МЕТОДИКА:                                  
                         Cтиль обучения и мышления                          
               (П. Торранс, Т. Ригель, О. Болл, С. Рейнолдс)                
               (Your Style of Learning and Thinking - SOLAT)                
           (E.P. Torrance, C.R. Reynolds, T. Riegel, O.E. Ball).            
 
      Методика предназначена для диагностики доминирующего  стиля  мышления 
 на основе разницы между полушариями  головного  мозга:  левополушарный  (с 
 преобладанием логики и анализа); правополушарный (с преобладанием  эмоций, 
 интуитивного и образного подхода); интегрированный (равнополушарный), сме- 
 шанный.                                                                    
 
      Одним из важнейших свойств индивидуальности  является  функциональная 
 асимметрия мозга - она  определяет  особенности  восприятия,  запоминания, 
 стратегию мышления, эмоциональную сферу человека.                          
      Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожден- 
 ными. Однако по мере развития  ребенка  происходит  усложнение  механизмов 
 межполушарной асимметрии.                                                  
      Существует несколько типов функциональной организации двух  полушарий 
 мозга:                                                                     
      доминирование левого полушария - словесно-логический характер  позна- 
 вательных процессов, склонность к абстрагированию и  обобщению  (левополу- 
 шарные люди);                                                              
      доминирование правого полушария - конкретно-образное мышление, разви- 
 тое воображение (правополушарные люди);                                    
      отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равно- 
 полушарные люди).                                                          
      К односторонне представленным правополушарным и левополушарным  типам 
 реагирования принадлежат чуть меньше половины людей - то есть у них  отно- 
 сительно одинаково или с небольшим преобладанием представлены функции обо- 
 их полушарий.                                                              
      Наряду со специализацией полушарий мозг работает как единое целое.    
      Предполагается, что различия между  функциями  полушарий  сводятся  к 
 разным способам организации контекстуальной связи между элементами обраба- 
 тываемой информации.                                                       
      "Левополушарные" формально-логические компоненты мышления так органи- 
 зуют любой знаковый материал, что создается строго упорядоченный  и  одно- 
 значно понимаемый контекст, необходимый для успешного общения между  людь- 
 ми. То есть из всех реальных и потенциальных  связей  между  многогранными 
 предметами и явлениями выбирается  несколько  определенных,  не  создающих 
 противоречий и укладывающихся в данный контекст.                           
      Функция "правополушарных" компонентов  мышления -  это  одномоментное 
 схватывание большого числа противоречивых с точки зрения формальной логики 
 связей и формирование за счет этого целостного и многозначного  контекста. 
 Преимущество такой стратегии мышления проявляется в тех случаях, когда ин- 
 формация сложна, внутренне противоречива и не может быть сведена  к  одно- 
 значному контексту. Роль правополушарной стратегии познания, проявляющейся 
 в способности улавливать множество связей и вариантов в многозначном  кон- 
 тексте, делает ее важнейшим участником творческого процесса.               
      Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата интона- 
 циями, жестикуляцией. В ней нет особой  выстроенности,  возможны  запинки, 
 сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст,  чем  писать. 
 В то время как левополушарным легче писать, чем  диктовать.  Как  правило, 
 правополушарные люди - целостные натуры, открыты и непосредственны в выра- 
 жении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны  тонко  чувствовать  и 
 переживать, легко огорчаться и плакать,  приходить  в  состояние  гнева  и 
 ярости, общительны и контактны. Часто действуют по настроению.             
      Среди правополушарных много литераторов, журналистов, деятелей искус- 
 ства, организаторов.                                                       
      Среди левополушарных много инженеров, математиков,  философов,  линг- 
 вистов, представителей теоретических дисциплин.  Нередко  они  подчеркнуто 
 рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко  запоминают  длинные 
 тексты, речь их грамматически правильна.  Характерно  обостренное  чувство 
 долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер  переработки 
 эмоций. Часто занимают административные должности, но им не  хватает  гиб- 
 кости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочи- 
 тают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом  пе- 
 рестраивают свои отношения с людьми.                                       
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма, а  также  автоматическая  интерпретация 
 результатов тестирования основана на показателях выраженных в процентах.   
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий тестовый показатель;                               
      21% -  40%  пониженный тестовый показатель;                           
      41% -  60%  средний тестовый показатель;                              
      61% -  80%  повышенный тестовый показатель;                           
      81% - 100%  высокий тестовый показатель.                              
 
      Опросник состоит из 40 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Cтиль обучения и мышления (SOLAT).                               
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
    ЛП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢>              
 
    ПП ╟─▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────────────╢>              
 
    РП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
                1. Левополушарный   -  ЛП = 28  70%                         
                2. Правополушарный  -  ПП =  4  10%                         
                3. Равнополушарный  -  РП =  8  20%                         
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Левополушарный стиль обучения  и  мышления -  преобладание         
 логики и анализа.                                                          
      Левополушарные формально-логические компоненты  мышления  так         
 организуют любой знаковый материал, что создается строго  упорядо-         
 ченный и однозначно понимаемый контекст, необходимый для успешного         
 общения между людьми. Из  всех  реальных  и  потенциальных  связей         
 между многогранными предметами и  явлениями  выбирается  несколько         
 определенных, не создающих противоречий и укладывающихся в  данный         
 контекст.                                                                  
      Левополушарным людям легче писать, чем диктовать.                     
      Среди левополушарных много  инженеров,  математиков,  филосо-         
 фов, лингвистов, представителей теоретических  дисциплин.  Нередко         
 они подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много  и  охотно  пишут,         
 легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически  правильна.         
 Характерно обостренное чувство долга,  ответственности,  принципи-         
 альности, внутренний характер переработки эмоций.  Часто  занимают         
 административные должности, но им не хватает  гибкости,  непосред-         
 ственности и спонтанности в  выражении  чувств.  Они  предпочитают         
 действовать по заранее составленным схемам, трафаретам,  с  трудом         
 перестраивают свои отношения с людьми.                                     
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      2. Правополушарный стиль обучения и  мышления -  преобладание         
 эмоций, интуитивного и образного подхода.                                  
      Функция правополушарных компонентов  мышления -  это  одномо-         
 ментное схватывание большого числа противоречивых с  точки  зрения         
 формальной логики связей и формирование за счет этого целостного и         
 многозначного контекста. Преимущество такой стратегии мышления             
 проявляется в тех случаях, когда информация сложна, внутренне про-         
 тиворечива и не может быть сведена к однозначному контексту. Роль          
 правополушарной стратегии познания, проявляющейся в способности            
 улавливать множество связей и вариантов в многозначном контексте,          
 делает ее важнейшим участником творческого процесса.                       
      Речь правополушарных людей эмоциональна, экспрессивна, богата         
 интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой  выстроенности,  воз-         
 можны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче  дикто-         
 вать текст, чем писать.                                                    
      Как правило, правополушарные люди - целостные натуры, открыты         
 и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы,         
 способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться  и  пла-         
 кать, приходить в состояние гнева и ярости, общительны и  контакт-         
 ны. Часто действуют по настроению.                                         
      Среди правополушарных много литераторов, журналистов,  деяте-         
 лей искусства, организаторов.                                              
      Тестовый показатель: низкий.                                          
 
      3. Интегрированный (равнополушарный), смешанный стиль  обуче-         
 ния и мышления.                                                            
      Тестовый показатель: низкий.