МЕТОДИКА:                                  
                        Опросник стилей деятельности                        
                    (Learning Styles Questionnaire - LSQ)                   
                          (P. Honey & A. Mumford)                           
                                  "СД"                                      
                 (Адаптация А.Д. Ишкова и Н.Г. Милорадовой).                
 
      Методика предназначена для получения реалистичной  картины  индивиду- 
 альных склонностей человека.                                               
      Опросник английских психологов П. Хоней и А. Мамфорда (P. Honey &  A. 
 Mumford) базируется на модели обучения Дэвида Колба.                       
      В начале 1980-х, J. Mezirow, P. Freire и другие показали, что в осно- 
 ве любого обучения лежит переработка опыта, а точнее, критическая  рефлек- 
 сия опыта. Они рассматривали обучение как трехфазный цикл, который начина- 
 ется с получения конкретного опыта (первая фаза), продолжается  рефлексией 
 (вторая фаза), которая приводит к определенным  действиям  (третья  фаза), 
 дающим новый конкретный опыт для рефлексии (Rogers A., 1996).              
      В рамках данной теории обучения основанного  на  опыте  (Experiential  
 Learning Theory - ELT), Д. Колбом была разработана  своя  модель  обучения  
 (Kolb D., 1976, 1981, 1984, 1998; Kolb D., Fry R., 1975; Kolb  D.,  Lublin 
 S., Spoth J., 1986 и др.). Д. Колб выделил в рефлексии две части: восприя- 
 тие и обработку. Таким образом, он добавил еще один этап,  который  назвал  
 "Абстрактная концептуализация". Если на этапе критической рефлексии  чело- 
 век рассматривает новый опыт с точки зрения предшествующего опыта,  то  на 
 этапе абстрактной концептуализации он, используя логику,  пытается  искать 
 ответы: формирует гипотезы, делает обобщения и выводы. Обычно,  на  данном 
 этапе происходит систематическое планирование, разработка теорий,  решение 
 проблем. Фаза действия, в интерпретации Д. Колба становится фазой активно- 
 го экспериментирования, где человек проверяет гипотезы,  пытаясь  получить 
 практический, реально работающий метод.                                    
      Таким образом, модель  обучения  основанного  на  опыте  по  Д. Колбу 
 (Kolbs Experiential Learning Model) включает четыре этапа:                 
      1) конкретный опыт;                                                   
      2) наблюдение и рефлексия;                                            
      3) образование абстрактных понятий;                                   
      4) испытания в новых ситуациях.                                       
      Д. Колб и Р. Фрай (Kolb D., Fry R., 1975) отмечают, что обучение  мо- 
 жет начаться с любого из четырех этапов. Тем не  менее,  процесс  обучения  
 чаще всего начинается с выполнения человеком конкретного действия.  Эффект 
 этого действия анализируется на втором этапе, чтобы можно было предсказать 
 его последствия при повторении в тех же обстоятельствах. На третьем  этапе 
 формируется общий принцип, под который попадает конкретное действие,  дав- 
 шее начало этому циклу. Формирование общего принципа  не  подразумевает  в 
 данном случае его выражение в символической форме (в виде слова, понятия), 
 а предполагает только способность видеть связи между действиями и  их  по- 
 следствиями, опираясь на  понимание  общего  принципа  (Coleman J., 1976). 
 Когда общий принцип понят, последний (четвертый) этап - это его приложение 
 в практической деятельности.                                               
 
      Д. Колб рассматривает свою модель обучения как  два  континуума,  при 
 этом полюсами первого континуума являются этапы конкретного опыта и  обра- 
 зования абстрактных понятий, а полюсами второго - рефлексивное  наблюдение 
 и испытания в новых ситуациях: баланс AC-CE (склонность к  абстракции  или 
 конкретике) и баланс AE-RO склонность к активному внедрению и  использова- 
 нию или рефлексии).                                                        
      В зависимости от положения человека по осям AC-CE и AE-RO Д. Колб вы- 
 деляет четыре основных стиля обучения: Аккомодаторы, Дивергаторы,  Ассими- 
 ляторы и Конвергаторы. Стили обучения Д. Колба представлены cледующими по- 
 люсами:                                                                    
      1. Конкретная поисковая деятельность, направленная на получение ново- 
 го опыта (Concrete Experience).                                            
      2. Критическая рефлексия (анализ) полученного опыта  (Reflective  Ob- 
 servation).                                                                
      3. Абстрактная концептуализация,  направленная  на  создание  теорий, 
 объясняющих полученный опыт (Abstract Conceptualization).                  
      4. Активное внедрение и использование созданных теорий при принятии   
 решений и решении проблем (Active Experimentation).                        
 
