МЕТОДИКА:
Опросник успехов и трудностей
(односторонняя версия самооценки детей с 11 до 17 лет)
(Р.Н. Гудман)
(Strength and Difficulties Questionnaire)
(Goodman R.N.).
Методика предназначена для выявления детей и подростков с пограничны-
ми нервно-психическими расстройствами
Опросники предложены профессором Лондонского института психиатрии
Р. Гудманом. При экспертной оценке результативности опросников Р. Гудмана
была показана высокая корреляция с клиническими психиатрическими обследо-
ваниями. Опросники Р. Гудмана могут применяться не только психиатрами, но
и другими специалистами служб психического здоровья (педиатрами, психоло-
гами, педагогами), владеющими профессиональным инструментарием.
Опросник внесен в список основных инструментальных приемов для оценки
психического здоровья по рекомендации Евросоюза (2000).
В России опросники Р. Гудмана были впервые апробированы профессором
Е.Р. Слободской на выборке новосибирских школьников, что подтвердило высо-
кую информативность и клиническую значимость русского варианта и эффектив-
ность его использования (Слободская, 2006).
Перевод и культурная апробация опросников была осуществлена Е. Сло-
бодской, М. Розенбушем, Н. Бодягиной, С. Грачевым, Г.Г. Князевым, В.Гафу-
ровым.
Опросник существует в нескольких вариантах, чтобы удовлетворить пот-
ребности исследователей, врачей и педагогов.
Русские версии доступны в следующих вариантах.
1. Односторонняя версия опросника без дополнений:
версия для родителей или учителей детей от 4 до 16 лет;
версия самооценки детей с 11 до 17 лет.
2. Двусторонняя версия опросника с возможностью оценки вмешательства:
P 4-16 для оценки влияния вмешательства для родителей детей 4-16 лет;
P 3/4 для оценки влияния вмешательства для родителей 3 и 4 летних де-
тей;
T 4-16 для оценки влияния вмешательства для учителей 4-16 летних де-
тей;
S 11-17 - для оценки влияния вмешательства для самостоятельного за-
полнения детьми 11-17 лет.
3. Иные версии опросника
P 4-16 FOLLOW-UP - опросник, имеющий дополнительные вопросы для оцен-
ки вмешательства для родителей 4-16-летних детей;
Т 4-16 FOLLOW-UP - опросник, имеющий дополнительные вопросы для оцен-
ки влияния вмешательства для учителей 4-16-летних детей;
S 11-17 FOLLOW-UP - опросник, имеющий дополнительные вопросы для
оценки влияния вмешательства для самостоятельного заполнения 11-17-летними
детьми.
С русскоязычными версиями опросников можно ознакомиться на официаль-
ном сайте www.sdqinfo.org.
Опросник предполагает участие родителей и учителей, включает в себя
25 утверждений об отрицательных и положительных свойствах ребенка за по-
следние шесть месяцев.
Структура опросника "Сильные стороны и трудности".
А) 25 пунктов психологических свойств.
Опросник ССТ осведомляется примерно о 25 свойствах, как положитель-
ных, так и отрицательных. Эти 25 свойств распределяются по 5 шкалам:
1. Просоциальное поведение.
2. Гиперактивность/Невнимательность.
3. Эмоциональные симптомы.
4. Проблемы с поведением.
5. Проблемы взаимоотношений со сверстниками.
Шкала "Общего числа проблем" образуется суммой оценок по всем шкалам,
кроме просоциальной шкалы. Результат может колебаться от 1 до 40.
Б) Дополнения о влиянии.
Дополнения о влиянии имеющихся проблем подростка на разные стороны
его социальной жизни находятся на обороте опросника. Это дает дополнитель-
ную информацию для клиницистов и исследователей, интересующихся психичес-
кими заболеваниями и факторами, определяющими использование соответствую-
щих служб (Goodman, 1999).
1. Эмоциональные расстройства - любое состояние, при котором эмоцио-
нальные реакции являются неадекватными ситуации, в которой они возникают.
Эмоциональные расстройства включают депрессивные состояния, тревож-
ность, страхи и связанные с ними психосоматические проявления - боли и не-
приятные ощущения, не имеющие определенной органической причины, а также
невротические симптомы - тики, обкусывание ногтей, заикание и т.п. Их на-
зывают также внутренними проблемами и связывают с чрезмерным контролем по-
ведения.
