МЕТОДИКА:                                  
       Стандартизированный многофакторный метод исследования личности       
                                  (СМИЛ)                                    
                Minnesota Multiphasic Personality Inventory                 
                                  (MMPI)                                    
                         (Адаптация: Л.Н.Собчик).                           
 
      Методика предназначена для  диагностики  личностных  особенностей,  а 
 также возможных психопатологических расстройств. Опросник  MMPI  предложен 
 С. Хатуэем и Дж. Маккинли и является реализацией типологического подхода к 
 изучению личности. Для составления утверждений авторы использовали  жалобы 
 больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в кли- 
 нических руководствах, раннее разработанные опросники.  Первоначально  ут- 
 верждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что  позво- 
 лило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели  были  со- 
 поставлены с данными, полученными при обследовании  различных  клинических 
 групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно  дифференцировали 
 здоровых и каждую и каждую из изученных  групп  больных.  Эти  утверждения 
 объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по ко- 
 торой та или иная шкала была валидизирована.                               
      При интерпретации данных исходят из того, что, любой показатель, рав- 
 ный 70Т или выше (пик "профиля"), принимается в качестве нормативного  для 
 выявления патологических отклонений. В то же время  необходимо  учитывать, 
 что значение одного и того же показателя как "патологического" может изме- 
 няться от шкалы к шкале. Следует избегать  буквальной  интерпретации  шкал 
 MMPI; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по  шкале  деп- 
 рессии указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что  с  помощью  шкал 
 MMPI "измеряется" не, скажем, депрессия, а симптомы, присущие людям с дан- 
 ным психическим расстройством. Любая гипотеза, исходящая из  интерпретации 
 ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями  других  шкал 
 ( и прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью  MMPI), 
 данными о личности обследуемого.                                           
      Помимо основных и оценочных шкал на  базе  утверждений  MMPI  создано 
 множество дополнительных шкал (около 500). Важную роль  при  интерпретации 
 "профиля личности" играют те дополнительные шкалы, с помощью которых  кон- 
 кретизируются, уточняются результаты основных. В данный  вариант  включены 
 120 дополнительных шкал.                                                   
 
      Методика СМИЛ является адаптированным вариантом MMPI  и  представляет 
 собой квантифицированный метод изучения личностных свойств и степени адап- 
 тированности обследуемого. В оригинальном варианте, названия шкал отражали 
 клиническую специфику тех репрезентативных групп клинической  психопатоло- 
 гии, с которым сравнивались группы нормы. Однако, длительный опыт примене- 
 ния методики, в том числе и в клинике, показал  относительную  пригодность 
 этих названий. При использовании методики в целях  дифференциальной  диаг- 
 ностики психологическое исследование помогает  выявить  в  первую  очередь 
 сложную структуру психологических проблем больного. Даже у больных с тяже- 
 лыми психическими нарушениями  данные  психодиагностического  исследования 
 выявляют в основном те переживания, которые имеют личностный оттенок. При- 
 менение методики СМИЛ при изучении личностных  особенностей  в  разных  по 
 профессиональной занятости группах населения, в студенческих и производст- 
 венных коллективах показало ее большие  возможности  при  решении  сложных 
 вопросов профотбора и  профконсультации,  комплектовании  производственных 
 коллективов, расстановки кадров, при изучении и коррекции социального мик- 
 роклимата на промышленных предприятиях и др. В связи с этим вместо  психи- 
 атрически ориентированных названий шкал методики, авторами  данной  версии 
 методики введены названия, отражающие психологическую сущность тех тенден- 
 ций, степень выраженности которых и выявляют эти шкалы.                    
      Литература:                                                           
      1. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод  исследования 
 личности (СМИЛ). - М: Изд-во ВНИИ ОСП, 1985.                               
      2. Собчик Л.Н., Кодесс Т.В., Кодесс Б.Н.. Стандартизированный подрос- 
 тково-юношеский вопросник (адаптированный вариант ММРI). - М: Изд-во  ВНИИ 
 ОСП, 1985.                                                                 
      3. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод  исследования 
 личности. - М: Изд-во ВНИИТЭМР,1990.                                       
 
