МЕТОДИКА:
Шкала общей самоэффективности
(Р. Шварцер, М. Ерусалем)
(Generalized self-efficacy scale - GSES)
(Schwarzer R., Jerusalem M.)
(адаптация В.Г. Ромека).
Методика предназначена для определения уровня самоэффективности лич-
ности.
Понятие самоэффективности (self-efficacy) было предложено Альбертом
Бандурой и представляет собой один из центральных компонентов его социаль-
но-когнитивной теории.
Идея А. Бандуры о том, что вера в эффективность собственных действий
(самоэффективность) может в существенной мере влиять на поведение, нашла
множество подтверждений в клинических исследованиях и оказалась вполне
адекватной сфере регуляции социального поведения в более широком контексте.
Влияние веры в самоэффективность на поведение человека Бандура объяс-
няет следующим образом: человек боится и избегает тех социальных ситуаций,
с которыми, как он считает, он не сумеет справиться, активно и наступа-
тельно он ведет себя тогда, когда он уверен в своих способностях и верит в
успех собственных действий.
Бандура предлагает различать ожидание результатов и веру в самоэффек-
тивность.
Первый тип ожиданий тождественен убеждению, что некоторое поведение
приведет к определенным результатам.
Ожидание самоэффективности означает веру человека в то, что он в сос-
тоянии вести себя таким образом, что это приведет к желаемым результатам
(успеху).
В соответствии с теорией и исследованиями Бандуры и сотрудников, са-
моэффективность проявляется в том, как люди чувствуют, думают и действуют.
В терминах чувств низкий уровень самоэффективности ассоциируется с
депрессией, беспокойством и чувством беспомощности. У таких индивидов час-
то обнаруживается низкая самооценка, пессимистические мысли о собственных
достижениях.
Существует четыре источника самоэффективности:
конкретные, воспринимаемые индивидом успехи;
наблюдения за чужим опытом;
вербальные воздействия;
воспринимаемое эмоциональное возбуждение.
Русскоязычная версия опросника общей самоэффективности состоит из 10
пунктов, каждый из которых имеет 4 степени согласия с ним респондента. Все
вопросы прямые, по шкале формируется единственный балл, отражающий общий
показатель субъективной оценки личностной эффективности.
Суммарные значения по шкале получаются простым суммированием отдель-
ных оценок и лежат в диапазоне от 10 до 40.
Статистические показатели свидетельствуют о том, что шкала общей са-
моэффективности является одномерным, гомогенным и в достаточной степени
надежным психологическим измерительным инструментом.
Нормативные показатели по методике.
Уровень профессиональной самоэффективности оценивается:
36-40 баллов - высокая самоэффективность.
30-35 баллов - выше средней.
25-29 баллов - средняя.
20-24 балла - ниже средней.
10-19 баллов - низкая.
Примечание к компьютерной версии.
Тестовый показатель может принимать значения от 10 до 40 баллов.
В данной программе диаграмма результатов тестирования основана на по-
казателе выраженном в процентах с нулевой точкой отсчета.
Опросник состоит из 10 вопросов.
Примерное время тестирования 3-5 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала самоэффективности.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓██████─────────────╢>
<────[--]─────><──[-]──><─[==]─><───[+]──><─[++]─>
Тестовый показатель - "SE" = 33 77%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный уровень самоэффективности.
Уверенность (убеждение) человека относительно наличия у него
потенциальных способностей организовать и осуществить собственную
деятельность, необходимую для достижения определенной цели.
Повышенный показатель продуктивности процесса интеграции ког-
нитивных, социальных и поведенческих компонентов c целью осущест-
вления оптимальной стратегии в разнообразных ситуациях.
|