МЕТОДИКА:                                  
                    Семантический дифференциал времени                      
             (Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Червинская К.Р.)              
                        (НИПНИ им. В.М. Бехтерева).                         
 
      Методика предназначена  для  диагностики  особенностей  субъективного 
 восприятия времени, которые отражают преобладающие, в том числе  малоосоз- 
 наваемые, тенденции в актуальном психическом состоянии и отношении личнос- 
 ти к действительности.                                                     
      Преимущество данной методики заключается в простоте и доступности для 
 любой категории больных, особенно при экспресс-диагностике, а также в  ус- 
 тойчивости к мотивационным искажениям, обусловленной спецификой стимульно- 
 го материала (метафорические характеристики времени).                      
      Методика может быть использована в стационарной и амбулаторной  прак- 
 тике учреждений здравоохранения в  целях  психологической  диагностики,  в 
 частности, оценки эффективности  лечения  депрессий  различного  генеза  и 
 уровней, а также в целях психопрофилактики при скрининговых и  проспектив- 
 ных исследованиях.                                                         
      Методика как  дополнительный  психодиагностический  инструмент  может 
 применяться для определения особенностей эмоционального состояния и  отно- 
 шений личности также в связи с задачами психологического консультирования, 
 психокоррекции и обучения специалистов.                                    
 
      "Семантический дифференциал времени" (СДВ) содержит 25 полярных шкал, 
 на основе которых выделено 5 факторов.  На  каждой  шкале  полярные  точки 
 представлены прилагательными - антонимами, метафорически  характеризующими 
 время. Оценка испытуемым значения понятия по шкалам СДВ  позволяет  помес- 
 тить время в точку семантического пространства, для выделения основных из- 
 мерений которого применялся факторный анализ. СДВ позволяет определить ко- 
 ординаты точки в семантическом пространстве, расстояния  между  значениями 
 различных понятий, понятийные структуры  испытуемых,  например  "прошлое", 
 "настоящее" и "будущее". При использовании методики оценивается субъектив- 
 ное значение времени в зависимости от индивидуального опыта и  эмоциональ- 
 ного состояния испытуемого.                                                
      Полярные шкалы объединяют следующие 5 факторов:                       
      1. Активность времени (АВ);                                           
      2. Эмоциональная окраска времени (ЭВ);                                
      3. Величина времени (ВВ);                                             
      4. Структура времени (СВ);                                            
      5. Ощущаемость времени (ОВ).                                          
      Первый и второй факторы совпадают с факторами,  выделенными  Ч. Осгу- 
 дом, третий - фактор величины, повидимому, аналогичен  фактору  "силы"  по 
 Ч. Осгуду. Четвертый и пятый факторы специфичны по отношению к  психологи- 
 ческому времени и отражают степень ощущения его реальности, необратимости, 
 а также сочетания последовательности и одновременности.                    
      Шкалы СДВ, характеризующие настоящее, прошлое и будущее время, позво- 
 ляют оценить индивидуальное своеобразие  переживания  личностью  временных 
 аспектов своей жизни.                                                      
 
      Содержательная интерпретация факторов.                                
 
      1. Активность времени.                                                
      Фактор активности (АВ) отражает преимущественно динамические характе- 
 ристики психологического времени, которые  определяются  такими  эпитетами 
 как  "активное - пассивное",  "напряженное - расслабленное",  "стремитель- 
 ное - застывшее", "плотное - пустое", "изменчивое - постоянное".           
      Высокая активность (динамичность) психологического времени может ука- 
 зывать на  наличие  выраженной  энергетической  наполненности  психической 
 жизни обследуемого, возможно, эмоционального напряжения.                   
      Низкий уровень активности психологического времени,  напротив,  может  
 рассматриваться как косвенное свидетельство недостаточной активности  пси- 
 хической деятельности обследуемого.                                        
      При оценке прошедшего и будущего указанные характеристики проецируют- 
 ся испытуемым на соответствующие периоды времени.                          
      Эти особенности могут носить как относительно стабильный, так и ситу- 
 ативный характер, проявляться в когнитивной, эмоциональной и мотивационно- 
 поведенческой сферах.                                                      
      Психическое напряжение, характерное для лиц с  высокими  показателями 
 "активности времени", может проявляться субъективно ощущаемым высоким тем- 
 пом протекания мыслительных процессов, яркостью, насыщенностью переживаний 
 (как в положительном, так и  в  отрицательном  смысле),  экспрессивностью, 
 энергичностью, стеничностью, потребностью в новизне,  ощущением  наполнен- 
 ности жизни событиями и впечатлениями. Вместе с тем  высокая  динамичность 
 психического функционирования при повышенных показателях "активности  вре- 
 мени" может проявляться ощущением нехватки времени для выполнения всех на- 
 меченных задач, эмоциональным возбуждением, раздражением.                  
      Недостаточность тонуса, характерная для лиц  с  низкими  показателями 
 "активности времени", может проявляться ощущением недостатка сил  и  энер- 
 гии,признаками утомления,  пассивностью,  созерцательностью,  инертностью, 
 некоторой статичностью внутренней жизни, чувством недостаточной  наполнен- 
 ности жизни событиями, впечатлениями, деятельностью.                       
 