      Стиль "Аккомодаторы" (Accommodators) расположен между полуосями  "Ак- 
 тивное внедрение и использование" (Active experimentation)  и  "Конкретная  
поисковая деятельность" (Concrete experience).                              
      Сильная сторона Аккомодаторов (от латинского accomodatio - приспособ- 
 ление к чему-либо) - это их умение действовать,  делать  конкретное  дело, 
 реализовывать планы, проводить эксперименты и самим получать  новый  опыт. 
 Аккомодаторами движит вопрос: "Что произойдет, если я  сделаю  это?".  Они 
 более склонны к риску, чем люди трех других стилей. Проблемы  решают,  как 
 правило, интуитивно. Их назвали "Аккомодаторы" поскольку люди данного типа 
 лучше других приспосабливаются в сложных критических обстоятельствах, ког- 
 да требуется реагировать немедленно. В ситуациях, где теория или планы  не 
 согласовываются с фактами, они наиболее вероятно, отвергнут план (теорию). 
 Противоположный Аккомодатору стиль - Ассимилятор, более вероятно, проигно- 
 рирует или будет перепроверять факты. Аккомодаторы непринужденно ведут се- 
 бя с людьми, но иногда бывают нетерпеливы и напористы. Образование Аккомо- 
 даторы чаще всего получают техническое или практическое, например, необхо- 
 димое для ведения бизнеса. При обучении Аккомодаторов наиболее  желательны 
 методы, способствующие самостоятельному открытию. Предпочитают быть актив- 
 ными участниками обучения.                                                 
 
      Стиль "Дивергаторы" (Divergers) расположен между полуосями  "Конкрет- 
 ная поисковая деятельность" (Concrete experience) и  "Критическая  рефлек- 
 сия" (Reflective observation).                                             
      Сильная сторона Дивергаторов (от латинского divergere -  обнаруживать 
 расхождения) заключается в образном, творческом мышлении. Их  волнует  во- 
 прос "Почему?". Они способны рассмотреть и проанализировать конкретную си- 
 туацию с различных точек зрения. Этот стиль назван "Дивергаторы" поскольку 
 люди данного типа лучше других работают в ситуациях, когда требуется гене- 
 рация идей, например, при "мозговом штурме". Они  предпочитают  подробную, 
 системную, аргументированную информацию.  Дивергаторы  креативны,  эмоцио- 
 нальны и заинтересованы в людях. Обычно имеют широкие культурные  интересы 
 и желание специализироваться в искусстве. Предъявляют высокие требования к  
 уровню обучения.                                                           
 
      Стиль "Ассимиляторы" (Assimilators) расположен между полуосями  "Кри- 
 тическая рефлексия" (Reflective observation) и "Абстрактная концептуализа- 
 ция" (Abstract  conceptualization).                                        
      Сильная сторона Ассимиляторов (от латинского  assimilare - усваивать, 
 уподоблять) - это их способность создавать теоретические модели. Ищут  от- 
 вет на вопрос: "Что это значит?". Любят точную, организованную информацию, 
 уважают мнение специалиста. Они превосходно владеют индуктивной аргумента- 
 цией. Ассимиляторов интересуют абстрактные понятия и они, подобно  Конвер- 
 гаторам, менее ориентированы на людей. Для Ассимиляторов важно, чтобы тео- 
 рия была логически надежной и точной. Они предпочитают фундаментальные,  а 
 не прикладные науки.                                                       
 
      Стиль "Конвергаторы" (Convergers)  расположен  между  полуосями  "Аб- 
 страктная концептуализация" (Abstract conceptualization) и "Активное  вне- 
 дрение и использование" (Active experimentation).                          
      Сильная сторона  Конвергаторов  (от  латинского  convergere - прибли- 
 жаться, сходиться) - это их умение практически  реализовывать  идеи.  Этот 
 стиль назван "Конвергаторы" поскольку люди данного типа добиваются  успеха 
 в ситуациях, где имеется единственный правильный ответ, например, при  ре- 
 шении интеллектуальных тестов, вопросов или проблем. Знание  Конвергаторов 
 организовано через гипотетически-дедуктивную аргументацию и позволяет  фо- 
 кусироваться на специфических проблемах. Ориентированы на  вопрос  "Как?". 
 Повышенное внимание уделяют практической полезности информации и  ее  сис- 
 темности. Конвергаторы сравнительно безэмоциональны и  предпочитают  иметь 
 дело с вещами, а не людьми. Они обычно имеют узкие, как правило, техничес- 
 кие интересы и предпочитают специализироваться в физических науках. Обуче- 
 ние должно быть по возможности диалоговым.                                 
 
