МЕТОДИКА:
Диагностика соотношения двух сигнальных систем
(Б. Кадыров)
Модифицированный вариант.
Соотношение двух сигнальных систем в данном опроснике выявляется по
следующим показателям:
динамические особенности (активность и саморегуляция);
эмоциональность и воля;
познавательные процессы: память, воображение, мышление.
Диагностические шкалы:
1. Шкала "Активность" (8 утверждений).
Эта шкала измеряет общую поведенческую активность, склонность к
сверхнормативным действиям, избыток энергии, широту контакта с окружающи-
ми.
2. Шкала "Эмоциональность" (9 утверждений).
Данная шкала выявляет ивдивидуальные различия по впечатлительности,
эмоциональной подвижности, легкости возникновения эмоций и т.д. Утвержде-
ния подобраны таким образом, чтобы в совокупности они отражали эмоциональ-
но-красочное видение мира, высокую чувствительность к окружающему, вплоть
до юношеской ранимости, устойчивости настроения. Предполагается, что такая
шкала может выявлять xapaктерную для подросткового возраста специфику об-
щей динамики эмоциональности. Эта сторона эмоциональности может по-своему
характеризовать развитость первой сигнальной системы.
3. Шкала "Образная память" (6 yтверждений).
Эти утверждения отражают специфические особенности сигнальной сферы
индивида в виде образности или логичности памяти.
4. Шкала "Воображение" (6 yтверждений).
Эта шкала может дать представление о некоторых непосредственных ком-
понентах первосигнальных особенностей индивида. Сюда вошли утверждения,
характеризующие личность со стороны ее расположенности к мечтательности,
впечатлительности.
Автор методики предполагает, что у лиц с преобладанием второй сиг-
нальной системы выражены саморегуляция, воля и аналитическое мышление. По-
этому он включил в нее еще три шкалы.
5. Шкала "Саморегyляция" (10 yтверждений).
В эту шкалу собраны утверждения, позволяющие выяснить, насколько ха-
рактерно спокойное разумное обдумывание своих действий, умение предвидеть
события. Эти черты соответствуют развиваемой в дифференциальной психофизи-
ологии представлениям о значении саморегуляции психической активности. При
этом речь идет о целостной, личностной характеристике.
6. Шкала "Воля" (10 yтверждений).
В целом, утверждения этой шкалы выявляют готовность к произвольному
напряжению, умению подчинять себя задачам деятельности и преодолевать воз-
можные трудности, последовательность и настойчивость в достижении постав-
ленных целей, решительность.
7. Шкала "Аналитическое мышление" (8 yтверждений, выявляющих устойчи-
вый стиль мышления).
Меньшие величины индивидуальных баллов по данной шкале выражают рас-
положенность испытуемого анализировать свои поступки, тяготение к четкос-
ти и продуманности действий, последовательность в переходах от одних эта-
пов действий к другим. По своему содержанию один из полюсов этой шкалы
можно назвать "аналитичностыо" в отличие от противоположного полюса, ха-
рактеризующего "синтетический" стиль познавательных возможностей.
Интерпретация полученных данных.
Чтобы получить обобщенные показатели выраженности той или иной сиг-
нальной системы, суммируются баллы ответов на все вопросы, входящие в со-
ответствующие шкалы. Данные по первым четырем шкалам (активность, эмоцио-
нальность, образная память, воображение) объединяются в один показатель
выpaженности первосигнальности, а показатели по другим трем шкалам (само-
регyляция, воля, аналитическое мышление) гpуппируются в один показатель
второсигнальности.
1. Разница показателей первой и второй сигнальных систем (с.с.) может
указать на относительную выраженность каждой из сигнальных систем (коэффи-
циент сигнальности КС):
Вторая с.с. - Первая с.с.
КС = ------------------------------- 100
Вторая с.с. + Первая с.с.
Меньшим величинам исходных показателей соответствует большее развитие
данных функций. Поэтому испытуемых с наименьшей величиной показателя КС -
тех, у кoгo наиболее выражена вторая сигнальная система, можно считать ли-
цами с преобладанием второй сигнальной системы, а с наибольшей величиной
КС (т.е. с наименьшей выраженностью второй сигнальной системой) - лицами с
относительным преобладанием первой сигнальной системы.
2. Производный показатель - обычная арифметическая сумма показателей
двух сигнальных систем. Чем меньше величина этого показателя, тем вышe
уровень аналитико-синтетической деятельности человека, и наоборот.
Примечания в компьютерной версии.
1. Стимульный материал в оригинальной версии методики представлен в
виде отдельных бланков по каждой шкале. В данной программе он предъявляет-
ся в ввиде одного списка утверждений с нумерацией от 1 до 57.
