МЕТОДИКА:                                  
               Диагностика соотношения двух сигнальных систем               
                               (Б. Кадыров)                                 
                          Модифицированный вариант.                         
 
      Соотношение двух сигнальных систем в данном опроснике  выявляется  по 
 следующим показателям:                                                     
      динамические особенности (активность и саморегуляция);                
      эмоциональность и воля;                                               
      познавательные процессы: память, воображение, мышление.               
 
                             Диагностические шкалы:                         
 
      1. Шкала "Активность" (8 утверждений).                                
      Эта шкала  измеряет  общую  поведенческую  активность,  склонность  к 
 сверхнормативным действиям, избыток энергии, широту контакта с  окружающи- 
 ми.                                                                        
 
      2. Шкала "Эмоциональность" (9 утверждений).                           
      Данная шкала выявляет ивдивидуальные различия  по  впечатлительности, 
 эмоциональной подвижности, легкости возникновения эмоций и т.д.  Утвержде- 
 ния подобраны таким образом, чтобы в совокупности они отражали эмоциональ- 
 но-красочное видение мира, высокую чувствительность к окружающему,  вплоть 
 до юношеской ранимости, устойчивости настроения. Предполагается, что такая 
 шкала может выявлять xapaктерную для подросткового возраста специфику  об- 
 щей динамики эмоциональности. Эта сторона эмоциональности может  по-своему 
 характеризовать развитость первой сигнальной системы.                      
 
      3. Шкала "Образная память" (6 yтверждений).                           
      Эти утверждения отражают специфические особенности  сигнальной  сферы 
 индивида в виде образности или логичности памяти.                          
 
      4. Шкала "Воображение" (6 yтверждений).                               
      Эта шкала может дать представление о некоторых непосредственных  ком- 
 понентах первосигнальных особенностей индивида.  Сюда  вошли  утверждения, 
 характеризующие личность со стороны ее расположенности  к  мечтательности, 
 впечатлительности.                                                         
 
      Автор методики предполагает, что у лиц с  преобладанием  второй  сиг- 
 нальной системы выражены саморегуляция, воля и аналитическое мышление. По- 
 этому он включил в нее еще три шкалы.                                      
 
      5. Шкала "Саморегyляция" (10 yтверждений).                            
      В эту шкалу собраны утверждения, позволяющие выяснить, насколько  ха- 
 рактерно спокойное разумное обдумывание своих действий, умение  предвидеть 
 события. Эти черты соответствуют развиваемой в дифференциальной психофизи- 
 ологии представлениям о значении саморегуляции психической активности. При 
 этом речь идет о целостной, личностной характеристике.                     
 
      6. Шкала "Воля" (10 yтверждений).                                     
      В целом, утверждения этой шкалы выявляют готовность  к  произвольному 
 напряжению, умению подчинять себя задачам деятельности и преодолевать воз- 
 можные трудности, последовательность и настойчивость в достижении  постав- 
 ленных целей, решительность.                                               
 
      7. Шкала "Аналитическое мышление" (8 yтверждений, выявляющих устойчи- 
 вый стиль мышления).                                                       
      Меньшие величины индивидуальных баллов по данной шкале выражают  рас- 
 положенность испытуемого анализировать свои поступки, тяготение к  четкос- 
 ти и продуманности действий, последовательность в переходах от одних  эта- 
 пов действий к другим. По своему содержанию один  из  полюсов  этой  шкалы 
 можно назвать "аналитичностыо" в отличие от противоположного  полюса,  ха- 
 рактеризующего "синтетический" стиль познавательных возможностей.          
 
      Интерпретация полученных данных.                                      
      Чтобы получить обобщенные показатели выраженности той или  иной  сиг- 
 нальной системы, суммируются баллы ответов на все вопросы, входящие в  со- 
 ответствующие шкалы. Данные по первым четырем шкалам (активность,  эмоцио- 
 нальность, образная память, воображение) объединяются  в  один  показатель 
 выpaженности первосигнальности, а показатели по другим трем шкалам  (само- 
 регyляция, воля, аналитическое мышление) гpуппируются  в  один  показатель 
 второсигнальности.                                                         
 
      1. Разница показателей первой и второй сигнальных систем (с.с.) может 
 указать на относительную выраженность каждой из сигнальных систем (коэффи- 
 циент сигнальности КС):                                                    
 
                  Вторая с.с. - Первая с.с.                                 
            КС = ------------------------------- 100                        
                  Вторая с.с. + Первая с.с.                                 
 
      Меньшим величинам исходных показателей соответствует большее развитие 
 данных функций. Поэтому испытуемых с наименьшей величиной показателя  КС - 
 тех, у кoгo наиболее выражена вторая сигнальная система, можно считать ли- 
 цами с преобладанием второй сигнальной системы, а с  наибольшей  величиной 
 КС (т.е. с наименьшей выраженностью второй сигнальной системой) - лицами с 
 относительным преобладанием первой сигнальной системы.                     
      2. Производный показатель - обычная арифметическая сумма  показателей 
 двух сигнальных систем. Чем меньше величина  этого  показателя,  тем  вышe 
 уровень аналитико-синтетической деятельности человека, и наоборот.         
 