      2. Эмоциональная окраска времени.                                     
      Фактор эмоциональной окраски (ЭВ) отражает преимущественно  аффектив- 
 ные характеристики психологического времени, которые  определяются  такими 
 эпитетами  как  "радостное - печальное",  "яркое - тусклое",  "спокойное - 
 тревожное", "цветное - серое", "светлое - темное".                         
      Высокие показатели по шкале "эмоциональной окраски времени"  отражают 
 удовлетворенность обследуемого актуальной жизненной ситуацией, оптимистич- 
 ное видение окружающего, преобладание в структуре переживаний  положитель- 
 ных эмоций и чувств - удовольствия, радости, воодушевления и др. Эти пере- 
 живания отличаются высокой яркостью, насыщенностью, могут иметь как ситуа- 
 тивный, так и относительно стабильный характер. В  последнем  случае  речь 
 может идти о нереалистичности представлений обследуемого, сверхоптимистич- 
 ности и недостаточной критичности. При оценке прошедшего и  будущего  ука- 
 занные особенности проецируются испытуемым на соответствующие периоды вре- 
 мени.                                                                      
      Низкие показатели по шкале "эмоциональной окраски времени" свидетель- 
 ствуют о преобладании в структуре переживаний испытуемого негативных  эмо- 
 ций и чувств, актуализации в сознании негативных аспектов действительности 
 (прошедшего времени и ожидаемого будущего), фрустрированности,  неудовлет- 
 воренности жизненными обстоятельствами, пессимистичности. Мрачное  видение 
 настоящего, прошедшего или будущего соответствует широкому  спектру  нега- 
 тивных эмоциональных состояний (беспокойству, раздражению, тревоге, подав- 
 ленности, печали, гневу и др.), а также  относительно  стабильных  эмоцио- 
 нально-личностных характеристик (тревожности, депрессивности,  ипохондрич- 
 ности, раздражительности, дисфоричности и др.). Особого внимание  заслужи- 
 вает проецирование негативных эмоций в будущее,  характерное  для  эмоцио- 
 нальных состояний с превалированием ярко выраженного депрессивного  компо- 
 нента безнадежности, беспомощности, безысходности, бесперспективности.     
 
      3. Величина времени.                                                  
      Фактор величины времени (ВВ) отражает сложные характеристики психоло- 
 гического времени, которые определяются такими эпитетами как "длительное - 
 мгновенное", "большое - маленькое",  "объемное - плоское",  "широкое - уз- 
 кое", "глубокое - мелкое".                                                 
      Высокие показатели по шкале "величины времени" отражают  значительную 
 смысловую наполненность времени, насыщенность связанных с ним переживаний, 
 которые преимущественно носят положительный характер и соотносятся с  ощу- 
 щением внутренней свободы, отсутствия внешних факторов, способных блокиро- 
 вать удовлетворение актуальных потребностей. Чувство "глубины"  и  "объем- 
 ности" психологического времени сопряжено с высоким мотивационным потенци- 
 алом, ощущением "пространства" для самореализации, широкой жизненной перс- 
 пективы, потребностью в установлении связи с окружающим миром.             
      Низкие показатели по шкале "величины времени" свидетельствуют о  том, 
 что обследуемый усматривает во внешних и внутренних условиях труднопреодо- 
 лимые препятствия для удовлетворения актуальных потребностей, что приводит 
 к потере смысловой наполненности и личностной значимости  происходящего  в 
 оцениваемом периоде времени. Ощущение недостатка "пространства" в психоло- 
 гическом времени соотносится с чувством внутренней скованности, фрустриро- 
 ванностью, приводящей к блокированию позитивных побуждений личности. Прое- 
 цирование указанных характеристик в будущее может свидетельствовать о  су- 
 жении жизненной перспективности и чувстве безнадежности.                   
 
