МЕТОДИКА:
Шкала манипулятивного отношения
(Т. Бант).
Методика предназначена для диагностики уровня манипулятивного отноше-
ния личности к другим людям.
Само слово "манипуляция" имеет корнем латинское слово manus - рука
(maniрulus - пригоршня, горсть, от manus и рle - наполнять). В словарях
европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определен-
ными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование
пациента врачом с помощью рук и т. д.). Имеется в виду, что для таких дей-
ствий требуется ловкость и сноровка. В технике те приспособления для
управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги,
рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с радиоактивными
материалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют человечес-
кую руку.
Данное понятие имеет два основных значения - прямое и переносное или
метафорическое. Как ни парадоксально, но в последнее время именно перенос-
ное значение манипуляции становится основным и ведущим содержанием этого
понятия, привлекающим все большее внимание исследователей. В своем пере-
носном значении оно имеет достаточно высокую дифференциацию, т. е. можно
говорить о системе понятий, для которых в качестве родового выступает ма-
нипуляция. В систему этих понятий входят: манипулятивное воздействие, пси-
хологические манипуляции, манипулирование (в том числе, манипулирование в
политике; манипулирование общественным мнением, общественным сознанием и
т.п.), межличностные манипуляции, социально-политические манипуляции лич-
ностью и т.д.
Отличительной чертой психологических манипуляций является отношение к
партнеру по взаимодействию и общению не как к личности, обладающей само-
ценностью, а как к специфическому средству, посредством использования ко-
торого достигаются, как правило, скрываемые цели манипулятора, реализуется
его интересы и удовлетворяются собственные потребности без учета интере-
сов, воли и желаний другой стороны - человека, выступающего как объекта
манипуляций.
В зависимости от отношение к адресату как к объекту или субъекту и
степени его активности выделяются три основных стратегии воздействия: им-
перативная (пассивный объект), манипулятивная и развивающая (субъект-субъ-
ектный подход). Причем при манипулятивной стратегии активность адресата
воздействия рассматривается лишь как фактор, который требует специфических
методов влияния для достижения изменений в его психике и модификации пове-
дения в желаемых для манипулятора направлениях в соответствии с его целя-
ми, интересами и потребностями.
Таким образом, в качестве основных структурных элементов схемы описа-
ния рассматриваемого процесса выступает с одной стороны - сам манипулятор,
субъект манипуляции или актор воздействия, а с другой человек, на которого
оно направлено - объект манипуляции или адресат воздействия.
Процесс манипулятивного воздействия может осуществляться непосредст-
венно манипулятором, но бывают ситуации, когда он выступает инициатором и
организатором сложной психологической манипуляции, в которой использует
других лиц для достижения своих целей (например, применение метода "прив-
лечение третьих сил").
То есть, процесс манипулирования может быть растянут во времени и
представлять многошаговую поэтапную процедуру оказания манипулятивного
воздействия на человека. Он может быть относительно простым, включающий
"одноактный" период общения с использованием одного или нескольких прие-
мов манипулятивного воздействия, или структурно достаточно сложным, то
есть включать комплекс (систему) разнообразных приемов манипулятивного
воздействия, действие которых направлено на различные психологические
структуры личности и задействующие различные психологические механизмы с
поэтапной реализацией в определенные периоды времени и в различных ситуа-
циях взаимодействия. Таким образом, сложная манипуляция имеет свою вре-
менную, пространственную и социальную структуры.
Следующей отличительной особенностью манипулятивного воздействия яв-
ляется его тайный, скрытый для адресата характер. В связи с чем выделяются
два уровня воздействия: явный и скрытый.
