МЕТОДИКА:
Семантический дифференциал времени
(Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Червинская К.Р.)
(НИПНИ им. В.М. Бехтерева).
Методика предназначена для диагностики особенностей субъективного
восприятия времени, которые отражают преобладающие, в том числе малоосоз-
наваемые, тенденции в актуальном психическом состоянии и отношении личнос-
ти к действительности.
Преимущество данной методики заключается в простоте и доступности для
любой категории больных, особенно при экспресс-диагностике, а также в ус-
тойчивости к мотивационным искажениям, обусловленной спецификой стимульно-
го материала (метафорические характеристики времени).
Методика может быть использована в стационарной и амбулаторной прак-
тике учреждений здравоохранения в целях психологической диагностики, в
частности, оценки эффективности лечения депрессий различного генеза и
уровней, а также в целях психопрофилактики при скрининговых и проспектив-
ных исследованиях.
Методика как дополнительный психодиагностический инструмент может
применяться для определения особенностей эмоционального состояния и отно-
шений личности также в связи с задачами психологического консультирования,
психокоррекции и обучения специалистов.
"Семантический дифференциал времени" (СДВ) содержит 25 полярных шкал,
на основе которых выделено 5 факторов. На каждой шкале полярные точки
представлены прилагательными - антонимами, метафорически характеризующими
время. Оценка испытуемым значения понятия по шкалам СДВ позволяет помес-
тить время в точку семантического пространства, для выделения основных из-
мерений которого применялся факторный анализ. СДВ позволяет определить ко-
ординаты точки в семантическом пространстве, расстояния между значениями
различных понятий, понятийные структуры испытуемых, например "прошлое",
"настоящее" и "будущее". При использовании методики оценивается субъектив-
ное значение времени в зависимости от индивидуального опыта и эмоциональ-
ного состояния испытуемого.
Полярные шкалы объединяют следующие 5 факторов:
1. Активность времени (АВ);
2. Эмоциональная окраска времени (ЭВ);
3. Величина времени (ВВ);
4. Структура времени (СВ);
5. Ощущаемость времени (ОВ).
Первый и второй факторы совпадают с факторами, выделенными Ч. Осгу-
дом, третий - фактор величины, повидимому, аналогичен фактору "силы" по
Ч. Осгуду. Четвертый и пятый факторы специфичны по отношению к психологи-
ческому времени и отражают степень ощущения его реальности, необратимости,
а также сочетания последовательности и одновременности.
Шкалы СДВ, характеризующие настоящее, прошлое и будущее время, позво-
ляют оценить индивидуальное своеобразие переживания личностью временных
аспектов своей жизни.
Содержательная интерпретация факторов.
1. Активность времени.
Фактор активности (АВ) отражает преимущественно динамические характе-
ристики психологического времени, которые определяются такими эпитетами
как "активное - пассивное", "напряженное - расслабленное", "стремитель-
ное - застывшее", "плотное - пустое", "изменчивое - постоянное".
Высокая активность (динамичность) психологического времени может ука-
зывать на наличие выраженной энергетической наполненности психической
жизни обследуемого, возможно, эмоционального напряжения.
Низкий уровень активности психологического времени, напротив, может
рассматриваться как косвенное свидетельство недостаточной активности пси-
хической деятельности обследуемого.
При оценке прошедшего и будущего указанные характеристики проецируют-
ся испытуемым на соответствующие периоды времени.
Эти особенности могут носить как относительно стабильный, так и ситу-
ативный характер, проявляться в когнитивной, эмоциональной и мотивационно-
поведенческой сферах.
Психическое напряжение, характерное для лиц с высокими показателями
"активности времени", может проявляться субъективно ощущаемым высоким тем-
пом протекания мыслительных процессов, яркостью, насыщенностью переживаний
(как в положительном, так и в отрицательном смысле), экспрессивностью,
энергичностью, стеничностью, потребностью в новизне, ощущением наполнен-
ности жизни событиями и впечатлениями. Вместе с тем высокая динамичность
психического функционирования при повышенных показателях "активности вре-
мени" может проявляться ощущением нехватки времени для выполнения всех на-
меченных задач, эмоциональным возбуждением, раздражением.