      4. Структура времени.                                                 
      Фактор структуры времени (СВ) отражает характеристики психологическо- 
 го времени, которые определяются такими эпитетами как "понятное - непонят- 
 ное", "неделимое - делимое",  "непрерывное - прерывное",  "обратимое - не- 
 обратимое", "ритмичное - неритмичное".                                     
      Высокие показатели по шкале "структуры времени"  могут  интерпретиро- 
 ваться как свидетельство ясности и упорядоченности представлений обследуе- 
 мого о соответствующем периоде времени, преобладании ощущения прогнозируе- 
 мости, структурированности, подконтрольности событий, а также относитель-  
 ной логической стройности внутренней жизни, понятности побуждений,  объяс- 
 нимости эмоциональных реакций и т.п. Ощущение взаимосвязей между событиями 
 и вместе с тем завершенности каждого из них соотносится с рационально-ана- 
 литической позицией обследуемого, непротиворечивостью  его  побуждений,  а 
 также восприятием окружающего мира как относительно стабильного и безопас- 
 ного.                                                                      
      Низкие показатели по  шкале  "структуры  времени"  свидетельствуют  о 
 субъективном восприятии внешнего и внутреннего мира в  оцениваемый  период 
 времени как недостаточно упорядоченных, слабоструктурированных, неподконт- 
 рольных, труднопрогнозируемых. Отсутствие четких представлений  о  законо- 
 мерностях происходящих событий, логических  связях  между  ними,  а  также 
 трудности в самоанализе, обусловливающие высокую  вероятность  интрапсихи- 
 ческих конфликтов, могут проявляться непоследовательностью,  импульсивнос- 
 тью в поведении, чувством смятения, растерянности, трудностями в  объясне- 
 нии личных поступков, желаний, побуждений.                                 
 
      5. Ощущаемость времени.                                               
      Фактор ощущаемости времени (ОВ) отражает сложные характеристики  пси- 
 хологического времени, которые определяются такими  эпитетами  как  "близ- 
 кое - далекое",  "реальное - кажущееся",  "общее - частное",  "ощущаемое - 
 неощущаемое", "открытое - замкнутое".                                      
      Высокие показатели по шкале "ощущаемости  времени"  отражают  наличие 
 тесной психологической связи обследуемого с соответствующим периодом  вре- 
 мени, проявляющейся высокой интеллектуальной и эмоциональной  вовлеченнос- 
 тью в актуальные события (воспоминания, ожидаемое будущее). Высокая чувст- 
 вительность в отношении реальности при значительной "ощущаемости" психоло- 
 гического времени сопряжена с интуитивным восприятием  событий  жизни  как 
 личностно значимых, с ощущением себя активным участником происходящего.    
      Низкие показатели по шкале "ощущаемости" свидетельствуют о  нарушении 
 психологической связи обследуемого с действительностью, которое  сопряжено 
 с недостатком интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности в  актуальную 
 ситуацию (события прошедшего, будущего), потерей ощущения личностной  зна- 
 чимости происходящего. На когнитивном  и  эмоциональном  уровнях  снижение 
 восприимчивости к реальности может проявляться в позиции  "наблюдателя  за 
 собственной жизнью", в отстраненности, внутренней безучастности,  недоста- 
 точной эмоциональной чуткости и иных феноменах, которые в некоторых случа- 
 ях могут достигать степени выраженности дереализационно-деперсонализацион- 
 ных состояний.                                                             
 
