МЕТОДИКА:
Шкалы социального и экономического обмена
(Social and Economic Exchange Scales)
(Shore L.M., Tetrick L.E, Lynch P., Barksdale K., 2006).
Методика предназнчена для измерения степени восприятия работником
своего обмена с организацией.
Они отличаются от других шкал социального обмена (напр., LMX7 или
LMX - MDM), а также от шкал, измеряющих психологические контракты, в двух
отношениях.
Во-первых, они измеряют оба рассматривающихся в литературе по отноше-
ниям обмена типа обмена, социальный и экономический.
Во-вторых, они позволяют напрямую измерять восприятия работником от-
ношений обмена с организацией, тогда как упомянутые шкалы измеряют не сами
отношения, а специфические вклады, которые вносят в такие отношения работ-
ник, с одной стороны, и его организация (или руководитель), с другой.
При разработке пунктов авторы опирались на четыре ключевых различия
между социальными и экономическими обменами, выделенных ими из литературы
по отношениям обмена. Социальный и экономический обмены различаются по ха-
рактеру отношений, в которые вовлекаются обе стороны, а также по преиму-
щественной направленности, структурированности и продолжительности взаим-
ных обязательств. Социальные обмены опираются на доверие, эмоциональную
привязанность и ощущение внутренних обязательств перед другой стороной,
что придает им выраженный личный характер, тогда как экономические обмены
носят скорее безличный характер, из-за чего доверие, привязанность и ощу-
щение внутренних обязательств не является их необходимым атрибутом. Отсюда
вытекают различия в характере взаимных обязательств в социальных и эконо-
мических обменах. Социальные обмены делают акцент на социоэмоциональных
аспектах отношений между работником и работодателем (напр., взаимные ус-
тупки, забота со стороны организации), тогда как экономические обмены
делают акцент на финансовых и материальных аспектах таких отношений
(напр., заработная плата и выгоды). Социальные обмены влекут за собой не-
специфические обязательства, такие, что когда индивид делает другой сторо-
не какое-то одолжение, у него возникает ожидание некоторого возврата в бу-
дущем. Когда оно будет возвращено, и в каком виде, зачастую не формулиру-
ется отчетливо и не конкретизируется. Как следствие, такие отношения тре-
буют долгосрочной ориентации. В свою очередь, экономические обмены опира-
ются на узко формулируемые соглашения, действие которых ограничено во вре-
мени, и не требуют долгосрочной ориентации.
Показатели экономического и социального обмена рассчитываются путем
усреднения ответов на соответствующие пункты.
Надежность и валидность.
В исследовании Шор и др. (2006) коэффициенты альфа шкал экономическо-
го и социального обмена составляли 0.78 до 0.87, соответственно. Конфирма-
торные факторные анализы показали, что экономический и социальный обмен
отличались друг от друга и от связанных с ними конструктов (воспринимаемой
организационной поддержки, аффективной и временной приверженности). Вместе
с тем оба типа обмена негативно и умеренно коррелировали друг с другом.
Примечание к компьютерной версии.
Диаграмми и интерпретация тестовых показателей основаны на числовых
значених, выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий тестовый показатель;
21% - 40% пониженный тестовый показатель;
41% - 60% средний тестовый показатель;
61% - 80% повышенный тестовый показатель;
81% - 100% высокий тестовый показатель.
Опросник состоит из 16 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкалы социального и экономического обмена (SEES).
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма.
СО ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────────╢>
ЭО ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████────────────────╢>
<──[--]─><───[-]──><──[=]──><──[+]──><────[++]───>
Tестовые показатели:
1. Социальные обмены - СО = 18 21% 2.25
2. Экономические обмены - ЭО = 42 71% 5.25
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Социальные обмены.
Социальные обмены опираются на доверие, эмоциональную привя-
занность и ощущение внутренних обязательств перед другой стороной,
что придает им выраженный личный характер.
Социальные обмены делают акцент на социоэмоциональных аспек-
тах отношений между работником и работодателем.
Социальные обмены влекут за собой неспецифические обязатель-
ства, такие, что когда индивид делает другой стороне какое-то
одолжение, у него возникает ожидание некоторого возврата в буду-
щем. Когда оно будет возвращено, и в каком виде, зачастую не фор-
мулируется отчетливо и не конкретизируется. Как следствие, такие
отношения требуют долгосрочной ориентации.
Тестовый показатель: пониженный.
2. Экономические обмены.
Экономические обмены носят скорее безличный характер, из-за
чего доверие, привязанность и ощущение внутренних обязательств не
является их необходимым атрибутом.
Экономические обмены делают акцент на финансовых и материаль-
ных аспектах таких отношений.
Экономические обмены опираются на узко формулируемые соглаше-
ния, действие которых ограничено во времени, и не требуют долго-
срочной ориентации.
Тестовый показатель: повышенный.
|