      Согласно Д. Колбу, каждый человек  имеет  свой  индивидуальный  стиль 
 обучения, представляющий собой соединение (смешение) в  различных  пропор- 
 циях четырех вышеуказанных основных стилей.                                
      При этом Д. Колб отмечает,  что  сбалансированный  профиль  учащегося 
 (приблизительно равномерное развитие  каждого  из  основных  стилей-этапов 
 обучения) позволяет ему быть более эффективным (по сравнению с сильно  пе- 
 рекошенным профилем), поскольку в этом случае он является более  гибким  и 
 адаптивным.                                                                
      Индивидуальный стиль обучения не является установленным раз и навсег- 
 да, а с течением времени и обстоятельств может меняться.                   
 
      Для выявления индивидуального стиля обучения, его  сильных  и  слабых 
 сторон, Д. Колб (Kolb D., 1976) разработал опросник "Learning  Styles  In- 
 ventory" (LSI).                                                            
 
      Модель обучения основанного на опыте (Experiential Learning  Theory - 
 ELT) Д. Колба стала основой для исследований, проводимых П. Хони и А. Мэм- 
 фордом (Honey P., Mumford A., 1985, 1989, 1992; Mumford A., 1987,  1992  и 
 др.), которые разработали опросник "Learning Styles Questionnaire"  (LSQ), 
 позволяющий определить, какой этап (стиль)  по  модели  обучения  Д. Колба 
 преобладает в деятельности человека. В соответствии с  преобладающим  эта- 
 пом, авторы дают следующие названия этим типам людей:                      
      1. Деятели - этап конкретной поисковой деятельности. Этот  тип  соот- 
 ветствует Аккомодаторам в модели стилей обучения Д. Колба.                 
      2. Рефлексирующие - этап критической рефлексии  (анализа).  Этот  тип 
 соответствует Дивергаторам в модели стилей обучения Д. Колба.              
      3. Теоретики - этап создания абстрактных концепций, теорий и моделей.  
 Этот тип соответствует Ассимиляторам в модели стилей обучения Д. Колба.    
      4. Прагматики - этап активного внедрения  и  использования  созданных 
 теорий. Этот тип соответствует Конвергаторам в модели стилей  обучения  Д.  
 Колба.                                                                     
      Опросник LSQ прост в проведении и обработке, легко  интерпретируется. 
 К его недостаткам относят достаточно большие размеры (опросник содержит 80 
 утверждений) и упрощенную систему ("Да"  - "Нет"),  подсчета  результатов, 
 приводящую к низкой дифференциации, "огрублению" результатов.              
      П. Хони и А. Мэмфорд (Honey P.,  Mumford A.,  1992)  утверждают,  что  
 для различных профессий существуют свои  предпочтительные  стили  обучения 
 или группы таких стилей.                                                   
 
      Классификация стилей обучения, предложенная П. Хони  и  А. Мэмфордом, 
 является одной из самых удобных и распространенных, а  сами  стили  (типы) 
 авторы и их многочисленные последователи  (Honey P.,  Mumford A.,  1985  и 
 др.) характеризуют следующим образом.                                      
 
      1. Деятели быстро и полностью включаются в любую деятельность ("легки  
 на подъем"). Они открыты, доброжелательны и полны энтузиазма. Любят пробо- 
 вать все "здесь и сейчас" своими руками и охотно участвуют  в  эксперимен- 
 тах. Часто им проще что-либо сделать, чем просчитывать последствия. Их дни 
 заполнены действиями, и, освоив что-нибудь, они сразу же переходят к  сле- 
 дующему, так как все уже испробованное им быстро надоедает. Умеют  общать- 
 ся, легко взаимодействуют с другими людьми. Деятели обучаются  через  кон- 
 кретную деятельность методом проб и ошибок. Учащиеся-Деятели нетерпеливы и 
 желают все сделать сами, не ожидая указаний. Это подталкивает их  к  спон- 
 танным ответам и ведет к быстрому переключению на что-нибудь  новое.  Мед- 
 ленная, методическая работа быстро им надоедает, и они часто выходят в ли- 
 деры, чтобы двигаться вперед. Их лозунг: "Я хочу сделать это".             
 
