МЕТОДИКА:
Опросник межличностных отношений
(ОМО).
(Fundamental interpersonal Relations Orientation -
Behaviour (FIRO-B)).
(В. Шутц, адаптация А.А. Рукавишникова).
Методика предназначена для диагностики особенностей межличностных от-
ношений личности.
Теория межличностных отношений разрабатывалась Вильямом Шутцем в пе-
риод с 1955 по 1966 год. Она является совокупностью гипотез, стремящихся
объяснить межличностное поведение. Основной ее мыслью является та, что
каждый индивид имеет характерный способ социальной ориентации по отношению
к другим людям и эта ориентация определяет его межличностное поведение.
ОСНОВНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.
Первый постулат предполагает, что у человека существуют три межлич-
ностные потребности и те области поведения, которые относятся к этим пот-
ребностям, достаточным для предсказания и объяснения межличностных явле-
ний.
В. Шутц (1958) указал на тесную связь между биологическими и межлич-
ностными потребностями:
1) биологические потребности возникают как отражение необходимости в
создании и поддержании удовлетворительного равновесия между организмом и
физической средой так же, как социальные потребности касаются создания и
поддержания равновесия между индивидом и его социальной средой. Следова-
тельно, как биологические, так и социальные потребности являются требова-
нием оптимального обмена между средой, либо физической, либо социальной, и
организмом;
2) неудовлетворение биологических потребностей ведет к физическим за-
болеваниям и смерти; психическая болезнь, а иногда и смерть может быть ре-
зультатом неадекватного удовлетворения межличностных потребностей;
3) хотя организм и способен определенным образом адаптироваться к не-
достаточному удовлетворению биологических и социальных потребностей, но
это принесет лишь временный успех.
Если у ребенка фрустрировалось удовлетворение межличностных потреб-
ностей, то как следствие у него сформировались характерные способы адапта-
ции. Эти способы, формирующиеся в детстве, продолжают существовать и в
зрелом возрасте, определяя в целом типичный способ ориентации индивида в
социальной среде.
ПОТРЕБНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ.
Это потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения
с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудни-
чество. Удовлетворительные отношения означают для индивида психологически
приемлемые взаимодействия с людьми, которые протекают в двух направлениях:
1) от индивида к другим людям - диапазон от "устанавливает контакты
со всеми людьми" вплоть до "не устанавливает контакты ни с кем";
2) от других людей к индивиду - диапазон от "всегда с ним устанавли-
вают контакты" вплоть до "никогда с ним не устанавливают контакты".
На уровне эмоций потребность включения определяется как потребность
создавать и поддерживать чувство взаимного интереса. Это чувство включает
в себя:
интерес субъекта к другим людям;
интерес других людей к субъекту.
С точки зрения самооценки потребность включения проявляется в желании
чувствовать себя ценной и значимой личностью. Поведение, соответствующее
потребности включения, направлено на установление связей между людьми, ко-
торые можно обрисовать понятиями исключения или включения, принадлежности,
сотрудничества. Потребность быть включенным трактуется как желание нра-
виться, привлекать внимание, интерес. Хулиган в классе, который бросается
ластиками, делает это из-за недостатка внимания к нему. Даже если это вни-
мание к нему отрицательно, он частично удовлетворен, т.к. наконец кто-то
обратил на него внимание.
Быть человеком, не похожим на других, т.е. быть индивидуальностью, -
другой аспект потребности включения. Большая часть стремлений направлена
на то, чтобы быть замеченным, обратить на себя внимание. К этому человек
стремится для того, чтобы отличаться от других людей. Он должен быть инди-
видуальностью. Основным в этом выделении из массы других является то, что
нужно добиться понимания. Человек считает себя понятым, когда им кто-либо
интересуется, видит присущие лишь ему особенности. Однако это не значит,
что его должны почитать и любить.
Проблемой, возникающей часто в начале межличностных отношений, явля-
ется решение, быть ли вовлеченным в данное отношение или нет. Обычно при
первоначальном установлении взаимоотношений люди пытаются представиться
друг другу, часто стараясь найти в себе ту черту, которая могла бы заинте-
ресовать других. Часто человек первоначально молчалив, т.к. он не уверен в
том, что интересен другим людям; это все касается проблемы включения.