Явный уровень выступает как маскировка, как прикрытие манипулятивного
воздействия. Он выполняет функцию "легенды" или "мифа", - как отмечает
Е.Л.Доценко, - маскирующего истинные намерения актора". Причем может скры-
ваться как сам факт, так и цели скрытого уровня воздействия. Но показа-
тельно то, что "этот уровень, однако, скрыт от адресата лишь психологичес-
ки. Феноменально же он встроен в сюжет "легенды" как набор элементов, ко-
торые могут выглядеть или как ее часть (если манипуляция достаточно искус-
на), или же как случайные включения, на которые обычно не обращают внима-
ния. Эти элементы функционально являются "приманкой", на которую, как на-
деется манипулятор, должен "клюнуть" адресат".
Обобщая имеющиеся данные по этой проблеме в качестве рабочей класси-
фикации мишеней манипулятивного воздействия на личность можно использовать
следующие пять групп психических образований человека:
1. Побудители активности человека: потребности, интересы, склонности.
2. Регуляторы активности человека: групповые нормы, самооценка (в
т.ч. чувство собственного достоинства, самоуважение, гордость), субъектив-
ные отношения, мировоззрение, убеждения, верования, смысловые, целевые,
операциональные установки и т.д.
3. Когнитивные (информационные) структуры (в т.ч., информационно-ори-
ентировочная основа поведения человека в целом) - знания об окружающем ми-
ре, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным
обеспечением активности человека.
4. Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль пове-
дения и общения, привычки, умения, навыки и т.п.
5. Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные.
В результате анализа выделенные характеристики манипуляции, употреб-
ляемые различными авторами, можно объединить в группы признаков и обобщить
в следующие интегральные критерии, которые можно использовать для опреде-
ления понятия манипуляции:
1) родовой признак - психологическое воздействие;
2) отношение к объектам манипулирования как средству достижения соб-
ственных целей;
3) стремление получить односторонний выигрыш;
4) скрытый характер воздействия (как самого факта воздействия, так и
его направленности);
5) использование (психологической) силы, игра на слабостях (использо-
вание психологической уязвимости);
6) побуждение, мотивационное привнесение (формирование "искусствен-
ных" потребностей и мотивов для изменения поведения в интересах инициатора
манипулятивного воздействия);
7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий.
Для иллюстрации можно привести ряд следующих формулировок понятия ма-
нипуляции, выделенных Е.Л.Доценко, который определяет ее как:
- вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ве-
дет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с
его актуально существующими желаниями;
- вид психологического воздействия, при котором мастерство манипуля-
тора используется для скрытого внедрения в психику адресата целей, жела-
ний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые
имеются у адресата в данный момент;
- вид психологического воздействия, направленного на изменение актив-
ности другого человека, выполненного настолько искусно, что остается неза-
меченным им;
- вид психологического воздействия, направленного на неявное побуж-
дение другого к совершению определенных манипулятором действий;
- искусное побуждение другого к достижению (преследованию) косвенно
вложенной манипулятором цели;
- вид психологического воздействия, используемого для достижения од-
ностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению
определенных действий.
Иногда, по его мнению, в практических целях удобнее пользоваться не-
посредственно метафорой при определении данного понятия, сформулировав его
следующим образом: "Манипуляция - это действия, направленные на "прибира-
ние к рукам" другого человека, помыкание им, производимые настолько искус-
но, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет
своим поведением".
Интерпретация результатов тестирования.
80 баллов и больше - высокий показатель;
60-80 баллов - средний показатель с тенденцией к высокому;
40-60 баллов - средний показатель с тенденцией к низкому;
40 баллов и меньше - низкий показатель.
Опросник состоит из 20 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала манипулятивного отношения.
Ф.И.О: ___________________
Доп. данные:______________
Диагностическая шкала:
╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███─────────╢>
<───────[-]───────><──[-=]──><──[=+]──><───[+]───>
Тестовый показатель - МО = 84
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий показатель отношения к партнеру по взаимодействию и
общению не как к личности, обладающей самоценностью, а как к спе-
цифическому средству, посредством использования которого достига-
ются, как правило, скрываемые цели манипулятора, реализуется его
интересы и удовлетворяются собственные потребности без учета инте-
ресов, воли и желаний другой стороны - человека, выступающего как
объект манипуляций.
|