      2. Рефлексирующие живут по принципу "ожидай и смотри".  Обычно  стре- 
 мятся держаться в стороне от активности, чтобы иметь возможность тщательно 
 обдумать ситуацию и рассмотреть ее с разных точек зрения. Для  своих  раз- 
 мышлений они используют данные, которые собирают самостоятельно и получают 
 от других людей. Скрупулезный подбор и анализ опытных данных имеет для них 
 основное значение, поэтому они часто откладывают  принятие  окончательного 
 решения до последнего момента. Прежде чем начать действовать они предпочи- 
 тают рассмотреть все нюансы и подтексты.  Учащиеся-Рефлексирующие не  дают 
 первый ответ, который приходит в голову, они ищут больше информации и  пы- 
 таются размышлять. Рефлексирующие часто не понимают, что нужно  делать,  и 
 поэтому советуются другими людьми, пытаясь узнать их мнение. Их лозунг: "Я 
 хочу подумать об этом".                                                    
 
      3. Теоретики на основе наблюдений и рефлексии (анализа) опыта  форми- 
 руют (синтезируют) порой весьма сложные, но корректные, с точки зрения ло- 
 гики, теории. Они стараются все разрозненные факты и наблюдения  классифи- 
 цировать и вписать в рациональную схему. Сильны в области построения  фун- 
 даментальных предположений, теорий, моделей и системного мышления.  Теоре- 
 тики обучаются через абстрактную концептуализацию, они пытаются  сформиро- 
 вать всеохватывающую логическую систему. В решении проблем они продвигают- 
 ся шаг за шагом, выдвигая предположения и создавая правила из частных слу- 
 чаев. Конкретные примеры они воспринимают как слишком ограниченные для по- 
 нимания целого. Их усилия направлены на получение целостной картины  явле- 
 ния, ситуации. При этом они пытаются отделить  чувства  и  личные  мнения,  
 часто небрежно относясь к чувствам других людей. Их лозунг: "Я хочу понять 
 это".                                                                      
 
      4. Прагматики ищут возможности практического применения идей,  теорий  
 и методов. Быстро и уверенно работают над идеями, которые их привлекли. Им 
 нравится, когда им показывают как что-то нужно делать, и они сразу пытают- 
 ся использовать новые знания на практике. Не терпят долгих  размышлений  и 
 бесконечных дискуссий, проявляют себя как практичные люди,  которые  любят 
 принимать конкретные решения. Важным для них является поиск  наиболее  эф- 
 фективного пути осуществления того, что они узнали. Прагматики  энергичны, 
 нетерпеливы и выбирают наиболее короткие пути решения проблем. Новые проб- 
 лемы они рассматривают как новые возможности для движения вперед.  Их  ло- 
 зунг: "Я хочу найти наилучший путь".                                       
 
      Одну из самых коротких и в тоже время объемных  характеристик  стилям 
 обучения  П. Хони и А. Мэмфордом дали в своей работе A. Furnham,  C. Jack- 
 son и T. Miller (1999):                                                    
      1. Деятель - импульсивный, нацеленный на поиск ощущений экстраверт.   
      2. Рефлексирующий - осторожный, методологичный интроверт.             
      3. Теоретик - объективный, рациональный интеллигент.                  
      4. Прагматик - практичный, целесообразный реалист.                    
 
      Русский перевод опросника LSQ имеется в учебных  материалах  Междуна- 
 родного Института Менеджмента  ЛИНК  (Вербицкий А.А.  и  Чернявская  А.Г., 
 2000). Кроме того, опубликована и сокращенная русскоязычная версия  опрос- 
 ника LSQ (Милорадова Н.Г., 2002, 2003), содержащая 48 вопросов. Однако все 
 перечисленные варианты опросника П. Хони и А. Мэмфорда не отвечают  требо- 
 ваниям, предъявляемым к опросным методикам при их использовании в качестве 
 психометрического инструмента на языке другой страны, в  новых  социокуль- 
 турных условиях. Поэтому опросник LSQ был подвергнут А.Д. Ишковым  и  Н.Г. 
 Милорадовой ряду адаптационных процедур на  отечественной  выборке,  среди 
 которых можно выделить следующие основные блоки:                           
      1. Содержательно-информативный анализ утверждений опросника.          
      2. Проверка репрезентативности тестовых норм.                         
      3. Проверка надежности опросника.                                     
      4. Проверка валидности опросника.                                     
      Пройдя все необходимые психометрические процедуры, адаптированный оп- 
 росник Стилей Деятельности "СД" стал более компактным - он содержит  всего 
 40 утверждений.                                                            
 
