МЕТОДИКА:                                  
                        Шкала социального интереса                          
                       (SIS - Social Interest Scale)                        
                              (Дж. Кренделл).                               
                          (Crandall, 1975, 1984).                           
 
      Социальный интерес (от лат. socialis - общественный и interest - важ- 
 но) - эмоционально окрашенное отношение к общественной  жизни,  объективно 
 обусловленный мотив деятельности. Понятие "социальный интерес"  ввел  Аль- 
 фред Адлер (1870-1937) - австрийский психолог. Сначала он рассматривал со- 
 циальный интерес как противодействующую силу,  ограничивающую  агрессию  и 
 стремление к власти. Затем социальный  интерес  стал  рассматриваться  как 
 когнитивная функция: врожденная способность к сознательному развитию.      
      По представлениям Адлера, социальный интерес выступает основой  инте- 
 грации в общество и устранения чувства  неполноценности.  Ему  свойственны 
 готовность быть несовершенным, к вкладу в общее благосостояние,  проявлять 
 доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к  твор- 
 честву, близости, сотрудничеству и включенности.                           
      Социальный интерес - это внутренний потенциал человека,  направленный 
 на реализацию возможности жить вместе с другими людьми. Он  помогает  лич- 
 ности оценивать общее дело выше собственного благополучия. Хотя социальный 
 интерес - это врожденный потенциал, его нужно воспитывать. Усиление коопе- 
 ративной интеракции с другими должно быть элементом воспитания, естествен- 
 но, не доводимым до абсурда. Социальный интерес можно сравнить с  социаль- 
 ной эмпатией, определяемой как забота о переживаниях другого человека, по- 
 могающая человеку участвовать эмоционально как в радостях, так и в страда- 
 ниях других. Необходимо обучить человека на когнитивном уровне вживаться в 
 жизнь другого человека, оценивать ее перспективы и понимать,  как  кто-то  
 другой переживает данную ситуацию.                                         
      Чем более выражен социальный интерес, тем в  большей  степени  усилия 
 человека направлены на решение социальных задач, выполнение полезных  дел. 
 В этом заключается отличие социального интереса от эгоцентричных целей.    
      Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем  людям, 
 проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего  успеха,  чем 
 для личных выгод. Социальный интерес является основным критерием  психоло- 
 гической зрелости; его противоположностью является эгоистический  интерес. 
 Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к  решению 
 жизненных проблем, насколько высок его уровень энергии. Как считал  Адлер, 
 каждый человек имеет определенный энергетический уровень, который устанав- 
 ливается в детстве: он может варьировать у разных людей от  вялости,  апа- 
 тичности до постоянной неистовой  активности.  Степень  активности  играет 
 конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным  ин- 
 тересом.                                                                   
 
      Социальный интерес можно рассматривать в двух аспектах - как  процесс 
 и как направленность на объект.                                            
      Социальный интерес как процесс - это ценностное отношение к жизни во- 
 обще и к тому, что находится вне индивида. Это способность "видеть глазами 
 другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого". Как отмечает 
 Дж. Крэнделл, "если я ценю других людей, я лучше смог  заметить,  что  они 
 расстроены, огорчусь из-за этого, лучше смогу придумать,  что  можно  сде- 
 лать, чтобы помочь им, а потом сделать то, что я придумал".                
      Процесс социального интереса может быть направлен на объекты  троякого 
 рода.                                                                      
      1. Субсоциалъные объекты - неодушевленные предметы, ситуации или  виды 
 деятельности (наука, искусство и т. п.). Проявляемый к ним интерес никак не  
 связан с собственным "Я" индивида. Способность к такой идущей изнутри заин- 
 тересованности выступает фундаментом будущего вклада  индивида  в  развитие 
 человечества. Но внесет человек такой вклад или нет, в значительной степени 
 зависит от развития направленности на вторую категорию объектов.           
      2. Социальные объекты включают в себя все  живое.  Социальный  интерес 
 здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения  дру- 
 гого. При этом интерес к собственно социальным объектам приходит позже, чем 
 интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о  соответствующих 
 стадиях развития социального интереса.                                     
      3. Супрасоциалъные объекты - это как живые, так и неживые объекты. Со- 
 циальный интерес здесь означает полный выход за пределы самого себя и един- 
 ство со всей полнотой мира, это "космическое чувство и  отражение  общности 
 всего космоса и жизни в нас", "тесный союз с жизнью как целым".            
 
