп, а также путем сравнения  резуль- 
 татов методики СОП с данными, полученными с помощью таких  психодиагности- 
 ческих инструментов как ПДО, тест Лютера, сокращенный вариант ТАТ.         
       По отношению к внешнему поведенческому критерию методика в целом яв- 
 ляется достаточно валидной. Опросник СОП удовлетворительно различает испы- 
 туемых с различной степенью выраженности поведенческих проявлений отклоня- 
 ющегося поведения. Сравнивались контрастные группы, состоящие из "обычных" 
 подростков и девиантов. Наиболее различающими эти группы оказались следую- 
 щие шкалы: №7 - склонность к делинквентному поведению, №5 -  склонность  к 
 агрессивному поведению и №3 - склонность к аддиктивному поведению.         
       Кроме того, была выявлена относительно слабая связь  результатов  по 
 шкалам СОП, выявляющих агрессивную и аддиктивную тенденции и  результатов, 
 описывающих аналогичные феномены, выявляемых ТАТ и тестом Люшера. Это, ви- 
 димо, связано с разноуровненностью феноменов, выявляемых сравниваемыми ме- 
 тодиками. Наиболее тесно коррелирующими оказались результаты по  шкале  №2 
 ООП и показателя делинквентности ПДО, а также по шкале №3 ООП и показателя 
 склонности к алкоголизации ПДО.                                            
       Дополнительно исследовалась способность шкалы №1 измерять  тенденцию 
 испытуемых давать о себе социально-желаемую информацию и влияние этой тен- 
 денции на результаты по основным диагностическим шкалам.                   
       В ситуации, моделирующей стратегию испытуемых, направленную на соци- 
 ально желаемые ответы, отмечалось значительное  и  статистически  значимое 
 смещение среднего суммарного балла  по  шкале №1.  Отмечена  отрицательная 
 корреляционная связь между данными по шкале социальной желательности и ре- 
 зультатами по основным диагностическим шкалам.                             
       Полученные данные позволили предложить адекватную процедуру  коррек- 
 ции данных по основным диагностическим шкалам ООП.                         
 
       Вариант, ориентированный на женскую часть подростковой популяции.    
 