Недостаточность тонуса, характерная для лиц с низкими показателями
"активности времени", может проявляться ощущением недостатка сил и энер-
гии,признаками утомления, пассивностью, созерцательностью, инертностью,
некоторой статичностью внутренней жизни, чувством недостаточной наполнен-
ности жизни событиями, впечатлениями, деятельностью.
2. Эмоциональная окраска времени.
Фактор эмоциональной окраски (ЭВ) отражает преимущественно аффектив-
ные характеристики психологического времени, которые определяются такими
эпитетами как "радостное - печальное", "яркое - тусклое", "спокойное -
тревожное", "цветное - серое", "светлое - темное".
Высокие показатели по шкале "эмоциональной окраски времени" отражают
удовлетворенность обследуемого актуальной жизненной ситуацией, оптимистич-
ное видение окружающего, преобладание в структуре переживаний положитель-
ных эмоций и чувств - удовольствия, радости, воодушевления и др. Эти пере-
живания отличаются высокой яркостью, насыщенностью, могут иметь как ситуа-
тивный, так и относительно стабильный характер. В последнем случае речь
может идти о нереалистичности представлений обследуемого, сверхоптимистич-
ности и недостаточной критичности. При оценке прошедшего и будущего ука-
занные особенности проецируются испытуемым на соответствующие периоды вре-
мени.
Низкие показатели по шкале "эмоциональной окраски времени" свидетель-
ствуют о преобладании в структуре переживаний испытуемого негативных эмо-
ций и чувств, актуализации в сознании негативных аспектов действительности
(прошедшего времени и ожидаемого будущего), фрустрированности, неудовлет-
воренности жизненными обстоятельствами, пессимистичности. Мрачное видение
настоящего, прошедшего или будущего соответствует широкому спектру нега-
тивных эмоциональных состояний (беспокойству, раздражению, тревоге, подав-
ленности, печали, гневу и др.), а также относительно стабильных эмоцио-
нально-личностных характеристик (тревожности, депрессивности, ипохондрич-
ности, раздражительности, дисфоричности и др.). Особого внимание заслужи-
вает проецирование негативных эмоций в будущее, характерное для эмоцио-
нальных состояний с превалированием ярко выраженного депрессивного компо-
нента безнадежности, беспомощности, безысходности, бесперспективности.
3. Величина времени.
Фактор величины времени (ВВ) отражает сложные характеристики психоло-
гического времени, которые определяются такими эпитетами как "длительное -
мгновенное", "большое - маленькое", "объемное - плоское", "широкое - уз-
кое", "глубокое - мелкое".
Высокие показатели по шкале "величины времени" отражают значительную
смысловую наполненность времени, насыщенность связанных с ним переживаний,
которые преимущественно носят положительный характер и соотносятся с ощу-
щением внутренней свободы, отсутствия внешних факторов, способных блокиро-
вать удовлетворение актуальных потребностей. Чувство "глубины" и "объем-
ности" психологического времени сопряжено с высоким мотивационным потенци-
алом, ощущением "пространства" для самореализации, широкой жизненной перс-
пективы, потребностью в установлении связи с окружающим миром.
Низкие показатели по шкале "величины времени" свидетельствуют о том,
что обследуемый усматривает во внешних и внутренних условиях труднопреодо-
лимые препятствия для удовлетворения актуальных потребностей, что приводит
к потере смысловой наполненности и личностной значимости происходящего в
оцениваемом периоде времени. Ощущение недостатка "пространства" в психоло-
гическом времени соотносится с чувством внутренней скованности, фрустриро-
ванностью, приводящей к блокированию позитивных побуждений личности. Прое-
цирование указанных характеристик в будущее может свидетельствовать о су-
жении жизненной перспективности и чувстве безнадежности.
4. Структура времени.
Фактор структуры времени (СВ) отражает характеристики психологическо-
го времени, которые определяются такими эпитетами как "понятное - непонят-
ное", "неделимое - делимое", "непрерывное - прерывное", "обратимое - не-
обратимое", "ритмичное - неритмичное".
