МЕТОДИКА:
Опросник стилей деятельности
(Learning Styles Questionnaire - LSQ)
(P. Honey & A. Mumford)
"СД"
(Адаптация А.Д. Ишкова и Н.Г. Милорадовой).
Методика предназначена для получения реалистичной картины индивиду-
альных склонностей человека.
Опросник английских психологов П. Хоней и А. Мамфорда (P. Honey & A.
Mumford) базируется на модели обучения Дэвида Колба.
В начале 1980-х, J. Mezirow, P. Freire и другие показали, что в осно-
ве любого обучения лежит переработка опыта, а точнее, критическая рефлек-
сия опыта. Они рассматривали обучение как трехфазный цикл, который начина-
ется с получения конкретного опыта (первая фаза), продолжается рефлексией
(вторая фаза), которая приводит к определенным действиям (третья фаза),
дающим новый конкретный опыт для рефлексии (Rogers A., 1996).
В рамках данной теории обучения основанного на опыте (Experiential
Learning Theory - ELT), Д. Колбом была разработана своя модель обучения
(Kolb D., 1976, 1981, 1984, 1998; Kolb D., Fry R., 1975; Kolb D., Lublin
S., Spoth J., 1986 и др.). Д. Колб выделил в рефлексии две части: восприя-
тие и обработку. Таким образом, он добавил еще один этап, который назвал
"Абстрактная концептуализация". Если на этапе критической рефлексии чело-
век рассматривает новый опыт с точки зрения предшествующего опыта, то на
этапе абстрактной концептуализации он, используя логику, пытается искать
ответы: формирует гипотезы, делает обобщения и выводы. Обычно, на данном
этапе происходит систематическое планирование, разработка теорий, решение
проблем. Фаза действия, в интерпретации Д. Колба становится фазой активно-
го экспериментирования, где человек проверяет гипотезы, пытаясь получить
практический, реально работающий метод.
Таким образом, модель обучения основанного на опыте по Д. Колбу
(Kolbs Experiential Learning Model) включает четыре этапа:
1) конкретный опыт;
2) наблюдение и рефлексия;
3) образование абстрактных понятий;
4) испытания в новых ситуациях.
Д. Колб и Р. Фрай (Kolb D., Fry R., 1975) отмечают, что обучение мо-
жет начаться с любого из четырех этапов. Тем не менее, процесс обучения
чаще всего начинается с выполнения человеком конкретного действия. Эффект
этого действия анализируется на втором этапе, чтобы можно было предсказать
его последствия при повторении в тех же обстоятельствах. На третьем этапе
формируется общий принцип, под который попадает конкретное действие, дав-
шее начало этому циклу. Формирование общего принципа не подразумевает в
данном случае его выражение в символической форме (в виде слова, понятия),
а предполагает только способность видеть связи между действиями и их по-
следствиями, опираясь на понимание общего принципа (Coleman J., 1976).
Когда общий принцип понят, последний (четвертый) этап - это его приложение
в практической деятельности.
Д. Колб рассматривает свою модель обучения как два континуума, при
этом полюсами первого континуума являются этапы конкретного опыта и обра-
зования абстрактных понятий, а полюсами второго - рефлексивное наблюдение
и испытания в новых ситуациях: баланс AC-CE (склонность к абстракции или
конкретике) и баланс AE-RO склонность к активному внедрению и использова-
нию или рефлексии).
В зависимости от положения человека по осям AC-CE и AE-RO Д. Колб вы-
деляет четыре основных стиля обучения: Аккомодаторы, Дивергаторы, Ассими-
ляторы и Конвергаторы. Стили обучения Д. Колба представлены cледующими по-
люсами:
1. Конкретная поисковая деятельность, направленная на получение ново-
го опыта (Concrete Experience).
2. Критическая рефлексия (анализ) полученного опыта (Reflective Ob-
servation).
3. Абстрактная концептуализация, направленная на создание теорий,
объясняющих полученный опыт (Abstract Conceptualization).
4. Активное внедрение и использование созданных теорий при принятии
решений и решении проблем (Active Experimentation).
Стиль "Аккомодаторы" (Accommodators) расположен между полуосями "Ак-
тивное внедрение и использование" (Active experimentation) и "Конкретная
поисковая деятельность" (Concrete experience).