      В данной компьютерной версии методики реализована интерпретация шкал, 
 которая  отличается  от предложенной авторами СМИЛ в их методических реко- 
 мендациях.  Основное отличие - тексты  интерпретаций  составлены  в  более 
 "мягкой" форме, исключающей негативные оценки личности обследуемого. Авто- 
 матическая интерпретация реализована в  форме  сплошной  интерпретации  по 
 всем  шкалам,  превышающим определенное диагностическое значение,  так как 
 всегда проще убирать "лишние" характеристики, чем добавлять новые.         
 
      Опросник состоит из 566 утверждений.                                  
      Варианты опросников:                                                  
      1. Взрослый вариант.                                                  
      2. Подростково-юношеский вариант.                                     
      А. Мужской вариант.                                                   
      Б. Женский вариант.                                                   
      Примерное время тестирования  1,5 - 2 часа.                           
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
      Примечание: данная методика характеризуется достаточно сложным харак- 
 тером взаимодействия различных шкал, поэтому результаты обследования в по- 
 давляющем большинстве случаев должны корректироваться психологом.          
 
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Minnesota Multiphasic Personality Inventory (MMPI).              
 Ф.И.О: ________________________________                                    
 Доп. данные: __________________________                                    
 
 
                               Личностный профиль.                          
 
       *              *                                          *          
   120 ┼              ┼                                          ┼ 120      
       │              │                                          │          
   110 ┼              ┼                                          ┼ 110      
       │              │                                          │          
   100 ┼              ┼                                          ┼ 100      
       │              │                                          │          
    90 ┼              ┼                                          ┼ 90       
       │              │                                          │          
    80 ┼              ┼                                          ┼ 80       
       │              │                                          │          
    70 ┼──────────────┼──────────────────────────────────────────┼ 70       
       │              │      ██      ▄▄                          │          
    60 ┼              ┼      ██      ██                      ▄▄  ┼ 60       
       │      ▄▄  ██  │      ██      ██  ██  ██  ██  ██  ▄▄  ██  │          
    50 ┼──────██──██──┼──────██──────██──██──██──██──██──██──██──┼ 50       
       │      ██  ██  │  ▄▄  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  │          
    40 ┼      ██  ██  ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ┼ 40       
       │  ██  ██  ██  │  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  │          
    30 ┼──██──██──██──┼──██──██──██──██──██──██──██──██──██──██──┼ 30       
       │  ██  ██  ██  │  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  │          
    20 ┼  ██  ██  ██  ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ┼ 20       
       │  ██  ██  ██  │  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  │          
    10 ┼  ██  ██  ██  ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ┼ 10       
       │  ██  ██  ██  │  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  ██  │          
     0 ┼──+───+───+───┼──+───+───+───+───+───+───+───+───+───+───┼ 0        
          L   F   K      Hs  D   Hy  Pd  Mf  Pa  Pt  Sc  Ma  Si             
 
  Код личностного профиля по м.Уэлша : 240-67589/31   KF/:L                 
 
                             ОЦЕНОЧНЫЕ ШКАЛЫ:                               
 
               L  =  36          F  =  55          K  =  57                 
 
                             ОСНОВНЫЕ ШКАЛЫ:                                
 
                    1. Hs =  45          6. Pa =  59                        
                    2. D  =  66          7. Pt =  59                        
                    3. Hy =  47          8. Sc =  56                        
                    4. Pd =  65          9. Ma =  55                        
                    5. Mf =  57          0. Si =  60                        
 
 
                           ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ:                            
 