      Зная свои индивидуально-стилевые особенности, человек  имеет  возмож- 
 ность организовать собственную деятельность таким  образом,  чтобы  макси- 
 мально использовать сильные стороны стиля и развивать слабые. П. Хони и А. 
 Мэмфорд (Peter Honey and Alan Mumford, 1992) дают следующие рекомендации.  
 
      Деятель наиболее эффективен в ситуациях:                              
      дающих ему возможность находиться в центре внимания, например,  руко- 
 водить проектом, вести дискуссию;                                          
      позволяющих ему узнать что-то новое (то, что он не знал или  не  умел 
 делать до этого);                                                          
      большого разнообразия всевозможных вариантов;                         
      позволяющих вести себя расковано, допускать ошибки, шутить;           
      напряжения, быстрых изменений, чередования разнообразных задач;       
      соревнования, например, при командных упражнениях, деловых и  ролевых 
 играх;                                                                     
      свободы генерирования идей, отсутствия необходимости подчиняться  ус- 
 тановленным правилам;                                                      
      при неблагоприятных обстоятельствах, связанных с нехваткой ресурсов и 
 пр.;                                                                       
      взаимодействия с другими людьми, например, сбор идей, групповое реше- 
 ние проблемы;                                                              
      требующих проявления инициативы и активных действий.                  
 
      Снижают эффективность Деятеля:                                        
      пассивная роль, например, выслушивание  монологов  (лекций,  объясне- 
 ний), чтение, наблюдение;                                                  
      невозможность вмешаться в происходящее;                               
      необходимость штудировать, анализировать и  интерпретировать  большие 
 объемы информации;                                                         
      индивидуальная работа, например, чтение, размышление, написание боль- 
 ших текстов;                                                               
      сугубо теоретические рассуждения об истории проблемы, ее причинах;    
      необходимость многократного выполнения одного и того же действия;     
      работа, требующая  точного  соблюдения  инструкций  и  ограничивающая  
 свободу маневра;                                                           
      монотонная, кропотливая деятельность.                                 
 
      Рефлексирующий наиболее эффективен в ситуациях:                       
      предоставляющих возможность заранее подготовиться,  изучить  существо 
 вопроса;                                                                   
      позволяющих выслушать мнения других людей (желательно большого  коли- 
 чества), представляющих широкое разнообразие взглядов;                     
      требующих поиска информации, тщательного исследования проблемы и  не- 
 обходимости добраться до сути явления;                                     
      подготовки детального аналитического доклада или исследования;        
      позволяющих повторять и пересматривать изучаемое;                     
      дающих возможность тщательного наблюдения и обдумывания;              
      позволяющих наблюдать действие со стороны, например, наблюдать работу 
 группы или совещания, смотреть видеозапись;                                
      обеспечивающих "безопасный" обмен мнениями, например, по заранее  со- 
 гласованным правилам в виде структурированных учебных заданий;             
      позволяющих принимать решения в собственном ритме, без давления извне 
 и жестких сроков.                                                          
 
      Снижают эффективность Рефлексирующего:                                
      необходимость действовать без предварительной подготовки,  планирова- 
 ния, импровизировать на ходу;                                              
      недостаток данных для надежных выводов;                               
      наличие инструкций, предписывающих строго  определенный  способ  дей- 
 ствий;                                                                     
      необходимость активного взаимодействия с  другими  людьми,  например,  
 исполнение функций ведущего или участие в ролевых играх перед аудиторией;  
      ограничения по времени и необходимость быстро переключаться с  одного 
 вида деятельности на другой;                                               
      давление обстоятельств, вынуждающее ограничиться поверхностным анали- 
 зом и результатом работы.                                                  
 
      Теоретик наиболее эффективен в ситуациях:                             
      наличия времени для методичного исследования связей между идеями, со- 
 бытиями и ситуациями;                                                      
      позволяющих поставить под сомнение и проверить методологию и  логику, 
 лежащую в основании предмета исследования (деятельности), например,  путем 
 вопросов и ответов или поиска противоречий;                                
      интеллектуального вызова - например, анализа сложных ситуаций,  бесе- 
 ды с компетентными специалистами;                                          
     структурированной деятельности, имеющей четко сформулированные цели  и 
 программу;                                                                 
     освоения рациональных и логичных идей и концепций, изложенных аргумен- 
 тировано и элегантно;                                                      
     совместной деятельности с людьми близкого уровня;                      
     позволяющих анализировать причины удач и ошибок, делать общие выводы;  
     требующих исследования и изучения сложных, интересных вопросов.        
 