      Технология проведения исследования.                                   
      Применение СДВ возможно как при индивидуальном, так и при  группового 
 обследовании. Испытуемому при его  информированном  согласии  предлагаются 
 три бланка СДВ, каждый из которых содержит 25 идентичных полярных  опреде- 
 лений (качеств или свойств), метафорически характеризующих время. Испытуе- 
 мому предлагается оценить сначала настоящее время, затем прошедшее и буду- 
 щее время.                                                                 
      В каждом ряду СДВ испытуемый подчеркивает то прилагательное,  которое 
 соответствует в данный момент его ощущению времени. Цифры "1", "2", "3" на 
 шкалах обозначают выраженность названного свойства времени:                
      "1" соотносится с незначительной,                                     
      "2" - с умеренной,                                                    
      "3" - со значительной выраженностью этого качества времени для  испы- 
 туемого.                                                                   
      При инструктировании важно подчеркнуть необходимость свободного ассо- 
 циативного оценивания времени. Целесообразно также объяснить, что испытуе- 
 мый должен оценивать то, как он реально представляет свое будущее время, а 
 не то, каким он его хочет видеть. Опыт показывает, что именно в этой части 
 исследования испытуемые часто ошибаются. Повторение, дополнительное  разъ- 
 яснение инструкции позволяет предотвратить искажения в ответах.            
      Обязательным условием проведения исследования является наличие  хоро- 
 шего контакта психолога с испытуемым и отсутствие условий, мешающих прове- 
 дению исследования, так как работа с данной методикой требует от  пациента 
 сосредоточенности. В некоторых случаях при осмысливании понятий СДВ  (дли- 
 тельное - мгновенное; обратимое - необратимое) у пациента могут  возникать 
 трудности в понимании прилагательных в отношении времени. В такой ситуации 
 психологу требуется объяснить значения этих понятий, подчеркнуть метафори- 
 ческий характер прилагательных, необходимость свободных, интуитивных отве- 
 тов испытуемого.                                                           
 
      При интерпретации результатов СДВ необходимо учитывать данные анамне- 
 за, интеллектуальные возможности, мотивацию и  клинические  характеристики 
 испытуемого. Следует отметить, что методика СДВ не содержит  шкалы  досто- 
 верности. Мотивационные искажения в данных этой методики, как и  в  других 
 шкалах субъективного шкалирования, не играют существенной роли для  приня- 
 тия диагностических решений, поскольку  стимульный  материал  предполагает 
 опосредованный характер ответов.                                           
 
      Обработка результатов исследования.                                   
      На первом этапе с помощью "ключа" подсчитываются баллы по каждому  из 
 факторов отдельно на каждом из бланков СДВ (настоящего, прошедшего и буду- 
 щего) в соответствии с пятью шкалами (факторами) и их полярной оценкой.    
      На втором этапе вычисляется средняя оценка настоящего, прошедшего или 
 будущего времени. При этом итоговый показатель - СДВ (настоящего,  прошед- 
 шего или будущего) вычисляется путем сложения баллов по  каждому  из  пяти 
 факторов и последующим делением на 5.                                      
      Полученный результат может быть сопоставлен с соответствующими  стан- 
 дартами следующим образом.                                                 
      Исследования авторов методики основаны на выделении трех групп  испы- 
 туемых: нормативной, группы больных с эндогенной депрессией и группы боль- 
 ных с психогенной депрессией. Полученные по факторам значения  для  каждой 
 группы можно рассматривать как нормативы, позволяющие  определять  степень 
 соответствия психологического времени испытуемого особенностям  психологи- 
 ческого времени у здоровых лиц, а также у лиц с эндогенными и психогенными 
 (невротическими) депрессивными расстройствами.                             
      Cистема градации показателей по шкалам методики,  основанная  на  ре- 
 зультатах обследования репрезентативной выборки здоровых  лиц  в  возрасте 
 19-56 лет.                                                                 
      Общее правило градации следующее:                                     
      Показатели, находящиеся в интервале от среднего по выборке показателю 
 до уровня (M+SD), соответствуют повышенному уровню.                        
      Показатели выше значения (M+SD) соответствуют существенно повышенному 
 уровню.                                                                    
      Показатели, находящиеся в интервале от среднего по выборке показателю 
 до уровня (M-SD), соответствуют пониженному уровню.                        
      Показатели выше значения (M-SD) соответствуют существенно пониженному 
 уровню.                                                                    
      Основанием для отнесения испытуемого к группе с высокой  вероятностью 
 наличия эндогенной депрессии можно считать низкие  отрицательные  значения 
 по всем пяти факторам при описании испытуемым настоящего времени.          
      Для более точного отнесения испытуемого к одной из трех групп  значе- 
 ния по пяти факторам, полученные при оценке им настоящего времени,  ранжи- 
 руются, и вычисляется коэффициент корреляции Спирмена.                     
 