 
    1. A     =  53          2. Ac    =  46          6. Ag    =  41          
    7. Ah    =  49          9. Al    =  58         10. Am    =  66          
   11. Ao    =  54         13. Ar    =  48         14. As    =  33          
   16. At    =  60         19. B     =  39         22. Ca    =  61          
   25. CL    =  30         26. Cn    =  58         36. Cp    =  47          
   37. Cr    =  37         38. Cs    =  59         39. Cy    =  61          
   41. D'    =  48         42. D1    =  61         43. D2    =  41          
   46. D5    =  58         47. De    =  52         48. Dn    =  49          
   49. Do    =  59         50. Do-r  =  43         51. D-o   =  56          
   52. Dq    =  45         53. Dr    =  61         55. Ds-r  =  19          
   56. D-S   =  43         57. Dy    =  50         58. Ec    =  60          
   59. Em    =  60         60. Eo    =  60         61. Ep    =  37          
   62. Es    =  56         64. Ev    =  58         66. Fe    =  45          
   70. Gm    =  47         72. Hc    =  47         73. H     =  41          
   74. Ha    =  64         75. HI    =  45         77. Ho    =  48          
   80. HS'   =  42         81. HV    =  42         83. Hy'   =  45          
   84. Hy1   =  62         85. Hy2   =  40         87. Hy4   =  38          
   88. Hy5   =  52         89. Hy-O  =  45         90. Hy-S  =  49          
   92. Ie    =  43         93. Im    =  50         94. In    =  50          
   95. Iq    =  48         97. Ja    =  50         98. Jc    =  62          
   99. Jh    =  62        106. Lp    =  50        109. Ma'   =  43          
  110. Ma1   =  46        111. Ma2   =  39        114. Ma-O  =  48          
  115. Ma-S  =  48        119. Mf1   =  57        121. Mf3   =  65          
  122. Nf4   =  80        129. Ne    =  51        131. No    =  63          
  134. Nu    =  60        135. Or    =  61        138. Pa'   =  40          
  139. Pa1   =  42        140. Pa2   =  64        141. Pa3   =  33          
  142. Pa-O  =  56        143. Pa-S  =  44        144. Pc    =  33          
  146. Pd'   =  49        147. Pd1   =  49        148. Pd2   =  56          
  152. Pd-O  =  56        153. Pd-S  =  52        156. Pg    =  57          
  157. Pk    =  44        158. Pn    =  47        162. Pr    =  60          
  167. Pv    =  43        169. Py    =  64        170. Pz    =  43          
  171. R     =  55        172. Rc    =  71        174. Re    =  72          
  176. Rg-m  =  40        177. Rp    =  50        179. Sb-m  =  40          
  181. Sc'   =  43        182. Sc|A  =  46        183. Sc|B  =  56          
  187. ScB   =  44        189. Sf    =  45        193. Sm    =  32          
  194. So    =  32        196. Sp    =  39        200. St-r  =  42          
  203. Sy    =  37        205. To    =  35        206. Tp    =  48          
  208. Tt    =  42        209. UL    =  29        210. Un    =  43          
  211. Wa    =  48        212. +     =  53                                  
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
     Повышенная открытость и откровенность в раскрытии своих  проб-         
 лем, отсутствие сознательного намерения приукрасить свой характер.         
 
     Пессимистичность, cклонность к печальному настроению, повышен-         
 ная критичность к своим недостаткам, чувствительность к  неудачам,         
 некоторая неуверенность в себе и своих возможностях, тревожность в         
 стрессовых ситуациях, выраженная глубина  переживаний,  направлен-         
 ность на избегание конфликтов,  острая  эмоциональная  реакция  на         
 стресс, скромность, впечатлительность, трудности при выборе  реше-         
 ний, аналитичность, хороший самоконтроль поведения.                        
 
     Импульсивность, спонтанность, тенденция к непосредственной ре-         
 ализации возникающих побуждений, возможно проявление некоторой не-         
 сдержанности, преобладание мотивации к достижению  цели,  прямоли-         
 нейность, жесткость, независимость взглядов  и  убеждений,  склон-         
 ность к протестным реакциям, некоторый эгоцентризм, уверенность  и         
 быстрота в принятии решений.                                               
 
     Избирательность в социальных  контактах,  склонность  отдавать         
 предпочтение общению с узким кругом друзей и близких знакомых, не-         
 которая скрытность, отсутствие особого  желания  к  самораскрытию          
 внутренних переживаний, направленность интересов в  мир  собствен-         
 ных увлечений или избранной сферы деятельности.