МЕТОДИКА:                                  
                        Реестр ассертивности Ратуса                         
                       (Rathus Assertiveness Schedule)                      
                               (Rathus S.).                                 
 
      Ассертивность это умение выражать  свои  мысли,  убеждения,  взгляды, 
 чувство без ощущения внутреннего дискомфорта, которое свойственно тем  же- 
 ланиям.                                                                    
      В переводе с английского языка слово  "assert"  означает  "утверждать 
 упорно, показательно, уверенно".                                           
      Концепция ассертивности оформилась в конце 50-х - начале  60-х  годов 
 ХХ века в трудах американского психолога А. Солтера  и впитала в себя клю- 
 чевые положения гуманистической психологии - в частности, противопоставле- 
 ние самореализации манипулированию людьми.                                 
      В лексикон российских психологов термин проник в середине 90-х  годов 
 ХХ века, после публикации популярной книги чешских  авторов  В. Каппони  и 
 Т. Новака "Ассертивность - в жизнь".                                       
      Проблемами ассертивного поведения занимались  Е. Кристофф,  К. Келли, 
 Д. Вольпе, А. Ланге, А. Лазарус, В. Ромек, Е. Крукович и другие психологи. 
 Изучение феномена ассертивности позволяет получать данные  о  возможностях 
 управления мнениями людей и аудиторией, о приемах отстаивания своей  пози- 
 ции.                                                                       
 
      Характеристики ассертивной личности:                                  
      1) Человек свободно выражает свои мысли, чувства.                     
      2) Он может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми  людьми, 
 с друзьями, семьей. Это общение всегда открытое, честное, прямое  и  адек- 
 ватное.                                                                    
      3) Активная ориентация к жизни: добиваться желаемого, пытаться влиять 
 на события.                                                                
      4) Действия характеризуются самоуважением.                            
 
      Ассертивное поведение не всегда ведет к достижению цели, но цели уси- 
 ливают положительную оценку свойств личности.  Достижение  цели  усиливает 
 желание достигать другие цели, в результате - чувство движения  и  большая 
 уверенность в самоценности.                                                
      Уверенное поведение характеризуется такими признаками, как:           
      целенаправленность;                                                   
      ориентированность на преодоление возникающих препятствий, а не на пе- 
 реживания;                                                                 
      гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстановку;       
      социальная ориентированность, направленность на конструктивные  отно- 
 шения с окружающими;                                                       
      сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;         
      настойчивость, не переходящая в агрессию;                             
      направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач;        
      созидание.                                                            
 
      Поведение человека бывает двух типов: уверенное  и  неуверенное  (как 
 два "полюса" неуверенного поведения - агрессивность и застенчивость). Неу- 
 веренный человек может быть очень тихим, застенчивым, ходить  ссутулившись 
 и опустив голову, избегать прямого взгляда, пасовать перед любым давлением 
 на него. При таком поведении человек уходит от прямого обсуждения  пробле- 
 мы, склонен говорить о своих желаниях и потребностях  в  косвенной  форме, 
 пассивен, не готов принять предложение партнера. Неуверенность может  про- 
 являться и в агрессии, человек  кричит,  оскорбляет,  размахивает  руками, 
 смотрит с подозрением и т.п. проявляется требовательность и  враждебность, 
 человек "переходит на личности", пытается наказать другого человека, а не  
 удовлетворить свои потребности.                                            
 
      Неуверенность в себе наиболее ярко проявляется в поведении в ситуаци- 
 ях, связанных с общением. Так, В.Г. Ромек  отмечает  следующие  проявления 
 неуверенности: страх быть отвергнутым, заниженная самооценка, нерациональ- 
 ные убеждения, излишнее стремление "соблюдать приличия", отсутствии  навы- 
 ков выражения чувств.                                                      
 
      Принципы ассертивного поведения.                                      
 
      Принятие на себя ответственности за собственное поведение.            
      По своей сути ассертивность - это философия  личной  ответственности. 
 То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение 
 и не имеем права винить других людей за их реакцию на наше поведение.      
 
      Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям.                  
      Основной составляющей ассертивности является наличие  самоуважения  и 
 уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет ува- 
 жать вас?                                                                  
 
      Эффективное общение.                                                  
      В данном случае главными являются три следующих качества - честность, 
 открытость и прямота в разговоре, но не за счет  эмоционального  состояния  
 другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или  чув- 
 ствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при  этом  своего 
 партнера по общению.                                                       
 
      Демонстрация уверенности и позитивной установки.                      
      Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и  позитивной 
 установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и 
 знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом.       
 
      Умение внимательно слушать и понимать.                                
      Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления  понять 
 точку зрения другого человека. Все мы считаем себя  хорошими  слушателями, 
 но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека,  переходим  от 
 фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того,  чтобы 
 побыстрее изложить свою точку зрения?                                      
 
      Переговоры и достижение рабочего компромисса.                         
      Стремление к достижению рабочего компромисса - очень полезное качест- 
 во. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуа-   
 ции, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные.              
 
      Также вы имеете право:                                                
      выражать чувства;                                                     
      выражать мнения и убеждения;                                          
      говорить "да" или "нет";                                              
      менять мнение;                                                        
      сказать "я не понимаю";                                               
      быть самим собой и не подстраиваться под других;                      
      не брать на себя чужую ответственность;                               
      просить о чем-либо;                                                   
      устанавливать собственные приоритеты;                                 
      рассчитывать на то, чтобы вас слушали и относились к вам серьезно;    
      ошибаться;                                                            
      быть нелогичным, принимая решения;                                    
      сказать "мне это безразлично".                                        
 
 
      Результаты опроса 764 женщин и 637 мужчин - студентов 35 колледжей    
                                   США.                                     
 
      женщины  процентиль  мужчины                                          
        55         99        65                                             
        48         97        54                                             
        45         95        48                                             
        37         90        40                                             
        31         85        33                                             
        26         80        30                                             
        23         75        26                                             
        19         70        24                                             
        17         65        19                                             
        14         60        17                                             
        11         55        15                                             
         8         50        11                                             
         6         45         8                                             
         2         40         6                                             
        -1         35         3                                             
        -4         30         1                                             
        -8         25        -3                                             
       -13         20        -7                                             
       -17         15       -11                                             
       -24         10       -15                                             
       -34          5       -24                                             
       -39          3       -30                                             
       -48          1       -41                                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма, а  также  автоматическая  интерпретация 
 результатов тестирования основана на показателях выраженных в процентах.   
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 30 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Реестр ассертивности (Rathus Assertiveness Schedule).            
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████────────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
                Тестовый показатель - "Ас" = 36  70%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный уровень ассертивности.                                     
      Повышенное умение выражать свои  мысли,  убеждения,  взгляды,         
 чувство без ощущения внутреннего дискомфорта.                              
 
      Характеристики уверенного поведения:                                  
      целенаправленность;                                                   
      ориентированность на преодоление возникающих  препятствий,  а         
 не на переживания;                                                         
      гибкость, адекватность реакций на быстро меняющуюся обстанов-         
 ку;                                                                        
      социальная ориентированность, направленность на  конструктив-         
 ные отношения с окружающими;                                               
      сочетание спонтанности с возможностью произвольной регуляции;         
      настойчивость, не переходящая в агрессию;                             
      направленность на достижение успеха, а не на  избегание  неу-         
 дач;                                                                       
      созидание.                                                            
 
      Принципы ассертивного поведения:                                      
      принятие на себя ответственности за собственное поведение;            
      демонстрация самоуважения и уважения к другим людям;                  
      эффективное общение;                                                  
      демонстрация уверенности и позитивной установки;                      
      умение внимательно слушать и понимать;                                
      переговоры и достижение рабочего компромисса.