МЕТОДИКА:
Опросник смысложизненного кризиса
(диагностическая версия)
(К.В. Карпинский).
Методика предназначена для обследования психически здоровых (не стра-
дающих болезненными психическими нарушениями, за исключением пограничных
личностных расстройств) индивидов, как правило, от 15 лет независимо от
уровня и профиля полученного ими образования. Испытуемому предъявляются
стандартная инструкция, перечень вопросов и шаблонный бланк для регистра-
ции ответов. Инструкция не лимитирует время обдумывания ответов, но не
лишним будет напоминание о том, что желательно отвечать первым приходящим
в голову ответом. В некоторых случаях исследователь (диагност) должен по-
яснять, что опросник не является пробой способностей, а нацелен на выявле-
ние индивидуального отношения испытуемого к собственной жизни, поэтому нет
и быть не может принципиально "плохих" или "хороших" ответов. Это нейтра-
лизует влияние эффекта социальной желательности на результаты обследова-
ния. Испытуемые должны заполнять опросник самостоятельно, не переговарива-
ясь и не дискутируя содержание заданий и ответов между собой. Практика по-
казывает, что на работу с исследовательской версией опросника (103 пункта)
в среднем тратится 20 - 25 минут, а с диагностической версией (50 пунк-
тов) - 10 - 12 минут. Благодаря четко составленной инструкции испытуемые
могут работать с опросником как в присутствии исследователя (диагноста),
так и заочно.
Опросник обнаруживает высокую очевидную валидность при работе с таки-
ми возрастными контингентами, как юноши, взрослые и пожилые люди. Это
обусловлено тем, что содержание тестовых суждений "резонирует" с размышле-
ниями и переживаниями взрослого человека по поводу собственной жизни.
Практика применения опросника свидетельствует, что работа с ним пробуждает
интерес взрослых испытуемых, желание разобраться в себе, настраивает на
глубокую рефлексию смысла и способа собственной жизни. Он пригоден и для
обследования старших подростков (15 - 17 лет), которым также свойственно
серьезное отношение к смысложизненной проблеме и озадаченность своим буду-
щим. Это определяется тем, что данный возраст является сензитивным перио-
дом для формирования смысла жизни и прочих психобиографических регуляторов
в структуре личности, временем осознанного и активного поиска смысла жиз-
ни. Содержание опросника кажется вполне естественным с учетом возрастной
специфики и соответствует главным задачам развития старшего подростка. В
очень редких случаях испытуемые старшего подросткового возраста демонстри-
ровали ироничное и враждебное отношение к ситуации обследования, за чем,
скорее всего, скрывается либо защитная мотивация и глобальное предубежде-
ние в отношении психологической диагностики, либо ретардация психического
развития, дисгармония хронологического и психического возраста. При тести-
ровании лиц старшего подросткового возраста рекомендуется более тщательно
разъяснять цель методики, подробнее аргументировать важность вопросов жиз-
ненного и, в частности, смысложизненного самоопределения. Пункты опросника
не нагружены научной терминологией, сформулированы без терминологических
изощрений, что делает их доступными для осмысления любым психически полно-
ценным индивидом. Открытым остается вопрос о диапазоне применимости опрос-
ника в популяции психически нездоровых лиц. Разработчики зарубежных тестов
смысла жизни, не задаваясь этим вопросом, использовали их в компаративных
исследованиях на выборках нормальных лиц и пациентов психиатрических кли-
ник, имеющих не только невротические, но и психотические расстройства. По
убеждению разработчиков данного теста, методики, которые валидизированы и
стандартизированы на популяции психически здоровых лиц, нельзя механически
проецировать на выборку лиц с психическими нарушениями. Их следует исполь-
зовать с осторожностью, каждый раз проверяя психометрическую адекватность
методики, прежде чем извлечь из полученных результатов какие-либо научные
выводы или поставить психологический диагноз. Собственный опыт разработчи-
ков показывает, что опросник смысложизненного кризиса может применяться в
научных исследованиях и в клинической психодиагностике лиц с пограничными
психическими аномалиями, которые щадят сферу интеллекта, а также с откло-
няющимся личностным развитием по делинквентному и аддиктивному типу (пра-
вонарушители, алкоголики, наркоманы).
Опросник смысложизненного кризиса может использоваться как в исследо-
вательских, так и в диагностических целях: в первом случае при обработке
достаточно получения "сырого" балла, а во втором - обязательна конвертация
первичных тестовых оценок в стандартные баллы, что открывает возможность
внутрииндивидуальных, межиндивидуальных и межгрупповых сравнений. При об-
работке результатов недействительными считаются такие пункты опросника,
которые оставлены испытуемым без ответа или в которых отмечены два и более
вариантов ответа. Если количество недействительных пунктов превысит 5 % от
общего объема опросника (5 и более - для исследовательской версии, 3 и бо-
лее - для диагностической версии), то результаты диагностики в целом нель-
зя признать достоверными.
