МЕТОДИКА:                                  
             Шкала социального интереса в групповой психотерапии            
                (Group Psychotherapy Social Interest Scale)                 
                            (Gottesfeld H.A.).                              
 
      Данная методика используется для оценки наблюдаемого поведения участ- 
 ника психотерапевтической группы.                                          
      Социальный интерес (от лат. socialis - общественный и interest - важ- 
 но) - эмоционально окрашенное отношение к общественной  жизни,  объективно 
 обусловленный мотив деятельности. Понятие "социальный интерес"  ввел  Аль- 
 фред Адлер (1870-1937) - австрийский психолог. Сначала он рассматривал со- 
 циальный интерес как противодействующую силу,  ограничивающую  агрессию  и 
 стремление к власти. Затем социальный  интерес  стал  рассматриваться  как 
 когнитивная функция: врожденная способность к сознательному развитию.      
      По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой  инте- 
 грации в общество и устранения чувства  неполноценности.  Ему  свойственны 
 готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние,  проявлять 
 доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к  твор- 
 честву, близости, сотрудничеству и включенности.                           
      Социальный интерес - это внутренний потенциал человека,  направленный 
 на реализацию возможности жить вместе с другими людьми. Он  помогает  лич- 
 ности оценивать общее дело выше собственного благополучия. Хотя социальный 
 интерес - это врожденный потенциал, его нужно воспитывать. Усиление коопе- 
 ративной интеракции с другими должно быть элементом воспитания, естествен- 
 но, не доводимым до абсурда. Социальный интерес можно сравнить с  социаль- 
 ной эмпатией, определяемой как забота о переживаниях другого человека, по- 
 могающая человеку участвовать эмоционально как в радостях, так и в страда- 
 ниях других. Необходимо обучить человека на когнитивном уровне вживаться в 
 жизнь другого человека, оценивать ее перспективы и понимать,  как  кто-то  
 другой переживает данную ситуацию.                                         
      Чем более выражен социальный интерес, тем в  большей  степени  усилия 
 человека направлены на решение социальных задач, выполнение полезных  дел. 
 В этом заключается отличие социального интереса от эгоцентричных целей.    
      Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем  людям, 
 проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего  успеха,  чем 
 для личных выгод. Социальный интерес является основным критерием  психоло- 
 гической зрелости; его противоположностью является эгоистический  интерес. 
 Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к  решению 
 жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Как считал  Адлер, 
 каждый человек имеет определенный энергетический уровень, который устанав- 
 ливается в детстве: он может варьировать у разных людей от  вялости,  апа- 
 тичности до постоянной неистовой  активности.  Степень  активности  играет 
 конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным  ин- 
 тересом.                                                                   
 
            Шкала социального интереса в групповой психотерапии.            
      Разброс оценок по шкале составил у автора методики диапазон от 12  до 
 29 баллов при среднем значении в 19,29 балла и стандартном отклонении 4,97 
 балла. Оценки по шкале оказались положительно  связанными  с  самооценками 
 участников четырех терапевтических групп по показателю "Мой вклад в благо- 
 получие других пациентов".                                                 
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Диаграмма результатов тестирования, а также автоматическая  интерпре- 
 тация интервалов тестовых значений основана на следующих условных  показа- 
 телях выраженных в процентах:                                              
       0% -  20%  низкий уровень;                                           
      21% -  40%  пониженный уровень;                                       
      41% -  60%  средний уровень;                                          
      61% -  80%  повышенный уровень;                                       
      81% - 100%  высокий уровень.                                          
 
      Опросник состоит из 31 утверждения.                                   
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Шкала социального интереса в групповой психотерапии              
           (Group Psychotherapy Social Interest Scale).                     
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
    0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> СИ            
 
        <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                  
 
 
                Тестовый показатель - СИ = 24  77%                          
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный уровень социального интереса - эмоционально  окра-         
 шенного позитивного отношения к общественной жизни.  Готовность  к         
 вкладу в общее благосостояние, к проявлению доверия,  заботы,  со-         
 страдания, готовность к ответственному выбору, к творчеству,  бли-         
 зости, сотрудничеству и включенности.                                      
                               ---                                          
 
   Чувства, мысли и характеристики поведения человека, отражающие           
           развитость у личности социального интереса.                      
 
                             Чувства.                                       
      Ощущение принадлежности к группе.                                     
      Ощущение легкости и комфорта  при  взаимодействии  с  другими         
 людьми.                                                                    
      Ощущение многих связей, объединяющих с другими людьми и дела-         
 ющих личность во многом похожей на них.                                    
      Вера в других - чувство, что в каждом  человеке  есть  что-то         
 хорошее.                                                                   
      Мужество быть несовершенным - ощущение того, что делать ошиб-         
 ки естественно и что не надо стараться всегда быть "первым", "луч-         
 шим", "самым известным" во всех своих начинаниях.                          
      Ощущение себя частью всего человечества                               
 
                             Мысли.                                         
      Я человек, и мои общественные права равны правам и обязаннос-         
 тям других людей                                                           
      Можно достичь моих личных целей так, чтобы  это  совпадало  с         
 общественным благом                                                        
      Процветание и выживание общества зависит от решимости и  спо-         
 собности его членов научиться  гармонично  сосуществовать  друг  с         
 другом.                                                                    
      Я убежден, что надо поступать по  отношению  к  другим  людям         
 так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне.         
      Общей оценкой моей личности будет та  степень,  в  которой  я         
 способствовал благополучию общества.                                       
 
                    Характеристики личности.                                
      Помощь - готовность использовать свои возможности, знания или         
 способности для оказания поддержки другим людям.                           
      Щедрость - готовность поделиться тем, что тебе принадлежит.           
      Участие - готовновность  признавать  чужые  права,  знания  и         
 опыт.                                                                      
      Сотрудничество - стремление работать или играть  вместе  ради         
 достижения общей цели или общей пользы.                                    
      Компромисс или гибкость - готовность идти на уступки для дос-         
 тижения взаимно приемлимых решений проблем и конфликтов.