Высокие показатели по шкале "структуры времени" могут интерпретиро-
ваться как свидетельство ясности и упорядоченности представлений обследуе-
мого о соответствующем периоде времени, преобладании ощущения прогнозируе-
мости, структурированности, подконтрольности событий, а также относитель-
ной логической стройности внутренней жизни, понятности побуждений, объяс-
нимости эмоциональных реакций и т.п. Ощущение взаимосвязей между событиями
и вместе с тем завершенности каждого из них соотносится с рационально-ана-
литической позицией обследуемого, непротиворечивостью его побуждений, а
также восприятием окружающего мира как относительно стабильного и безопас-
ного.
Низкие показатели по шкале "структуры времени" свидетельствуют о
субъективном восприятии внешнего и внутреннего мира в оцениваемый период
времени как недостаточно упорядоченных, слабоструктурированных, неподконт-
рольных, труднопрогнозируемых. Отсутствие четких представлений о законо-
мерностях происходящих событий, логических связях между ними, а также
трудности в самоанализе, обусловливающие высокую вероятность интрапсихи-
ческих конфликтов, могут проявляться непоследовательностью, импульсивнос-
тью в поведении, чувством смятения, растерянности, трудностями в объясне-
нии личных поступков, желаний, побуждений.
5. Ощущаемость времени.
Фактор ощущаемости времени (ОВ) отражает сложные характеристики пси-
хологического времени, которые определяются такими эпитетами как "близ-
кое - далекое", "реальное - кажущееся", "общее - частное", "ощущаемое -
неощущаемое", "открытое - замкнутое".
Высокие показатели по шкале "ощущаемости времени" отражают наличие
тесной психологической связи обследуемого с соответствующим периодом вре-
мени, проявляющейся высокой интеллектуальной и эмоциональной вовлеченнос-
тью в актуальные события (воспоминания, ожидаемое будущее). Высокая чувст-
вительность в отношении реальности при значительной "ощущаемости" психоло-
гического времени сопряжена с интуитивным восприятием событий жизни как
личностно значимых, с ощущением себя активным участником происходящего.
Низкие показатели по шкале "ощущаемости" свидетельствуют о нарушении
психологической связи обследуемого с действительностью, которое сопряжено
с недостатком интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности в актуальную
ситуацию (события прошедшего, будущего), потерей ощущения личностной зна-
чимости происходящего. На когнитивном и эмоциональном уровнях снижение
восприимчивости к реальности может проявляться в позиции "наблюдателя за
собственной жизнью", в отстраненности, внутренней безучастности, недоста-
точной эмоциональной чуткости и иных феноменах, которые в некоторых случа-
ях могут достигать степени выраженности дереализационно-деперсонализацион-
ных состояний.
Технология проведения исследования.
Применение СДВ возможно как при индивидуальном, так и при группового
обследовании. Испытуемому при его информированном согласии предлагаются
три бланка СДВ, каждый из которых содержит 25 идентичных полярных опреде-
лений (качеств или свойств), метафорически характеризующих время. Испытуе-
мому предлагается оценить сначала настоящее время, затем прошедшее и буду-
щее время.
В каждом ряду СДВ испытуемый подчеркивает то прилагательное, которое
соответствует в данный момент его ощущению времени. Цифры "1", "2", "3" на
шкалах обозначают выраженность названного свойства времени:
"1" соотносится с незначительной,
"2" - с умеренной,
"3" - со значительной выраженностью этого качества времени для испы-
туемого.
При инструктировании важно подчеркнуть необходимость свободного ассо-
циативного оценивания времени. Целесообразно также объяснить, что испытуе-
мый должен оценивать то, как он реально представляет свое будущее время, а
не то, каким он его хочет видеть. Опыт показывает, что именно в этой части
исследования испытуемые часто ошибаются. Повторение, дополнительное разъ-
яснение инструкции позволяет предотвратить искажения в ответах.
Обязательным условием проведения исследования является наличие хоро-
шего контакта психолога с испытуемым и отсутствие условий, мешающих прове-
дению исследования, так как работа с данной методикой требует от пациента
сосредоточенности. В некоторых случаях при осмысливании понятий СДВ (дли-
тельное - мгновенное; обратимое - необратимое) у пациента могут возникать
трудности в понимании прилагательных в отношении времени. В такой ситуации
психологу требуется объяснить значения этих понятий, подчеркнуть метафори-
ческий характер прилагательных, необходимость свободных, интуитивных отве-
тов испытуемого.