       Чувства, мысли и характеристики поведения человека, отражающие       
                развитость у личности социального интереса.                 
 
                                 Чувства.                                   
      Ощущение принадлежности к группе.                                     
      Ощущение легкости и комфорта при взаимодействии с другими людьми.     
      Ощущение многих связей, объединяющих с другими людьми и делающих лич- 
 ность во многом похожей на них.                                            
      Вера в других - чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее.   
      Мужество быть несовершенным - ощущение того, что делать ошибки естес- 
 твенно и что не надо стараться всегда быть "первым", "лучшим", "самым  из- 
 вестным" во всех своих начинаниях.                                         
      Ощущение себя частью всего человечества.                              
 
                                  Мысли.                                    
      Я человек, и мои общественные права равны правам и обязанностям  дру- 
 гих людей.                                                                 
      Можно достичь моих личных целей так, чтобы это совпадало с обществен- 
 ным благом.                                                                
      Процветание и выживание общества зависит от решимости  и  способности 
 его членов научиться гармонично сосуществовать друг с другом.              
      Я убежден, что надо поступать по отношению к другим  людям  так,  как 
 мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне.                  
      Общей оценкой моей личности будет та степень, в которой я способство- 
 вал благополучию общества.                                                 
 
                         Характеристики личности.                           
      Помощь - готовность использовать свои возможности, знания или способ- 
 ности для оказания поддержки другим людям.                                 
      Щедрость - готовность поделиться тем, что тебе принадлежит.           
      Участие - готовновность признавать чужые права, знания и опыт.        
      Сотрудничество - стремление работать или играть вместе ради  достиже- 
 ния общей цели или общей пользы                                            
      Компромисс или гибкость - готовность идти на уступки  для  достижения 
 взаимно приемлимых решений проблем и конфликтов.                           
 
      В случае недостаточно выраженного социального интереса возможны  сле- 
 дующие типы личностей (в зависимости от уровня активности):                
      Управляющий тип - это люди самоуверенные и напористые, с незначитель- 
 ным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но  не 
 в социальном плане, им безразлично благополучие других и для них характер- 
 на установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные  проблемы 
 они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонарушители, наркоманы 
 и т. п.).                                                                  
      Берущий тип - люди относятся к внешнему миру паразитически и удовлет- 
 воряют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социаль- 
 ного интереса, они стремятся получить от других как можно  больше.  У  них 
 малая степень активности, поэтому маловероятно, что они причинят страдания 
 другим.                                                                    
      Избегающий тип - у этих людей нет достаточного социального  интереса, 
 нет должной активности, необходимой для решения собственных  проблем,  они 
 боятся неудач и бегут от решения жизненных проблем. Они уходят  от  всего, 
 что грозит трудностями или неудачей.                                       
     Социально-полезный тип - это зрелая полноценная личность, в ней соеди- 
 нены высокая степень социального интереса и  высокий  уровень  активности. 
 Такой человек искренне проявляет заботу о других и заинтересован в общении 
 и взаимодействии с другими людьми, он осознает, что решение основных  жиз- 
 ненных проблем - работа, дружба, любовь - требует сотрудничества,  личного 
 мужества, ответственности и готовности вносить свой вклад в  благоденствие 
 других людей.                                                              
 
      Психологический рост - это, прежде всего, движение от центрированнос- 
 ти на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладе- 
 ния средой и социально-полезного развития, сотрудничества с  людьми.  Кон- 
 структивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство  и 
 кооперация, сотрудничество - основные черты здоровой личности.             
 
