МЕТОДИКА:                                  
                Шкалы социального и экономического обмена                   
                  (Social and Economic Exchange Scales)                     
         (Shore L.M., Tetrick L.E, Lynch P., Barksdale K., 2006).           
 
      Методика предназнчена для  измерения  степени  восприятия  работником 
 своего обмена с организацией.                                              
      Они отличаются от других шкал социального  обмена  (напр.,  LMX7  или 
 LMX - MDM), а также от шкал, измеряющих психологические контракты, в  двух 
 отношениях.                                                                
      Во-первых, они измеряют оба рассматривающихся в литературе по отноше- 
 ниям обмена типа обмена, социальный и экономический.                       
      Во-вторых, они позволяют напрямую измерять восприятия работником  от- 
 ношений обмена с организацией, тогда как упомянутые шкалы измеряют не сами 
 отношения, а специфические вклады, которые вносят в такие отношения работ- 
 ник, с одной стороны, и его организация (или руководитель), с другой.      
      При разработке пунктов авторы опирались на четыре  ключевых  различия 
 между социальными и экономическими обменами, выделенных ими из  литературы 
 по отношениям обмена. Социальный и экономический обмены различаются по ха- 
 рактеру отношений, в которые вовлекаются обе стороны, а также  по  преиму- 
 щественной направленности, структурированности и продолжительности  взаим- 
 ных обязательств. Социальные обмены опираются  на  доверие,  эмоциональную 
 привязанность и ощущение внутренних обязательств  перед  другой  стороной, 
 что придает им выраженный личный характер, тогда как экономические  обмены 
 носят скорее безличный характер, из-за чего доверие, привязанность и  ощу- 
 щение внутренних обязательств не является их необходимым атрибутом. Отсюда 
 вытекают различия в характере взаимных обязательств в социальных и  эконо- 
 мических обменах. Социальные обмены делают  акцент  на  социоэмоциональных 
 аспектах отношений между работником и работодателем (напр.,  взаимные  ус- 
 тупки, забота со стороны  организации),  тогда  как  экономические  обмены 
 делают акцент  на  финансовых  и  материальных  аспектах  таких  отношений 
 (напр., заработная плата и выгоды). Социальные обмены влекут за собой не-  
 специфические обязательства, такие, что когда индивид делает другой сторо- 
 не какое-то одолжение, у него возникает ожидание некоторого возврата в бу- 
 дущем. Когда оно будет возвращено, и в каком виде, зачастую не  формулиру- 
 ется отчетливо и не конкретизируется. Как следствие, такие отношения  тре- 
 буют долгосрочной ориентации. В свою очередь, экономические обмены  опира- 
 ются на узко формулируемые соглашения, действие которых ограничено во вре- 
 мени, и не требуют долгосрочной ориентации.                                
 
      Показатели экономического и социального обмена  рассчитываются  путем 
 усреднения ответов на соответствующие пункты.                              
 
      Надежность и валидность.                                              
      В исследовании Шор и др. (2006) коэффициенты альфа шкал экономическо- 
 го и социального обмена составляли 0.78 до 0.87, соответственно. Конфирма- 
 торные факторные анализы показали, что экономический  и  социальный  обмен 
 отличались друг от друга и от связанных с ними конструктов (воспринимаемой 
 организационной поддержки, аффективной и временной приверженности). Вместе 
 с тем оба типа обмена негативно и умеренно коррелировали друг с другом.    
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Диаграмми и интерпретация тестовых показателей основаны  на  числовых 
 значених, выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.                 
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий тестовый показатель;                               
      21% -  40%  пониженный тестовый показатель;                           
      41% -  60%  средний тестовый показатель;                              
      61% -  80%  повышенный тестовый показатель;                           
      81% - 100%  высокий тестовый показатель.                              
 
      Опросник состоит из 16 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 
 Методика: Шкалы социального и экономического обмена (SEES).                
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
    СО ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>              
 
    ЭО ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████────────────────╢>              
 
         <──[--]─><───[-]──><──[=]──><──[+]──><────[++]───>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
           1. Социальные обмены     -  СО  = 18  21%  2.25                  
           2. Экономические обмены  -  ЭО  = 42  71%  5.25                  
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Социальные обмены.                                                 
      Социальные обмены опираются на доверие, эмоциональную  привя-         
 занность и ощущение внутренних обязательств перед другой стороной,         
 что придает им выраженный личный характер.                                 
      Социальные обмены делают акцент на социоэмоциональных  аспек-         
 тах отношений между работником и работодателем.                            
      Социальные обмены влекут за собой неспецифические  обязатель-         
 ства, такие, что когда  индивид  делает  другой  стороне  какое-то         
 одолжение, у него возникает ожидание некоторого возврата  в  буду-         
 щем. Когда оно будет возвращено, и в каком виде, зачастую не  фор-         
 мулируется отчетливо и не конкретизируется. Как  следствие,  такие         
 отношения требуют долгосрочной ориентации.                                 
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
      2. Экономические обмены.                                              
      Экономические обмены носят скорее безличный  характер,  из-за         
 чего доверие, привязанность и ощущение внутренних обязательств  не         
 является их необходимым атрибутом.                                         
      Экономические обмены делают акцент на финансовых и материаль-         
 ных аспектах таких отношений.                                              
      Экономические обмены опираются на узко формулируемые соглаше-         
 ния, действие которых ограничено во времени, и не  требуют  долго-         
 срочной ориентации.                                                        
      Тестовый показатель: повышенный.