МЕТОДИКА:                                  
                     Опросник смысложизненного кризиса                      
                        (исследовательская версия)                          
                            (К.В. Карпинский).                              
 
      Методика предназначена для обследования психически здоровых (не стра- 
 дающих болезненными психическими нарушениями, за  исключением  пограничных 
 личностных расстройств) индивидов, как правило, от 15  лет  независимо  от 
 уровня и профиля полученного ими  образования.  Испытуемому  предъявляются 
 стандартная инструкция, перечень вопросов и шаблонный бланк для  регистра- 
 ции ответов. Инструкция не лимитирует время  обдумывания  ответов,  но  не 
 лишним будет напоминание о том, что желательно отвечать первым  приходящим 
 в голову ответом. В некоторых случаях исследователь (диагност) должен  по- 
 яснять, что опросник не является пробой способностей, а нацелен на выявле- 
 ние индивидуального отношения испытуемого к собственной жизни, поэтому нет 
 и быть не может принципиально "плохих" или "хороших" ответов. Это  нейтра- 
 лизует влияние эффекта социальной желательности на  результаты  обследова- 
 ния. Испытуемые должны заполнять опросник самостоятельно, не переговарива- 
 ясь и не дискутируя содержание заданий и ответов между собой. Практика по- 
 казывает, что на работу с исследовательской версией опросника (103 пункта) 
 в среднем тратится 20 - 25 минут, а с диагностической  версией  (50  пунк- 
 тов) - 10 - 12 минут. Благодаря четко составленной  инструкции  испытуемые 
 могут работать с опросником как в присутствии  исследователя  (диагноста), 
 так и заочно.                                                              
 
      Опросник обнаруживает высокую очевидную валидность при работе с таки- 
 ми возрастными контингентами, как юноши, взрослые и пожилые люди. Это      
 обусловлено тем, что содержание тестовых суждений "резонирует" с размышле- 
 ниями и переживаниями взрослого  человека  по  поводу  собственной  жизни. 
 Практика применения опросника свидетельствует, что работа с ним пробуждает 
 интерес взрослых испытуемых, желание разобраться в  себе,  настраивает  на 
 глубокую рефлексию смысла и способа собственной жизни. Он пригоден  и  для 
 обследования старших подростков (15 - 17 лет), которым  также  свойственно 
 серьезное отношение к смысложизненной проблеме и озадаченность своим буду- 
 щим. Это определяется тем, что данный возраст является сензитивным  перио- 
 дом для формирования смысла жизни и прочих психобиографических регуляторов 
 в структуре личности, временем осознанного и активного поиска смысла  жиз- 
 ни. Содержание опросника кажется вполне естественным с  учетом  возрастной 
 специфики и соответствует главным задачам развития старшего  подростка.  В 
 очень редких случаях испытуемые старшего подросткового возраста демонстри- 
 ровали ироничное и враждебное отношение к ситуации обследования,  за  чем, 
 скорее всего, скрывается либо защитная мотивация и глобальное  предубежде- 
 ние в отношении психологической диагностики, либо ретардация  психического 
 развития, дисгармония хронологического и психического возраста. При тести- 
 ровании лиц старшего подросткового возраста рекомендуется более  тщательно 
 разъяснять цель методики, подробнее аргументировать важность вопросов жиз- 
 ненного и, в частности, смысложизненного самоопределения. Пункты опросника 
 не нагружены научной терминологией, сформулированы  без  терминологических 
 изощрений, что делает их доступными для осмысления любым психически полно- 
 ценным индивидом. Открытым остается вопрос о диапазоне применимости опрос- 
 ника в популяции психически нездоровых лиц. Разработчики зарубежных тестов 
 смысла жизни, не задаваясь этим вопросом, использовали их в  компаративных 
 исследованиях на выборках нормальных лиц и пациентов психиатрических  кли- 
 ник, имеющих не только невротические, но и психотические расстройства.  По 
 убеждению разработчиков данного теста, методики, которые валидизированы  и 
 стандартизированы на популяции психически здоровых лиц, нельзя механически 
 проецировать на выборку лиц с психическими нарушениями. Их следует исполь- 
 зовать с осторожностью, каждый раз проверяя психометрическую  адекватность 
 методики, прежде чем извлечь из полученных результатов какие-либо  научные 
 выводы или поставить психологический диагноз. Собственный опыт разработчи- 
 ков показывает, что опросник смысложизненного кризиса может применяться  в 
 научных исследованиях и в клинической психодиагностике лиц с  пограничными 
 психическими аномалиями, которые щадят сферу интеллекта, а также с  откло- 
 няющимся личностным развитием по делинквентному и аддиктивному типу  (пра- 
 вонарушители, алкоголики, наркоманы).                                      
 
