МЕТОДИКА:
Шкала субъективного переживания одиночества
(С. В. Духновский).
Основным назначением Шкалы субъективного переживания одиночества
(СПО) является определение степени этого переживания, служащего показате-
лем гармоничности-дисгармоничности межличностных отношений и показателем
близости-отдаленности между субъектами отношений.
В качестве требований к методике выступили следующие:
1. Пригодность для обследования разных контингентов: здоровых и имею-
щих нервно-психические расстройства, людей разного возраста, разного уров-
ня образования.
2. Возможность использования методики для изучения особенностей отно-
шений в различных жизненных сферах: семейной, профессиональной, обучения,
образования, общественной.
3. Возможность достаточно дифференцированной количественной оценки
переживания одиночества в межличностных отношениях.
4. Компактность, удобство в использовании. Эти качества необходимы
при скрининговых исследованиях.
Процедура проведения и интерпретация полученных данных.
Для выведения интегральной оценки по шкале СПО была использована наи-
более распространенная кумулятивная модель - суммирование чисел - ответов,
поставленных испытуемыми в пунктах шкалы.
В большинстве опросников применяются пункты с двумя-тремя градациями
(вариантами) ответов. Авторы использовали в каждом пункте шкалу с довольно
большим числом градаций - 7. Длина шкалы имеет такое количество градаций,
которое позволяет обследуемому достаточно дифференцированно выразить свое
отношение (согласие с предъявленным суждением) и не несет излишнего числа
градаций, превышающего возможную субъективную точность оценок.
Обработка результатов заключается в суммировании баллов по пунктам,
входящим в шкалу. Затем сырые баллы переводятся в шкальные оценки (шкала
стенов) по нормативной таблице.
Оценку каждого приведенного суждения необходимо выразить с помощью семи-
балльной шкалы:
1 - полностью не согласен;
2 - согласен в малой степени;
3 - согласен почти наполовину;
4 - согласен наполовину;
5 - согласен более чем наполовину;
6 - согласен почти полностью;
7 - согласен полностью.
В данной методике при интерпретации полученных числовых величин ис-
пользуется перевод сырых баллов по шкале в стандартные - стены.
Низкие значения по шкале - это оценки от 1 до 3 стенов.
Средние значения - оценки от 4 до 7 стенов.
Высокие значения - от 8 до 10 стенов.
Высокие оценки (высокий уровень переживания одиночества) - говорят о
склонности все усложнять; человек озабочен своим будущим, последствиями
своих поступков, возможными неудачами и несчастьями; беспокоится по поводу
реальных или воображаемых препятствий; сдержан в выражении своих чувств.
Для таких людей характерна усталость, инертность, уменьшен ресурс
сил. В отношении таких людей отмечается скромность (возможно сомнение в
способности вызывать уважение), застенчивость, скептицизм, потребность в
доверии и признании.
Крайне высокие оценки (10 стенов) свидетельствуют о значительно выра-
женном эмоциональном дискомфорте. У лиц с такими оценками возможно наличие
комплекса неполноценности, они, скорее всего, не удовлетворены собой и
своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее. Внут-
ренняя конфликтность и сопровождающие ее эмоции связаны с трудностями ло-
кализации их истинного источника. Одной из причин высоких значений (кроме
дисгармонии, неудовлетворенности межличностными отношениями) выступает ги-
перболизированная ценность своего "Я" по внутренним интимным критериям
(духовности, богатства внутреннего мира, способности вызывать в других
глубокие чувства).
Средние оценки (умеренно выраженное одиночество) характерны людям с
умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутству-
ют, но и о полном эмоциональном комфорте говорить нельзя; возможно, это
связано рефлексией на себя и свои отношения с другими людьми. Такие люди
стремятся к сотрудничеству и дружелюбию - невозможность этого приводит к
возникновению чувства одиночества.
Низкие оценки (низкий уровень переживания одиночества) свойственны
людям с "открытым" отношением к себе (критичностью и внутренней честнос-
тью). Им свойственна уверенность, высокое самоотношение, ощущение силы
своего "Я". У них нет тенденции к чрезмерной рефлексии на себя и свои от-
ношения с людьми; свойственна эмоциональная зрелость, оптимизм, тенденция
к экстравертированности, общительности. Во взаимодействии с людьми преоб-
ладают сближающие чувства. В отношениях проявляется уверенность в себе,
организаторские свойства (свойства руководителя), которые сочетаются со
стремлением к сотрудничеству, дружелюбию и развитым чувством ответствен-
ности. Такой человек достаточно уверен в себе, активен, успешно взаимодей-
ствует с окружающими, адекватно управляет своим поведением.
Крайне низкие оценки говорят о гиперсоциальности, чрезмерной выражен-
ности сближающих чувств.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала субъективного переживания одиночества.
Ф.И.О:_______________________
Доп. данные:_________________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────╢>
<────[-]───><─────[==]─────><───[+]────>
Тестовый показатель - ПО = 71 9
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень переживания одиночества - склонность все ус-
ложнять; человек озабочен своим будущим, последствиями своих пос-
тупков, возможными неудачами и несчастьями; беспокоится по поводу
реальных или воображаемых препятствий; сдержан в выражении своих
чувств. Для таких людей характерна усталость, инертность, уменьшен
ресурс сил. В отношении таких людей отмечается скромность (возмож-
но сомнение в способности вызывать уважение), застенчивость, скеп-
тицизм, потребность в доверии и признании.
|