МЕТОДИКА:
Шкала самомониторинга
(М. Снайдер)
(Self-Monitoring Scale - SMS)
(Snyder M., 1979).
Шкала измерения самомониторинга была создана для эмпирического иссле-
дования этого процесса М. Снайдером (Self-Monitoring Scale). Шкала пред-
ставляет собой набор из 18 высказываний, которые касаются личного поведе-
ния. Они построены по принципу "правда/ложь". По мнению автора, с помощью
шкалы самомониторинга выявляются значительные различия в самоконтроле и
экспрессивном поведении. Основное назначение шкалы самомониторинга - диаг-
ностика индивидуальных различий в управлении впечатлением, выявление гиб-
кости (лабильности) поведения во взаимодействии с другими людьми. Гибкость
поведения достигается за счет способности адекватно воспринимать состояние
и поведение партнера по общению, постоянно контролировать и изменять соб-
ственное поведение с учетом полученной о человеке информации и требований
коммуникативной ситуации.
Индивиды с высокой оценкой по шкале самомониторинга намного лучше
способны намеренно выражать и передавать широкий спектр эмоций вербальными
и невербальными средствами, чем те индивиды, у которых оценки по шкале са-
момониторинга низкие. По сравнению с индивидами, имеющими низкий уровень
самомониторинга, они могут эффективно и убедительно демонстрировать слож-
ные черты характера и поведенческие реакции, такие как настороженность,
замкнутость, интровертированность. А затем "изображать" себя уже дружелюб-
ными, открытыми, экстравертированными.
Характеристики индивидов с высоким уровнем самомониторинга.
Такие люди особенно чувствительны к экспрессивным реакциям и самопре-
зентации других; они умеют учитывать специфику данной социальной ситуации
и осуществляют контроль и управление собственной вербальной и невербальной
самопрезентацией с учетом этих факторов. Такие люди готовы модифицировать
свое поведение, демонстрируют значительную вариативность своего поведения,
используя большое количество поведенческих стратегий для того, чтобы полу-
чить позитивные результаты в любом социальном взаимодействии, они адаптив-
ны, гибки и прагматичны. Этим людям свойственна социальная смелость, ак-
тивность, они более жизнерадостны, разговорчивы, подвижны, дипломатичны в
отношениях с окружающими. При стремлении создать благоприятное впечатление
о себе демонстрируются только лучшие качества.
Характеристики индивидов с низким уровнем самомониторинга.
Такие люди не столь внимательны к социальной информации, менее гибки
в демонстрации разных форм экспрессивного поведения. Их поведение управля-
ется в функциональном смысле внутренним эмоциональным состоянием. Они вы-
ражают себя так, как они чувствуют; их поведение не выражается в самопре-
зентации, созданной соответственно данной конкретной ситуации. Во взаимо-
действии с другими может проявляться прямолинейность, сдержанность в кон-
тактах, демонстрируется поведение, соответствующее собственным установкам,
ценностям, упорство в отстаивании своего мнения. Люди с низким уровнем са-
момониторинга самодостаточны по натуре, в меньшей степени подвержены влия-
нию ситуации, принципиальны, откровенны.
Опросник состоит из 18 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала самомониторинга.
Ф.И.О: ____________________
Доп. данные: ______________
Шкала самомониторинга:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────╢> См
<──────[-]─────><──────[=]───────><──────[+]─────>
Тестовый показатель:
Самомониторинг - См = 15
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий коммуникативный контроль. Умение себя вести, управ-
лять выражением своих эмоций. Гибкость реагирования на изменение
ситуации. Легкость вхождения в любую роль. Способность хорошо чув-
ствовать и даже предвидеть впечатление, производимое на окружаю-
щих. Вместе с тем, могут отмечаются затруднения в спонтанности са-
мовыражения, нелюбовь непрогнозируемых ситуаций.
|