       Прежде всего были сформированы две основные под выборки. Каждая сос- 
 тояла из подростков женского пола 14 -17 лет. В  первую  подвыборку  вошли 
 обычные школьницы и учащиеся ПТУ. Во вторую - воспитанницы школы  для  де- 
 тей, нуждающихся в особых условиях воспитания, воспитанницы спецПТУ и  де- 
 вушки-подростки, находящиеся на учете в инспекции по  делам  несовершенно- 
 летних.                                                                    
       В результате анализа различий ответов по  каждому  пункту  опросника 
 между "нормальной" и девиантной выборками были отобраны пункты, по которым 
 выявились статистически значимые различия по критерию Стьюдента. Эти пунк- 
 ты составили шкалу №7.                                                     
       Кроме того, на этапе пилотажного исследования  проводился  первичный 
 психометрический анализ пунктов, включенных в первоначальный  вариант  оп- 
 росника. Из содержательных шкал опросника были исключены как неинформатив- 
 ные слишком "сильные" и слишком "слабые" пункты.                           
       В процессе психометрического исследования варианта методики исследо- 
 валась ретестовая надежность шкал опросника на выборке "обычных"  школьниц 
 (55 чел.). Коэффициенты надежности варьируют от 0.71 до 0.85.              
       В дальнейшем при психометрическом исследовании анализу были подверг- 
 нуты результаты испытуемых из "обычной" и девиантной выборок, на основании 
 которых затем строилась выборка стандартизации и вычислялись тестовые нор- 
 мы.                                                                        
       На основе объединенной выборки испытуемых (п=374), которая и явилась 
 выборкой стандартизации, куда вошли как "обычные", так и  девиантные  под- 
 ростки была рассчитана таблица пересчета первичных  баллов  в  стандартные 
 Т-баллы.                                                                   
       Выяснилось, что распределение  суммарных  баллов  по  содержательным 
 шкалам на объединенной выборке в целом  удовлетворительно  следует  закону 
 нормального распределения, в то время как распределение  частот  первичных 
 суммарных баллов по шкале социальной желательности ответов носит  выражен- 
 ный асимметричный характер и по своим характеристикам не является нормаль- 
 ным. Более 91% накопленных частот ограничиваются пределом в 6 баллов,  при 
 максимально возможном суммарном балле - 13. Эти  данные,  на  наш  взгляд, 
 свидетельствуют об общеподростовых особенностях реакции на психодиагности- 
 ческое обследование, проявляющихся в готовности демонстрировать, а часто и 
 противопоставлять собственные и присущие подростковой субкультуре нормы  и 
 поведенческие стереотипы "взрослым" нормам. Эти особенности делают служеб- 
 ную шкалу более информативной в значимых для испытуемых экспертных  ситуа- 
 циях.                                                                      
       Так же асимметричный характер, хотя и в меньшей степени, носит  рас- 
 пределение первичных суммарных баллов по шкале №6 (волевой контроль эмоци- 
 ональных реакций). В то же время результаты наших исследований  свидетель- 
 ствуют о симметричности аналогичного распределения  для  мужской  выборки. 
 На взгляд авторов, эти данные говорят о проявившихся  полоролевых  особен- 
 ностях, свойственных девушкам-подросткам. Для них, по сравнению с  юношами 
 является нормой открытое проявление собственных эмоций, меньшая склонность 
 к волевому контролю эмоциональных проявлений.                              
       По результатам психометрического исследования выяснилось, что выбор- 
 ка стандартизации является достаточно однородной и  устойчивой.  Структура 
 распределения частот в "обычной" и девиантной выборках  является  сходной, 
 но при этом отмечается наиболее существенной статистически значимое разли- 
 чие (сдвиг) средних значений суммарных баллов по шкалам склонности  к  ад- 
 диктивному поведению, шкале склонности к агрессивному поведению и по шкале 
 склонности к делинквентному поведению.                                     
       По результатам психометрического исследования была  проведена  стан- 
 дартизация шкал опросника. Так как для основных диагностических шкал мето- 
 дики (кроме шкалы №6) была доказана нормальность распределения частот,  то 
 по отношению к ним проводилась процедура  линейной  трансформации  "сырых" 
 баллов в стандартные Т-баллы. Для шкалы склонности к  социально-одобряемым 
 ответам и шкалы волевого  контроля  эмоциональных  реакций  осуществлялась 
 процедура предварительной нормализации шкалы посредством нелинейной транс- 
 формации. Производился переход от  распределения  частот  к  процентильной 
 шкале, затем к шкале г-оценок, которая уже затем преобразовывалась в шкалу 
 Т-баллов.                                                                  
       В результате нормализации интервалы между исходными "сырыми" баллами 
 переоцениваются в соответствии с нормальной моделью, что  позволяет  лучше 
 дифференцировать испытуемых по краям распределения.                        
       Исследовалась также валидность женского варианта методики. Для этого 
 использовался независимый поведенческий критерий -  объективно  зафиксиро- 
 ванные проявления отклоняющегося поведения: факт помещения девушки-подрос- 
 тка в специальное учебно-вопитательное учреждение. По этому критерию испы- 
 туемые дифференцировались на две контрастные группы: под выборка "обычных" 
 девушек-подростков и подвыборка испытуемых с зафиксированными проявлениями 
 делинквентного поведения.                                                  
       Доказательством валидности здесь служил статистически значимый сдвиг 
 среднего балла по шкале делинквентности. Сдвиг среднего  балла  отмечается 
 от 7.89 баллов у "обычных" испытуемых до 12.07 баллов у делинквентных. Это 
 различие является статистически значимым на уровне значимости равном 0.05. 
 Также отмечается наиболее  существенное  статистически  значимое  различие 
 (сдвиг) средних значений суммарных баллов по шкалам склонности к аддиктив- 
 ному поведению, шкале склонности к агрессивному поведению, которые состав- 
 ляют собственно ядро девиантного поведения. Кроме того, отмечается статис- 
 тически значимое различие по шкале принятия  женской  социальной  роли  по 
 обеим контрастным группам.                                                 
       Таким образом, методика СОП в целом удовлетворительно различает  ис- 
 пытуемых с различной степенью выраженности поведенческих девиантных прояв- 
 лений.                                                                     
 