При интерпретации результатов СДВ необходимо учитывать данные анамне-
за, интеллектуальные возможности, мотивацию и клинические характеристики
испытуемого. Следует отметить, что методика СДВ не содержит шкалы досто-
верности. Мотивационные искажения в данных этой методики, как и в других
шкалах субъективного шкалирования, не играют существенной роли для приня-
тия диагностических решений, поскольку стимульный материал предполагает
опосредованный характер ответов.
Обработка результатов исследования.
На первом этапе с помощью "ключа" подсчитываются баллы по каждому из
факторов отдельно на каждом из бланков СДВ (настоящего, прошедшего и буду-
щего) в соответствии с пятью шкалами (факторами) и их полярной оценкой.
На втором этапе вычисляется средняя оценка настоящего, прошедшего или
будущего времени. При этом итоговый показатель - СДВ (настоящего, прошед-
шего или будущего) вычисляется путем сложения баллов по каждому из пяти
факторов и последующим делением на 5.
Полученный результат может быть сопоставлен с соответствующими стан-
дартами следующим образом.
Исследования авторов методики основаны на выделении трех групп испы-
туемых: нормативной, группы больных с эндогенной депрессией и группы боль-
ных с психогенной депрессией. Полученные по факторам значения для каждой
группы можно рассматривать как нормативы, позволяющие определять степень
соответствия психологического времени испытуемого особенностям психологи-
ческого времени у здоровых лиц, а также у лиц с эндогенными и психогенными
(невротическими) депрессивными расстройствами.
Cистема градации показателей по шкалам методики, основанная на ре-
зультатах обследования репрезентативной выборки здоровых лиц в возрасте
19-56 лет.
Общее правило градации следующее:
Показатели, находящиеся в интервале от среднего по выборке показателю
до уровня (M+SD), соответствуют повышенному уровню.
Показатели выше значения (M+SD) соответствуют существенно повышенному
уровню.
Показатели, находящиеся в интервале от среднего по выборке показателю
до уровня (M-SD), соответствуют пониженному уровню.
Показатели выше значения (M-SD) соответствуют существенно пониженному
уровню.
Основанием для отнесения испытуемого к группе с высокой вероятностью
наличия эндогенной депрессии можно считать низкие отрицательные значения
по всем пяти факторам при описании испытуемым настоящего времени.
Для более точного отнесения испытуемого к одной из трех групп значе-
ния по пяти факторам, полученные при оценке им настоящего времени, ранжи-
руются, и вычисляется коэффициент корреляции Спирмена.
Авторами опросника разработана компьютерная версия методики СДВ, ко-
торая отличается достаточно сложным алгоритмом создания т.н. "непротиворе-
чивых" заключений по результатам тестирования.
В данном компьютерном варианте СДВ основной акцент был сделан на пре-
доставлении психологу различной цифровой, графической и текстовой информа-
ции необходимой для составления собственного заключения по результатам
проведенного исследования.
Опросник состоит из 25х3 шкал оценки.
