МЕТОДИКА:                                  
                          Шкала самомониторинга                             
                               (М. Снайдер)                                 
                      (Self-Monitoring Scale - SMS)                         
                            (Snyder M., 1979).                              
 
      Шкала измерения самомониторинга была создана для эмпирического иссле- 
 дования этого процесса М. Снайдером (Self-Monitoring Scale).  Шкала  пред- 
 ставляет собой набор из 18 высказываний, которые касаются личного  поведе- 
 ния. Они построены по принципу "правда/ложь". По мнению автора, с  помощью 
 шкалы самомониторинга выявляются значительные различия  в  самоконтроле  и 
 экспрессивном поведении. Основное назначение шкалы самомониторинга - диаг- 
 ностика индивидуальных различий в управлении впечатлением, выявление  гиб- 
 кости (лабильности) поведения во взаимодействии с другими людьми. Гибкость 
 поведения достигается за счет способности адекватно воспринимать состояние 
 и поведение партнера по общению, постоянно контролировать и изменять  соб- 
 ственное поведение с учетом полученной о человеке информации и  требований 
 коммуникативной ситуации.                                                  
      Индивиды с высокой оценкой по  шкале  самомониторинга  намного  лучше 
 способны намеренно выражать и передавать широкий спектр эмоций вербальными 
 и невербальными средствами, чем те индивиды, у которых оценки по шкале са- 
 момониторинга низкие. По сравнению с индивидами, имеющими  низкий  уровень  
 самомониторинга, они могут эффективно и убедительно демонстрировать  слож- 
 ные черты характера и поведенческие реакции,  такие  как  настороженность, 
 замкнутость, интровертированность. А затем "изображать" себя уже дружелюб- 
 ными, открытыми, экстравертированными.                                     
 
      Характеристики индивидов с высоким уровнем самомониторинга.           
      Такие люди особенно чувствительны к экспрессивным реакциям и самопре- 
 зентации других; они умеют учитывать специфику данной социальной  ситуации 
 и осуществляют контроль и управление собственной вербальной и невербальной 
 самопрезентацией с учетом этих факторов. Такие люди готовы  модифицировать 
 свое поведение, демонстрируют значительную вариативность своего поведения, 
 используя большое количество поведенческих стратегий для того, чтобы полу- 
 чить позитивные результаты в любом социальном взаимодействии, они адаптив- 
 ны, гибки и прагматичны. Этим людям свойственна социальная  смелость,  ак- 
 тивность, они более жизнерадостны, разговорчивы, подвижны, дипломатичны  в 
 отношениях с окружающими. При стремлении создать благоприятное впечатление 
 о себе демонстрируются только лучшие качества.                             
 
      Характеристики индивидов с низким уровнем самомониторинга.            
      Такие люди не столь внимательны к социальной информации, менее  гибки 
 в демонстрации разных форм экспрессивного поведения. Их поведение управля- 
 ется в функциональном смысле внутренним эмоциональным состоянием. Они  вы- 
 ражают себя так, как они чувствуют; их поведение не выражается в  самопре- 
 зентации, созданной соответственно данной конкретной ситуации. Во  взаимо- 
 действии с другими может проявляться прямолинейность, сдержанность в  кон- 
 тактах, демонстрируется поведение, соответствующее собственным установкам, 
 ценностям, упорство в отстаивании своего мнения. Люди с низким уровнем са- 
 момониторинга самодостаточны по натуре, в меньшей степени подвержены влия- 
 нию ситуации, принципиальны, откровенны.                                   
 
      Опросник состоит из 18 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Шкала самомониторинга.                                           
 Ф.И.О: ____________________                                                
 Доп. данные: ______________                                                
 
 
                       Шкала самомониторинга:                               
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────╢> См            
 
        <──────[-]─────><──────[=]───────><──────[+]─────>                  
 
 
                        Тестовый показатель:                                
 
                     Самомониторинг  -  См = 15                             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий коммуникативный контроль. Умение  себя  вести, управ-         
 лять выражением своих эмоций. Гибкость реагирования  на  изменение         
 ситуации. Легкость вхождения в любую роль. Способность хорошо чув-         
 ствовать и даже предвидеть впечатление, производимое  на  окружаю-         
 щих. Вместе с тем, могут отмечаются затруднения в спонтанности са-         
 мовыражения, нелюбовь непрогнозируемых ситуаций.