      Авторами опросника разработана компьютерная версия методики СДВ,  ко- 
 торая отличается достаточно сложным алгоритмом создания т.н. "непротиворе- 
 чивых" заключений по результатам тестирования.                             
      В данном компьютерном варианте СДВ основной акцент был сделан на пре- 
 доставлении психологу различной цифровой, графической и текстовой информа- 
 ции необходимой для составления  собственного  заключения  по  результатам 
 проведенного исследования.                                                 
 
      Опросник состоит из 25х3 шкал оценки.                                 
      Примерное время тестирования 10-25 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Семантический дифференциал времени.                              
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
 
                      Диаграмма №1 (настоящее):                             
      *                                                                     
    3 ┼       ▄        ▄          ▄ ▄      ▄   ▄        ▄   ▄               
    2 ┼     ▄ █        █      ▄ ▄ █ █      █   █      ▄ █   █               
    1 ┼     █ █        █      █ █ █ █    ▄ █   █      █ █ ▄ █               
   -1 ┼     █ █      ▄ █      █ █ █ █    █ █   █      █ █ █ █               
   -2 ┼     █ █      █ █      █ █ █ █    █ █   █    ▄ █ █ █ █               
   -3 ┼─+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+─*             
        A B C D E  F G H I J  K L M N O  P Q R S T  U V W X Y               
        _________  _________  _________  _________  _________               
           АВ         ЭВ          ВВ         СВ         ОВ                  
 
 
                      Диаграмма №2 (прошедшее):                             
      *                                                                     
    3 ┼ ▄ ▄   ▄                 ▄ ▄ ▄      ▄   ▄      ▄ ▄ ▄                 
    2 ┼ █ █ ▄ █ ▄    ▄ ▄ ▄ ▄    █ █ █    ▄ █   █      █ █ █                 
    1 ┼ █ █ █ █ █  ▄ █ █ █ █    █ █ █    █ █   █      █ █ █                 
   -1 ┼ █ █ █ █ █  █ █ █ █ █    █ █ █    █ █   █      █ █ █ ▄               
   -2 ┼ █ █ █ █ █  █ █ █ █ █    █ █ █    █ █   █    ▄ █ █ █ █               
   -3 ┼─+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+─*             
        A B C D E  F G H I J  K L M N O  P Q R S T  U V W X Y               
        _________  _________  _________  _________  _________               
           АВ         ЭВ          ВВ         СВ         ОВ                  
 
 
                      Диаграмма №3 (будущее):                               
      *                                                                     
    3 ┼ ▄ ▄ ▄ ▄               ▄ ▄ ▄ ▄    ▄ ▄   ▄        ▄                   
    2 ┼ █ █ █ █        ▄      █ █ █ █    █ █   █      ▄ █ ▄                 
    1 ┼ █ █ █ █    ▄ ▄ █ ▄ ▄  █ █ █ █    █ █   █ ▄    █ █ █ ▄               
   -1 ┼ █ █ █ █    █ █ █ █ █  █ █ █ █    █ █   █ █    █ █ █ █               
   -2 ┼ █ █ █ █ ▄  █ █ █ █ █  █ █ █ █    █ █   █ █  ▄ █ █ █ █               
   -3 ┼─+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+──+─+─+─+─+─*             
        A B C D E  F G H I J  K L M N O  P Q R S T  U V W X Y               
        _________  _________  _________  _________  _________               
           АВ         ЭВ          ВВ         СВ         ОВ                  
 
 
                   Диаграмма №4 (средние оценки):                           
 
    Н ╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒────────────────────────╢>               
        <──────────[--]──────────><[-]><[+]><────[++]────>                  
 
    П ╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓██───────────────╢>               
        <────────[--]────────><─[-]><[+]─><─────[++]─────>                  
 
    Б ╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓─────────────╢>               
        <───────────[--]───────────><[-]><[+]><───[--]───>                  
 
 
                        Тестовые показатели:                                
                                                Н   П   Б                   
        1. Активность времени:                                              
               +                 -                                          
         активное      <-> пассивное      A =  -3   3   3                   
         напряженное   <-> расслабленное  B =  -3   3   3                   
         стремительное <-> застывшее      C =   2   2   3                   
         плотное       <-> пустое         D =   3   3   3                   
         изменчивое    <-> постоянное     E =  -3   2  -2                   
         ------------------------------------------------                   
         Сумма                           АВ =  -4  13  10                   
 
        2. Эмоциональная окраска времени:                                   
               +                 -                                          
         радостное     <-> печальное      A =  -3   1   1                   
         яркое         <-> тусклое        B =  -1   2   1                   
         спокойное     <-> тревожное      C =   3   2   2                   
         цветное       <-> серое          D =  -3   2   1                   
         светлое       <-> темное         E =  -3   2   1                   
         ------------------------------------------------                   
         Сумма                           ЭО =  -7   9   6                   
 