Общее количество баллов, набранное как по исследовательской, так и по
диагностической версии опросника "Смысложизненный кризис", характеризует
общий функциональный уровень смысловой регуляции жизненного пути, а также
уровень общей осмысленности жизни, включая осмысленность прошлого, настоя-
щего и будущего. Чем выше этот показатель, тем сильнее, устойчивее и глуб-
же человек переживает симптомы бессмысленности. Высокие баллы по опроснику
указывают на низкий уровень осмысленности и наличие специфических затруд-
нений в смысловой регуляции и смыслообразовании жизненного пути. Такой че-
ловек воспринимает свою жизнь как скучную, неинтересную, непродуктивную,
бесцельную, непоследовательную и недостаточно организованную. Потребность
в смысле жизни у него не развита либо сильно фрустрирована; смыслопоиско-
вая активность практически не выражена. Поиск и реализацию смысла жизни он
считает бесполезным и даже вредным занятием, старается избегать мыслей о
собственной жизни и ее смысле. В повседневной активности чаще руководству-
ется простыми потребностями, нежели идеалами. Интенсивно переживает внут-
реннюю опустошенность, исчерпанность, нереализованность в жизни. Преобла-
дает субъективная неудовлетворенность жизнью. Наблюдается падение мотива-
ции жизнедеятельности: человек апатичен и безразличен к происходящему в
жизни, у него отсутствует желание изменить жизнь в лучшую сторону и вообще
взять ее течение под контроль. Уровень жизненных притязаний снижен; чело-
век не стремится достичь в жизни чего-то значительного; сторонится дел,
требующих длительной, напряженной работы и самопосвящения. Просматривается
значительное рассогласование между осознанными представлениями о смысле
жизни и реально действующим смыслом: человек реализует в жизни не те цен-
ности, которые переживает как значимые на эмоциональном уровне. В этой
связи многие повседневные дела и обязанности воспринимаются как совершенно
бессмысленные, не представляющие никакой значимости; возникают трудности с
разделением значимого и незначимого в жизни, выработкой внутренних крите-
риев для принятия жизненно важных решений, оцениванием жизненных достиже-
ний. Представления о наиболее важных ценностях в жизни неустойчивы и внут-
ренне конфликтны. Человек склонен обесценивать или радикально переоцени-
вать те ценности, которые считал самыми главными в прошлом. Затрудняется с
упорядочиванием ценностей - источников смысла жизни по значимости для се-
бя. В целом считает жизнь зависящей от внешних обстоятельств, а не от соб-
ственных усилий.
Опросник смысложизненного кризиса предназначен для изучения негатив-
ных аспектов субъективных переживаний и поведения человека, имеющего проб-
лемы с определением и практическим воплощением смысла жизни. Он является
специализированным инструментом для анализа феноменологии кризиса бес-
смысленности, и посему низкий балл, набранный испытуемым по результатам
опроса, не может интерпретироваться "от противного", т.е. как показатель
высокого уровня осмысленности жизни. В данном случае можно с уверенностью
сказать, что испытуемый не страдает от кризиса смысла жизни, но это еще
совсем не значит, что его жизнь проникнута и озарена глубоким смыслом.
Психологу, применяющему опросник в своей профессиональной деятельности,
всегда следует помнить, что смысложизненный кризис - это не просто дефицит
осмысленности жизни, а осмысленность - это не только отсутствие кризисных
проявлений. За каждым из этих состояний скрывается качественно своеобраз-
ная картина внутренних переживаний человека по поводу своей жизни, выра-
женных в качественно своеобразном рисунке поведения, деятельности и жизне-
деятельности в целом.
Сумма баллов, набранных испытуемым, свидетельствует о выраженности у
него психологических признаков смысложизненного кризиса. Чем выше эта сум-
ма, тем глубже, интенсивнее и острее переживается кризис смысла жизни.
Опросник состоит из 50 вопросов.
Примерное время тестирования 10-12 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник смысложизненного кризиса.
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────╢>
<────[-]───><─────[==]─────><───[+]────>
Тестовый показатель - СК = 128 8
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Низкий уровень общей осмысленности жизни, включая осмыслен-
ность прошлого, настоящего и будущего. Наличие специфических за-
труднений в смысловой регуляции и смыслообразовании жизненного пу-
ти. Склонность воспринимать свою жизнь как скучную, неинтересную,
непродуктивную, бесцельную, непоследовательную и недостаточно ор-
ганизованную. Потребность в смысле жизни не развита либо сильно
фрустрирована; смыслопоисковая активность практически не выражена.
Тенденция считать поиск и реализацию смысла жизни бесполезным и
даже вредным занятием, стремление избегать мыслей о собственной
жизни и ее смысле. В повседневной активности чаще руководствуется
простыми потребностями, нежели идеалами. Такой человек интенсивно
переживает внутреннюю опустошенность, исчерпанность, нереализова-
нность в жизни. Преобладает субъективная неудовлетворенность жиз-
нью. Наблюдается падение мотивации жизнедеятельности: человек апа-
тичен и безразличен к происходящему в жизни, у него отсутствует
желание изменить жизнь в лучшую сторону и вообще взять ее течение
под контроль. Уровень жизненных притязаний снижен; человек не
стремится достичь в жизни чего-то значительного; сторонится дел,
требующих длительной, напряженной работы и самопосвящения. Про-
сматривается значительное рассогласование между осознанными пред-
ставлениями о смысле жизни и реально действующим смыслом: человек
реализует в жизни не те ценности, которые переживает как значимые
на эмоциональном уровне. В этой связи многие повседневные дела и
обязанности воспринимаются как совершенно бессмысленные, не пред-
ставляющие никакой значимости; возникают трудности с разделением
значимого и незначимого в жизни, выработкой внутренних критериев
для принятия жизненно важных решений, оцениванием жизненных дос-
тижений. Представления о наиболее важных ценностях в жизни неус-
тойчивы и внутренне конфликтны. Человек склонен обесценивать или
радикально переоценивать те ценности, которые считал самыми глав-
ными в прошлом. Затрудняется с упорядочиванием ценностей - источ-
ников смысла жизни по значимости для себя. В целом считает жизнь
зависящей от внешних обстоятельств, а не от собственных усилий.
|