                    Обработка данных тестирования.                          
      Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. За- 
 тем по каждой шкале подсчитывается первичный суммарный балл, который затем 
 при необходимости подвергается коррекции в связи с действием  фактора  со- 
 циальной желательности. Затем производится перевод "сырых" баллов в  стан- 
 дартные Т-баллы.                                                           
 
                   Описание шкал и их интерпретация.                        
      Преложенная автором интерпретация шкал по значениям Т-баллов  в  ряде 
 случаев расходится с математическим смыслом  стандартных  баллов. Тестовые 
 показатели в дипазоне 50-59 Т следует понимать как "норму", 60-69 Т -  как 
 повышенные значения, и только значения выше 70 Т  как  "отклонение".  Ниже 
 приводится интерпретация шкал так, как она как она описана автором.        
 
      1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала).     
      Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого пред- 
 ставлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной же- 
 лательности.                                                               
      Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствуют об умеренной  тенден- 
 ции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы.          
      Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют  о  тенденции  испытуемого 
 демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных  норм, 
 умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о  настороженности  по 
 отношению к ситуации обследования.                                         
      Результаты, находящиеся в диапазоне 70-89 баллов, говорят  о  высокой 
 настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и 
 о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. О  восприятии 
 ситуации как экспертной одновременно с умеренно высокими  показателями  по 
 шкале № 1 также свидетельствует их резкое понижение по основным диагности- 
 ческим шкалам и повышение по шкале женской социальной роли.                
      Для мужской популяции превышение суммарного первичного балла по  шка- 
 ле социальной желательности значения 11 первичных баллов свидетельствует о 
 недостоверности результатов по основным шкалам.                            
      Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не  склонен 
 скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои  ответы  в  на- 
 правлении социальной желательности.                                        
      Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше)  не  способны 
 длительное время следовать установке на социально-желательные ответы.      
      Одновременно высокие показатели по служебной шкале и по основным шка- 
 лам (кроме шкалы 8) свидетельствуют либо о сомнительной достоверности  ре- 
 зультатов, либо о диссоциации в сознании испытуемого известных ему  и  ре- 
 альных норм поведения.                                                     
 
              2. Шкала склонности к преодолению норм и правил.              
      Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуе- 
 мого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию  обще- 
 принятых норм и ценностей, образцов поведения.                             
      Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о вы- 
 раженности вышеуказанных тенденций, о нонконформистских установках испыту- 
 емого, о его склонности противопоставлять  собственные  нормы  и  ценности 
 групповым, о тенденции "нарушать спокойствие", искать  трудности,  которые 
 можно было бы преодолеть.                                                  
      Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о 
 чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении  негати- 
 визма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по 
 данной шкале.                                                              
      Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конфор- 
 мных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общеприня- 
 тым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания  с  доста- 
 точно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого  и  тенденции  скрывать 
 свои реальные нормы и ценности такие оценки могут  отражать  фальсификацию 
 результатов.                                                               
 
              3. Шкала склонности к аддиктивному поведению.                 
      Данная шкала предназначена для измерения готовности  реализовать  ад- 
 диктивное поведение. Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале 
 свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к  уходу  от  реальности 
 посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллю- 
 зорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того,  эти 
 результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону  жизни,  о 
 наличии "сенсорной жажды", о гедонистически ориентированных нормах и  цен- 
 ностях.                                                                    
      Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительности резуль- 
 татов либо о наличии выраженной психологической потребности в  аддиктивных 
 состояниях, что необходимо выяснять, используя  дополнительные  психодиаг- 
 ностические средства.                                                      
      Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вы- 
 шеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле  поведенчес- 
 ких реакций.                                                               
 