2. Отклонения в поведении связывают с недостаточным самоконтролем. По
классификации ВОЗ МКБ10, отклонения в поведении это "повторяющееся и
стойкое поведение, при котором нарушаются права других людей, или важней-
шие соответствующие возрасту нормы и правила".
Отклонения в поведении включают: ложь, воровство, прогулы школы, по-
беги из дому, намеренную порчу чужого имущества, жестокость по отношению к
животным, насилие, организацию драк.
Эмоциональные расстройства и отклонения в поведении часто сопутствуют
друг другу, сопровождаются снижением успеваемости в школе и, в конечном
итоге, приводят к снижению приспособленности.
3. Гиперактивность - энергичная неадекватная двигательная активность,
как правило, с нарушением внимания.
4. Проблемы со сверстниками - наличие трудностей во взаимоотношениях
с другими детьми. Отсутствие друзей и товарищей, сложности в совместных
играх и занятиях.
Общее число проблем суммирует все выше перечисленные.
В опроснике кроме вопросов, позволяющих оценить выраженность эмоцио-
нальных и поведенческих расстройств у детей, включены вопросы, оценивающие
сильные стороны ребенка.
5. Шкала просоциального поведения отражает адаптированность ребенка к
предлагаемым условиям, соблюдение моральных норм и правил, дружеское со-
трудничество с другими детьми. Как правило, высоким оценкам по просоциаль-
ной шкале сопутствуют низкие баллы по шкалам проблемы с поведением и проб-
лемы со сверстниками.
Интерпретация полученных результатов.
После суммирования баллов по всем шкалам вместе и по отдельным шкалам
опросника полученные результаты сопоставляются с таблицей оценки результа-
тов опросника.
При обсчете выделяются нормальные, пограничные и патологические зна-
чения.
Пограничные значения для выделения групп риска (юношеские)
(Сафронова М.В., 2011).
Шкалы Нормальные Пограничные Отклоняющиеся
Эмоциональные проблемы 0-4 5-6 7-10
Проблемы с поведением 0-3 4 5-10
Гиперактивность 0-4 5-6 7-10
Проблемы со сверстниками 0-3 4-5 6-10
Просоциальное поведение 7-10 5-6 0-4
Общее число проблем 0-15 16-19 20-40
Опросник состоит из 25 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник успехов и трудностей (SDQ).
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Структура тестовых показателей:
Эм ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓──────────────────────────╢>
Пв ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓███████████████────────────────╢>
Гп ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>
Вз ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████────────────────╢>
Пр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>
Интегральный показатель:
ОП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓██████────────────────────╢>
<───────[-]───────><[==]><──────────[+]──────────>
Tестовые показатели:
1. Эмоциональные симптомы - Эм = 5
2. Проблемы с поведением - Пв = 7
3. Гиперактивность - Гп = 6
4. Проблемы взаимоотношений со сверстниками - Вз = 7
5. Просоциальное поведение - Пр = 4
-----------------------------------------------------
Общее число проблем - ОП = 25 62%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Эмоциональные расстройства - любое состояние, при котором
эмоциональные реакции являются неадекватными ситуации, в которой
они возникают.
Тестовая оценка: пограничное поведение.
2. Отклонения в поведении - повторяющееся и стойкое поведе-
ние, при котором нарушаются права других людей, или важнейшие со-
ответствующие возрасту нормы и правила.
Тестовая оценка: аномальное поведение.
3. Гиперактивность - энергичная неадекватная двигательная ак-
тивность, как правило, с нарушением внимания.
Тестовая оценка: пограничное поведение.
4. Проблемы со сверстниками - наличие трудностей во взаимоот-
ношениях с другими детьми. Отсутствие друзей и товарищей, сложнос-
ти в совместных играх и занятиях.
Тестовая оценка: аномальное поведение.
5. Просоциальное поведения - способность адаптироваться к
предлагаемым условиям, соблюдение моральных норм и правил, дружес-
кое сотрудничество с другими детьми.
Тестовая оценка: аномальное поведение.
Общее число проблем.
Тестовая оценка: аномальное поведение.
|