      Примечания в компьютерной версии.                                     
      1. Стимульный материал в оригинальной версии методики  представлен  в 
 виде отдельных бланков по каждой шкале. В данной программе он предъявляет- 
 ся в ввиде одного списка утверждений с нумерацией  от 1 до 57.             
      2. В оригинальной версии методики при выборе одного  из  5  вариантов 
 ответов применяется 5-балльная шкала 1-2-3-4-5.                            
      Пример:                                                               
      Утверждение №7 шкалы "Активность": "Мне нравится, когда бывает  сразу 
 мнoгo дел".                                                                
      Варианты ответов:                                                     
      "Несомненно, да" - 1 балл.                                            
      "Пожалуй, да"    - 2 балла.                                           
      "Нечто среднее"  - 3 балла.                                           
      "Пожалуй, нет"   - 4 балла.                                           
      "Нет.            - 5 балла.                                           
      Таким образом, исходя из содержания  утверждений  большему  числовому 
 значению по шкале "Активность" соответствует меньшая  выраженность  актив- 
 ности испытуемого. При таком подходе было бы логичнее называть  диагности- 
 ческие шкалы по их противоположному полюсу, например, не  "Активность",  а 
 "Пассивность". Данное обстоятельство несколько затрудняет анализ как  чис- 
 ловых показателей, так и визуального отображения результатов  тестирования 
 в форме графиков и диаграмм. Поэтому в данной программе применяется обрат- 
 ная шкала оценки: 5-4-3-2-1.                                               
      3. Числовые значения шкал имеют различный диапазон возможных значений 
 тестовых показателей:                                                      
      шкалы  диапазон                                                       
        1.    8 - 40;                                                       
        2.    9 - 45;                                                       
        3.    6 - 30;                                                       
        4.    6 - 30;                                                       
        5.   10 - 50;                                                       
        6.   10 - 50;                                                       
        7.    8 - 40.                                                       
      Подобное обстоятельство также затрудняет как числовое так и  визуаль- 
 ное сравнение этих показателей между собой. Поэтому, кроме "сырых" баллов, 
 программа дополнительно вычисляет процентные показатели с  нулевой  точкой 
 отсчета по формуле ((Х-Min)*100)/(Max-Min), где "X" - "сырой" балл по шка- 
 ле, "Min" - минимальное значение по шкале, "Max" - максимальное.  Подобный 
 процентный показатель вычисляется и для интегральных тестовых показателей: 
 "I сигнальная система", "II сигнальная система","Уровень  аналитико-синте- 
 тической деятельности".                                                    
      Числовой показатель для "Коэффициента сигнальности" расположен в диа- 
 пазоне от -68 до +66. Процентный показатель этого коэффициента вычисляется 
 следующим образом: процентный показатель "II сигнальной системы" - (минус) 
 процентный показатель "I сигнальной системы". Положительные значения этого 
 показателя (от 1% до 100%) указывают на преобладание II сигнальной  систе- 
 мы, отрицательные значения (от 1% до 100%) - на преобладание I  сигнальной 
 системы.                                                                   
      4. В данной программе автоматическая интерпретация теста основана  на 
 следующих условных числовых показателях выраженных в процентах:            
        0%-20%  - низкий тестовый показатель;                               
       21%-40%  - пониженный тестовый показатель;                           
       41%-60%  - средний тестовый показатель;                              
       61%-80%  - повышенный тестовый показатель;                           
       81%-100% - высокий тестовый показатель.                              
 
      Опросник состоит из 57 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 20-25 мин.                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Диагностика соотношения двух сигнальных систем.                  
 Ф.И.О: ______________________                                              
 Доп. данные: ________________                                              
 
 
                              Диаграмма.                                    
 
                      % *                                                   
                    100 ┼                                                   
                     90 ┼                                                   
                     80 ┼                                                   
                     70 ┼──────────────────────                             
                     60 ┼       ██ ██       ██                              
                     50 ┼───────██─██─██─██─██─                             
                     40 ┼    ██ ██ ██ ██ ██ ██                              
                     30 ┼─██─██─██─██─██─██─██─                             
                     20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                              
                     10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                              
                      0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*                            
                          Ак Эм ОП Вб См Вл АМ                              
 
   1cc ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓───────────────────────────╢>              
 
   2cc ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>              
 
      0% <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><───[++]─> 100%            
 
                        Тестовые показатели:                                
 
            1. Активность              "Ак" =  19   34%                     
            2. Эмоциональность         "Эм" =  24   42%                     
            3. Образная память         "ОП" =  21   63%                     
            4. Воображение             "Вб" =  21   63%                     
            5. Саморегyляция           "См" =  33   58%                     
            6. Воля                    "Вл" =  31   53%                     
            7. Аналитическое мышление  "АМ" =  30   69%                     
            -------------------------------------------                     
             I сигнальная система     "1cc" =  85   48%                     
            II сигнальная система     "2cc" =  94   59%                     
            Коэффициент сигнальности   "КС" =   5   11%                     
            Уровень                                                         
              аналитико-синтетической                                       
                         деятельности "АСД" = 179   54%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Пониженный уровень общей поведенческой активности.                    
 
      Средний уровень впечатлительности, эмоциональной подвижности,         
 легкости возникновения эмоций, чувствительности к окружающему.             
 
      Повышенный уровень образности или логичности памяти.                  
 
      Повышенный уровень расположенности к воображению,  мечтатель-         
 ности, впечатлительности.                                                  
 
      Средний уровень саморегyляции психической активности.                 
 
      Средний уровень готовности к произвольному  напряжению,  спо-         
 собности подчинять себя задачам деятельности и  преодолевать  воз-         
 можные трудности, последовательности и настойчивости в  достижении         
 поставленных целей, решительности.                                         
 
      Повышенный уровень расположенности анализировать свои поступ-         
 ки, тяготение к четкости и продуманности действий,  последователь-         
 ность в переходах от одних этапов действий к другим.