Сильная сторона Аккомодаторов (от латинского accomodatio - приспособ-
ление к чему-либо) - это их умение действовать, делать конкретное дело,
реализовывать планы, проводить эксперименты и самим получать новый опыт.
Аккомодаторами движит вопрос: "Что произойдет, если я сделаю это?". Они
более склонны к риску, чем люди трех других стилей. Проблемы решают, как
правило, интуитивно. Их назвали "Аккомодаторы" поскольку люди данного типа
лучше других приспосабливаются в сложных критических обстоятельствах, ког-
да требуется реагировать немедленно. В ситуациях, где теория или планы не
согласовываются с фактами, они наиболее вероятно, отвергнут план (теорию).
Противоположный Аккомодатору стиль - Ассимилятор, более вероятно, проигно-
рирует или будет перепроверять факты. Аккомодаторы непринужденно ведут се-
бя с людьми, но иногда бывают нетерпеливы и напористы. Образование Аккомо-
даторы чаще всего получают техническое или практическое, например, необхо-
димое для ведения бизнеса. При обучении Аккомодаторов наиболее желательны
методы, способствующие самостоятельному открытию. Предпочитают быть актив-
ными участниками обучения.
Стиль "Дивергаторы" (Divergers) расположен между полуосями "Конкрет-
ная поисковая деятельность" (Concrete experience) и "Критическая рефлек-
сия" (Reflective observation).
Сильная сторона Дивергаторов (от латинского divergere - обнаруживать
расхождения) заключается в образном, творческом мышлении. Их волнует во-
прос "Почему?". Они способны рассмотреть и проанализировать конкретную си-
туацию с различных точек зрения. Этот стиль назван "Дивергаторы" поскольку
люди данного типа лучше других работают в ситуациях, когда требуется гене-
рация идей, например, при "мозговом штурме". Они предпочитают подробную,
системную, аргументированную информацию. Дивергаторы креативны, эмоцио-
нальны и заинтересованы в людях. Обычно имеют широкие культурные интересы
и желание специализироваться в искусстве. Предъявляют высокие требования к
уровню обучения.
Стиль "Ассимиляторы" (Assimilators) расположен между полуосями "Кри-
тическая рефлексия" (Reflective observation) и "Абстрактная концептуализа-
ция" (Abstract conceptualization).
Сильная сторона Ассимиляторов (от латинского assimilare - усваивать,
уподоблять) - это их способность создавать теоретические модели. Ищут от-
вет на вопрос: "Что это значит?". Любят точную, организованную информацию,
уважают мнение специалиста. Они превосходно владеют индуктивной аргумента-
цией. Ассимиляторов интересуют абстрактные понятия и они, подобно Конвер-
гаторам, менее ориентированы на людей. Для Ассимиляторов важно, чтобы тео-
рия была логически надежной и точной. Они предпочитают фундаментальные, а
не прикладные науки.
Стиль "Конвергаторы" (Convergers) расположен между полуосями "Аб-
страктная концептуализация" (Abstract conceptualization) и "Активное вне-
дрение и использование" (Active experimentation).
Сильная сторона Конвергаторов (от латинского convergere - прибли-
жаться, сходиться) - это их умение практически реализовывать идеи. Этот
стиль назван "Конвергаторы" поскольку люди данного типа добиваются успеха
в ситуациях, где имеется единственный правильный ответ, например, при ре-
шении интеллектуальных тестов, вопросов или проблем. Знание Конвергаторов
организовано через гипотетически-дедуктивную аргументацию и позволяет фо-
кусироваться на специфических проблемах. Ориентированы на вопрос "Как?".
Повышенное внимание уделяют практической полезности информации и ее сис-
темности. Конвергаторы сравнительно безэмоциональны и предпочитают иметь
дело с вещами, а не людьми. Они обычно имеют узкие, как правило, техничес-
кие интересы и предпочитают специализироваться в физических науках. Обуче-
ние должно быть по возможности диалоговым.
Согласно Д. Колбу, каждый человек имеет свой индивидуальный стиль
обучения, представляющий собой соединение (смешение) в различных пропор-
циях четырех вышеуказанных основных стилей.
При этом Д. Колб отмечает, что сбалансированный профиль учащегося
(приблизительно равномерное развитие каждого из основных стилей-этапов
обучения) позволяет ему быть более эффективным (по сравнению с сильно пе-
рекошенным профилем), поскольку в этом случае он является более гибким и
адаптивным.
