МЕТОДИКА:                                  
                    Школьный тест умственного развития                      
                                  (ШТУР)                                    
                   (Научно-исследовательский институт                       
                    общей и педагогической психологии                       
                                 АПН СССР).                                 
 
      Тест разработан учеными Научно-исследовательского института  общей  и 
 педагогической психологии АПН СССР и предназначен для диагностики умствен- 
 ного развития учащихся подросткового и юношеского  возраста.  Он  включает 
 шесть наборов заданий (субтестов): "осведомленность" (2 субтеста), "анало- 
 гии", "классификации", "обобщения", "числовые ряды".                       
      Тест имеет две эквивалентные формы "А" и "Б". Для правильного  прове- 
 дения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции,  контролировать 
 время выполнения тестов (с помощью секундомера),  не  помогать  испытуемым 
 при выполнении заданий.                                                    
 
      Номер субтеста       Члсло заданий в     Время выполнения,            
                             субтестесте             мин.                   
      1. "Осведомленность 1"    20                    8                     
      2. "Осведомленность 2"    20                    4                     
      3. "Аналогии"             25                   10                     
      4. "Классификации"        20                    7                     
      5. "Обобщения"            19                    8                     
      6. "Числовые ряды"        15                    7                     
 
      Перед проведением исследования экспериментатор обьясняет цель  прове- 
 дения испытания и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого, 
 при "бумажном" варианте тестировании, он обращается к  ним  со  следующими 
 словами:                                                                   
      "Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, 
 чтобы выявить ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления  окру- 
 жающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются  от 
 того, что вам приходится выполнять на уроках.                              
      Для  выполнения заданий вам понадобятся ручка и  бланки,  которые  мы 
 вам раздадим.                                                              
      Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления 
 каждого набора заданий дается описание этого типа заданий  и  на  примерах 
 объясняется способ их решения.                                             
      На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время.    
      Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей rоманде. Все  зада- 
 ния  следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго  на 
 одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок".                   
      После этой инструкции экспериментатор раздает тестовые бланки и  про- 
 сит заполнить в них графы, в которых должны содержаться сведения о фамилии 
 учащегося, дате проведения эксперимента, классе и школе, где учится  испы- 
 туемый. Проконтролировав правильность заполнения этих граф,  эксперимента- 
 тор просит учащихся отложить в сторону ручки и внимательно его  вьюлушать. 
 Затем экспериментатор зачитывает инструкцию и  разбирает  примеры  первого 
 субтеста. Далее он спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования 
 были всегда одинаковыми, при ответе  на  вопрос  экспериментатору  следует 
 просто вновь зачитать соответствующее место  текста.  После  этого  дается 
 указание перевернуть страницу  и  начинать  выполнять  задания.  При  этом 
 экспериментатор незаметно включает секундомер  (чтобы  не  фиксировать  на 
 этом внимание испытуемых и не создавать у них чувства  напряженности).  По 
 истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста, эксперимен- 
 татор решительно прерывает работу испытуемых, предлагая им положить ручки, 
 и начинает читать инструкцию к следуюшему субтесту.                        
      В ходе проведения тестирования необходимо контролирвать, правильно ли 
 испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования  экспери- 
 ментатора.                                                                 
 
                           Обработка результатов.                           
 