      Шкала социального интереса (SIS) представляет собой список из 24  пар 
 личностных качеств. В каждой паре испытуемый должен выбрать  одно  из  ка- 
 честв, промежуточные ответы не допускаются. Шкала была построена на основе 
 суждений экспертов о степени связи каждого из 90 первоначально  отобранных 
 Дж. Кренделлом качеств с социальным чувством и поведением. По  результатам 
 ранжирования были отобраны сначала 48, а в окончательном варианте - 15 пар 
 различных черт. Каждая пара создавалась так, чтобы в максимально возможной 
 степени уравнять общую желательность каждой из двух черт и при этом макси- 
 мизировать контрастность их отношения к  социальному  интересу.  Некоторые 
 черты встречаются дважды, но всякий раз в новых сочетаниях. Шкала содержит 
 также 9 буферных пунктов, ответы на которые не учитываются.                
 
      Дж. Кренделл установил, что у людей с  высоким  социальным  интересом 
 самооценка после неудачи в личностно значимых заданиях  стабильнее  и  что 
 для них более характерен внутренний локус контроля. Для людей с низким со- 
 циальным интересом характерно более негативное отношение к собственным ро- 
 дителям и к ранним переживаниям детства. По сравнению с теми, у кого более 
 высокий социальный интерес, они преувеличивают значение прошлого опыта для 
 своей нынешней жизни. Кроме того,  Дж. Кренделл  экспериментально  доказал 
 возможность ситуативного обуславливания  колебаний  социального  интереса. 
 Оказалось, что социальный интерес снижается после неудачи в  важном  зада- 
 нии, в период надвигающейся экзаменационной сессии и  даже  после  воздей- 
 ствия на человека громким звуком.                                          
 
      Уровни показателя социального интереса:                               
       0-2 балла - низкий,                                                  
       3-5  - ниже среднего,                                                
       6-8  - средний,                                                      
       9-11 - выше среднего,                                                
      12-15 - высокий.                                                      
 
      Опросник состоит из 24 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                     ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                          
 
 Методика: Шкала социального интереса (SIS).                                
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████──────────╢> СИ              
 
          <──[--]──><──[-]──><──[=]──><──[+]──><──[++]──>                   
 
                   Тестовый показатель - СИ = 12                            
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный уровень социального интереса - эмоционально  окра-         
 шенного позитивного отношения к общественной жизни.  Готовность  к         
 вкладу в общее благосостояние, к проявлению доверия,  заботы,  со-         
 страдания, готовность к ответственному выбору, к творчеству,  бли-         
 зости, сотрудничеству и включенности.                                      
                               ---                                          
 
   Чувства, мысли и характеристики поведения человека, отражающие           
           развитость у личности социального интереса.                      
 
                             Чувства.                                       
      Ощущение принадлежности к группе.                                     
      Ощущение легкости и комфорта  при  взаимодействии  с  другими         
 людьми.                                                                    
      Ощущение многих связей, объединяющих с другими людьми и дела-         
 ющих личность во многом похожей на них.                                    
      Вера в других - чувство, что в каждом  человеке  есть  что-то         
 хорошее.                                                                   
      Мужество быть несовершенным - ощущение того, что делать ошиб-         
 ки естественно и что не надо стараться всегда быть "первым", "луч-         
 шим", "самым известным" во всех своих начинаниях.                          
      Ощущение себя частью всего человечества                               
 
                             Мысли.                                         
      Я человек, и мои общественные права равны правам и обязаннос-         
 тям других людей                                                           
      Можно достичь моих личных целей так, чтобы  это  совпадало  с         
 общественным благом                                                        
      Процветание и выживание общества зависит от решимости и  спо-         
 собности его членов научиться  гармонично  сосуществовать  друг  с         
 другом.                                                                    
      Я убежден, что надо поступать по  отношению  к  другим  людям         
 так, как мне хотелось бы, чтобы они поступали по отношению ко мне.         
      Общей оценкой моей личности будет та  степень,  в  которой  я         
 способствовал благополучию общества.                                       
 
                    Характеристики личности.                                
      Помощь - готовность использовать свои возможности, знания или         
 способности для оказания поддержки другим людям.                           
      Щедрость - готовность поделиться тем, что тебе принадлежит.           
      Участие - готовновность  признавать  чужые  права,  знания  и         
 опыт.                                                                      
      Сотрудничество - стремление работать или играть  вместе  ради         
 достижения общей цели или общей пользы.                                    
      Компромисс или гибкость - готовность идти на уступки для дос-         
 тижения взаимно приемлимых решений проблем и конфликтов.