МЕТОДИКА:                                  
                          Шкала чувства связности                           
                             (А. Антоновский)                               
                        (Sense Of Coherence - SOC)                          
                              (Antonovsky A.)                               
                          (перевод М.Н. Дымшица).                           
 
      Концепция салютогенеза (от лат. salus - благополучие, здоровье)  воз- 
 никла в начале 1970-х годов как попытка ответа на вопрос о факторах,  бла- 
 годаря которым человек способен оставаться  соматически  и  психологически 
 здоровым, несмотря на воздействие стрессоров. Ее создателем стал Аарон Ан- 
 тоновский (1923-1994) - израильский социолог, работавший на стыке медицины 
 и социологии.                                                              
      В ходе обследования людей, выживших  в  концентрационных  лагерях  во 
 время Второй мировой войны, А. Антоновским и  коллегами  было  обнаружено, 
 что женщины, пережившие лагеря, в среднем продемонстрировали более  низкие 
 показатели адаптации, чем контрольная группа, однако среди них оказалось и 
 значительное количество хорошо адаптированных людей. Это заставило авторов 
 задаться вопросом о факторах, которые  помогли  этим  людям,  несмотря  на 
 травматический опыт, не только сохранить психологическое  здоровье,  но  и 
 оставаться счастливыми.                                                    
      В противовес преобладавшей в то время патогенетической парадигме, от- 
 вечавшей на вопрос о том, каким образом воздействие стрессоров приводит  к 
 нежелательным болезненным последствиям, А. Антоновский предложил салютоге- 
 нетическую парадигму исследований, в рамках которой внимание исследователя 
 сосредоточено на случаях успешного преодоления людьми стрессогенных ситуа- 
 ций, даже если эти случаи идут вразрез с общей  тенденцией,  и  на  поиске 
 факторов, способствующих устойчивости к стрессам. Эти факторы  могут  быть 
 как психологическими (например, оптимизм как личностная черта), так и свя- 
 занными с социальным окружением (например, социальная поддержка) или физи- 
 ческой средой (например, чистота питьевой воды).                           
      По мнению А. Антоновского, даже сам по себе стресс не всегда является 
 патогенным: при определенных условиях он может быть и салютогенным  факто- 
 ром, вызывая напряжение организма, способное провоцировать новые  адаптив- 
 ные реакции. В результате успешного преодоления стресса человек может при- 
 обрести позитивный опыт; таким образом, имеет смысл говорить скорее о  вы- 
 зовах, чем о стрессорах, конфликтах или проблемах.                         
      Последствия стресса - будут ли они негативными, нейтральными или  по- 
 зитивными - зависят не от характера самого стресса,  а  от  индивидуальных 
 способов реагирования на него.                                             
      А. Антоновский говорит о психологическом здоровье человека как о  по- 
 ложении последнего в некоторой точке континуума, лежащего между  психичес- 
 ким расстройством и психологическим благополучием. Это позволяет от вопро- 
 са о том, как бороться с тем или иным конкретным заболеванием,  перейти  к 
 вопросу о факторах, благодаря которым человек, вне зависимости от того,  в 
 какой точке континуума он находится, движется к полюсу здоровья. При  этом 
 последний понимается не как отсутствие болезни, а как психологическое бла- 
 гополучие, в качестве характеристик которого автор называет работу осозна- 
 ваемых стратегий совладания (копинга) вместо неосознаваемых защитных меха- 
 низмов, способность к постоянному творческому приспособлению и росту, про- 
 дуктивное использование эмоциональной энергии вместо ее растраты,  чувство 
 радости вместо чувства страдания, самоотдачу вместо  нарциссизма,  взаимо- 
 действие вместо эксплуатации других людей и др.                            
      Понятие салютогенетической ориентации,  предложенное  А. Антоновским, 
 может быть применено как на уровне личности, так и  на  уровне  социальной 
 группы или общества в целом.                                               
      Однако А. Антоновский не только ставит вопрос, но и  предлагает  воз- 
 можный ответ на него: по его мнению, фактором, укрепляющим здоровье, явля- 
 ется чувство связности (sense of coherence).                               