    4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.   
      Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать  раз- 
 личные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения очевидно частич- 
 но пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3.     
      Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4,  сви- 
 детельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску,  вы- 
 раженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях.    
      Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют  о  сомнительной  досто- 
 верности результатов.                                                      
      Показатели ниже 50 Т-баллов поданной шкале свидетельствуют об  отсут- 
 ствии готовности к реализации  саморазрушающего  поведения, об  отсутствии 
 тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к  реализации  ком- 
 плексов вины в поведенческих реакциях.                                     
 
                 5. Шкала склонности к агрессии и насилию.                  
      Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к ре- 
 ализации агрессивных тенденций в поведении.                                
      Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о на- 
 личии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в  диа- 
 пазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности  лич- 
 ности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности  решать  проблемы 
 посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению 
 как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.   
      Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности ре- 
 зультатов.                                                                 
      Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженнос- 
 ти агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия  как  средства  решения 
 проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситу- 
 ации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателя- 
 ми по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне  со- 
 циального контроля поведенческих реакций.                                  
 
              6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.             
      Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого конт- 
 ролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций  (Внимание!  Эта 
 шкала имеет обратный характер).                                            
      Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о сла- 
 бости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности 
 контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, 
 это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосред- 
 ственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого  контроля 
 своих потребностей и чувственных влечений.                                 
      Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыра- 
 женности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоци- 
 ональных реакций, чувственных влечений.                                    
 
                7. Шкала склонности к деликвентному поведению.              
      Название шкалы носит условный характер, так как шкала сформирована из 
 утверждений, дифференцирующих "обычных" подростков и лиц с зафиксированны- 
 ми правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни  и 
 правовыми нормами.                                                         
      На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) 
 подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь  метафорически, 
 шкала выявляет "деликвентный потенциал", который лишь при определенных об- 
 стоятельствах может реализоваться в жизни подростка.                       
      Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о 
 наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального 
 контроля.                                                                  
      Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о  высокой  готовности  к 
 реализации деликвентного поведения.                                        
      Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыраженности  указанных  тен- 
 денций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной  жела- 
 тельности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.   
      Необходимо также учитывать, что содержание и структура  деликвентного 
 поведения у юношей и девушек существенно отличаются и соответственно  раз- 
 личаются пункты, входящие в шкалу деликвентности для женского  и  мужского 
 видов методики.                                                            
 
                 8. Шкала принятия женской социальной роли                  
                       (только для женского  варианта).                     
      Шкала предназначена для измерения степени принятия испытуемой женской 
 социальной роли.                                                           
      Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов свидетельствуют об 
 адекватном уровне принятия испытуемой женской социальной роли,  о  возмож- 
 ности реализовывать как специфические женские, так и  традиционно  мужские 
 поведенческие стереотипы, о нежесткой ориентации на специфические  женские 
 ценности.                                                                  
      Результаты свыше 60 Т-баллов  свидетельствуют  о  высокой  готовности 
 (предрасположенности) к реализации традиционно женских  форм  полоролевого 
 поведения, о неприятии открытой агрессии как способа достижения  жизненных 
 целей. Кроме того, такие результаты говорят о преобладании в системе  цен- 
 ностей традиционных женских ценностей, об ориентации на традиционное поло- 
 ролевое разделение труда. В сочетании с высокими показателями по шкале №1, 
 повышенные результаты свидетельствуют о конформности, выраженной установке 
 на демонстрацию социально одобряемых форм поведения.                       
      Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о  неприятии  женской  социальной 
 роли, об отвержении традиционно женских ценностей и готовности (предраспо- 
 ложенности) к реализации мужских  поведенческих  стереотипов,  о  принятии 
 мужской системы ценностей и относительно высокой степени  принятия  собст- 
 венной и чужой агрессии.                                                   
 
