МЕТОДИКА:
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности
(СМИЛ)
Minnesota Multiphasic Personality Inventory
(MMPI)
(Адаптация: Л.Н.Собчик).
Методика предназначена для диагностики личностных особенностей, а
также возможных психопатологических расстройств. Опросник MMPI предложен
С. Хатуэем и Дж. Маккинли и является реализацией типологического подхода к
изучению личности. Для составления утверждений авторы использовали жалобы
больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в кли-
нических руководствах, раннее разработанные опросники. Первоначально ут-
верждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позво-
лило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были со-
поставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических
групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали
здоровых и каждую и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения
объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по ко-
торой та или иная шкала была валидизирована.
При интерпретации данных исходят из того, что, любой показатель, рав-
ный 70Т или выше (пик "профиля"), принимается в качестве нормативного для
выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать,
что значение одного и того же показателя как "патологического" может изме-
няться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал
MMPI; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале деп-
рессии указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал
MMPI "измеряется" не, скажем, депрессия, а симптомы, присущие людям с дан-
ным психическим расстройством. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации
ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал
( и прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью MMPI),
данными о личности обследуемого.
Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений MMPI создано
множество дополнительных шкал (около 500). Важную роль при интерпретации
"профиля личности" играют те дополнительные шкалы, с помощью которых кон-
кретизируются, уточняются результаты основных. В данный вариант включены
120 дополнительных шкал.
Методика СМИЛ является адаптированным вариантом MMPI и представляет
собой квантифицированный метод изучения личностных свойств и степени адап-
тированности обследуемого. В оригинальном варианте, названия шкал отражали
клиническую специфику тех репрезентативных групп клинической психопатоло-
гии, с которым сравнивались группы нормы. Однако, длительный опыт примене-
ния методики, в том числе и в клинике, показал относительную пригодность
этих названий. При использовании методики в целях дифференциальной диаг-
ностики психологическое исследование помогает выявить в первую очередь
сложную структуру психологических проблем больного. Даже у больных с тяже-
лыми психическими нарушениями данные психодиагностического исследования
выявляют в основном те переживания, которые имеют личностный оттенок. При-
менение методики СМИЛ при изучении личностных особенностей в разных по
профессиональной занятости группах населения, в студенческих и производст-
венных коллективах показало ее большие возможности при решении сложных
вопросов профотбора и профконсультации, комплектовании производственных
коллективов, расстановки кадров, при изучении и коррекции социального мик-
роклимата на промышленных предприятиях и др. В связи с этим вместо психи-
атрически ориентированных названий шкал методики, авторами данной версии
методики введены названия, отражающие психологическую сущность тех тенден-
ций, степень выраженности которых и выявляют эти шкалы.
Литература:
1. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования
личности (СМИЛ). - М: Изд-во ВНИИ ОСП, 1985.
2. Собчик Л.Н., Кодесс Т.В., Кодесс Б.Н.. Стандартизированный подрос-
тково-юношеский вопросник (адаптированный вариант ММРI). - М: Изд-во ВНИИ
ОСП, 1985.
3. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования
личности. - М: Изд-во ВНИИТЭМР,1990.
В данной компьютерной версии методики реализована интерпретация шкал,
которая отличается от предложенной авторами СМИЛ в их методических реко-
мендациях. Основное отличие - тексты интерпретаций составлены в более
"мягкой" форме, исключающей негативные оценки личности обследуемого. Авто-
матическая интерпретация реализована в форме сплошной интерпретации по
всем шкалам, превышающим определенное диагностическое значение, так как
всегда проще убирать "лишние" характеристики, чем добавлять новые.
Опросник состоит из 566 утверждений.
Варианты опросников:
1. Взрослый вариант.
2. Подростково-юношеский вариант.
А. Мужской вариант.
Б. Женский вариант.
Примерное время тестирования 1,5 - 2 часа.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
Примечание: данная методика характеризуется достаточно сложным харак-
тером взаимодействия различных шкал, поэтому результаты обследования в по-
давляющем большинстве случаев должны корректироваться психологом.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Minnesota Multiphasic Personality Inventory (MMPI).
Ф.И.О: ________________________________
Доп. данные: __________________________
Личностный профиль.
