МЕТОДИКА:
Шкала диагностики самоэффективности
(Self-Efficacy Scale - SES)
(Sherer M., J.E. Maddux, B. Mercadante, S. Prentice-Dunn,
B. Jacobs, R.W. Rogers, 1982)
(адаптация А.В. Бояринцевой).
Тест определения уровня самоэффективности - одна из диагностических
методик исследования самосознания и самооценки личности, направленная на
количественное определение уровня самоэффективности.
Понятие "самоэффективность" ввел А. Бандура, подразумевая под ним
уверенность в успехе собственного поведения. В понятие вкладывалась воз-
можность оценивать умение людей осознавать свои способности и использовать
их наилучшим образом. При этом особое внимание придавалось тому, что при
более чем скромных способностях умелое их использование позволяет человеку
достичь высоких результатов. В то же время наличие высокого потенциала ав-
томатически не гарантирует высокие результаты, если человек не верит в
возможность применить этот потенциал на практике и не пытается воспользо-
ваться всем тем, что дано ему природой и обществом.
Методика измеряет 2 уровня самоэффективности - уровень самоэффектив-
ности в сфере предметной деятельности и уровень самоэфективности в сфере
межличностного общения. Шкала представляет собой опросник из 23 суждений
относительно чувства уверенности индивида в разных видах деятельности, от-
носящихся к двум сферам (сфера предметной деятельности и сфера межличност-
ного общения).
Респонденту предлагается выразить степень своего согласия с утвержде-
ниями по шкале от +5 до -5. Далее ответы подсчитываются по ключу.
Сумма баллов первых 17 утверждений показывает уровень самоэффектив-
ности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по 23-е утверждение - в
сфере межличностного общения.
Подсчет баллов производится после изменения знака на обратный перед
цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18, 20, 21, 22.
Средние значения уровня самоэффективности располагаются в интервале
от -7 до +53 баллов, а в сфере общения - в интервале от +7 до +15. Таким
образом, показатели, лежащие за указанными пределами, свидетельствуют либо
о заниженной оценке потенциала в той или иной сфере жизнедеятельности, ли-
бо - о завышенной.
Обработка результатов и интерпретация.
Сумма баллов первых 17 утверждений показывает уровень самоэффектив-
ности в сфере предметной деятельности, а с 18-го по 23-е утверждение - в
сфере межличностного общения.
Подсчет баллов производится после изменения знака на обратный перед
отмеченной цифрой в утверждениях: 2, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 16, 17, 18,
20, 21, 22.
Средние значения уровня самоэффективности в сфере предметной деятель-
ности располагаются в интервале от -7 до +53 баллов, а в сфере общения - в
интервале от +7 до +15. Таким образом, показатели, лежащие за указанными
пределами, свидетельствуют либо о заниженной оценке потенциала в той или
иной сфере жизнедеятельности, либо - о завышенной.
Результаты нормирования тестовых показателей на российской выборке.
Показатель S SD
Самоэффективность в сфере предметной деятельности 30,6 3,8
Самоэффективность в сфере межличностного общения 23,8 11,1
Опросник состоит из 23 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
Примечание к компьютерной версии:
В данной программе диаграмма результатов тестирования строится на по-
казателях выраженных в процентах.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала диагностики самоэффективности (SES).
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма.
ПД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████─────╢>
<────────[-]─────────><──────[==]──────><───[+]──>
МО ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓───────────────╢>
<────────────[-]─────────────><─[==]─><────[+]───>
Tестовые показатели:
1. Предметная деятельность - ПД = 71 92%
2. Межличностное общение - МО = 14 73%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Завышенная оценка самоэффективности в сфере предметной дея-
тельности.
Чрезмерная уверенность (убеждение) человека относительно на-
личия у него потенциальных способностей организовать и осуществить
собственную деятельность, необходимую для достижения определенной
цели.
Повышенный показатель самооценки продуктивности процесса ин-
теграции когнитивных, социальных и поведенческих компонентов c
целью осуществления оптимальной стратегии в разнообразных ситуаци-
ях предметной деятельности.
Средняя оценка самоэффективности в сфере межличностного обще-
ния.
Умеренно выраженная уверенность (убеждение) человека относи-
тельно наличия у него потенциальных способностей организовать и
осуществить собственную деятельность, необходимую для достижения
определенной цели в сфере межличностного общения.
Средний показатель самооценки продуктивности процесса инте-
грации когнитивных, социальных и поведенческих компонентов c целью
осуществления оптимальной стратегии в разнообразных ситуациях
межличностного общения.
|