2. В оригинальной версии методики при выборе одного из 5 вариантов
ответов применяется 5-балльная шкала 1-2-3-4-5.
Пример:
Утверждение №7 шкалы "Активность": "Мне нравится, когда бывает сразу
мнoгo дел".
Варианты ответов:
"Несомненно, да" - 1 балл.
"Пожалуй, да" - 2 балла.
"Нечто среднее" - 3 балла.
"Пожалуй, нет" - 4 балла.
"Нет. - 5 балла.
Таким образом, исходя из содержания утверждений большему числовому
значению по шкале "Активность" соответствует меньшая выраженность актив-
ности испытуемого. При таком подходе было бы логичнее называть диагности-
ческие шкалы по их противоположному полюсу, например, не "Активность", а
"Пассивность". Данное обстоятельство несколько затрудняет анализ как чис-
ловых показателей, так и визуального отображения результатов тестирования
в форме графиков и диаграмм. Поэтому в данной программе применяется обрат-
ная шкала оценки: 5-4-3-2-1.
3. Числовые значения шкал имеют различный диапазон возможных значений
тестовых показателей:
шкалы диапазон
1. 8 - 40;
2. 9 - 45;
3. 6 - 30;
4. 6 - 30;
5. 10 - 50;
6. 10 - 50;
7. 8 - 40.
Подобное обстоятельство также затрудняет как числовое так и визуаль-
ное сравнение этих показателей между собой. Поэтому, кроме "сырых" баллов,
программа дополнительно вычисляет процентные показатели с нулевой точкой
отсчета по формуле ((Х-Min)*100)/(Max-Min), где "X" - "сырой" балл по шка-
ле, "Min" - минимальное значение по шкале, "Max" - максимальное. Подобный
процентный показатель вычисляется и для интегральных тестовых показателей:
"I сигнальная система", "II сигнальная система","Уровень аналитико-синте-
тической деятельности".
Числовой показатель для "Коэффициента сигнальности" расположен в диа-
пазоне от -68 до +66. Процентный показатель этого коэффициента вычисляется
следующим образом: процентный показатель "II сигнальной системы" - (минус)
процентный показатель "I сигнальной системы". Положительные значения этого
показателя (от 1% до 100%) указывают на преобладание II сигнальной систе-
мы, отрицательные значения (от 1% до 100%) - на преобладание I сигнальной
системы.
4. В данной программе автоматическая интерпретация теста основана на
следующих условных числовых показателях выраженных в процентах:
0%-20% - низкий тестовый показатель;
21%-40% - пониженный тестовый показатель;
41%-60% - средний тестовый показатель;
61%-80% - повышенный тестовый показатель;
81%-100% - высокий тестовый показатель.
Опросник состоит из 57 вопросов.
Примерное время тестирования 20-25 мин.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностика соотношения двух сигнальных систем.
Ф.И.О: ______________________
Доп. данные: ________________
Диаграмма.
% *
100 ┼
90 ┼
80 ┼
70 ┼──────────────────────
60 ┼ ██ ██ ██
50 ┼───────██─██─██─██─██─
40 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
30 ┼─██─██─██─██─██─██─██─
20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*
Ак Эм ОП Вб См Вл АМ
1cc ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓───────────────────────────╢>
2cc ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>
0% <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><───[++]─> 100%
Тестовые показатели:
1. Активность "Ак" = 19 34%
2. Эмоциональность "Эм" = 24 42%
3. Образная память "ОП" = 21 63%
4. Воображение "Вб" = 21 63%
5. Саморегyляция "См" = 33 58%
6. Воля "Вл" = 31 53%
7. Аналитическое мышление "АМ" = 30 69%
-------------------------------------------
I сигнальная система "1cc" = 85 48%
II сигнальная система "2cc" = 94 59%
Коэффициент сигнальности "КС" = 5 11%
Уровень
аналитико-синтетической
деятельности "АСД" = 179 54%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Пониженный уровень общей поведенческой активности.
Средний уровень впечатлительности, эмоциональной подвижности,
легкости возникновения эмоций, чувствительности к окружающему.
Повышенный уровень образности или логичности памяти.
Повышенный уровень расположенности к воображению, мечтатель-
ности, впечатлительности.
Средний уровень саморегyляции психической активности.
Средний уровень готовности к произвольному напряжению, спо-
собности подчинять себя задачам деятельности и преодолевать воз-
можные трудности, последовательности и настойчивости в достижении
поставленных целей, решительности.
Повышенный уровень расположенности анализировать свои поступ-
ки, тяготение к четкости и продуманности действий, последователь-
ность в переходах от одних этапов действий к другим.
|