      Снижают эффективность Теоретика:                                      
      необходимость выполнять что-либо без понимания цели или  общего  кон- 
 текста;                                                                    
      необходимость участвовать в ситуациях, где основной  акцент  делается  
на чувства и эмоции;                                                        
      участие в слабоструктурированных мероприятиях,  отличающихся  высокой 
 степенью неопределенности - например,  работа с открытыми проблемами;      
      необходимость действовать или принимать решения без опоры  на  какие- 
 либо концепции или принципы;                                               
      необходимость ознакомления с широким разнообразием противоречивых ме- 
 тодик без возможности их глубокого изучения;                               
      сомнения в методологической обоснованности изучаемого  предмета,  на- 
 пример, в валидности применяемых тестов.                                   
 
      Прагматик наиболее эффективен в ситуациях:                            
      наличия очевидной связи между изучаемым им предметом и его практичес- 
 кими проблемами;                                                           
      освоения приемов и техник, позволяющих получить конкретные практичес- 
 кие результаты, например, сэкономить время, произвести  хорошее  впечатле- 
 ние, лучше общаться с трудными людьми;                                     
      взаимодействия со специалистами, которые успешно используют то,  чему 
 учат и могут это продемонстрировать;                                       
      предоставляющих возможность немедленно опробовать или полноценно при- 
 менить новые методы на практике;                                           
      позволяющих сосредоточиться на практических аспектах, например,  пла- 
 нировании действий для достижения конкретных целей, разработки  практичес- 
 ких усовершенствований.                                                    
 
      Снижают эффективность Прагматика:                                     
      отсутствие явной связи между его деятельностью и насущными потребнос- 
 тями;                                                                      
      оторванная от реальности теоретическая информация;                    
      отсутствия ясных инструкций и указаний;                               
      ощущение, что процесс "идет по кругу" или движется вперед с  недоста- 
 точной скоростью;                                                          
      политические, бюрократические или психологические препятствия на пути 
 практической реализации решений;                                           
      отсутствие явных улучшений в результате деятельности.                 
 
      Человек, определивший свои наиболее и наименее предпочитаемые  стили, 
 может спланировать некоторые мероприятия по развитию своих не самых  силь- 
 ных этапов (стилей) деятельности. Для этого необходимо выполнять действия, 
 несвойственные в обычных обстоятельствах. Ниже приведены  некоторые  реко- 
 мендации по развитию отдельных стилей деятельности (Honey P.,  Mumford A., 
 1992; Cameron S., 1994 и др.), которые могут быть использоваться  при  со- 
 ставлении индивидуальных планов работы над собой.                          
 
      Развитие деятельностной составляющей:                                 
      преднамеренно делайте Ваш день фрагментарным, и каждые полчаса  пере- 
 ключайтесь на новый вид деятельности;                                      
      по меньшей мере, раз в неделю делайте что-нибудь, чего Вы никогда  до  
 этого не делали (например, пробежка в обычное для обеда время, чтение  не- 
 знакомой Вам газеты, посещение незнакомого места и т.д.);                  
      практикуйтесь в завязывании разговоров (особенно "светских") с незна- 
 комыми людьми;                                                             
      старайтесь находиться в центре внимания  (например, вызовитесь прове- 
 сти презентацию или совещание);                                            
      пытайтесь размышлять вслух по ходу дела или обсуждения,  высказывайте 
 идеи сразу, не обдумывая.                                                  
 
      Развитие рефлексивной составляющей:                                   
      заведите дневник и каждый день фиксируйте в нем основные события дня, 
 свои размышления и выводы;                                                 
      перед сном проводите мысленный "повторный просмотр" происшедших с Ва- 
 ми за день событий, пытаясь извлечь из них уроки для себя;                 
      практикуйтесь в наблюдении, особенно на мероприятиях, которые Вас не- 
 посредственно не затрагивают (изучайте поведение людей, обращайте внимание 
 на то, кто больше других говорит, кто кого перебивает, на жесты  и  другие 
 невербальные проявления);                                                  
      беритесь за работу, требующую тщательного сбора информации из различ- 
 ных источников;                                                            
      прежде чем приступить к какой-либо деятельности, выявите ее возможные 
 альтернативы и последствия;                                                
      определяясь с альтернативными вариантами действий, составьте для  них  
 перечень возможных причин "за" и "против".                                 
 