Индивидуальный стиль обучения не является установленным раз и навсег-
да, а с течением времени и обстоятельств может меняться.
Для выявления индивидуального стиля обучения, его сильных и слабых
сторон, Д. Колб (Kolb D., 1976) разработал опросник "Learning Styles In-
ventory" (LSI).
Модель обучения основанного на опыте (Experiential Learning Theory -
ELT) Д. Колба стала основой для исследований, проводимых П. Хони и А. Мэм-
фордом (Honey P., Mumford A., 1985, 1989, 1992; Mumford A., 1987, 1992 и
др.), которые разработали опросник "Learning Styles Questionnaire" (LSQ),
позволяющий определить, какой этап (стиль) по модели обучения Д. Колба
преобладает в деятельности человека. В соответствии с преобладающим эта-
пом, авторы дают следующие названия этим типам людей:
1. Деятели - этап конкретной поисковой деятельности. Этот тип соот-
ветствует Аккомодаторам в модели стилей обучения Д. Колба.
2. Рефлексирующие - этап критической рефлексии (анализа). Этот тип
соответствует Дивергаторам в модели стилей обучения Д. Колба.
3. Теоретики - этап создания абстрактных концепций, теорий и моделей.
Этот тип соответствует Ассимиляторам в модели стилей обучения Д. Колба.
4. Прагматики - этап активного внедрения и использования созданных
теорий. Этот тип соответствует Конвергаторам в модели стилей обучения Д.
Колба.
Опросник LSQ прост в проведении и обработке, легко интерпретируется.
К его недостаткам относят достаточно большие размеры (опросник содержит 80
утверждений) и упрощенную систему ("Да" - "Нет"), подсчета результатов,
приводящую к низкой дифференциации, "огрублению" результатов.
П. Хони и А. Мэмфорд (Honey P., Mumford A., 1992) утверждают, что
для различных профессий существуют свои предпочтительные стили обучения
или группы таких стилей.
Классификация стилей обучения, предложенная П. Хони и А. Мэмфордом,
является одной из самых удобных и распространенных, а сами стили (типы)
авторы и их многочисленные последователи (Honey P., Mumford A., 1985 и
др.) характеризуют следующим образом.
1. Деятели быстро и полностью включаются в любую деятельность ("легки
на подъем"). Они открыты, доброжелательны и полны энтузиазма. Любят пробо-
вать все "здесь и сейчас" своими руками и охотно участвуют в эксперимен-
тах. Часто им проще что-либо сделать, чем просчитывать последствия. Их дни
заполнены действиями, и, освоив что-нибудь, они сразу же переходят к сле-
дующему, так как все уже испробованное им быстро надоедает. Умеют общать-
ся, легко взаимодействуют с другими людьми. Деятели обучаются через кон-
кретную деятельность методом проб и ошибок. Учащиеся-Деятели нетерпеливы и
желают все сделать сами, не ожидая указаний. Это подталкивает их к спон-
танным ответам и ведет к быстрому переключению на что-нибудь новое. Мед-
ленная, методическая работа быстро им надоедает, и они часто выходят в ли-
деры, чтобы двигаться вперед. Их лозунг: "Я хочу сделать это".
2. Рефлексирующие живут по принципу "ожидай и смотри". Обычно стре-
мятся держаться в стороне от активности, чтобы иметь возможность тщательно
обдумать ситуацию и рассмотреть ее с разных точек зрения. Для своих раз-
мышлений они используют данные, которые собирают самостоятельно и получают
от других людей. Скрупулезный подбор и анализ опытных данных имеет для них
основное значение, поэтому они часто откладывают принятие окончательного
решения до последнего момента. Прежде чем начать действовать они предпочи-
тают рассмотреть все нюансы и подтексты. Учащиеся-Рефлексирующие не дают
первый ответ, который приходит в голову, они ищут больше информации и пы-
таются размышлять. Рефлексирующие часто не понимают, что нужно делать, и
поэтому советуются другими людьми, пытаясь узнать их мнение. Их лозунг: "Я
хочу подумать об этом".