Примерное время тестирования 10-25 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Семантический дифференциал времени.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма №1 (настоящее):
*
3 ┼ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄
2 ┼ ▄ █ █ ▄ ▄ █ █ █ █ ▄ █ █
1 ┼ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █ █ ▄ █
-1 ┼ █ █ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
-2 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █ █
-3 ┼─+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
_________ _________ _________ _________ _________
АВ ЭВ ВВ СВ ОВ
Диаграмма №2 (прошедшее):
*
3 ┼ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄
2 ┼ █ █ ▄ █ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ █ █ █ ▄ █ █ █ █ █
1 ┼ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
-1 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄
-2 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █ █
-3 ┼─+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
_________ _________ _________ _________ _________
АВ ЭВ ВВ СВ ОВ
Диаграмма №3 (будущее):
*
3 ┼ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄ ▄
2 ┼ █ █ █ █ ▄ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ ▄
1 ┼ █ █ █ █ ▄ ▄ █ ▄ ▄ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █ ▄
-1 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
-2 ┼ █ █ █ █ ▄ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ ▄ █ █ █ █
-3 ┼─+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y
_________ _________ _________ _________ _________
АВ ЭВ ВВ СВ ОВ
Диаграмма №4 (средние оценки):
Н ╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒────────────────────────╢>
<──────────[--]──────────><[-]><[+]><────[++]────>
П ╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓██───────────────╢>
<────────[--]────────><─[-]><[+]─><─────[++]─────>
Б ╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓─────────────╢>
<───────────[--]───────────><[-]><[+]><───[--]───>
Тестовые показатели:
Н П Б
1. Активность времени:
+ -
активное <-> пассивное A = -3 3 3
напряженное <-> расслабленное B = -3 3 3
стремительное <-> застывшее C = 2 2 3
плотное <-> пустое D = 3 3 3
изменчивое <-> постоянное E = -3 2 -2
------------------------------------------------
Сумма АВ = -4 13 10
2. Эмоциональная окраска времени:
+ -
радостное <-> печальное A = -3 1 1
яркое <-> тусклое B = -1 2 1
спокойное <-> тревожное C = 3 2 2
цветное <-> серое D = -3 2 1
светлое <-> темное E = -3 2 1
------------------------------------------------
Сумма ЭО = -7 9 6
3. Величина времени:
+ -
длительное <-> мгновенное A = 2 -3 3
большое <-> маленькое B = 2 3 3
объемное <-> плоское C = 3 3 3
широкое <-> узкое D = 3 3 3
глубокое <-> мелкое E = -3 -3 -3
------------------------------------------------
Сумма ВВ = 7 3 9
4. Структура времени:
+ -
понятное <-> непонятное A = 1 2 3
неделимое <-> делимое B = 3 3 3
непрерывное <-> прерывное C = -3 -3 -3
обратимое <-> необратимое D = 3 3 3
ритмичное <-> неритмичное E = -3 -3 1
------------------------------------------------
Сумма СВ = 1 2 7
5. Ощущаемость времени:
+ -
близкое <-> далекое A = -2 -2 -2
реальное <-> кажущееся B = 2 3 2
общее <-> частное C = 3 3 3
ощущаемое <-> неощущаемое D = 1 3 2
открытое <-> замкнутое E = 3 -1 1
------------------------------------------------
Сумма ОВ = 7 6 6
Средняя величина оценки настоящего времени = 0.80
Средняя величина оценки прошедшего времени = 6.60
Средняя величина оценки будущего времени = 7.60
Коэффициенты ранговой корреляции.
1. Нормативня выборка.
Настоящее = 0.30
Прошедшее = 1.00 (p<0.001)
Будущее = 0.80 (p<0.10)
2. Эндогенная депрессия.
Настоящее = 0.50
Прошедшее = 0.30
Будущее = 0.00
3. Психогенная (невротическая) депрессия.
Настоящее = -0.50
Прошедшее = 0.90 (p<0.05)
Будущее = 0.80 (p<0.10)
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Активность времени.
Фактор активности отражает преимущественно динамические ха-
рактеристики психологического времени, которые определяются такими
эпитетами как "активное - пассивное", "напряженное - расслаблен-
ное", "стремительное - застывшее", "плотное - пустое", "изменчи-
вое - постоянное".
Настоящее: низкая активность (динамичность) психологического
времени. Недостаточность тонуса может проявляться ощущением недос-
татка сил и энергии, признаками утомления, пассивностью, созерца-
тельностью, инертностью, некоторой статичностью внутренней жизни,
чувством недостаточной наполненности жизни событиями, впечатления-
ми, деятельностью.
Прошедшее: высокий показатель фактора активности времени.
Будущее: высокий показатель фактора активности времени.
2. Эмоциональная окраска времени.
Фактор эмоциональной окраски отражает преимущественно аффек-
тивные характеристики психологического времени, которые определя-
ются такими эпитетами как "радостное - печальное", "яркое - туск-
лое", "спокойное - тревожное", "цветное - серое", "светлое - тем-
ное".