      1. Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключени- 
 ем №5) выводятся путсм подсчета количества правильно выполненных  заданий. 
 Пример: если испытуемый А в наборе №3 правильно решил 13 заданий,  то  его 
 балл по этому субтесту будет равен 13.                                     
      2. Результаты набора заданий №5 оцениваются в зависимости от  качест- 
 ва обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0. Оценку 2 балла  получают  обобщения, 
 приведенные в таблице правильных ответов (возможны  синонимические  замены 
 понятий). Более широкие по сравнению с приведенными в таблице категориаль- 
 ные обобщения оцениваются в 1 балл. Например, если  испытуемый  в  задании 
 3-А дал ответ "наука", то он получает оценку 1 балл. Оценкой в 1 балл оце- 
 ниваются также  правильные, но более узкие, частные обобщения, чем  приве- 
 денные в таблице. Например, ответ в задании 18-А  "литературные  направле- 
 ния". Нулевую оценку получают неправильные ответы. Максимальное количество 
 баллов, которое может получить испытуемый при выполнении  этого  субтеста, 
 равно 38. Эта цифра соответствует 100 процентам выполнения  пятого  набора 
 заданий.                                                                   
      3. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма 
 баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий.  
      4. Если предполагается сравнение групп  испытуемых  между  собой,  то 
 групповыми показателями по каждому набору заданий могут  служить  значения 
 среднего арифметического и моды. Для анализа групповых данных относительно 
 их близости к социально-психологическому нормативу, условно  рассматривае- 
 мому как 100-процентное выполнение каждого субтеста, испытуемые по резуль- 
 татам тестирования подразделяются на 5 подгрупп:                           
      1 - наиболее успешные - 10 процентов всех испытуемых;                 
      2 - близкие к успешным - 20 процентов всех испытуемых;                
      3 - средние по успешности - 40 процентов всех испытуемых;             
      4 - малоуспешные - 20 процентов всех испытуемых;                      
      5 - наименее успешные - 10 процентов всех испытуемых.                 
      Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент  правильно  вы- 
 полненных заданий. Строится система координат, на которой по  оси  абсцисс 
 идут номера групп, по оси ординат - процент выполненных каждой группой за- 
 даний. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отража- 
 ющий приближение подгрупп к социально-психологическому нормативу.          
 
                     Качественный анализ субтестов.                         
 
      Качественный анализ тестовых результатов (как индивидуальных,  так  и 
 групповых) и наиболее трудных типов логических связей проводится по следу- 
 ющим направлениям:                                                         
      А. Для набора заданий №3 выявляются:                                  
      а) самый отработанный (легкий) и  наиболее  трудный  типы  логических 
 связей из следующих заложенных в тест: вид-род, причина-следствие,  часть- 
 целое, противоположность, функциональные связи;                            
      б) типичные ошибки при установлении логических связей;                
      в) наиболее усвоенные и наименее усвоенные области  содержания  теста 
 (литература, история, математика, физика, биология) и цикла школьных  дис- 
 циплин (общественно-гуманитарный, естественно-научный, физико-математичес- 
 кий).                                                                      
      Б. Для набора №4 устанавливаются:                                     
      а) задания какого содержания выполняются лучше, а какого хуже;        
      б) задания какого типа - с конкретными или  абстрактными  понятиями - 
 выполняются хуже, провоцируют большее количество ошибок.                   
      В. В наборе №5 выявляются:                                            
      а) характер типичных обобщений (по конкретному,  видовому,  категори- 
 альному признакам);                                                        
      б) характер типичных ошибок и в каких понятиях (абстрактных или  кон- 
 кретных), а также в каком содержании они возникают.                        
 
      Субтест 1. Осведомленность.                                           
              Отнесенность заданий к разным областям знаний:                
      Общественно-политическая  - №№ 2, 4, 7, 13, 17, 18, 20.               
      Научно-культурная - №№ 1, 3, 5, 6, 8, 9, 19, 11, 12, 14, 15,16, 19.   
 
      Субтест 2. Осведомленность.                                           
              Отнесенность заданий к разным областям знаний:                
      Общественно-политическая - №№ 2, 3, 9, 11, 13, 14, 15.                
      Научно-культурная - №№ 1, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 16, 17, 18,19, 20.   
 
      Субтест З. Аналогия                                                   
              Отнесенность заданий к разным школьным предметам:             
      Литература, русский язык - №№ 3, 7, 11, 14, 18.                       
      Математика, физика- №№ 1, 8, 10, 12, 15, 17, 22.                      
      История - №№ 2, 9, 13, 19, 25.                                        
      Биология - №№ 5, 16, 21, 23.                                          
      География - №№ 4, 6, 19, 24.                                          
         Отнесенность заданий к разным типам логических связей:             
      Род-вид-№№4, 11, 13,15, 16.                                           
      Часть - целое - №№ ю, 18, 23.                                         
      Причина - следствие - №№ 9, 12, 20, 21.                               
      Противоположность - №№ 1, 6, 14, 25.                                  
      Порядок следования - №19.                                             
      Рядоположенность - №2                                                 
      Функциональные отношения - №№ 3, 5, 7, 8, 17, 22, 24.                 
 