3. Теоретики на основе наблюдений и рефлексии (анализа) опыта форми-
руют (синтезируют) порой весьма сложные, но корректные, с точки зрения ло-
гики, теории. Они стараются все разрозненные факты и наблюдения классифи-
цировать и вписать в рациональную схему. Сильны в области построения фун-
даментальных предположений, теорий, моделей и системного мышления. Теоре-
тики обучаются через абстрактную концептуализацию, они пытаются сформиро-
вать всеохватывающую логическую систему. В решении проблем они продвигают-
ся шаг за шагом, выдвигая предположения и создавая правила из частных слу-
чаев. Конкретные примеры они воспринимают как слишком ограниченные для по-
нимания целого. Их усилия направлены на получение целостной картины явле-
ния, ситуации. При этом они пытаются отделить чувства и личные мнения,
часто небрежно относясь к чувствам других людей. Их лозунг: "Я хочу понять
это".
4. Прагматики ищут возможности практического применения идей, теорий
и методов. Быстро и уверенно работают над идеями, которые их привлекли. Им
нравится, когда им показывают как что-то нужно делать, и они сразу пытают-
ся использовать новые знания на практике. Не терпят долгих размышлений и
бесконечных дискуссий, проявляют себя как практичные люди, которые любят
принимать конкретные решения. Важным для них является поиск наиболее эф-
фективного пути осуществления того, что они узнали. Прагматики энергичны,
нетерпеливы и выбирают наиболее короткие пути решения проблем. Новые проб-
лемы они рассматривают как новые возможности для движения вперед. Их ло-
зунг: "Я хочу найти наилучший путь".
Одну из самых коротких и в тоже время объемных характеристик стилям
обучения П. Хони и А. Мэмфордом дали в своей работе A. Furnham, C. Jack-
son и T. Miller (1999):
1. Деятель - импульсивный, нацеленный на поиск ощущений экстраверт.
2. Рефлексирующий - осторожный, методологичный интроверт.
3. Теоретик - объективный, рациональный интеллигент.
4. Прагматик - практичный, целесообразный реалист.
Русский перевод опросника LSQ имеется в учебных материалах Междуна-
родного Института Менеджмента ЛИНК (Вербицкий А.А. и Чернявская А.Г.,
2000). Кроме того, опубликована и сокращенная русскоязычная версия опрос-
ника LSQ (Милорадова Н.Г., 2002, 2003), содержащая 48 вопросов. Однако все
перечисленные варианты опросника П. Хони и А. Мэмфорда не отвечают требо-
ваниям, предъявляемым к опросным методикам при их использовании в качестве
психометрического инструмента на языке другой страны, в новых социокуль-
турных условиях. Поэтому опросник LSQ был подвергнут А.Д. Ишковым и Н.Г.
Милорадовой ряду адаптационных процедур на отечественной выборке, среди
которых можно выделить следующие основные блоки:
1. Содержательно-информативный анализ утверждений опросника.
2. Проверка репрезентативности тестовых норм.
3. Проверка надежности опросника.
4. Проверка валидности опросника.
Пройдя все необходимые психометрические процедуры, адаптированный оп-
росник Стилей Деятельности "СД" стал более компактным - он содержит всего
40 утверждений.
Зная свои индивидуально-стилевые особенности, человек имеет возмож-
ность организовать собственную деятельность таким образом, чтобы макси-
мально использовать сильные стороны стиля и развивать слабые. П. Хони и А.
Мэмфорд (Peter Honey and Alan Mumford, 1992) дают следующие рекомендации.
Деятель наиболее эффективен в ситуациях:
дающих ему возможность находиться в центре внимания, например, руко-
водить проектом, вести дискуссию;
позволяющих ему узнать что-то новое (то, что он не знал или не умел
делать до этого);
большого разнообразия всевозможных вариантов;
позволяющих вести себя расковано, допускать ошибки, шутить;
напряжения, быстрых изменений, чередования разнообразных задач;
соревнования, например, при командных упражнениях, деловых и ролевых
играх;
свободы генерирования идей, отсутствия необходимости подчиняться ус-
тановленным правилам;
при неблагоприятных обстоятельствах, связанных с нехваткой ресурсов и
пр.;
взаимодействия с другими людьми, например, сбор идей, групповое реше-
ние проблемы;
требующих проявления инициативы и активных действий.
Снижают эффективность Деятеля:
пассивная роль, например, выслушивание монологов (лекций, объясне-
ний), чтение, наблюдение;
невозможность вмешаться в происходящее;
необходимость штудировать, анализировать и интерпретировать большие
объемы информации;
индивидуальная работа, например, чтение, размышление, написание боль-
ших текстов;
сугубо теоретические рассуждения об истории проблемы, ее причинах;
необходимость многократного выполнения одного и того же действия;
работа, требующая точного соблюдения инструкций и ограничивающая
свободу маневра;
монотонная, кропотливая деятельность.