Включение подразумевает такие понятия, как взаимоотношения между
людьми, внимание, признание, известность, одобрение, индивидуальность и
интерес. От аффекта оно отличается тем, что не включает в себя сильных
эмоциональных привязанностей к отдельным людям; а от контроля тем, что его
сущностью является занятие видного положения, но никогда - доминирование.
Характерные способы поведения в этой области формируются, прежде все-
го, на основе детского опыта. Отношения "родитель-ребенок" могут быть либо
позитивными (ребенок находится в постоянном контакте и взаимодействии с
родителями), либо негативными (родители игнорируют ребенка, и контакт ми-
нимальный). В последнем случае ребенок испытывает страх, чувство того, что
он незначительная личность, чувствует сильную потребность быть принятым
группой. Если же включение неадекватное, то он пытается подавить этот
страх либо устранением и замкнуться, либо интенсивной попыткой включиться
в другие группы.
ПОТРЕБНОСТЬ КОНТРОЛЯ.
Эта потребность определяется как потребность создавать и сохранять
удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. Удов-
летворительные отношения включают психологически приемлемые отношения с
людьми в двух направлениях:
1) от индивида к остальным людям - в диапазоне от "всегда контролиру-
ет поведение остальных людей" вплоть до "никогда не контролирует поведение
других";
2) от других людей к индивиду - в диапазоне от "всегда контролируют"
до "никогда не контролируют".
На эмоциональном уровне эта потребность определяется как стремление
создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на компетенцию
и ответственность. Это чувство включает:
достаточное уважение по отношению к другим;
получение достаточного уважения со стороны других людей.
На уровне самопонимания данная потребность проявляется в необходимос-
ти чувствовать себя компетентной и ответственной личностью.
Поведение, вызванное потребностью контроля, относится к процессу при-
нятия решения людьми, а также затрагивает области силы, влияния и автори-
тета. Потребность в контроле варьируется в континууме от стремления к
власти, авторитету и контролю над другими (и, более того, над чьим-то бу-
дущим) до необходимости быть контролируемым, т.е. быть избавленным от от-
ветственности. Не существует жестких связей между поведением, направленным
на доминирование над другими, и поведением, направленным на подчинение
другим в одном человеке. Два человека, которые доминируют над другими, мо-
гут различаться по тому, как они позволяют другим управлять собой. Напри-
мер, властный сержант может подчиняться приказам своего лейтенанта с удо-
вольствием, в то время как хулиган может постоянно перечить своим родите-
лям. Поведение в этой области, кроме прямых форм, имеет также и косвенные,
особенно в среде образованных и вежливых людей.
Отличие поведения контроля от поведения включения состоит в том, что
не предполагает известность. "Власть вне трона" - прекрасный пример высо-
кого уровня потребности в контроле и низкого уровня включения. "Остряк" -
яркий пример большой необходимости во включении и малой - в контроле. По-
ведение контроля от поведения аффекта отличается тем, что оно имеет дело
больше с отношениями власти, чем с эмоциональной близостью.
В отношении "родитель-ребенок" может быть два экстремума: от сильно
ограниченного; регламентированного поведения (родитель полностью контроли-
рует ребенка и принимает за него все решения) до полной свободы (родитель
позволяет, чтобы ребенок решал все самостоятельно). В обоих случаях ребе-
нок чувствует страх, что он будет не способен справиться с ситуацией в
критический момент. Идеальные отношения между родителем и ребенком редуци-
руют этот страх, тем не менее, слишком сильный или слишком слабый, конт-
роль ведет к формированию оборонительного поведения. Ребенок стремится
преодолеть страх либо доминированием над остальными и, при том подчиняться
правилам, либо отвергает контролирование других людей или их контроль над
собой.
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В АФФЕКТЕ.
Она определяется как потребность создавать и удерживать удовлетвори-
тельные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные
отношения. Потребность этого типа касается, прежде всего, парных отноше-
ний.
Удовлетворительные взаимоотношения всегда включают психологически
приемлемые отношения личности с другими людьми в двух направлениях:
1) от индивида к остальным людям - в диапазоне от "завязывают близкие
личные отношения с каждым" до "не завязывает близких личных отношений ни с
кем";
2) от других людей к индивиду - в диапазоне от "всегда завязывают
близкие личные отношения с индивидом" до "никогда не заключают близких
личных отношений с индивидом".
