МЕТОДИКА:
Шкала чувства связности
(А. Антоновский)
(Sense Of Coherence - SOC)
(Antonovsky A.)
(перевод М.Н. Дымшица).
Концепция салютогенеза (от лат. salus - благополучие, здоровье) воз-
никла в начале 1970-х годов как попытка ответа на вопрос о факторах, бла-
годаря которым человек способен оставаться соматически и психологически
здоровым, несмотря на воздействие стрессоров. Ее создателем стал Аарон Ан-
тоновский (1923-1994) - израильский социолог, работавший на стыке медицины
и социологии.
В ходе обследования людей, выживших в концентрационных лагерях во
время Второй мировой войны, А. Антоновским и коллегами было обнаружено,
что женщины, пережившие лагеря, в среднем продемонстрировали более низкие
показатели адаптации, чем контрольная группа, однако среди них оказалось и
значительное количество хорошо адаптированных людей. Это заставило авторов
задаться вопросом о факторах, которые помогли этим людям, несмотря на
травматический опыт, не только сохранить психологическое здоровье, но и
оставаться счастливыми.
В противовес преобладавшей в то время патогенетической парадигме, от-
вечавшей на вопрос о том, каким образом воздействие стрессоров приводит к
нежелательным болезненным последствиям, А. Антоновский предложил салютоге-
нетическую парадигму исследований, в рамках которой внимание исследователя
сосредоточено на случаях успешного преодоления людьми стрессогенных ситуа-
ций, даже если эти случаи идут вразрез с общей тенденцией, и на поиске
факторов, способствующих устойчивости к стрессам. Эти факторы могут быть
как психологическими (например, оптимизм как личностная черта), так и свя-
занными с социальным окружением (например, социальная поддержка) или физи-
ческой средой (например, чистота питьевой воды).
По мнению А. Антоновского, даже сам по себе стресс не всегда является
патогенным: при определенных условиях он может быть и салютогенным факто-
ром, вызывая напряжение организма, способное провоцировать новые адаптив-
ные реакции. В результате успешного преодоления стресса человек может при-
обрести позитивный опыт; таким образом, имеет смысл говорить скорее о вы-
зовах, чем о стрессорах, конфликтах или проблемах.
Последствия стресса - будут ли они негативными, нейтральными или по-
зитивными - зависят не от характера самого стресса, а от индивидуальных
способов реагирования на него.
А. Антоновский говорит о психологическом здоровье человека как о по-
ложении последнего в некоторой точке континуума, лежащего между психичес-
ким расстройством и психологическим благополучием. Это позволяет от вопро-
са о том, как бороться с тем или иным конкретным заболеванием, перейти к
вопросу о факторах, благодаря которым человек, вне зависимости от того, в
какой точке континуума он находится, движется к полюсу здоровья. При этом
последний понимается не как отсутствие болезни, а как психологическое бла-
гополучие, в качестве характеристик которого автор называет работу осозна-
ваемых стратегий совладания (копинга) вместо неосознаваемых защитных меха-
низмов, способность к постоянному творческому приспособлению и росту, про-
дуктивное использование эмоциональной энергии вместо ее растраты, чувство
радости вместо чувства страдания, самоотдачу вместо нарциссизма, взаимо-
действие вместо эксплуатации других людей и др.
Понятие салютогенетической ориентации, предложенное А. Антоновским,
может быть применено как на уровне личности, так и на уровне социальной
группы или общества в целом.
Однако А. Антоновский не только ставит вопрос, но и предлагает воз-
можный ответ на него: по его мнению, фактором, укрепляющим здоровье, явля-
ется чувство связности (sense of coherence).