      А. Антоновский определяет чувство  связности  как  "общую  ориентацию 
 личности, связанную с тем, в какой степени человек испытывает  проникающее 
 во все сферы жизни, устойчивое, но динамическое чувство, что:              
      1) стимулы, поступающие из внешних и внутренних  источников  опыта  в 
 процессе жизни, являются структурированными,  предсказуемыми  и  поддаются 
 толкованию;                                                                
      2) имеются ресурсы, необходимые для того, чтобы соответствовать  тре- 
 бованиям, которые вызваны этими стимулами;                                 
      3) эти требования являются вызовами, которые стоят того, чтобы  вкла- 
 дывать в них ресурсы и самого себя.                                        
      Чувство связности включает в себя три компонента, которые, по  мнению 
 А. Антоновского, взаимосвязаны сложным образом и поэтому могут быть  выде- 
 лены лишь в плане теории.                                                  
      1. Постижимость связана с тем, в какой степени индивид  рассматривает 
 стимулы, с которыми он сталкивается, как имеющие  когнитивный  смысл,  как 
 структурированную, согласованную, ясную и упорядоченную информацию,  кото- 
 рую можно предсказать, в  противовес  информации  хаотической,  случайной, 
 беспорядочной, непредсказуемой. Человек, обладающий чувством постижимости, 
 не обязательно стремится постичь мир, но рассматривает его как  постижимый 
 в принципе; он не избегает неопределенных ситуаций, но уверен, что  в  них 
 можно обнаружить порядок и смысл.                                          
      2. Управляемость связана с тем, в какой степени индивид рассматривает 
 доступные ему ресурсы как достаточные для того, чтобы соответствовать тре- 
 бованиям, которые выдвигают перед ним стимулы. Речь здесь идет не только о 
 тех ресурсах, которыми человек непосредственно располагает  и  которые  он 
 может контролировать, но также и о внешних ресурсах, на которые  он  может 
 рассчитывать. Так. человек с высоким чувством управляемости верит не в то, 
 что он способен предотвратить те или иные несчастья, а в то, что,  исполь- 
 зуя свои собственные силы и способности или  опираясь  на  помощь  друзей, 
 коллег, Бога и другие внешние факторы, он сможет справиться с несчастьями, 
 пережить их.                                                               
      3. Осмысленность связана с тем, в какой  степени  человек  испытывает 
 эмоциональное переживание того, что жизнь имеет смысл, насколько  он  чув- 
 ствует, что проблемы и требования, которые жизнь ставит перед  ним,  стоят 
 того, чтобы активно включаться в них, вкладывая свою энергию, что они  яв- 
 ляются вызовами, которые человек приветствует, а не бременем, которого  он 
 стремится избежать. В отличие от чисто когнитивной  постижимости,  эмоцио- 
 нальная осмысленность указывает на то, что мир не только упорядочен, но  и 
 небезразличен человеку.                                                    
      А. Антоновский говорит о трех путях влияния чувства связности на здо- 
 ровье: во-первых, он предполагает положительное влияние чувства  связности 
 посредством психосоматических механизмов на работу эндокринной и  иммунной 
 систем, способствующее поддержанию гомеостаза в организме;  во-вторых,  по 
 его мнению, люди с высоким чувством связности более мотивированы  к  тому, 
 чтобы избегать ситуаций или видов деятельности, угрожающих их здоровью,  и 
 активно включаться в виды деятельности, способствующие поддержанию  здоро- 
 вья; в-третьих, по мнению А. Антоновского,  чувство с вязности  влияет  на 
 процессы когнитивной оценки стресса. При встрече с источником стресса люди 
 с низким чувством связности будут более склонны оценивать ситуацию как уг- 
 рожающую, испытывать в связи с этим больше напряжения и действовать непро- 
 дуктивно или пассивно отказываться от решения  проблемы.  Люди  с  высоким 
 чувством связности будут склонны рассматривать  потенциальные  угрозы  как 
 вызовы, таящие новые возможности и, следовательно, стоящие того, чтобы ак- 
 тивно искать пути к их преодолению и задействовать все имеющиеся  ресурсы. 
 Люди с высоким чувством связности будут более  открыты  к  обратной  связи 
 (информации о том, насколько эффективна избранная стратегия  совладания  с 
 проблемой), дающей возможность выбрать новую стратегию в случае  неуспеха. 
 Люди с низким чувством связности в свою очередь будут игнорировать  обрат- 
 ную связь путем избегания проблемы или самообмана и жестко  придерживаться 
 выбранной стратегии. В конечном итоге высокий  уровень  чувства  связности 
 способствует эффективному совладанию с проблемой и снятию напряжения, тог- 
 да как неэффективное совладание приводит к сохранению напряжения  и,  воз- 
 можно, к разрушительным последствиям, вызванным стрессом.                  
