МЕТОДИКА:                                  
                  Методика изучения ясности "Я"-концепции                   
                       (Self-Concept-Clarity - SCC)                         
                            (Campbell, J. D.).                              
 
      Кэмпбелл и его коллеги изучили связь между такой характеристикой  са- 
 мосознания, как "ясность  представления  о  себе"  (Self-Concept-Clarity - 
 SCC). "Ясность представления о себе" отражает то, насколько четки и  опре- 
 деленны представления человека о себе, насколько они внутренне согласован- 
 ны и стабильны. Данная черта считается устойчивой характеристикой  личнос- 
 ти, имеющей определенное значение для уровня самоуважения.                 
      Авторы сообщают о том, что выявили значимые связи  между  исследуемой 
 чертой и экстраверсией, дружелюбием и добросовестностью; корреляция с  от- 
 крытостью отсутствовала.                                                   
 
      "Я"-концепция ("Я"-образ, образ "Я", англ. one's self-concept,  также 
 self-construction, self-identity или self-perspective) - система представ- 
 лений индивида о самом себе, осознаваемая,  рефлексивная  часть  личности. 
 Эти представления о себе самом в большей или меньшей  степени  осознаны  и 
 обладают относительной устойчивостью.                                      
      Понятие "Я"-концепции родилось в 1950-е годы в русле феноменологичес- 
 кой, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Род- 
 жерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к  рассмотрению 
 целостного человеческого "Я" как фундаментального фактора поведения и раз- 
 вития личности.                                                            
      Часто термин используют в качестве синонима к  "самосознанию",  но  в 
 отличие от последнего ""Я"-концепция" менее  нейтральна,  включая  в  себя 
 оценочный аспект самосознания.                                             
      "Я"-концепция, в сущности, определяет не просто то, что  собой  пред- 
 ставляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое  дея- 
 тельное начало и возможности развития в будущем.                           
 
       Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую  состав- 
 ляющие "я"- концепции.                                                     
       Когнитивная составляющая - это представления индивида о самом  себе, 
 набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.               
       Оценочная - это то, как индивид оценивает эти характеристики, как  к 
 ним относится.                                                             
       Поведенческая - это то, как человек в действительности поступает.    
 
      Я-концепция - относительно устойчивая, более  или  менее  осознанная, 
 переживаемая, как неповторимая система представлений индивида о самом  се- 
 бе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относит- 
 ся к себе. Целостный, хотя и не  лишенный  внутренних  противоречий  образ 
 собственного "Я", выступающий как установка по отношению к самому себе.    
      Опросник используется для исследования степени осознанности представ- 
 ления о самом себе.                                                        
 
      Обработка.                                                            
      При обработке методики подсчитывается количество набранных  баллов  в 
 зависимости от ответа испытуемого:                                         
      1 - абсолютно не согласен;                                            
      2 - не согласен;                                                      
      3 - частично согласен, частично не согласен;                          
      4 - согласен;                                                         
      5 - абсолютно согласен.                                               
      Полученные баллы суммируются.                                         
 
      Интерпретация.                                                        
      12-20 баллов - крайне высокая ясность Я-концепции.                    
      21-32 балла  - средняя ясность Я-концепции, ближе к высокой.          
      33-39 баллов - средняя ясность Я-концепции.                           
      40-51 баллов - средняя ясность Я-концепции, ближе к низкой.           
      52-60 баллов - крайне низкая ясность Я-концепции.                     
 
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Диаграмма по результатам тестирования основана на показателе выражен- 
 ном в процентах с нулевой точкой отсчета.                                  
 
      Опросник состоит из 12 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Исследование ясности "Я"-концепции (SCC).                        
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓██████████─────────────╢>              
 
         <─[--]─><────[-]────><─[=]─><────[+]───><──[++]──>                 
 
                Тестовый показатель - "ЯК" = 48  75%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Средняя ясность "Я"-концепции, ближе к низкой.                        
      Я-концепция - относительно устойчивая, более или  менее  осо-         
 знанная, переживаемая, как неповторимая система представлений  ин-         
 дивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие  с         
 другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и  не  лишенный         
 внутренних противоречий образ собственного  "Я",  выступающий  как         
 установка по отношению к самому себе.