      Опросник смысложизненного кризиса может использоваться как в исследо- 
 вательских, так и в диагностических целях: в первом случае  при  обработке 
 достаточно получения "сырого" балла, а во втором - обязательна конвертация 
 первичных тестовых оценок в стандартные баллы, что  открывает  возможность 
 внутрииндивидуальных, межиндивидуальных и межгрупповых сравнений. При  об- 
 работке результатов недействительными считаются  такие  пункты  опросника, 
 которые оставлены испытуемым без ответа или в которых отмечены два и более 
 вариантов ответа. Если количество недействительных пунктов превысит 5 % от 
 общего объема опросника (5 и более - для исследовательской версии, 3 и бо- 
 лее - для диагностической версии), то результаты диагностики в целом нель- 
 зя признать достоверными.                                                  
 
      Общее количество баллов, набранное как по исследовательской, так и по 
 диагностической версии опросника "Смысложизненный  кризис",  характеризует 
 общий функциональный уровень смысловой регуляции жизненного пути, а  также 
 уровень общей осмысленности жизни, включая осмысленность прошлого, настоя- 
 щего и будущего. Чем выше этот показатель, тем сильнее, устойчивее и глуб- 
 же человек переживает симптомы бессмысленности. Высокие баллы по опроснику 
 указывают на низкий уровень осмысленности и наличие специфических  затруд- 
 нений в смысловой регуляции и смыслообразовании жизненного пути. Такой че- 
 ловек воспринимает свою жизнь как скучную,  неинтересную,  непродуктивную, 
 бесцельную, непоследовательную и недостаточно организованную.  Потребность 
 в смысле жизни у него не развита либо сильно фрустрирована;  смыслопоиско- 
 вая активность практически не выражена. Поиск и реализацию смысла жизни он 
 считает бесполезным и даже вредным занятием, старается избегать  мыслей  о 
 собственной жизни и ее смысле. В повседневной активности чаще руководству- 
 ется простыми потребностями, нежели идеалами. Интенсивно переживает  внут- 
 реннюю опустошенность, исчерпанность, нереализованность в жизни.  Преобла- 
 дает субъективная неудовлетворенность жизнью. Наблюдается падение  мотива- 
 ции жизнедеятельности: человек апатичен и безразличен  к  происходящему  в 
 жизни, у него отсутствует желание изменить жизнь в лучшую сторону и вообще 
 взять ее течение под контроль. Уровень жизненных притязаний снижен;  чело- 
 век не стремится достичь в жизни чего-то  значительного;  сторонится  дел, 
 требующих длительной, напряженной работы и самопосвящения. Просматривается 
 значительное рассогласование между осознанными  представлениями  о  смысле 
 жизни и реально действующим смыслом: человек реализует в жизни не те  цен- 
 ности, которые переживает как значимые на  эмоциональном  уровне.  В  этой 
 связи многие повседневные дела и обязанности воспринимаются как совершенно 
 бессмысленные, не представляющие никакой значимости; возникают трудности с 
 разделением значимого и незначимого в жизни, выработкой внутренних  крите- 
 риев для принятия жизненно важных решений, оцениванием жизненных  достиже- 
 ний. Представления о наиболее важных ценностях в жизни неустойчивы и внут- 
 ренне конфликтны. Человек склонен обесценивать или  радикально  переоцени- 
 вать те ценности, которые считал самыми главными в прошлом. Затрудняется с 
 упорядочиванием ценностей - источников смысла жизни по значимости для  се- 
 бя. В целом считает жизнь зависящей от внешних обстоятельств, а не от соб- 
 ственных усилий.                                                           
      Опросник смысложизненного кризиса предназначен для изучения  негатив- 
 ных аспектов субъективных переживаний и поведения человека, имеющего проб- 
 лемы с определением и практическим воплощением смысла жизни.  Он  является 
 специализированным инструментом для  анализа  феноменологии  кризиса  бес- 
 смысленности, и посему низкий балл, набранный  испытуемым  по  результатам 
 опроса, не может интерпретироваться "от противного", т.е.  как  показатель 
 высокого уровня осмысленности жизни. В данном случае можно с  уверенностью 
 сказать, что испытуемый не страдает от кризиса смысла жизни,  но  это  еще 
 совсем не значит, что его жизнь проникнута  и  озарена  глубоким  смыслом. 
 Психологу, применяющему опросник в  своей  профессиональной  деятельности, 
 всегда следует помнить, что смысложизненный кризис - это не просто дефицит 
 осмысленности жизни, а осмысленность - это не только отсутствие  кризисных 
 проявлений. За каждым из этих состояний скрывается качественно  своеобраз- 
 ная картина внутренних переживаний человека по поводу своей  жизни,  выра- 
 женных в качественно своеобразном рисунке поведения, деятельности и жизне- 
 деятельности в целом.                                                      
 
      Сумма баллов, набранных испытуемым, свидетельствует о выраженности  у 
 него психологических признаков смысложизненного кризиса. Чем выше эта сум- 
 ма, тем глубже, интенсивнее и острее переживается кризис смысла жизни.     
 