А. Антоновский определяет чувство связности как "общую ориентацию
личности, связанную с тем, в какой степени человек испытывает проникающее
во все сферы жизни, устойчивое, но динамическое чувство, что:
1) стимулы, поступающие из внешних и внутренних источников опыта в
процессе жизни, являются структурированными, предсказуемыми и поддаются
толкованию;
2) имеются ресурсы, необходимые для того, чтобы соответствовать тре-
бованиям, которые вызваны этими стимулами;
3) эти требования являются вызовами, которые стоят того, чтобы вкла-
дывать в них ресурсы и самого себя.
Чувство связности включает в себя три компонента, которые, по мнению
А. Антоновского, взаимосвязаны сложным образом и поэтому могут быть выде-
лены лишь в плане теории.
1. Постижимость связана с тем, в какой степени индивид рассматривает
стимулы, с которыми он сталкивается, как имеющие когнитивный смысл, как
структурированную, согласованную, ясную и упорядоченную информацию, кото-
рую можно предсказать, в противовес информации хаотической, случайной,
беспорядочной, непредсказуемой. Человек, обладающий чувством постижимости,
не обязательно стремится постичь мир, но рассматривает его как постижимый
в принципе; он не избегает неопределенных ситуаций, но уверен, что в них
можно обнаружить порядок и смысл.
2. Управляемость связана с тем, в какой степени индивид рассматривает
доступные ему ресурсы как достаточные для того, чтобы соответствовать тре-
бованиям, которые выдвигают перед ним стимулы. Речь здесь идет не только о
тех ресурсах, которыми человек непосредственно располагает и которые он
может контролировать, но также и о внешних ресурсах, на которые он может
рассчитывать. Так. человек с высоким чувством управляемости верит не в то,
что он способен предотвратить те или иные несчастья, а в то, что, исполь-
зуя свои собственные силы и способности или опираясь на помощь друзей,
коллег, Бога и другие внешние факторы, он сможет справиться с несчастьями,
пережить их.
3. Осмысленность связана с тем, в какой степени человек испытывает
эмоциональное переживание того, что жизнь имеет смысл, насколько он чув-
ствует, что проблемы и требования, которые жизнь ставит перед ним, стоят
того, чтобы активно включаться в них, вкладывая свою энергию, что они яв-
ляются вызовами, которые человек приветствует, а не бременем, которого он
стремится избежать. В отличие от чисто когнитивной постижимости, эмоцио-
нальная осмысленность указывает на то, что мир не только упорядочен, но и
небезразличен человеку.
А. Антоновский говорит о трех путях влияния чувства связности на здо-
ровье: во-первых, он предполагает положительное влияние чувства связности
посредством психосоматических механизмов на работу эндокринной и иммунной
систем, способствующее поддержанию гомеостаза в организме; во-вторых, по
его мнению, люди с высоким чувством связности более мотивированы к тому,
чтобы избегать ситуаций или видов деятельности, угрожающих их здоровью, и
активно включаться в виды деятельности, способствующие поддержанию здоро-
вья; в-третьих, по мнению А. Антоновского, чувство с вязности влияет на
процессы когнитивной оценки стресса. При встрече с источником стресса люди
с низким чувством связности будут более склонны оценивать ситуацию как уг-
рожающую, испытывать в связи с этим больше напряжения и действовать непро-
дуктивно или пассивно отказываться от решения проблемы. Люди с высоким
чувством связности будут склонны рассматривать потенциальные угрозы как
вызовы, таящие новые возможности и, следовательно, стоящие того, чтобы ак-
тивно искать пути к их преодолению и задействовать все имеющиеся ресурсы.
Люди с высоким чувством связности будут более открыты к обратной связи
(информации о том, насколько эффективна избранная стратегия совладания с
проблемой), дающей возможность выбрать новую стратегию в случае неуспеха.
Люди с низким чувством связности в свою очередь будут игнорировать обрат-
ную связь путем избегания проблемы или самообмана и жестко придерживаться
выбранной стратегии. В конечном итоге высокий уровень чувства связности
способствует эффективному совладанию с проблемой и снятию напряжения, тог-
да как неэффективное совладание приводит к сохранению напряжения и, воз-
можно, к разрушительным последствиям, вызванным стрессом.