      Развитие теоретической составляющей:                                  
      собирайте теории, гипотезы и мнения по поводу  определенных  явлений,  
 стремитесь понять предположения, лежащие в их основании, выявить их  сход- 
 ства и отличия;                                                            
      практикуйтесь в структурировании своей  жизнедеятельности,  добиваясь  
 того, чтобы она развивались в соответствии с Вашими планами;               
      каждый день минимум по полчаса читайте какие-нибудь сложные вещи, на- 
 пример, философские трактаты, теорию относительности  или  лингвистические 
 исследования, а затем старайтесь своими словами кратко сформулировать про- 
 читанное;                                                                  
      учитесь распознавать слабые места в аргументах других людей;          
      практикуйтесь в сравнительном анализе информации (например,  возьмите 
 газеты различных политических течений и выявите различия  их  взглядов  на 
 определенные проблемы);                                                    
      рассматривая сложные ситуации (как свои текущие, так и исторические),  
 проведите анализ сценария, по которому они развивались, продумайте, что  и 
 на какой стадии можно было изменить;                                       
      практикуйтесь в постановке вопросов направленных на  прояснение  сути 
 вещей и настаивайте на получении ясного и логичного ответа.                
 
      Развитие прагматической составляющей:                                 
      изучайте успешные техники окружающих Вас людей и примеряйте их на се- 
 бя;                                                                        
      "коллекционируйте" приемы и техники, практические способы деятельнос- 
 ти;                                                                        
      участвуя в любых совещаниях, концентрируйтесь, в первую  очередь,  на  
 составлении планов действий (старайтесь никогда не уходить с совещания без 
 плана действий для себя и для других участников);                          
      постоянно испытывайте новые приемы и техники на  практике  (например,  
 управление временем, проведение презентаций, составление бюджета),  стара- 
 ясь при этом избегать ситуаций с высоким риском неудачи;                   
      ищите возможности получить рекомендации и обратную связь опытных спе- 
 циалистов по совершенствованию своих техник и методов деятельности;        
      пытайтесь изобретать  собственные  методы  деятельности  и  извлекать  
 практические уроки из своего опыта.                                        
 
      Опросник состоит из 40 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      В данной компьютерной версии интерпретация  результатов  тестирования 
 основана на показателях выраженных в процентах.                            
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
      Независимо от уровня показателей  программа  определяет  максимальное 
 значение результатов тестирования по отдельным шкалам методики и формирует 
 интерпретацию этого значения как преобладающего стиля деятельности. В слу- 
 чае равенства показателей также формируется и интерпретация других типов.  
      Для всех низких и пониженных значений создаются рекомендации по  раз- 
 вию этих компонентов стиля деятельности.                                   
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Опросник стилей деятельности (LSQ).                              
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
     Д ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢> Д            
 
     Р ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████────────────────╢> Р            
 
     Т ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█─────────────────────╢> Т            
 
     П ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢> П            
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
 
 
                                Д                                           
                                ┬                                           
                                ┼                                           
                                ┼                                           
                                ┼                                           
                                ┼                                           
                                ┼                                           
                                ┼                                           
                          ┌─────┼─────────────┐                             
                          │     ┼             │                             
                          │     ┼             │                             
         П <├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤> Р                    
                          │     ┼             │                             
                          │     ┼             │                             
                          │     ┼             │                             
                          │     ┼             │                             
                          │     ┼             │                             
                          └─────┼─────────────┘                             
                                ┼                                           
                                ┼                                           
                                ┼                                           
                                ┴                                           
                                Т                                           
 
 
                       Tестовые показатели:                                 
 
                1. "Деятель"        - Д =  3  30%                           
                2. "Рефлексирующий" - Р =  7  70%                           
                3. "Теоретик"       - Т =  6  60%                           
                4. "Прагматик"      - П =  3  30%                           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                Преобладающий стиль деятельности:                           
 