      Примечание к компьютерной версии:                                     
      В данной программе для автоматической интерпретации результатов  тес- 
 тирования используются условные критерии оценки выраженные в процентах:    
       0% - смысложизненный кризис полностью отсутствует;                   
       1% - 19%  низкие значения;                                           
      20% - 39%  пониженные;                                                
      40% - 59%  средние;                                                   
      60% - 79%  повышенные;                                                
      80% - 100% высокие.                                                   
      Следует иметь в виду, что "сырые" баллы могут принимать  значения  от 
 103 до 412. Для того, чтобы процентная шкала начиналась с  0%,  процентный 
 показатель в данной программе расчитывается с суммы 412-103=309. Таким об- 
 разом, 103 "сырых" баллов = 0%, 412 = 100%.                                
      В файлы статистики записываются "сырые" тестовые баллы, так как  про- 
 центы были введены только для удобства  автоматической  интерпретации  ре- 
 зультатов тестирования и построения диаграммы.                             
      Для получения более точных критериев интерпретаций по  исследователь- 
 ской версии методики следует предварительно создать статистическую  группу 
 "нормы" и на основе анализа  полученного  статистического  распределения - 
 таблицу перевода "сырых" баллов в шкальные оценки принятые в психологии.   
 
      Опросник состоит из 103 вопросов.                                     
      Примерное время тестирования 20-25 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Опросник смысложизненного кризиса.                               
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                        Диагностическая шкала:                              
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████─────────────────╢> СК           
 
         <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                 Тестовый показатель - СК = 312 68%                         
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Пониженный уровень общей осмысленности жизни, включая  осмыс-         
 ленность прошлого, настоящего и  будущего.  Наличие  специфических         
 затруднений в смысловой регуляции и  смыслообразовании  жизненного         
 пути. Склонность воспринимать свою жизнь как  скучную,  неинтерес-         
 ную, непродуктивную, бесцельную, непоследовательную и недостаточно         
 организованную. Потребность в смысле жизни не развита либо  сильно         
 фрустрирована; смыслопоисковая активность практически не выражена.         
 Тенденция считать поиск и реализацию смысла  жизни  бесполезным  и         
 даже вредным занятием, стремление избегать  мыслей  о  собственной         
 жизни и ее смысле. В повседневной активности чаще  руководствуется         
 простыми потребностями, нежели идеалами. Такой человек  интенсивно         
 переживает внутреннюю опустошенность, исчерпанность,  нереализова-         
 нность в жизни. Преобладает субъективная неудовлетворенность  жиз-         
 нью. Наблюдается падение мотивации жизнедеятельности: человек апа-         
 тичен и безразличен к происходящему в жизни,  у  него  отсутствует         
 желание изменить жизнь в лучшую сторону и вообще взять ее  течение         
 под контроль. Уровень  жизненных  притязаний  снижен;  человек  не         
 стремится достичь в жизни чего-то значительного;  сторонится  дел,         
 требующих длительной, напряженной работы  и  самопосвящения.  Про-         
 сматривается значительное рассогласование между осознанными  пред-         
 ставлениями о смысле жизни и реально действующим смыслом:  человек         
 реализует в жизни не те ценности, которые переживает как  значимые         
 на эмоциональном уровне. В этой связи многие повседневные  дела  и         
 обязанности воспринимаются как совершенно бессмысленные, не  пред-         
 ставляющие никакой значимости; возникают трудности  с  разделением         
 значимого и незначимого в жизни, выработкой  внутренних  критериев         
 для принятия жизненно важных решений, оцениванием  жизненных  дос-         
 тижений. Представления о наиболее важных ценностях в  жизни  неус-         
 тойчивы и внутренне конфликтны. Человек склонен  обесценивать  или         
 радикально переоценивать те ценности, которые считал самыми  глав-         
 ными в прошлом. Затрудняется с упорядочиванием ценностей -  источ-         
 ников смысла жизни по значимости для себя. В целом  считает  жизнь         
 зависящей от внешних обстоятельств, а не от собственных усилий.