МЕТОДИКА:
Шкала социального интереса в групповой психотерапии
(Group Psychotherapy Social Interest Scale)
(Gottesfeld H.A.).
Данная методика используется для оценки наблюдаемого поведения участ-
ника психотерапевтической группы.
Социальный интерес (от лат. socialis - общественный и interest - важ-
но) - эмоционально окрашенное отношение к общественной жизни, объективно
обусловленный мотив деятельности. Понятие "социальный интерес" ввел Аль-
фред Адлер (1870-1937) - австрийский психолог. Сначала он рассматривал со-
циальный интерес как противодействующую силу, ограничивающую агрессию и
стремление к власти. Затем социальный интерес стал рассматриваться как
когнитивная функция: врожденная способность к сознательному развитию.
По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой инте-
грации в общество и устранения чувства неполноценности. Ему свойственны
готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние, проявлять
доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к твор-
честву, близости, сотрудничеству и включенности.
Социальный интерес - это внутренний потенциал человека, направленный
на реализацию возможности жить вместе с другими людьми. Он помогает лич-
ности оценивать общее дело выше собственного благополучия. Хотя социальный
интерес - это врожденный потенциал, его нужно воспитывать. Усиление коопе-
ративной интеракции с другими должно быть элементом воспитания, естествен-
но, не доводимым до абсурда. Социальный интерес можно сравнить с социаль-
ной эмпатией, определяемой как забота о переживаниях другого человека, по-
могающая человеку участвовать эмоционально как в радостях, так и в страда-
ниях других. Необходимо обучить человека на когнитивном уровне вживаться в
жизнь другого человека, оценивать ее перспективы и понимать, как кто-то
другой переживает данную ситуацию.
Чем более выражен социальный интерес, тем в большей степени усилия
человека направлены на решение социальных задач, выполнение полезных дел.
В этом заключается отличие социального интереса от эгоцентричных целей.
Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям,
проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем
для личных выгод. Социальный интерес является основным критерием психоло-
гической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес.
Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению
жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Как считал Адлер,
каждый человек имеет определенный энергетический уровень, который устанав-
ливается в детстве: он может варьировать у разных людей от вялости, апа-
тичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет
конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным ин-
тересом.
Шкала социального интереса в групповой психотерапии.
Разброс оценок по шкале составил у автора методики диапазон от 12 до
29 баллов при среднем значении в 19,29 балла и стандартном отклонении 4,97
балла. Оценки по шкале оказались положительно связанными с самооценками
участников четырех терапевтических групп по показателю "Мой вклад в благо-
получие других пациентов".
Примечание к компьютерной версии.
Диаграмма результатов тестирования, а также автоматическая интерпре-
тация интервалов тестовых значений основана на следующих условных показа-
телях выраженных в процентах:
0% - 20% низкий уровень;
21% - 40% пониженный уровень;
41% - 60% средний уровень;
61% - 80% повышенный уровень;
81% - 100% высокий уровень.
Опросник состоит из 31 утверждения.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала социального интереса в групповой психотерапии
(Group Psychotherapy Social Interest Scale).
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диагностическая шкала:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> СИ
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовый показатель - СИ = 24 77%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный уровень социального интереса - эмоционально окра-
шенного позитивного отношения к общественной жизни. Готовность к
вкладу в общее благосостояние, к проявлению доверия, заботы, со-
страдания, готовность к ответственному выбору, к творчеству, бли-
зости, сотрудничеству и включенности.
---
Чувства, мысли и характеристики поведения человека, отражающие
развитость у личности социального интереса.
Чувства.
Ощущение принадлежности к группе.
Ощущение легкости и комфорта при взаимодействии с другими
людьми.
Ощущение многих связей, объединяющих с другими людьми и дела-
ющих личность во многом похожей на них.
Вера в других - чувство, что в каждом человеке есть что-то
хорошее.
Мужество быть несовершенным - ощущение того, что делать ошиб-
ки естественно и что не надо стараться всегда быть "первым", "луч-
шим", "самым известным" во всех своих начинаниях.
Ощущение себя частью всего человечества
Мысли.
Я человек, и мои общественные права равны правам и обязаннос-
тям других людей
Можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с
общественным благом
Процветание и выживание общества зависит от решимости и спо-
собности его членов научиться гармонично сосуществовать друг с
другом.
Я убежден, что надо поступать по отношению к другим людям
так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне.
Общей оценкой моей личности будет та степень, в которой я
способствовал благополучию общества.
Характеристики личности.
Помощь - готовность использовать свои возможности, знания или
способности для оказания поддержки другим людям.
Щедрость - готовность поделиться тем, что тебе принадлежит.
Участие - готовновность признавать чужые права, знания и
опыт.
Сотрудничество - стремление работать или играть вместе ради
достижения общей цели или общей пользы.
Компромисс или гибкость - готовность идти на уступки для дос-
тижения взаимно приемлимых решений проблем и конфликтов.
|