      Рефлексирующий - осторожный, методологичный интроверт.                
      Рефлексирующие живут по принципу "ожидай  и  смотри".  Обычно         
 стремятся держаться в стороне от активности, чтобы  иметь  возмож-         
 ность тщательно обдумать ситуацию и рассмотреть ее с разных  точек         
 зрения. Для своих размышлений они используют данные, которые соби-         
 рают самостоятельно и получают от других людей. Скрупулезный  под-         
 бор и анализ опытных данных имеет для них основное  значение,  по-         
 этому они часто откладывают  принятие  окончательного  решения  до         
 последнего момента. Прежде чем начать действовать они предпочитают         
 рассмотреть все нюансы и подтексты. Учащиеся-Рефлексирующие не да-         
 ют первый ответ, который приходит в голову, они ищут больше инфор-         
 мации и пытаются размышлять. Рефлексирующие часто не понимают, что         
 нужно делать, и поэтому советуются другими людьми, пытаясь  узнать         
 их мнение. Их лозунг: "Я хочу подумать об этом".                           
      Рефлексирующий наиболее эффективен в ситуациях:                       
      предоставляющих возможность  заранее  подготовиться,  изучить         
 существо вопроса;                                                          
      позволяющих выслушать мнения других людей (желательно большо-         
 го количества), представляющих широкое разнообразие взглядов;              
      требующих поиска информации, тщательного исследования пробле-         
 мы и необходимости добраться до сути явления;                              
      подготовки детального аналитического доклада  или  исследова-         
 ния;                                                                       
      позволяющих повторять и пересматривать изучаемое;                     
      дающих возможность тщательного наблюдения и обдумывания;              
      позволяющих наблюдать действие со стороны,  например,  наблю-         
 дать работу группы или совещания, смотреть видеозапись;                    
      обеспечивающих "безопасный" обмен мнениями, например, по  за-         
 ранее согласованным правилам в виде структурированных учебных  за-         
 даний;                                                                     
      позволяющих принимать решения в собственном ритме, без давле-         
 ния извне и жестких сроков.                                                
      Снижают эффективность Рефлексирующего:                                
      необходимость  действовать  без  предварительной  подготовки,         
 планирования, импровизировать на ходу;                                     
      недостаток данных для надежных выводов;                               
      наличие инструкций, предписывающих строго определенный способ         
 действий;                                                                  
      необходимость активного взаимодействия с другими людьми,  на-         
 пример, исполнение функций ведущего или участие  в  ролевых  играх         
 перед аудиторией;                                                          
      ограничения по времени и необходимость быстро переключаться с         
 одного вида деятельности на другой;                                        
      давление обстоятельств, вынуждающее ограничиться  поверхност-         
 ным анализом и результатом работы.                                         
 
   Диагностический уровень соответсвия данному стилю: повышенный.           
 
                         Рекомендации:                                      
 
      Развитие деятельностной составляющей:                                 
      преднамеренно делайте Ваш день фрагментарным, и каждые полча-         
 са переключайтесь на новый вид деятельности;                               
      по меньшей мере, раз в неделю делайте что-нибудь, чего Вы ни-         
 когда до этого не делали (например, пробежка в обычное  для  обеда         
 время, чтение незнакомой Вам газеты, посещение незнакомого места и         
 т.д.);                                                                     
      практикуйтесь в завязывании разговоров (особенно  "светских")         
 с незнакомыми людьми;                                                      
      старайтесь находиться в центре внимания (например, вызовитесь         
 провести презентацию или совещание);                                       
      пытайтесь размышлять вслух по ходу дела или  обсуждения,  вы-         
 сказывайте идеи сразу, не обдумывая.                                       
 
      Развитие прагматической составляющей:                                 
      изучайте успешные техники окружающих Вас людей  и  примеряйте         
 их на себя;                                                                
      "коллекционируйте" приемы и техники, практические способы де-         
 ятельности;                                                                
      участвуя в любых совещаниях, концентрируйтесь, в первую  оче-         
 редь, на составлении планов действий (старайтесь никогда  не  ухо-         
 дить с совещания без плана действий для себя и для других участни-         
 ков);                                                                      
      постоянно испытывайте новые приемы и техники на практике (на-         
 пример, управление временем, проведение  презентаций,  составление         
 бюджета), стараясь при этом избегать ситуаций с высоким риском не-         
 удачи;                                                                     
      ищите возможности  получить  рекомендации  и  обратную  связь         
 опытных специалистов по совершенствованию своих техник  и  методов         
 деятельности;                                                              
      пытайтесь изобретать собственные методы деятельности и извле-         
 кать практические уроки из своего опыта.