МЕТОДИКА:                                  
                       Шкала диспозиционной надежды                         
                 (Adult Dispositional Hope Scale - ADHS)                    
                        (C R. Snyder et al, 1991).                          
 
      Методика предназначена для выявления обобщенного  ожидания  личностью 
 достижения цели.                                                           
      Диспозиция (от лат. dispositio - расположение) - достаточно  устойчи- 
 вая предрасположенность личности к определенному характеру и четкой после- 
 довательности поведенческих актов.                                         
      Надежда - ожидание желаемого и вера в то, что оно может быть  достиг- 
 нуто. Само желаемое ассоциируется с приятными событиями, а  достижения - с  
 хорошими результатами. Объект надежды - это всегда некое благо  или  нечто  
 позитивное, нечто, вызывающее положительные эмоции. Вместе с этим желаемое 
 должно быть осуществимо, по крайней мере, у субъекта должна  быть  уверен- 
 ность в его достижении, он должен уметь оценивать прошлые успехи и прогно- 
 зировать будущие, двигаться планомерно  к  намеченной  цели,  преодолевать 
 трудности, контролировать и управлять обстоятельствами собственной  жизни, 
 быть готовым к действию, к активному преобразованию реальности.  Активному 
 субъекту надежды противопоставляется пассивный, который также ожидает  ка- 
 кого-либо блага, но при этом ничего не делает. И в  первом,  и  во  втором 
 случае надежда ориентирована на будущие результаты, достижения и  события.  
      Ядром надежды является ориентация на будущее, связанная с  преобразо- 
 вательной активностью субъекта, направленной  на  позитивно  значимый  для 
 личности объект, отсутствующий в настоящее время, но  достижение  которого 
 имеет определенную долю вероятности.                                       
      Эмпирические корреляты: обобщенное ожидание достижения цели, выражен- 
 ность мотивации достижения, способность  находить  пути  достижения  цели, 
 уровень выраженности личностного контроля времени.                         
 
      Шкала состоит из 12 вопросов-утверждений: 4 из них служат индикатора- 
 ми силы воли; 4 - индикаторами способности находить пути; 4 вопроса, кото- 
 рые не обрабатываются, являются отвлекающими. Ответы даются по четырехбал- 
 льной системе:                                                             
      4 - "вполне могу согласиться";                                        
      3 - "в общем это так";                                                
      2 - "в общем не могу согласиться";                                    
      1 - "совсем не могу согласиться".                                     
      Общий балл по шкале высчитывается путем сложения  ответов  на  восемь 
 вопросов. Величина шкалы колеблется соответственно от 4 до 32.             
 
      Опросник состоит из 12 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 3-5 минут.                               
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе  диаграмма  результатов  тестирования 
 основана на показателях выраженных в процентах:                            
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала диспозиционной надежды.                                    
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────╢> СВ           
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████─────────╢> СП           
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
                                ___                                         
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████────────────╢> ДН           
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
            1. Сила воли                 - СВ = 11  58%                     
            2. Способность находить пути - СП = 14  83%                     
            -------------------------------------------                     
            Интегральный индекс          - ДН = 25  78%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный показатель устойчивой предрасположенности личности         
 к определенному характеру и четкой последовательности  поведенчес-         
 их актов в отношении ожидания желаемого и веры в то, что оно может         
 быть достигнуто. Желаемое ассоциируется с приятными  событиями,  а         
 достижения - с хорошими результатами. Объект надежды - это  всегда         
 некое благо или нечто позитивное, нечто, вызывающее  положительные         
 эмоции. Вместе с этим желаемое должно быть осуществимо, по крайней         
 мере, у субъекта должна быть уверенность в его достижении, он дол-         
 жен уметь оценивать прошлые успехи и прогнозировать будущие,  дви-         
 гаться планомерно к намеченной цели, преодолевать трудности,  кон-         
 тролировать и управлять обстоятельствами собственной  жизни,  быть         
 готовым к действию, к активному преобразованию реальности.  Актив-         
 ному субъекту надежды противопоставляется пассивный, который также         
 ожидает какого-либо блага, но при этом ничего не делает. И в  пер-         
 вом, и во втором случае надежда ориентирована на будущие результа-         
 ты, достижения и события.                                                  
      Ядром надежды является ориентация  на  будущее,  связанная  с         
 преобразовательной активностью субъекта, направленной на позитивно         
 значимый для личности объект, отсутствующий в настоящее время,  но         
 достижение которого имеет определенную долю вероятности.