      Методика состоит из 98 утверждений в мужском варианте и 108 утвержде- 
 ний в женском.                                                             
      Примерное время тестирования: 30-40.                                  
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Склонность к отклоняющемуся поведению.                           
 Ф.И.О: _____________________                                               
 Доп. данные: _______________                                               
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
                 *      *                          *                        
             120 ┼      ┼                          ┼ 120                    
                 │      │                          │                        
             110 ┼      ┼                          ┼ 110                    
                 │      │                          │                        
             100 ┼      ┼                          ┼ 100                    
                 │      │                          │                        
              90 ┼      ┼                          ┼ 90                     
                 │      │                          │                        
              80 ┼      ┼                          ┼ 80                     
                 │      │                          │                        
              70 ┼──────┼──────────────────────────┼ 70                     
                 │      │                          │                        
              60 ┼      ┼                          ┼ 60                     
                 │      │      ██          ▄▄      │                        
              50 ┼──██──┼──────██──────██──██──────┼ 50                     
                 │  ██  │  ██  ██  ██  ██  ██  ██  │                        
              40 ┼  ██  ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ┼ 40                     
                 │  ██  │  ██  ██  ██  ██  ██  ██  │                        
              30 ┼──██──┼──██──██──██──██──██──██──┼ 30                     
                 │  ██  │  ██  ██  ██  ██  ██  ██  │                        
              20 ┼  ██  ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ┼ 20                     
                 │  ██  │  ██  ██  ██  ██  ██  ██  │                        
              10 ┼  ██  ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ┼ 10                     
                 │  ██  │  ██  ██  ██  ██  ██  ██  │                        
               0 ┼──+───┼──+───+───+───+───+───+───┼ 0                      
                    L      ПН  АП  СП  АН  КЭ  ДП                           
 
 
                        Тестовые показатели:                                
                                                           S  T             
    1. Установка на социально-желательные ответы  -  L  =  2  51            
    2. Склонность к преодолению норм и правил     -  ПН =  7  48            
    3. Склонность к аддиктивному поведению        -  АП = 15  59            
    4. Склонность к самоповреждающему                                       
                    и саморазрушающему поведению  -  СП =  9  47            
    5. Склонность к агрессии и насилию            -  АН = 12  51            
    6. Волевой контроль эмоциональных реакций     -  КЭ =  9  55            
    7. Склонность к деликвентному поведению       -  ДП =  8  49            
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Отношение к тестированию: умеренная тенденция давать при  за-         
 полнении опросника социально-желательные ответы, подчеркнуть "пра-         
 вильность" своего поведения.                                               
 
      Конформность установок, склонность  следовать  стереотипам  и         
 общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии со-         
 четания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем  испытуемого         
 и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности подобные  осо-         
 бенности могут отражать фальсификацию результатов тестирования.            
 
      Некоторая предрасположенность к уходу от реальности посредст-         
 вом изменения своего психического состояния, склонность к иллюзор-         
 но-компенсаторному способу решения личностных проблем.  Ориентация         
 на чувственную сторону жизни, наличие "сенсорной жажды",  гедонис-         
 тически ориентированные нормы и ценности.                                  
 
      Отсутствие готовности к  реализации саморазрушающего  поведе-         
 ния, отсутствие тенденции к соматизации тревоги, отсутствие склон-         
 ности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.               
 
      Умереннная готовность к реализации  агрессивных  тенденций  в         
 поведении. Тенденция  к  преобладанию  агрессивной  направленности         
 личности во взаимоотношениях с другими людьми,  склонность  решать         
 проблемы посредством насилия, использовать унижение партнера по            
 общению как средство стабилизации самооценки.                              
 
      Умеренная склонность контролировать всевозможные  поведенчес-         
 кие проявления эмоциональных реакций и чувственных влечений.               
 
      Низкая готовность к правонарушениям,  избегание  конфликта  с         
 общепринятым образом жизни и правовыми нормами.