В течение жизни индивидуальный уровень чувства связности может ме-
няться. На него могут существенно влиять радикальные изменения условий
жизни, которые продолжаются длительное время, однако возможны и более сла-
бые изменения в ту или иную сторону, в перспективе оказывающие влияние на
здоровье. Подобные изменения могут происходить как под действием внешних
факторов, так и в результате собственных действий индивида.
Оригинальным инструментом для измерения чувства связности, разрабо-
танным А. Антоновским, является шкала чувства связности (SOC), состоящая
из 29 пунктов (16 прямых и 13 обратных). Она измеряет три компонента чув-
ства связности, заданных автором априори: 11 пунктов - постижимость, 10 -
управляемость и 8 - осмысленность. Каждый пункт представляет собой пару
альтернативных утверждений, оцениваемых по семибалльной шкале.
Более чем за 20 лет своего существования опросник был переведен на 33
языка и продемонстрировал кросскультурную валидность.
А. Антоновским была предложена сокращенная версия шкалы из 13 пунк-
тов; существует также порядка 15 других ее модификаций, в том числе шкала
чувства связности в семье, детская версия и шкала чувства связности в шко-
ле.
Существуют несколько русскоязычных версий шкалы чувства связности.
Один вариант перевода шкалы из 29 пунктов был сделан М.Н. Дымшицем. Другой
вариант русского перевода был выполнен В.В. Ручкиным и Р.А. Колосовым.
В исследовании E.H. Осина оригинальная версия опросника (29 пунктов)
в переводе М.Н. Дымшица показала удовлетворительную внутреннюю согласован-
ность. Однако при анализе по пунктам было обнаружено, что пункты 10 и 17
отрицательно коррелируют со шкалой, хотя обозначены А. Антоновским как
прямые. По содержанию они сходны: в обоих пунктах речь идет о предсказуе-
мости жизни, которая, по мысли А. Антоновского, должна вносить положитель-
ный вклад в чувство связности. Чтобы избежать снижения конструктной валид-
ности, было принято решение не инвертировать эти пункты, а полностью ис-
ключить их из дальнейшего анализа. Внутренняя согласованность шкалы из 27
пунктов составила а=О,88 на выборке менеджеров и а=0,87 на выборке психо-
логов. Существенных отклонений от нормального распределения, за исключени-
ем небольшого отрицательного эксцесса на выборке менеджеров, не было обна-
ружено. Значимых взаимосвязей чувства связности с полом и возрастом испы-
туемых на данной выборке получено не было. Различия между менеджерами и
психологами по уровню чувства связности также оказались незначимыми.
Опросник состоит из 29 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма и интерпретация результатов тестирова-
ния основана на числовых значениях выраженных в процентах с нулевой точкой
отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала чувства связности (SOC).
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████──────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовый показатель - "SOC" = 158 74%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный тестовый показатель общей ориентации личности,
связанной с тем, в какой степени человек испытывает проникающее во
все сферы жизни, устойчивое, но динамическое чувство, что:
1) стимулы, поступающие из внешних и внутренних источников
опыта в процессе жизни, являются структурированными, предсказуемы-
ми и поддаются толкованию;
2) имеются ресурсы, необходимые для того, чтобы соответство-
вать требованиям, которые вызваны этими стимулами;
3) эти требования являются вызовами, которые стоят того, что-
бы вкладывать в них ресурсы и самого себя.
При встрече с источником стресса люди с повышенным чувством
связности склонны рассматривать потенциальные угрозы как вызовы,
таящие новые возможности и, следовательно, стоящие того, чтобы ак-
тивно искать пути к их преодолению и задействовать все имеющиеся
ресурсы.
Люди с повышенным чувством связности более открыты к обратной
связи (информации о том, насколько эффективна избранная стратегия
совладания с проблемой), дающей возможность выбрать новую страте-
гию в случае неуспеха.
|