      Субтест 4.- Классификация.                                            
            Отнесенность заданий к разным школьным предметам:               
      Литература, русский язык - №№ 1: 3, 8, 15, 19.                        
      Математика, физика - №№ 4, 5, 11, 18.                                 
      История - №№ 6, 7, 16, 20.                                            
      Биология-№№ 9, 13, 21.                                                
      География - №№ 2, 10, 12, 14.                                         
      Задания с абстрактными понятиями - №№ 3, 4, 8, 15, 20, 21.            
      Смешанные задания - №№ 2, 11, 12, 14, 16.                             
      Задания с конкретными понятиями - №№ 1,5, 6, 7, 9, 10,13,18,19.       
 
      Субтест 5. Обобщение                                                  
            Отнесенность заданий к разным школьным предметам:               
      Литература, русский язык - №№ 10, 15, 19.                             
      Математика, физика - №№ 2, 4, 8, 9.                                   
      История - №№ 6, 11, 13, 17.                                           
      Биология - №№ 3, 7, 18.                                               
      География - №№ 1, 5, 12, 14, 16.                                      
 
 
      Примечания:                                                           
      1. Некоторые пункты вербальных субтестов отражают особенного школьно- 
 го обучения периода создания методики (знания марксистко-ленинской филосо- 
 фии) и поэтому могут быть непонятными для современных школьников. Эти пун- 
 кты могут быть изменены пользователем программы. Однако при  этом  следует 
 иметь в виду, что такой вариант методики  будет  отличаться  от  авторской 
 версии.                                                                    
      2. В различных литературных источниках  нумерация  отдельных  пунктов 
 субтестов различна, но их содержание одинаково  (за  исключение  некоторых 
 пунктов в субтесте №6). В связи с этим "ключи" к обработке методики  также 
 могут отличаться. Это следует иметь в виду при обработке протоколов тести- 
 рования полученных т.н. "ручным" способом с использованием стимульного ма- 
 териала отличного от того, который встроен в данную программу.             
      3. Данная методика не имеет статистических норм уровня интеллектуаль- 
 ного развития школьников. Процент правильного количества ответов не  может 
 служить надежным критерием дифференциальной диагностики интеллекта.  Поль- 
 зователь программы должен на собственной выборке провести все  необходимые 
 статистические вычисления и использовать их для этих целей. Для удобства в 
 работе эти данные можно включть в файл справки для этой методики.          
 
      Примечания к компьютерной версии:                                     
      1. После начала  тестирования  по  каждому  из  субтестов  включается 
 встроенный в программу таймер, который фиксирует время выполнения  данного 
 субтеста и автоматически отключает предъявление стимульного  материала  по 
 истечении заданного времени. Время выполнения  субтестов  является  важным 
 дополнительным показателем трудности заданий и скорости протекания  мысли- 
 тельных процессов испытуемого и поэтому отражается в отчете по результатам 
 тестирования (в процентном отношении от заданного).                        
      2. Протокол последнего тестирования сохраняется в отдельном  файле  и 
 автоматически подключатся к отчету по результатам обследования, что позво- 
 ляет проводить качественный анализ тестовых показателей.                   
      3. Программа позволяет проводить выборочное тестирование по любому из 
 субтестов, так как использование всей батареи тестов не всегда оправдано с 
 практической точки зрения. В частности, в медицинской психологии важны  не 
 столько количественные показатели, сколько качественный  анализ  нарушений 
 умственной деятельности обследуемого.                                      
      4. После окончания тестирования психолог в полуавтоматическом  режиме 
 должен обработать результаты тестирования по субтесту №5. По мнению  неко- 
 торых исследователей варианты правильных ответов к этому субтесту не всег- 
 да точно отражают их "правильность". В связи с чем предлагается  оценивать 
 ответы обследуемого с точки зрения того, как  сам  исследователь  понимает 
 качество обобщений тестируемого. Файлы с текстом правильных обобщений  на- 
 ходятся в папке ...\TEXT методики  ШТУР  ("shtur_a5.ins"  и "shtur_b5.ins" 
 для форм "А" и "Б" соответственно). Эти  файлы  можно  корректировать.  Но 
 следует помнить, что они имеют жестко установленный текстовый формат  -  4 
 строки на каждый пункт и ограничение на длину строк. Первая строка каждого 
 пункта - текст стимульного материала, 3 следующие - текст "правильных" от- 
 ветов.                                                                     
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Школьный тест умственного развития (ШТУР). Форма "А".            
 Ф.И.О: ____________________                                                
 Доп. данные: ______________                                                
 
