МЕТОДИКА:
Шкала диспозиционной надежды
(Adult Dispositional Hope Scale - ADHS)
(C R. Snyder et al, 1991).
Методика предназначена для выявления обобщенного ожидания личностью
достижения цели.
Диспозиция (от лат. dispositio - расположение) - достаточно устойчи-
вая предрасположенность личности к определенному характеру и четкой после-
довательности поведенческих актов.
Надежда - ожидание желаемого и вера в то, что оно может быть достиг-
нуто. Само желаемое ассоциируется с приятными событиями, а достижения - с
хорошими результатами. Объект надежды - это всегда некое благо или нечто
позитивное, нечто, вызывающее положительные эмоции. Вместе с этим желаемое
должно быть осуществимо, по крайней мере, у субъекта должна быть уверен-
ность в его достижении, он должен уметь оценивать прошлые успехи и прогно-
зировать будущие, двигаться планомерно к намеченной цели, преодолевать
трудности, контролировать и управлять обстоятельствами собственной жизни,
быть готовым к действию, к активному преобразованию реальности. Активному
субъекту надежды противопоставляется пассивный, который также ожидает ка-
кого-либо блага, но при этом ничего не делает. И в первом, и во втором
случае надежда ориентирована на будущие результаты, достижения и события.
Ядром надежды является ориентация на будущее, связанная с преобразо-
вательной активностью субъекта, направленной на позитивно значимый для
личности объект, отсутствующий в настоящее время, но достижение которого
имеет определенную долю вероятности.
Эмпирические корреляты: обобщенное ожидание достижения цели, выражен-
ность мотивации достижения, способность находить пути достижения цели,
уровень выраженности личностного контроля времени.
Шкала состоит из 12 вопросов-утверждений: 4 из них служат индикатора-
ми силы воли; 4 - индикаторами способности находить пути; 4 вопроса, кото-
рые не обрабатываются, являются отвлекающими. Ответы даются по четырехбал-
льной системе:
4 - "вполне могу согласиться";
3 - "в общем это так";
2 - "в общем не могу согласиться";
1 - "совсем не могу согласиться".
Общий балл по шкале высчитывается путем сложения ответов на восемь
вопросов. Величина шкалы колеблется соответственно от 4 до 32.
Опросник состоит из 12 вопросов.
Примерное время тестирования 3-5 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе диаграмма результатов тестирования
основана на показателях выраженных в процентах:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала диспозиционной надежды.
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────╢> СВ
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████─────────╢> СП
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
___
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████────────────╢> ДН
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
Tестовые показатели:
1. Сила воли - СВ = 11 58%
2. Способность находить пути - СП = 14 83%
-------------------------------------------
Интегральный индекс - ДН = 25 78%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный показатель устойчивой предрасположенности личности
к определенному характеру и четкой последовательности поведенчес-
их актов в отношении ожидания желаемого и веры в то, что оно может
быть достигнуто. Желаемое ассоциируется с приятными событиями, а
достижения - с хорошими результатами. Объект надежды - это всегда
некое благо или нечто позитивное, нечто, вызывающее положительные
эмоции. Вместе с этим желаемое должно быть осуществимо, по крайней
мере, у субъекта должна быть уверенность в его достижении, он дол-
жен уметь оценивать прошлые успехи и прогнозировать будущие, дви-
гаться планомерно к намеченной цели, преодолевать трудности, кон-
тролировать и управлять обстоятельствами собственной жизни, быть
готовым к действию, к активному преобразованию реальности. Актив-
ному субъекту надежды противопоставляется пассивный, который также
ожидает какого-либо блага, но при этом ничего не делает. И в пер-
вом, и во втором случае надежда ориентирована на будущие результа-
ты, достижения и события.
Ядром надежды является ориентация на будущее, связанная с
преобразовательной активностью субъекта, направленной на позитивно
значимый для личности объект, отсутствующий в настоящее время, но
достижение которого имеет определенную долю вероятности.
|