Рефлексирующий наиболее эффективен в ситуациях:
предоставляющих возможность заранее подготовиться, изучить существо
вопроса;
позволяющих выслушать мнения других людей (желательно большого коли-
чества), представляющих широкое разнообразие взглядов;
требующих поиска информации, тщательного исследования проблемы и не-
обходимости добраться до сути явления;
подготовки детального аналитического доклада или исследования;
позволяющих повторять и пересматривать изучаемое;
дающих возможность тщательного наблюдения и обдумывания;
позволяющих наблюдать действие со стороны, например, наблюдать работу
группы или совещания, смотреть видеозапись;
обеспечивающих "безопасный" обмен мнениями, например, по заранее со-
гласованным правилам в виде структурированных учебных заданий;
позволяющих принимать решения в собственном ритме, без давления извне
и жестких сроков.
Снижают эффективность Рефлексирующего:
необходимость действовать без предварительной подготовки, планирова-
ния, импровизировать на ходу;
недостаток данных для надежных выводов;
наличие инструкций, предписывающих строго определенный способ дей-
ствий;
необходимость активного взаимодействия с другими людьми, например,
исполнение функций ведущего или участие в ролевых играх перед аудиторией;
ограничения по времени и необходимость быстро переключаться с одного
вида деятельности на другой;
давление обстоятельств, вынуждающее ограничиться поверхностным анали-
зом и результатом работы.
Теоретик наиболее эффективен в ситуациях:
наличия времени для методичного исследования связей между идеями, со-
бытиями и ситуациями;
позволяющих поставить под сомнение и проверить методологию и логику,
лежащую в основании предмета исследования (деятельности), например, путем
вопросов и ответов или поиска противоречий;
интеллектуального вызова - например, анализа сложных ситуаций, бесе-
ды с компетентными специалистами;
структурированной деятельности, имеющей четко сформулированные цели и
программу;
освоения рациональных и логичных идей и концепций, изложенных аргумен-
тировано и элегантно;
совместной деятельности с людьми близкого уровня;
позволяющих анализировать причины удач и ошибок, делать общие выводы;
требующих исследования и изучения сложных, интересных вопросов.
Снижают эффективность Теоретика:
необходимость выполнять что-либо без понимания цели или общего кон-
текста;
необходимость участвовать в ситуациях, где основной акцент делается
на чувства и эмоции;
участие в слабоструктурированных мероприятиях, отличающихся высокой
степенью неопределенности - например, работа с открытыми проблемами;
необходимость действовать или принимать решения без опоры на какие-
либо концепции или принципы;
необходимость ознакомления с широким разнообразием противоречивых ме-
тодик без возможности их глубокого изучения;
сомнения в методологической обоснованности изучаемого предмета, на-
пример, в валидности применяемых тестов.
Прагматик наиболее эффективен в ситуациях:
наличия очевидной связи между изучаемым им предметом и его практичес-
кими проблемами;
освоения приемов и техник, позволяющих получить конкретные практичес-
кие результаты, например, сэкономить время, произвести хорошее впечатле-
ние, лучше общаться с трудными людьми;
взаимодействия со специалистами, которые успешно используют то, чему
учат и могут это продемонстрировать;
предоставляющих возможность немедленно опробовать или полноценно при-
менить новые методы на практике;
позволяющих сосредоточиться на практических аспектах, например, пла-
нировании действий для достижения конкретных целей, разработки практичес-
ких усовершенствований.
Снижают эффективность Прагматика:
отсутствие явной связи между его деятельностью и насущными потребнос-
тями;
оторванная от реальности теоретическая информация;
отсутствия ясных инструкций и указаний;
ощущение, что процесс "идет по кругу" или движется вперед с недоста-
точной скоростью;
политические, бюрократические или психологические препятствия на пути
практической реализации решений;
отсутствие явных улучшений в результате деятельности.
Человек, определивший свои наиболее и наименее предпочитаемые стили,
может спланировать некоторые мероприятия по развитию своих не самых силь-
ных этапов (стилей) деятельности. Для этого необходимо выполнять действия,
несвойственные в обычных обстоятельствах. Ниже приведены некоторые реко-
мендации по развитию отдельных стилей деятельности (Honey P., Mumford A.,
1992; Cameron S., 1994 и др.), которые могут быть использоваться при со-
ставлении индивидуальных планов работы над собой.