На эмоциональном уровне данная потребность определяется как стремле-
ние создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отноше-
ния. Оно включает:
способность любить остальных людей в достаточной степени;
понимание, что человек любим остальными людьми в достаточной степени.
Потребность в аффекте на уровне самопонимания определяется как пот-
ребность индивида чувствовать, что он достоин любви. Она обычно касается
близких личных эмоциональных отношений между двумя людьми. Эмоциональное
отношение является отношением, которое может существовать, как правило,
между двумя людьми, тогда как отношения в области включения и контроля мо-
гут существовать как в паре, так и между индивидом и группой лиц. Потреб-
ность в аффекте ведет к поведению, целью которого является эмоциональное
сближение с партнером или партнерами.
Поведение, соответствующее потребности в эмоциональных связях в груп-
пах, свидетельствует об установлении дружеских отношений и дифференциации
между членами группы. Если такая потребность отсутствует, то индивид, как
правило, избегает близкой связи. Общим методом избегания близкой связи с
каким-либо одним человеком является дружеское отношение со всеми членами
группы.
В детстве, если ребенок воспитывается неадекватно в эмоциональном
плане, то у него может сформироваться чувство страха, которое впоследствии
он может попытаться преодолеть разными способами: либо замыкание в себе,
т.е. избеганием близких эмоциональных контактов, либо попыткой вести себя
внешне приятельски.
По отношению к межличностным взаимодействиям включение считается,
прежде всего, формированием отношения, тогда как контроль и аффекция каса-
ются отношений, которые уже сформировались. Среди существующих отношений
контроль касается тех людей, которые отдают приказы и решают что-либо за
кого-то, а аффекция касается того, каким становится отношение эмоционально
близким или далеким.
Короче говоря, включение можно охарактеризовать словами "внутри сна-
ружи", контроль - "вверху-внизу", а аффекцию - "близко-далеко". Дальнейшую
дифференциацию можно вести на уровне количества людей, включенных в отно-
шения. Аффектация - это всегда отношения в паре, включение - это обычно
отношение индивида ко многим людям, контроль же может быть как отношением
к паре, так и отношением ко многим людям.
Предыдущие формулировки подтверждают межличностный характер этих пот-
ребностей. Для нормального функционирования индивида необходимо, чтобы су-
ществовало равновесие в трех областях межличностных потребностей между ним
и окружающими людьми.
ТИПОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Отношения между родителями и ребенком внутри каждой области межлич-
ностных потребностей могут быть оптимальными или же малоудовлетворительны-
ми. Шутц описывает три типа нормального межличностного поведения внутри
каждой области, которые соответствуют разным ступеням удовлетворения пот-
ребностей. Для каждой области также описано патологическое поведение.
Типы межличностного поведения как адаптивные механизмы возникли, как
утверждает Шутц, определенным способом: слишком большое включение ведет к
социально чрезмерному, а слишком маленькое - к социально дефициентному по-
ведению; слишком много контроля - к автократическому, слишком мало - к аб-
дикратическому; слишком сильная аффекция ведет к чувственному чрезмерному;
а слишком слабая - к чувственно дефициентному поведению. Позже Шутц пришел
к мнению, что слишком большое или, наоборот, недостаточное удовлетворение
потребности может перейти в любой тип поведения.
Для каждой из областей межличностного поведения Шутц описывает следу-
ющие типы поведения:
1) дефицитное - предполагающее, что лицо прямо не пытается удовлетво-
рить свои потребности;
2) чрезмерное - индивид неустанно пытается удовлетворить свои потреб-
ности;
3) идеальное - потребности адекватно удовлетворяются;
4) патология.
Предполагается, что страх, вызванный предыдущим опытом, ведет к пове-
дению первого, второго и четвертого типов, а успешное овладение межличнос-
тными отношениями ведет к тому, что индивид способен функционировать в
данной области без страха.
Характерные способы поведения двух индивидов в межличностном взаимо-
действии могут быть либо совместимыми, либо нет. В. Шутц определяет меж-
личностную совместимость как такие отношения между двумя или более индиви-
дами, при которых достигается та или иная степень взаимного удовлетворения
межличностных потребностей.