Настоящее: низкая аффективная характеристика психологического
времени. Преобладание в структуре переживаний испытуемого негатив-
ных эмоций и чувств, актуализация в сознании негативных аспектов
действительности, фрустрированность, неудовлетворенность жизненны-
ми обстоятельствами, пессимистичность. Мрачное видение настоящего
соответствует широкому спектру негативных эмоциональных состояний
(беспокойству, раздражению, тревоге, подавленности, печали, гневу
и др.), а также относительно стабильных эмоциональноличностных ха-
рактеристик (тревожности, депрессивности, ипохондричности, раздра-
жительности, дисфоричности и др.).
Прошедшее: высокий показатель фактора эмоциональной окраски
времени.
Будущее: повышенный показатель фактора эмоциональной окраски
времени.
3. Величина времени.
Фактор величины времени отражает сложные характеристики пси-
хологического времени, которые определяются такими эпитетами как
"длительное - мгновенное", "большое - маленькое", "объемное -
плоское", "широкое - узкое", "глубокое - мелкое".
Настоящее: повышенный уровень смысловой наполненности време-
ни, насыщенность связанных с ним переживаний, которые преимущест-
венно носят положительный характер и соотносятся с ощущением внут-
ренней свободы, отсутствия внешних факторов, способных блокировать
удовлетворение актуальных потребностей. Чувство "глубины" и "объ-
емности" психологического времени сопряжено с повышенным мотиваци-
онным потенциалом, ощущением "пространства" для самореализации,
широкой жизненной перспективы, потребностью в установлении связи с
окружающим миром.
Прошедшее: повышенный показатель фактора величины времени.
Будущее: повышенный показатель фактора величины времени.
4. Структура времени.
Фактор структуры времени отражает характеристики психологи-
ческого времени, которые определяются такими эпитетами как "понят-
ное - непонятное", "неделимое - делимое", "непрерывное - прерыв-
ное", "обратимое - необратимое", "ритмичное - неритмичное".
Настоящее: пониженный показатель ясности и упорядоченности
представлений обследуемого о соответствующем периоде времени,
субъективное восприятие внешнего и внутреннего мира в оцениваемый
период времени как недостаточно упорядоченных, слабоструктуриро-
ванных, неподконтрольных, труднопрогнозируемых. Отсутствие четких
представлений о закономерностях происходящих событий, логических
связях между ними, а также трудности в самоанализе, обусловливаю-
щие высокую вероятность интрапсихических конфликтов, могут прояв-
ляться непоследовательностью, импульсивностью в поведении, чувст-
вом смятения, растерянности, трудностями в объяснении личных пос-
тупков, желаний, побуждений.
Прошедшее: повышенный показатель фактора структуры времени.
Будущее: высокий показатель фактора структуры времени.
5. Ощущаемость времени.
Фактор ощущаемости времени отражает сложные характеристики
психологического времени, которые определяются такими эпитетами
как "близкое - далекое", "реальное - кажущееся", "общее - част-
ное", "ощущаемое - неощущаемое", "открытое - замкнутое".
Настоящее: повышенный показатель наличия тесной психологичес-
кой связи обследуемого с соответствующим периодом времени, повы-
шенная интеллектуальная и эмоциональная вовлеченность в актуальные
события. Повышенная чувствительность в отношении реальности при
значительной "ощущаемости" психологического времени сопряжена с
интуитивным восприятием событий жизни как личностно значимых, с
ощущением себя активным участником происходящего.
Прошедшее: повышенный показатель фактора ощущаемости времени.
Будущее: повышенный показатель фактора ощущаемости времени.
Интегральные тестовые показатели.
Средняя величина оценки настоящего времени:
в сравнении с нормативной выборкой - пониженный показатель;
в сравнении с группой эндогенной депрессии - пониженный пока-
затель;
в сравнении с группой психогенной (невротической) депрессии -
повышенный показатель.
Средняя величина оценки прошедшего времени:
в сравнении с нормативной выборкой - высокий показатель;
в сравнении с группой эндогенной депрессии - высокий показа-
тель;
в сравнении с группой психогенной (невротической) депрессии -
высокий показатель.
Средняя величина оценки будущего времени:
в сравнении с нормативной выборкой - высокий показатель;
в сравнении с группой эндогенной депрессии - высокий показа-
тель;
в сравнении с группой психогенной (невротической) депрессии -
высокий показатель.
|