* * *
120 ┼ ┼ ┼ 120
│ │ │
110 ┼ ┼ ┼ 110
│ │ │
100 ┼ ┼ ┼ 100
│ │ │
90 ┼ ┼ ┼ 90
│ │ │
80 ┼ ┼ ┼ 80
│ │ │
70 ┼──────────────┼──────────────────────────────────────────┼ 70
│ │ ██ ▄▄ │
60 ┼ ┼ ██ ██ ▄▄ ┼ 60
│ ▄▄ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ │
50 ┼──────██──██──┼──────██──────██──██──██──██──██──██──██──┼ 50
│ ██ ██ │ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
40 ┼ ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 40
│ ██ ██ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
30 ┼──██──██──██──┼──██──██──██──██──██──██──██──██──██──██──┼ 30
│ ██ ██ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
20 ┼ ██ ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 20
│ ██ ██ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
10 ┼ ██ ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 10
│ ██ ██ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
0 ┼──+───+───+───┼──+───+───+───+───+───+───+───+───+───+───┼ 0
L F K Hs D Hy Pd Mf Pa Pt Sc Ma Si
Код личностного профиля по м.Уэлша : 240-67589/31 KF/:L
ОЦЕНОЧНЫЕ ШКАЛЫ:
L = 36 F = 55 K = 57
ОСНОВНЫЕ ШКАЛЫ:
1. Hs = 45 6. Pa = 59
2. D = 66 7. Pt = 59
3. Hy = 47 8. Sc = 56
4. Pd = 65 9. Ma = 55
5. Mf = 57 0. Si = 60
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ:
1. A = 53 2. Ac = 46 6. Ag = 41
7. Ah = 49 9. Al = 58 10. Am = 66
11. Ao = 54 13. Ar = 48 14. As = 33
16. At = 60 19. B = 39 22. Ca = 61
25. CL = 30 26. Cn = 58 36. Cp = 47
37. Cr = 37 38. Cs = 59 39. Cy = 61
41. D' = 48 42. D1 = 61 43. D2 = 41
46. D5 = 58 47. De = 52 48. Dn = 49
49. Do = 59 50. Do-r = 43 51. D-o = 56
52. Dq = 45 53. Dr = 61 55. Ds-r = 19
56. D-S = 43 57. Dy = 50 58. Ec = 60
59. Em = 60 60. Eo = 60 61. Ep = 37
62. Es = 56 64. Ev = 58 66. Fe = 45
70. Gm = 47 72. Hc = 47 73. H = 41
74. Ha = 64 75. HI = 45 77. Ho = 48
80. HS' = 42 81. HV = 42 83. Hy' = 45
84. Hy1 = 62 85. Hy2 = 40 87. Hy4 = 38
88. Hy5 = 52 89. Hy-O = 45 90. Hy-S = 49
92. Ie = 43 93. Im = 50 94. In = 50
95. Iq = 48 97. Ja = 50 98. Jc = 62
99. Jh = 62 106. Lp = 50 109. Ma' = 43
110. Ma1 = 46 111. Ma2 = 39 114. Ma-O = 48
115. Ma-S = 48 119. Mf1 = 57 121. Mf3 = 65
122. Nf4 = 80 129. Ne = 51 131. No = 63
134. Nu = 60 135. Or = 61 138. Pa' = 40
139. Pa1 = 42 140. Pa2 = 64 141. Pa3 = 33
142. Pa-O = 56 143. Pa-S = 44 144. Pc = 33
146. Pd' = 49 147. Pd1 = 49 148. Pd2 = 56
152. Pd-O = 56 153. Pd-S = 52 156. Pg = 57
157. Pk = 44 158. Pn = 47 162. Pr = 60
167. Pv = 43 169. Py = 64 170. Pz = 43
171. R = 55 172. Rc = 71 174. Re = 72
176. Rg-m = 40 177. Rp = 50 179. Sb-m = 40
181. Sc' = 43 182. Sc|A = 46 183. Sc|B = 56
187. ScB = 44 189. Sf = 45 193. Sm = 32
194. So = 32 196. Sp = 39 200. St-r = 42
203. Sy = 37 205. To = 35 206. Tp = 48
208. Tt = 42 209. UL = 29 210. Un = 43
211. Wa = 48 212. + = 53
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенная открытость и откровенность в раскрытии своих проб-
лем, отсутствие сознательного намерения приукрасить свой характер.
Пессимистичность, cклонность к печальному настроению, повышен-
ная критичность к своим недостаткам, чувствительность к неудачам,
некоторая неуверенность в себе и своих возможностях, тревожность в
стрессовых ситуациях, выраженная глубина переживаний, направлен-
ность на избегание конфликтов, острая эмоциональная реакция на
стресс, скромность, впечатлительность, трудности при выборе реше-
ний, аналитичность, хороший самоконтроль поведения.
Импульсивность, спонтанность, тенденция к непосредственной ре-
ализации возникающих побуждений, возможно проявление некоторой не-
сдержанности, преобладание мотивации к достижению цели, прямоли-
нейность, жесткость, независимость взглядов и убеждений, склон-
ность к протестным реакциям, некоторый эгоцентризм, уверенность и
быстрота в принятии решений.
Избирательность в социальных контактах, склонность отдавать
предпочтение общению с узким кругом друзей и близких знакомых, не-
которая скрытность, отсутствие особого желания к самораскрытию
внутренних переживаний, направленность интересов в мир собствен-
ных увлечений или избранной сферы деятельности.
|