Процедура опроса.
При проведении опроса необходимо соблюдать все общие правила, которые
способствуют созданию соответствующей атмосферы тестирования. Особенно не-
обходимо, как и для всех личностных опросников, соблюдать принип добро-
вольности.
Письменная инструкция настолько проста, что обычно не нуждается в до-
полнительном объяснении. Длительность тестирования не ограничена. Большей
валидности и надежности результатов способствует спокойная атмосфера.
Средний опрашиваемый отвечает на 54 утверждения в течение 15 мин.
Обработка и интерпретация.
Баллы колеблются от 0 до 9. Чем больше они приближаются к экстремаль-
ным оценкам, тем большее применение имеет следующее общее описание поведе-
ния:
А) Включение.
Ie - низкое - означает, что индивид не чувствует себя хорошо среди лю-
дей и будет иметь склонность их избегать;
Ie - высокое - предполагает, что индивид чувствует себя хорошо среди
людей и будет иметь тенденцию их искать;
Iw - низкое - предполагает, что индивид имеет тенденцию общаться с ма-
лым количеством людей;
Iw - высокое - предполагает, что индивид имеет сильную потребность
быть принятым остальными и принадлежать к ним;
Б) Контроль.
Се - низкое - означает, что индивид избегает принятия решений и взятия
на себя ответственности;
Се - высокое - означает, что индивид старается брать на себя ответст-
венность, соединенную с ведущей ролью;
Cw - низкое - предполагает, что индивид не принимает контроля над со-
бой;
Cw - высокое - отражает потребность в зависимости и колебания при при-
нятии решений;
В) Аффект.
Ае - низкое - означает, что индивид очень осторожен при установлении
близких интимных отношений;
Ае - высокое - предполагает, что индивид имеет склонность устанавли-
вать близкие чувственные отношения;
Aw - низкое - означает, что индивид очень осторожен при выборе лиц, с
которыми создает более глубокие эмоциональные отношения;
Aw - высокое - типично для лиц, которые требуют, чтобы остальные без
разбора устанавливали с ним близкие эмоциональные отношения.
От величины баллов зависит степень применимости приведенных выше опи-
саний:
0-1 и 8-9 экстремально низкие и экстремально высокие баллы, и поведе-
ние будет иметь компульсивный характер.
2-3 и 6-7 - низкие и высокие баллы, и поведение лиц будет описываться
в соответствующем направлении.
4-5 - пограничные баллы, и лица могут иметь тенденцию поведения, опи-
санного как для низкого, так и для высокого сырого счета. Эти оценки удоб-
но интерпретировать с учетом средних и стандартных отклонений соответству-
ющей популяции.
Опросник состоит из 54 утверждений.
Примерное время тестирования 20-30 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опрсник межличностных отношений.
Ф.И.О: __________________
Доп. данные: ____________
Диаграмма.
*
9 ┼
8 ┼───────────────────
7 ┼
6 ┼───────────────────
5 ┼
4 ┼────────────────▄▄─
3 ┼ ▄▄ ▄▄ ▄▄ ██
2 ┼─▄▄────██─██─██─██─
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──*
Ie Iw Ce Cw Ae Aw
Тестовые показатели:
Включение - Ie = 2
Включение - Iw = 0
Контроль - Ce = 3
Контроль - Cw = 3
Аффект - Ae = 3
Аффект - Aw = 4
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Пониженный уровень стремления включаться в межличностные отно-
шения, принадлежать к группе, сотрудничать, принимать участие в сов-
местных мероприятиях. Склонность находится в минимальном контакте и
взаимодействии с другими.
Низкая потребность в том, чтобы другие принимали его в свою
группу, замечали его, включали в свою деятельность, проявляли к нему
внимание и интерес.
Стремление создавать и сохранять удовлетворительные отношения
с людьми, опираясь, в большинстве случаев, на авторитет, компетенцию
и ответственность других людей. Направленность на предоставлении
другим свободы и возможности принимать многие решения самостоятель-
но.
Повышенная тенденция не принимать контроля над собой, потреб-
ность в независимости от влияния других.
|