МЕТОДИКА:
Диагностика самооценки личности
(С.А. Будасси).
Методика предназначена для диагностики самооценки личности. В данной
компьютерной версии имеются два варианта методики: оригинальная методика
С.А. Будасси и вариант интерпретированный для спортсменов Ю.Я. Киселевым.
Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление
продукта самосознания - представления о себе. "Я-концепция" не просто
продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека,
такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направ-
ление его деятельностей, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми.
Анализ "Я-образа" позволяет выделить в нем два аспекта: знания о се-
бе и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о се-
бе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о
себе - его "Я-концепцию". Однако зания о себе самом, естественно, ему не-
безразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций,
оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотноше-
ния. Не все реально постигаеиое в себе самом и не все в самоотношении яс-
но осознанно; некоторые аспекты "Я-образа" оказываются ускользающими от
сознания, неосознанными.
Стимульный материал к методике.
Слова, обозначающие отдельные качества личности: аккуратность, бес-
печность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жад-
ность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, ис-
кренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринуж-
денность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, пе-
дантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие,
развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, тер-
пеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость,
упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм.
я
Инструкция.
1 этап: "Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые
на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с
выбранными качествами галочки (во 2 колонке)."
2 этап: "Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас.
Поставьте напротив этого слова в колонке "идеал" цифру 1. Далее из остав-
шихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте
напротив этого слова цифру 2. И так далее".
3 этап: "Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное
для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке "Реальное Я" цифру
1. Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для
Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2. И так далее."
Вариант методики предложенный Ю.Я. Киселевым отличается отсутствием
первого этапа. Испытуемому сразу предлагается 20 слов, которые были ото-
браны автором модифицированной версии.
Обработка результатов тестирования.
После ранжирования списка слов на 2 и 3 этапе вычисляется разница
между желаемым и реальным уровнем развития каждого качества (d), эта раз-
ница возводится в квадрат и вычисляется общая сумма (Sd2). Затем вычисля-
ется коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Sd2
r = 1 - 6 --------
(n2-n)n
или r=1-0,00075 * Sd2
Нормативы:
Если r стремится к +1, то это указывает на завышенную самооценку.
Если r стремится к -1, то это указывает на заниженную самооценку.
При -0,5 < r < +0,5 - самооценка нормальная.
Примечание к компьютерной версии.
В математической статистике используется две системы классификации
корреляционных связей по их силе: общая и частная.
Общая классификация корреляционных связей (по Ивантер Э.В., Коросо-
ву А.В., 1992):
1) сильная, или теснаяя при коэффициенте корреляции r>=0,70;
2) средняя при 0,50 < r < 0,69;
3) умеренная при 0,30 < r <0,49;
4) слабая при 0,20 < r < 0,29;
5) очень слабая при r <= 0,19.
Частная классификация корреляционных связей:
1) высокая значимая корреляция при r, соответствующем уровню статис-
тической значимости p > 0,01;
2) значимая корреляция при r, соответствующем уровню статистической
значимости p > 0,05;
3) тенденция достоверной связи при r, соответствующем уровню статис-
тической значимости p > 0,10;
4) незначимая корреляция при r, не достигающем уровня статистической
значимости.
Две эти классификации не совпадают. Первая ориентирована только на
величину коэффициента корреляции, а вторая определяет, какого уровня зна-
чимости достигает данная величина коэффициента корреляции при данном
объеме выборки. Чем больше объем выборки, тем меньшей величины коэффици-
ента корреляции оказывается достаточно, чтобы корреляция была признана
достоверной. В результате при малом объеме выборки может оказаться так,
что сильная корреляция окажется недостоверной. В то же время при больших
объемах выборки даже слабая корреляция может оказаться достоверной.
Обычно принято ориентироваться на вторую классификацию, поскольку
она учитывает объем выборки. Вместе с тем, необходимо помнить, что силь-
ная, или высокая, корреляция - это корреляция с коэффициентом r > 0,70, а
не просто корреляция высокого уровня значимости.
При N=20 и p > 0,05 r >= 0,45.
При N=20 и p > 0,01 r >= 0,57.
В данной компьютерной версии методики приняты следующие условные
критерии автоматической интерпретации данных тестирования:
r >= +0,70 - высокая самооценка;
+0,50 < r <+ 0,69 - повышенная самооценка;
-0,49 < r <+ 0,49 - средняя самооценка;
-0,69 < r <- 0,50 - пониженная самооценка;
r <= -0,70 - низкая самооценка.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
----
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Самооценка личности.
Ф.И.О: _______________
Доп. данные: _________
Идеальные качества личности.
Диаграмма.
*
20 ┼─▄▄──────────────────────────────────────────────────────────
18 ┼ ██ ▄▄ ██
16 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄
14 ┼─██─██─██──────────▄▄─────────────██───────██──────────██────
12 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██
10 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
8 ┼─██─██─██─██────██─██────██────██─██─██─▄▄─██──────────██────
6 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ __ ▄▄ ██ ██
1 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Аи Би Ви Ги Ди Еи Жи Зи Ии Йи Ки Ли Ми Ни Ои Пи Ри Си Тт Ут
Реальные качества личности
Диаграмма.
*
20 ┼────────────────▄▄───────────────────────────────────────────
18 ┼ ██ ██ ▄▄
16 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄
14 ┼──────────██────██────────────────██───────▄▄─██─██─██───────
12 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄
8 ┼────██─██─██────██─▄▄───────██────██─██────██─██─██─██────██─
6 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ __ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Ар Бр Вр Гр Др Ер Жр Зр Ир Йр Кр Лр Мр Нр Ор Пр Рр Ср Тр Ур
Общий тестовый показатель.
╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────────╢>
-1 <[--]─><[-]─><─────────[=]──────────><─[+]><─[++]> +1
Tестовые показатели:
И Р
А. Жизнерадостность - 20 7
Б. Искренность - 18 11
В. Доброта - 17 12
Г. Вдумчивость - 10 19
Д. Аккуратность - 6 2
Е. Мечтательность - 13 20
Ж. Нежность - 14 8
З. Принципиальность - 7 5
И. Решительность - 11 1
Й. Терпеливость - 4 9
К. Трудолюбие - 9 6
Л. Увлекаемость - 15 18
М. Честность - 12 13
Н. Упорство - 8 4
О. Чуткость - 19 14
П. Рассудочность - 3 17
Р. Уступчивость - 1 16
С. Сдержанность - 2 15
Т. Непринужденность - 16 3
У. Осторожность - 5 10
--------------------------------------------
Общий тестовый показатель самооценки = -0.05
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Средняя самооценка своих достоинств, волевых, интеллектуаль-
ных или деловых качеств, а также их значимости в сравнении с дру-
гими. "Я-концепция", как образ самого себя, в который человек ве-
рит, содержащий черты, обладать которыми он стремится и которые
сознательно в себе признает в умеренной степени соответствует иде-
альному образу "Я".
|