      В течение жизни индивидуальный уровень чувства  связности  может  ме- 
 няться. На него могут существенно  влиять  радикальные  изменения  условий 
 жизни, которые продолжаются длительное время, однако возможны и более сла- 
 бые изменения в ту или иную сторону, в перспективе оказывающие влияние  на 
 здоровье. Подобные изменения могут происходить как под  действием  внешних 
 факторов, так и в результате собственных действий индивида.                
 
      Оригинальным инструментом для измерения чувства  связности,  разрабо- 
 танным А. Антоновским, является шкала чувства связности  (SOC),  состоящая 
 из 29 пунктов (16 прямых и 13 обратных). Она измеряет три компонента  чув- 
 ства связности, заданных автором априори: 11 пунктов - постижимость,  10 - 
 управляемость и 8 - осмысленность. Каждый пункт  представляет  собой  пару 
 альтернативных утверждений, оцениваемых по семибалльной шкале.             
      Более чем за 20 лет своего существования опросник был переведен на 33 
 языка и продемонстрировал кросскультурную валидность.                      
      А. Антоновским была предложена сокращенная версия шкалы из  13  пунк- 
 тов; существует также порядка 15 других ее модификаций, в том числе  шкала 
 чувства связности в семье, детская версия и шкала чувства связности в шко- 
 ле.                                                                        
      Существуют несколько русскоязычных версий  шкалы  чувства  связности. 
 Один вариант перевода шкалы из 29 пунктов был сделан М.Н. Дымшицем. Другой 
 вариант русского перевода был выполнен В.В. Ручкиным и Р.А. Колосовым.     
      В исследовании E.H. Осина оригинальная версия опросника  (29 пунктов) 
 в переводе М.Н. Дымшица показала удовлетворительную внутреннюю согласован- 
 ность. Однако при анализе по пунктам было обнаружено, что пункты 10  и  17 
 отрицательно коррелируют со шкалой,  хотя  обозначены  А. Антоновским  как 
 прямые. По содержанию они сходны: в обоих пунктах речь идет о  предсказуе- 
 мости жизни, которая, по мысли А. Антоновского, должна вносить положитель- 
 ный вклад в чувство связности. Чтобы избежать снижения конструктной валид- 
 ности, было принято решение не инвертировать эти пункты, а  полностью  ис- 
 ключить их из дальнейшего анализа. Внутренняя согласованность шкалы из  27 
 пунктов составила а=О,88 на выборке менеджеров и а=0,87 на выборке  психо- 
 логов. Существенных отклонений от нормального распределения, за исключени- 
 ем небольшого отрицательного эксцесса на выборке менеджеров, не было обна- 
 ружено. Значимых взаимосвязей чувства связности с полом и возрастом  испы- 
 туемых на данной выборке получено не было. Различия  между  менеджерами  и 
 психологами по уровню чувства связности также оказались незначимыми.       
 
      Опросник состоит из 29 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма и интерпретация  результатов  тестирова- 
 ния основана на числовых значениях выраженных в процентах с нулевой точкой 
 отсчета.                                                                   
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала чувства связности (SOC).                                   
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████──────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
               Тестовый показатель - "SOC" = 158  74%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный тестовый  показатель  общей  ориентации  личности,         
 связанной с тем, в какой степени человек испытывает проникающее во         
 все сферы жизни, устойчивое, но динамическое чувство, что:                 
      1) стимулы, поступающие из внешних  и  внутренних  источников         
 опыта в процессе жизни, являются структурированными, предсказуемы-         
 ми и поддаются толкованию;                                                 
      2) имеются ресурсы, необходимые для того, чтобы  соответство-         
 вать требованиям, которые вызваны этими стимулами;                         
      3) эти требования являются вызовами, которые стоят того, что-         
 бы вкладывать в них ресурсы и самого себя.                                 
      При встрече с источником стресса люди с  повышенным  чувством         
 связности склонны рассматривать потенциальные угрозы  как  вызовы,         
 таящие новые возможности и, следовательно, стоящие того, чтобы ак-         
 тивно искать пути к их преодолению и задействовать  все  имеющиеся         
 ресурсы.                                                                   
      Люди с повышенным чувством связности более открыты к обратной         
 связи (информации о том, насколько эффективна избранная  стратегия         
 совладания с проблемой), дающей возможность выбрать новую  страте-         
 гию в случае неуспеха.