        3. Величина времени:                                                
               +                 -                                          
         длительное    <-> мгновенное     A =   2  -3   3                   
         большое       <-> маленькое      B =   2   3   3                   
         объемное      <-> плоское        C =   3   3   3                   
         широкое       <-> узкое          D =   3   3   3                   
         глубокое      <-> мелкое         E =  -3  -3  -3                   
         ------------------------------------------------                   
         Сумма                           ВВ =   7   3   9                   
 
        4. Структура времени:                                               
               +                 -                                          
         понятное      <-> непонятное     A =   1   2   3                   
         неделимое     <-> делимое        B =   3   3   3                   
         непрерывное   <-> прерывное      C =  -3  -3  -3                   
         обратимое     <-> необратимое    D =   3   3   3                   
         ритмичное     <-> неритмичное    E =  -3  -3   1                   
         ------------------------------------------------                   
         Сумма                           СВ =   1   2   7                   
 
        5. Ощущаемость времени:                                             
               +                 -                                          
         близкое       <-> далекое        A =  -2  -2  -2                   
         реальное      <-> кажущееся      B =   2   3   2                   
         общее         <-> частное        C =   3   3   3                   
         ощущаемое     <-> неощущаемое    D =   1   3   2                   
         открытое      <-> замкнутое      E =   3  -1   1                   
         ------------------------------------------------                   
         Сумма                           ОВ =   7   6   6                   
 
         Средняя величина оценки настоящего времени = 0.80                  
         Средняя величина оценки прошедшего времени = 6.60                  
         Средняя величина оценки будущего времени   = 7.60                  
 
               Коэффициенты ранговой корреляции.                            
 
         1. Нормативня выборка.                                             
         Настоящее  =  0.30                                                 
         Прошедшее  =  1.00 (p<0.001)                                       
         Будущее    =  0.80 (p<0.10)                                        
 
         2. Эндогенная депрессия.                                           
         Настоящее  =  0.50                                                 
         Прошедшее  =  0.30                                                 
         Будущее    =  0.00                                                 
 
         3. Психогенная (невротическая) депрессия.                          
         Настоящее  = -0.50                                                 
         Прошедшее  =  0.90 (p<0.05)                                        
         Будущее    =  0.80 (p<0.10)                                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Активность времени.                                                
      Фактор активности отражает преимущественно  динамические  ха-         
 рактеристики психологического времени, которые определяются такими         
 эпитетами как  "активное - пассивное",  "напряженное - расслаблен-         
 ное", "стремительное - застывшее",  "плотное - пустое",  "изменчи-         
 вое - постоянное".                                                         
      Настоящее: низкая активность (динамичность)  психологического         
 времени. Недостаточность тонуса может проявляться ощущением недос-         
 татка сил и энергии, признаками утомления, пассивностью,  созерца-         
 тельностью, инертностью, некоторой статичностью внутренней  жизни,         
 чувством недостаточной наполненности жизни событиями, впечатления-         
 ми, деятельностью.                                                         
      Прошедшее: высокий показатель фактора активности времени.             
      Будущее: высокий показатель фактора активности времени.               
 
      2. Эмоциональная окраска времени.                                     
      Фактор эмоциональной окраски отражает преимущественно  аффек-         
 тивные характеристики психологического времени, которые  определя-         
 ются такими эпитетами как "радостное - печальное",  "яркое - туск-         
 лое", "спокойное - тревожное", "цветное - серое",  "светлое - тем-         
 ное".                                                                      
      Настоящее: низкая аффективная характеристика психологического         
 времени. Преобладание в структуре переживаний испытуемого негатив-         
 ных эмоций и чувств, актуализация в сознании  негативных  аспектов         
 действительности, фрустрированность, неудовлетворенность жизненны-         
 ми обстоятельствами, пессимистичность. Мрачное видение  настоящего         
 соответствует широкому спектру негативных эмоциональных  состояний         
 (беспокойству, раздражению, тревоге, подавленности, печали,  гневу         
 и др.), а также относительно стабильных эмоциональноличностных ха-         
 рактеристик (тревожности, депрессивности, ипохондричности, раздра-         
 жительности, дисфоричности и др.).                                         
      Прошедшее: высокий показатель фактора  эмоциональной  окраски         
 времени.                                                                   
      Будущее: повышенный показатель фактора эмоциональной  окраски         
 времени.                                                                   
 