 
                             Диаграмма                                      
                        *                                                   
                    100 ┼ ▄▄ ▄▄    ▄▄                                       
                     90 ┼ ██ ██ ██ ██                                       
                     80 ┼ ██ ██ ██ ██ ██                                    
                     70 ┼ ██ ██ ██ ██ ██                                    
                     60 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██                                 
                     50 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██                                 
                     40 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██                                 
                     30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██                                 
                     20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██                                 
                     10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██                                 
                      0 ┼─+──+──+──+──+──+──*                               
                          T1 T2 T3 T4 T5 T6                                 
 
                         Тестовые показатели:                               
 
                                                 Время                      
              Осведомленность 1  T1 =  20  100%   23%                       
              Осведомленность 2  T2 =  20  100%   19%                       
              Аналогии           T3 =  24   96%   29%                       
              Классификации      T4 =  20  100%   36%                       
              Обобщения          T5 =  34   89%   78%                       
              Числовые ряды      T6 =  10   67%  100%                       
              ---------------------------------------                       
              Сумма               T = 128   93%   48%                       
 
 
                      ПРОТОКОЛ ТЕСТИРОВАНИЯ:                                
 
  Teст N1:                                                                  
  ┌──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐             
  │ 1│ 2│ 3│ 4│ 5│ 6│ 7│ 8│ 9│10│11│12│13│14│15│16│17│18│19│20│             
  ├──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤             
  │ б│ д│ в│ б│ в│ в│ г│ a│ a│ б│ в│ б│ г│ г│ a│ в│ г│ д│ a│ д│             
  └──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘             
 
  Teст N2:                                                                  
  ┌──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐             
  │ 1│ 2│ 3│ 4│ 5│ 6│ 7│ 8│ 9│10│11│12│13│14│15│16│17│18│19│20│             
  ├──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤             
  │ б│ б│ г│ a│ в│ г│ б│ г│ б│ г│ a│ в│ в│ б│ a│ в│ a│ г│ в│ б│             
  └──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘             
 
  Teст N3:                                                                  
  ┌──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐             
  │ 1│ 2│ 3│ 4│ 5│ 6│ 7│ 8│ 9│10│11│12│13│14│15│16│17│18│19│20│             
  ├──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤             
  │ г│ a│ д│ г│ б│ в│ б│ a│ г│ д│ г│ д│ б│ д│ в│ a│ д│ г│ a│ г│             
  └──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘             
  ┌──┬──┬──┬──┬──┐                                                          
  │21│22│23│24│25│                                                          
  ├──┼──┼──┼──┼──┤                                                          
  │ б│ a│ в│ б│ в│                                                          
  └──┴──┴──┴──┴──┘                                                          
 
  Teст N4:                                                                  
  ┌──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┐             
  │ 1│ 2│ 3│ 4│ 5│ 6│ 7│ 8│ 9│10│11│12│13│14│15│16│17│18│19│20│             
  ├──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┼──┤             
  │ б│ a│ б│ г│ a│ в│ в│ б│ в│ г│ д│ a│ в│ б│ г│ в│ a│ д│ г│ б│             
  └──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┘             
 
  Teст N5:                                                                  
   1. народное творчество                                                   
   2. состав вещества                                                       
   3. биология                                                              
   4. прозведения искусства                                                 
   5. части света                                                           
   6. единицы измерения электричества                                       
   7. органы кровообращения                                                 
   8. столицы государств                                                    
   9. общественно-экономические формации                                    
  10. положительные черты характера                                         
  11. водные сооружения                                                     
  12. математические действия                                               
  13. органические соединения                                               
  14. атмосферные явления                                                   
  15. состояние вещества                                                    
  16. цивилизация                                                           
  17. стихийные бедствия                                                    
  18. направления в искусстве                                               
  19. литературные приемы                                                   
 
  Teст N6:                                                                  
  ┌────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┐                       
  │   1│   2│   3│   4│   5│   6│   7│   8│   9│  10│                       
  ├────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┤                       
  │  24│   3│  11│   7│  36│  24│  18│  64│  37│  49│                       
  └────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┘                       
  ┌────┬────┬────┬────┬────┐                                                
  │  11│  12│  13│  14│  15│                                                
  ├────┼────┼────┼────┼────┤                                                
  │ 134│   0│   0│   0│   0│                                                
  └────┴────┴────┴────┴────┘