Развитие деятельностной составляющей:
преднамеренно делайте Ваш день фрагментарным, и каждые полчаса пере-
ключайтесь на новый вид деятельности;
по меньшей мере, раз в неделю делайте что-нибудь, чего Вы никогда до
этого не делали (например, пробежка в обычное для обеда время, чтение не-
знакомой Вам газеты, посещение незнакомого места и т.д.);
практикуйтесь в завязывании разговоров (особенно "светских") с незна-
комыми людьми;
старайтесь находиться в центре внимания (например, вызовитесь прове-
сти презентацию или совещание);
пытайтесь размышлять вслух по ходу дела или обсуждения, высказывайте
идеи сразу, не обдумывая.
Развитие рефлексивной составляющей:
заведите дневник и каждый день фиксируйте в нем основные события дня,
свои размышления и выводы;
перед сном проводите мысленный "повторный просмотр" происшедших с Ва-
ми за день событий, пытаясь извлечь из них уроки для себя;
практикуйтесь в наблюдении, особенно на мероприятиях, которые Вас не-
посредственно не затрагивают (изучайте поведение людей, обращайте внимание
на то, кто больше других говорит, кто кого перебивает, на жесты и другие
невербальные проявления);
беритесь за работу, требующую тщательного сбора информации из различ-
ных источников;
прежде чем приступить к какой-либо деятельности, выявите ее возможные
альтернативы и последствия;
определяясь с альтернативными вариантами действий, составьте для них
перечень возможных причин "за" и "против".
Развитие теоретической составляющей:
собирайте теории, гипотезы и мнения по поводу определенных явлений,
стремитесь понять предположения, лежащие в их основании, выявить их сход-
ства и отличия;
практикуйтесь в структурировании своей жизнедеятельности, добиваясь
того, чтобы она развивались в соответствии с Вашими планами;
каждый день минимум по полчаса читайте какие-нибудь сложные вещи, на-
пример, философские трактаты, теорию относительности или лингвистические
исследования, а затем старайтесь своими словами кратко сформулировать про-
читанное;
учитесь распознавать слабые места в аргументах других людей;
практикуйтесь в сравнительном анализе информации (например, возьмите
газеты различных политических течений и выявите различия их взглядов на
определенные проблемы);
рассматривая сложные ситуации (как свои текущие, так и исторические),
проведите анализ сценария, по которому они развивались, продумайте, что и
на какой стадии можно было изменить;
практикуйтесь в постановке вопросов направленных на прояснение сути
вещей и настаивайте на получении ясного и логичного ответа.
Развитие прагматической составляющей:
изучайте успешные техники окружающих Вас людей и примеряйте их на се-
бя;
"коллекционируйте" приемы и техники, практические способы деятельнос-
ти;
участвуя в любых совещаниях, концентрируйтесь, в первую очередь, на
составлении планов действий (старайтесь никогда не уходить с совещания без
плана действий для себя и для других участников);
постоянно испытывайте новые приемы и техники на практике (например,
управление временем, проведение презентаций, составление бюджета), стара-
ясь при этом избегать ситуаций с высоким риском неудачи;
ищите возможности получить рекомендации и обратную связь опытных спе-
циалистов по совершенствованию своих техник и методов деятельности;
пытайтесь изобретать собственные методы деятельности и извлекать
практические уроки из своего опыта.
Опросник состоит из 40 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
В данной компьютерной версии интерпретация результатов тестирования
основана на показателях выраженных в процентах.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Независимо от уровня показателей программа определяет максимальное
значение результатов тестирования по отдельным шкалам методики и формирует
интерпретацию этого значения как преобладающего стиля деятельности. В слу-
чае равенства показателей также формируется и интерпретация других типов.
Для всех низких и пониженных значений создаются рекомендации по раз-
вию этих компонентов стиля деятельности.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник стилей деятельности (LSQ).