      3. Величина времени.                                                  
      Фактор величины времени отражает сложные характеристики  пси-         
 хологического времени, которые определяются такими  эпитетами  как         
 "длительное -  мгновенное",  "большое -  маленькое",   "объемное -         
 плоское", "широкое - узкое", "глубокое - мелкое".                          
      Настоящее: повышенный уровень смысловой наполненности  време-         
 ни, насыщенность связанных с ним переживаний, которые  преимущест-         
 венно носят положительный характер и соотносятся с ощущением внут-         
 ренней свободы, отсутствия внешних факторов, способных блокировать         
 удовлетворение актуальных потребностей. Чувство "глубины" и  "объ-         
 емности" психологического времени сопряжено с повышенным мотиваци-         
 онным потенциалом, ощущением  "пространства"  для  самореализации,         
 широкой жизненной перспективы, потребностью в установлении связи с         
 окружающим миром.                                                          
      Прошедшее: повышенный показатель фактора величины времени.            
      Будущее: повышенный показатель фактора величины времени.              
 
      4. Структура времени.                                                 
      Фактор структуры времени отражает  характеристики  психологи-         
 ческого времени, которые определяются такими эпитетами как "понят-         
 ное - непонятное",  "неделимое - делимое",  "непрерывное - прерыв-         
 ное", "обратимое - необратимое", "ритмичное - неритмичное".                
      Настоящее: пониженный показатель  ясности  и  упорядоченности         
 представлений  обследуемого  о  соответствующем  периоде  времени,         
 субъективное восприятие внешнего и внутреннего мира в  оцениваемый         
 период времени как недостаточно  упорядоченных,  слабоструктуриро-         
 ванных, неподконтрольных, труднопрогнозируемых. Отсутствие  четких         
 представлений о закономерностях происходящих  событий,  логических         
 связях между ними, а также трудности в самоанализе,  обусловливаю-         
 щие высокую вероятность интрапсихических конфликтов, могут  прояв-         
 ляться непоследовательностью, импульсивностью в поведении,  чувст-         
 вом смятения, растерянности, трудностями в объяснении личных  пос-         
 тупков, желаний, побуждений.                                               
      Прошедшее: повышенный показатель фактора структуры времени.           
      Будущее: высокий показатель фактора структуры времени.                
 
      5. Ощущаемость времени.                                               
      Фактор ощущаемости времени  отражает  сложные  характеристики         
 психологического времени, которые  определяются  такими  эпитетами         
 как "близкое - далекое",  "реальное - кажущееся",  "общее -  част-         
 ное", "ощущаемое - неощущаемое", "открытое - замкнутое".                   
      Настоящее: повышенный показатель наличия тесной психологичес-         
 кой связи обследуемого с соответствующим периодом  времени,  повы-         
 шенная интеллектуальная и эмоциональная вовлеченность в актуальные         
 события. Повышенная чувствительность в  отношении  реальности  при         
 значительной "ощущаемости" психологического  времени  сопряжена  с         
 интуитивным восприятием событий жизни как  личностно  значимых,  с         
 ощущением себя активным участником происходящего.                          
      Прошедшее: повышенный показатель фактора ощущаемости времени.         
      Будущее: повышенный показатель фактора ощущаемости времени.           
 
               Интегральные тестовые показатели.                            
 
      Средняя величина оценки настоящего времени:                           
      в сравнении с нормативной выборкой - пониженный показатель;           
      в сравнении с группой эндогенной депрессии - пониженный пока-         
 затель;                                                                    
      в сравнении с группой психогенной (невротической) депрессии -         
 повышенный показатель.                                                     
 
      Средняя величина оценки прошедшего времени:                           
      в сравнении с нормативной выборкой - высокий показатель;              
      в сравнении с группой эндогенной депрессии - высокий  показа-         
 тель;                                                                      
      в сравнении с группой психогенной (невротической) депрессии -         
 высокий показатель.                                                        
 
      Средняя величина оценки будущего времени:                             
      в сравнении с нормативной выборкой - высокий показатель;              
      в сравнении с группой эндогенной депрессии - высокий  показа-         
 тель;                                                                      
      в сравнении с группой психогенной (невротической) депрессии -         
 высокий показатель.