МЕТОДИКА:
Cтиль обучения и мышления
(П. Торранс, Т. Ригель, О. Болл, С. Рейнолдс)
(Your Style of Learning and Thinking - SOLAT)
(E.P. Torrance, C.R. Reynolds, T. Riegel, O.E. Ball).
Методика предназначена для диагностики доминирующего стиля мышления
на основе разницы между полушариями головного мозга: левополушарный (с
преобладанием логики и анализа); правополушарный (с преобладанием эмоций,
интуитивного и образного подхода); интегрированный (равнополушарный), сме-
шанный.
Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная
асимметрия мозга - она определяет особенности восприятия, запоминания,
стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.
Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожден-
ными. Однако по мере развития ребенка происходит усложнение механизмов
межполушарной асимметрии.
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий
мозга:
доминирование левого полушария - словесно-логический характер позна-
вательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополу-
шарные люди);
доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, разви-
тое воображение (правополушарные люди);
отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равно-
полушарные люди).
К односторонне представленным правополушарным и левополушарным типам
реагирования принадлежат чуть меньше половины людей - то есть у них отно-
сительно одинаково или с небольшим преобладанием представлены функции обо-
их полушарий.
Наряду со специализацией полушарий мозг работает как единое целое.
Предполагается, что различия между функциями полушарий сводятся к
разным способам организации контекстуальной связи между элементами обраба-
тываемой информации.
"Левополушарные" формально-логические компоненты мышления так органи-
зуют любой знаковый материал, что создается строго упорядоченный и одно-
значно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между людь-
ми. То есть из всех реальных и потенциальных связей между многогранными
предметами и явлениями выбирается несколько определенных, не создающих
противоречий и укладывающихся в данный контекст.
Функция "правополушарных" компонентов мышления - это одномоментное
схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики
связей и формирование за счет этого целостного и многозначного контекста.
Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда ин-
формация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена к одно-
значному контексту. Роль правополушарной стратегии познания, проявляющейся
в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном кон-
тексте, делает ее важнейшим участником творческого процесса.
Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интона-
циями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки,
сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать.
В то время как левополушарным легче писать, чем диктовать. Как правило,
правополушарные люди - целостные натуры, открыты и непосредственны в выра-
жении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и
переживать, легко огорчаться и плакать, приходить в состояние гнева и
ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.
Среди правополушарных много литераторов, журналистов, деятелей искус-
ства, организаторов.
Среди левополушарных много инженеров, математиков, философов, линг-
вистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко они подчеркнуто
рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные
тексты, речь их грамматически правильна. Характерно обостренное чувство
долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки
эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гиб-
кости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочи-
тают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом пе-
рестраивают свои отношения с людьми.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма, а также автоматическая интерпретация
результатов тестирования основана на показателях выраженных в процентах.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий тестовый показатель;
21% - 40% пониженный тестовый показатель;
41% - 60% средний тестовый показатель;
61% - 80% повышенный тестовый показатель;
81% - 100% высокий тестовый показатель.
Опросник состоит из 40 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Cтиль обучения и мышления (SOLAT).
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
ЛП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢>
ПП ╟─▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────────────╢>
РП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Левополушарный - ЛП = 28 70%
2. Правополушарный - ПП = 4 10%
3. Равнополушарный - РП = 8 20%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Левополушарный стиль обучения и мышления - преобладание
логики и анализа.
Левополушарные формально-логические компоненты мышления так
организуют любой знаковый материал, что создается строго упорядо-
ченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного
общения между людьми. Из всех реальных и потенциальных связей
между многогранными предметами и явлениями выбирается несколько
определенных, не создающих противоречий и укладывающихся в данный
контекст.
Левополушарным людям легче писать, чем диктовать.
Среди левополушарных много инженеров, математиков, филосо-
фов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко
они подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут,
легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна.
Характерно обостренное чувство долга, ответственности, принципи-
альности, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают
административные должности, но им не хватает гибкости, непосред-
ственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают
действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом
перестраивают свои отношения с людьми.
Тестовый показатель: повышенный.
2. Правополушарный стиль обучения и мышления - преобладание
эмоций, интуитивного и образного подхода.
Функция правополушарных компонентов мышления - это одномо-
ментное схватывание большого числа противоречивых с точки зрения
формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и
многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления
проявляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне про-
тиворечива и не может быть сведена к однозначному контексту. Роль
правополушарной стратегии познания, проявляющейся в способности
улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте,
делает ее важнейшим участником творческого процесса.
Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата
интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, воз-
можны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче дикто-
вать текст, чем писать.
Как правило, правополушарные люди - целостные натуры, открыты
и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы,
способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и пла-
кать, приходить в состояние гнева и ярости, общительны и контакт-
ны. Часто действуют по настроению.
Среди правополушарных много литераторов, журналистов, деяте-
лей искусства, организаторов.
Тестовый показатель: низкий.
3. Интегрированный (равнополушарный), смешанный стиль обуче-
ния и мышления.
Тестовый показатель: низкий.
|