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма:
Д ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢> Д
Р ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████────────────────╢> Р
Т ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█─────────────────────╢> Т
П ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢> П
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
Д
┬
┼
┼
┼
┼
┼
┼
┌─────┼─────────────┐
│ ┼ │
│ ┼ │
П <├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤> Р
│ ┼ │
│ ┼ │
│ ┼ │
│ ┼ │
│ ┼ │
└─────┼─────────────┘
┼
┼
┼
┴
Т
Tестовые показатели:
1. "Деятель" - Д = 3 30%
2. "Рефлексирующий" - Р = 7 70%
3. "Теоретик" - Т = 6 60%
4. "Прагматик" - П = 3 30%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Преобладающий стиль деятельности:
Рефлексирующий - осторожный, методологичный интроверт.
Рефлексирующие живут по принципу "ожидай и смотри". Обычно
стремятся держаться в стороне от активности, чтобы иметь возмож-
ность тщательно обдумать ситуацию и рассмотреть ее с разных точек
зрения. Для своих размышлений они используют данные, которые соби-
рают самостоятельно и получают от других людей. Скрупулезный под-
бор и анализ опытных данных имеет для них основное значение, по-
этому они часто откладывают принятие окончательного решения до
последнего момента. Прежде чем начать действовать они предпочитают
рассмотреть все нюансы и подтексты. Учащиеся-Рефлексирующие не да-
ют первый ответ, который приходит в голову, они ищут больше инфор-
мации и пытаются размышлять. Рефлексирующие часто не понимают, что
нужно делать, и поэтому советуются другими людьми, пытаясь узнать
их мнение. Их лозунг: "Я хочу подумать об этом".
Рефлексирующий наиболее эффективен в ситуациях:
предоставляющих возможность заранее подготовиться, изучить
существо вопроса;
позволяющих выслушать мнения других людей (желательно большо-
го количества), представляющих широкое разнообразие взглядов;
требующих поиска информации, тщательного исследования пробле-
мы и необходимости добраться до сути явления;
подготовки детального аналитического доклада или исследова-
ния;
позволяющих повторять и пересматривать изучаемое;
дающих возможность тщательного наблюдения и обдумывания;
позволяющих наблюдать действие со стороны, например, наблю-
дать работу группы или совещания, смотреть видеозапись;
обеспечивающих "безопасный" обмен мнениями, например, по за-
ранее согласованным правилам в виде структурированных учебных за-
даний;
позволяющих принимать решения в собственном ритме, без давле-
ния извне и жестких сроков.
Снижают эффективность Рефлексирующего:
необходимость действовать без предварительной подготовки,
планирования, импровизировать на ходу;
недостаток данных для надежных выводов;
наличие инструкций, предписывающих строго определенный способ
действий;
необходимость активного взаимодействия с другими людьми, на-
пример, исполнение функций ведущего или участие в ролевых играх
перед аудиторией;
ограничения по времени и необходимость быстро переключаться с
одного вида деятельности на другой;
давление обстоятельств, вынуждающее ограничиться поверхност-
ным анализом и результатом работы.
Диагностический уровень соответсвия данному стилю: повышенный.
Рекомендации:
Развитие деятельностной составляющей:
преднамеренно делайте Ваш день фрагментарным, и каждые полча-
са переключайтесь на новый вид деятельности;
по меньшей мере, раз в неделю делайте что-нибудь, чего Вы ни-
когда до этого не делали (например, пробежка в обычное для обеда
время, чтение незнакомой Вам газеты, посещение незнакомого места и
т.д.);
практикуйтесь в завязывании разговоров (особенно "светских")
с незнакомыми людьми;
старайтесь находиться в центре внимания (например, вызовитесь
провести презентацию или совещание);
пытайтесь размышлять вслух по ходу дела или обсуждения, вы-
сказывайте идеи сразу, не обдумывая.
Развитие прагматической составляющей:
изучайте успешные техники окружающих Вас людей и примеряйте
их на себя;
"коллекционируйте" приемы и техники, практические способы де-
ятельности;
участвуя в любых совещаниях, концентрируйтесь, в первую оче-
редь, на составлении планов действий (старайтесь никогда не ухо-
дить с совещания без плана действий для себя и для других участни-
ков);
постоянно испытывайте новые приемы и техники на практике (на-
пример, управление временем, проведение презентаций, составление
бюджета), стараясь при этом избегать ситуаций с высоким риском не-
удачи;
ищите возможности получить рекомендации и обратную связь
опытных специалистов по совершенствованию своих техник и методов
деятельности;
пытайтесь изобретать собственные методы деятельности и извле-
кать практические уроки из своего опыта.
|